Блок цилиндров является остовом двигателя. На нем и внутри него располагаются основные механизмы и детали систем двигателя. Блок цилиндров отливается вместе с верхней половиной картера двигателя, поэтому его иногда называют блок-картером. Блок цилиндров может быть отлит из серого чугуна (двигатели ЗИЛ-130, ЯМЗ-236) или из алюминиевого сплава (двигатели М-21, ГАЗ-53А).
Внутренняя поверхность цилиндра, по которой перемещается поршень, называется зеркалом цилиндра. Ее тщательно обрабатывают для уменьшения трения при движении в цилиндре поршня с кольцами. Часто внутреннюю поверхность цилиндров закаливают для повышения ее износостойкости.
Цилиндры могут быть отлиты вместе со стенками водяной рубашки в одном блоке или изготовлены в виде отдельных гильз, устанавливаемых в блок.
Блок цилиндров имеет горизонтальную перегородку, которая делит его на верхнюю и нижнюю части. В верхней плоскости блока и в горизонтальной перегородке расточены отверстия для установки гильз цилиндров.
Гильзы могут быть сухими или мокрыми.
Гильза называется мокрой, если она непосредственно омывается водой системы охлаждения двигателя, в отличие от сухой гильзы, с водой непосредственно не соприкасающейся.
Двигатели автомобилей М-21 «Волга», ГАЗ-5ЗА и ЗИЛ-130 и дизель ЯМЗ-236 имеют цилиндры, изготовленные в виде отдельных сменных мокрых гильз. В дизеле ЯАЗ-М204 цилиндры выполнены в виде сменных сухих гильз, причем на их стенках сделаны окна 9 для прохода воздуха из воздушной камеры.
Гильзы цилиндров просты по конструкции, их легче отлить, чем блок цилиндров, и при этом получается меньше дефектов. Если гильза вышла из строя, то ее можно быстро отремонтировать или заменить.
Рис. 1. Схемы цилиндров двигателей:
а — без гильз (двигатель ЗИЛ-164А); б — с короткой вставкой (двигатель ГАЗ-51А); в — с мокрой гильзой (дизели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238); з — с мокрой гильзой, в которую запрессовала короткая вставка (двигатели М-21, ГАЗ-53А и ЗИЛ-130); д — с сухой гильзой и воздушной камерой (дизели ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206); 1 — блок цилиндров; 2 — водяная рубашка; 3 — вставка; 4, 5 и 7 — гильзы цилиндров; в — резиновые уплотнительные кольца; 8 — воздушная камера; 9 — окна
При установке гильз в блок цилиндров предусмотрена возможность изменения их длины с изменением температуры двигателя. Для установки гильз в вертикальном положении у них имеется специальный буртик для упора в блок цилиндров. Чтобы вода не просачивалась в картер из водяной рубашки, мокрые гильзы уплотняют с помощью резиновых колец, устанавливаемых в специальных канавках блока цилиндров или надеваемых на гильзы (двигатели М-21, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236 и др.), или с помощью медных кольцевых прокладок, располагаемых менаду блоком и нижним поясом гильзы (двигатель ГАЗ-5ЗА).
Для удобства установки гильзы в блок цилиндров ее нижний пояс делают меньшего диаметра, чем верхний.
В верхней части цилиндров во время работы двигателя сгорает рабочая sсмесь. Горение сопровождается выделением продуктов окисления, которые с парами воды образуют кислоты, вызывающие коррозию цилиндров. Износу цилиндров в верхней части способствует также высокая температура и большое давление газов. Для повышения износостойкости верхней части стенок цилиндра применяют вставки. Такие вставки запрессованы в мокрые гильзы цилиндров двигателей М-21, ГАЗ-5ЗА и ЗИЛ-130. Вставки изготовляют из специального антикоррозионного чугуна.
Поперечные вертикальные перегородки внутри блока цилиндров совместно с передней и задней стенками картера двигателя обеспечивают необходимую прочность и жесткость блока цилиндров. В этих перегородках, а также в передней и задней стенках картера растачивают постели сод верхние половины коренных подшипников коленчатого вала, нижние половины которых помещаются в специальных крышках, крепящихся к блоку цилиндров болтами (двигатель ЗИЛ-130) или шпильками (двигатели М-21 и ГАЗ-53А).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Блок цилиндров двигателя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы