Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили Москвич

Публикация:
   Блок цилиндров и кривошипно-шатунный механизм автомобиля «Москвич»

Читать далее:




Блок цилиндров и кривошипно-шатунный механизм автомобиля «Москвич»

Блок цилиндров — основная несущая базовая деталь двигателя; представляет из себя сложную отливку из высокопрочного алюминиевого сплава, образующую рубашку жидкостного охлаждения, верхнюю часть картера с пятью опорами коленчатого вала, выполненными в виде перегородок картера, усиленных ребрами жесткости, четыре цилиндрических гнезда для установки чугунных гильз цилиндров, фланцы и бобышки с резьбовыми крепежными отверстиями и каналы главной масляной магистрали. В передней части блока цилиндров, слева, имеется специальный прилив, образующий полость по форме в виде улитки для водяного насоса, а в задней части — прилив для крепления стартера.

Гильзы цилиндров вставные, отливаются из легированного чугуна. Они уплотняются в блоке медными кольцевыми прокладками, которые устанавливаются между опорными буртиками гильз и опорными торцевыми поверхностями гнезд под гильзы. Для гарантии герметичности уплотнения гильзы через прокладку с головкой цилиндров гильза выступает над поверхностью блока цилиндров на 0,01…0,08 мм под усилием ее прижатия к блоку 50…70 Н (5…7 кгс) (при контроле). Такое выступание обеспечивается точностью изготовления блока и гильз.

Крышки коренных подшипников коленчатого вала изготавливаются из ковкого чугуна. Каждая крышка фиксируется на блоке цилиндров двумя полыми штифтами и крепится к блоку на двух шпильках 32. Для обеспечения высокой точности и соосности отверстий под вкладыши коренных подшипников обработка крышек ведется совместно с блоком цилиндров после затяжки шпилек крепления определенным моментом. В связи с этим крышки коренных подшипников не являются взаимозаменяемыми и на каждой из них выбит порядковый номер подшипника. На торцах крышки среднего коренного подшипника выполнены специальные кольцевые проточки для установки в них упорных полуколец, ограничивающих осевое перемещение коленчатого вала.

Для обеспечения нормальной работы двигателя на всех режимах зазор между поршнем и гильзой цилиндра должен быть в пределах 0,05…0,07 мм. Такой зазор достигается разбивкой цилиндров и поршней на пять размерных групп А, Б, В, Г, Д через 0,01 мм. Размерная группа обозначается на каждой гильзе цветной полосой (соответственно буквам): зеленой, желтой, красной, синей и черной. Диаметр цилиндра измеряется в четырех поясах по высоте как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя на расстоянии 10, 50, 100 и 125 мм от верхнего торца гильзы.

С правой стороны блока выполнен в литье продольный канал рубашки охлаждения, который закрывается штампованной крышкой через уплотнительную прокладку. В этот канал подается охлаждающая жидкость из водяного насоса.

Передний торец блока цилиндров закрывается через прокладки двумя крышками распределительных звездочек: нижней и верхней. В нижней крышке располагаются детали масляного насоса, к ней же крепятся привод распределителя зажигания и водяной насос. В верхней крышке устанавливается механизм натяжения цепи привода механизма газораспределения.

Рис. 1. Продольный разрез двигателя 331.10:
1 — цепь привода распределительного вала; 2—звездочка натяжного устройства; 3—прокладка головки блока цилиндров; 4 — распределитель зажигания; 5 — трубка вакуумрегулятора; 6— стопорный болт натяжителя цепи привода распределительного вала; 7 — верхняя крышка распределительных звездочек; 8—прокладка крышки головки цилиндров; 9 — пробка-заглушка натяж ного устройства; 10 — звездочка ведомая привода распределительного вала; 11— провода высокого напряжения; 12 — головка блока цилиндров; 13 — распределительный вал; 14 — коромысло клапана; 15 — держатель проводов; 16—гайка шпильки крепления головки цилиндров; 17 — крышка головки цилиндров; 18 — болт регулировочный; 19 — контргайка; 20 — ось коромысел; 21 — тарелка пружин клапанов; 22 — направляющая втулка клапана; 23—клапан впускной; 24 — шпилька крепления впускной трубы; 25 — гильза цилиндра; 26 — маховик; 27 — болт шатуна; 28 – шатун; 29 — крышка шатуна; 30 — крышка среднего коренного подшипника; 31 — гайка болта шатуна; 32—прокладка масляного картера; 33 — вкладыш коренного подшипника; 34 — перегородка масляного картера; 35 — маслоприемник; 36 — масляный картер; 37 — коленчатый вал; 38 — звездочка ведущая привода распределительного вала; 39 — шестерня ведущая привода масляного насоса и распределителя; 40 — сальник передний; 41 — шкив; 42 — крышка масляного насоса; 43 — шестерня масляного насоса; 44 — нижняя крышка распределительных звездочек; 45 — шпонка; 46 — храповик; 47 — крышка жидкостного канала; 48 — масляный фильтр

Кривошипно-шатунный механизм включает в себя: поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, шатуны, коленчатый вал, маховик, вкладыши коренных и шатунных подшипников, крышки коренных подшипников коленчатого вала, звездочку привода механизма газораспределения, шестерню привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса и генератора, крышку задней манжеты.

Поршень 12 отливается из высокопрочного с высокой теплопроводностью алюминиевого сплава. Форма днища выпуклая с выемками в центре и под клапанами. Форма юбки сложная и в поперечных сечениях по высоте юбки неодинаковая, поэтому диаметр юбки замеряется в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на/расстоянии 24,5 мм от нижнего торца юбки. Для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,05…0,07 мм поршни разбиваются по диаметру юбки также на пять групп; А, Б, В, Г и Д. Буквенная маркировка группы поршня наносится на поверхности днища.

Для улучшения прирабатываемости поршня к цилиндру наружная поверхность юбки покрывается слоем олова толщиной 0,004…0,006 мм. Отверстия под поршневой палец смещены от оси симметрии поршня на 1,5 мм в правую сторону двигателя.

Около отверстия под поршневой палец выполнена в литье стрелка, указывающая направление смещения. Дополнительно на днище поршня выбивается стрелка, которая должна быть обращена к передней части двигателя при установке поршня в сборе с шатуном в цилиндр. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены пять кольцевых канавок мелкого профиля, которые несколько снижают давление газов перед верхним поршневым кольцом.

Поршневой палец фиксируется в бобышках поршня стопорными кольцами с обеих сторон, которые входят в кольцевые канавки бобышек.

Поршневой палец устанавливается в бобышки поршня на скользящей посадке (от натяга 0,0025 мм до зазора 0,0025 мм). Чтобы выдержать такую посадку, поршни и пальцы но диаметру разбиваются на четыре группы через 0,0025 мм, каждая группа обозначается краской. Маркировка наносится на внутреннем диаметре поршневого пальца, а на поршне на одной из бобышек. При сборке поршень и палец должны быть одной размерной (цветовой) группы.

Поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга по весу более чем на 3 г. Поэтому они сортируются на заводе-изготовителе на четыре весовые группы: 1, 2, 3, 4. Цифровая маркировка наносится на днище поршня.

Поршневые кольца, два компрессионных и одно масло-съемное, изготавливаются из специального легированного чугуна методом индивидуальной отливки. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца 35 покрывается пористым хромом толщиной слоя 0,08…0,20 мм для повышения его износостойкости. Второе компрессионное кольцо 34 снаружи имеет проточку, в результате чего профиль кольца, установленного в цилиндр, несколько выворачивается и кольцо контактирует с цилиндром нижней кромкой, что ускоряет приработку кольца к цилиндру и способствует снятию излишков масла с зеркала цилиндра. Наружная поверхность кольца покрывается оловом толщиной слоя 0,004…0,006 мм для лучшей приработки к цилиндру. Маслосъемное кольцо 33 на наружной поверхности имеет кольцевую проточку, в которой выполнены прорези для отвода масла. На наружных кромках кольца снятьИраски. Снятие и установка колец в канавки поршня должны производиться только с помощью специального съемника, которым обеспечивается равное напряжение изгиба по окружности кольца при его разжатии.

Шатун кованый, стержень шатуна имеет двутавровое сечение, разъем нижней головки — под углом 90° к стержню. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Посадка поршневого пальца во втулке — с зазором в пределах 0,0045…0,0095 мм. Такой зазор обеспечивается разбивкой шатунов и поршневых пальцев на четыре размерных группы через 0,0025 мм. Цветовая маркировка наносится на поверхность верхней головки шатуна. Правильность посадки поршневого пальца во втулке проверяется путем введения предварительно смазанного моторным маслом пальца в отверстие втулки, при этом шатун под собственным весом должен проворачиваться на пальце от горизонтального положения, а палец не должен выпадать из втулки при вертикальном его положении. При подборе допускается устанавливать палец меньшей размерной группы при соблюдении условий подбора. Подбор и контроль должны производиться при температуре окружающего воздуха 20 ± 3 °С.

Так как крышки нижних головок шатунов невзаимозаменяемы, на торце крышки и на стержне шатуна имеются специальные отличительные выступы, выполненные в поковке. Кроме того, на шатуне и соответствующей ему крышке клеймится номер цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны, а при сборке шатуна с поршнем стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону отличительных выступов на шатуне. В одном двигателе шатуны по весу не должны отличаться более чем на 8 г.

Рис. 2. Кривошипно-шатунный механизм:
1 — храповик; 2 — шкив привода водяного насоса и генератора; 3—передний сальник; 4 — масло-отражательное кольцо; 5 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — распорная втулка; 7 — звездочка привода распределительного вала; 8 — вкладыш коренного подшипника; 9 — коленчатый вал; 10— стопорное кольцо; 11 — поршневой палец; 12—поршень; 13 — маховик; 14 — крышка заднего сальника; 15 — сальник; 16—стопорная пластина; 17 — подшипник первичного вала коробки передач; 18 — крышки коренных подшипников; 19 — шпилька крепления крышки коренного подшипника; 20 — гайка шпильки; 21 — установочный штифт; 22 — упорные полукольца; 23 — крышка среднего коренного подшипника; 24 — шпонка звездочки; 25 — шпонка шкива и шестерня; 26 — стопорная шайба храповика; 27 — крышка шатуна; 28 — шатунные вкладыши; 29 — гайка; 30 — болт шатуна; 31 — шатун; 32—втулка шатуна; 33—маслосъемное кольцо; 34 — компрессионное кольцо; 35 — верхнее компрессионное кольцо;
А, В, С— масляные каналы

Вкладыши шатунных подшипников сталеалюминиевые взаимозаменяемые. Они удерживаются от проворачивания в шатуне специальными выступами, которые входят в соответствующие пазы в отверстии нижней головки шатуна.

Коленчатый вал стальной кованый с четырьмя противовесами; балансируется динамически. Шатунные и коренные шейки вала закаливаются токами высокой частоты. Для подвода смазки к шатунным подшипникам в теле вала просверлены через щеки каналы, соединяющие коренные шейки с шатунными. Каналы глушатся в щеках резьбовыми заглушками.

На переднем конце коленчатого вала устанавливаются на шпонках ведущая звездочка привода механизма газораспределения, ведущая шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания, шкив привода водяного насоса и генератора, маслоотражательное кольцо и распорная втулка, которые стягиваются храповиком со стопорной шайбой. На заднем конце коленчатого вала выполнены фланец для крепления маховика и гнездо для установки шарикового подшипника первичного вала коробки передач.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается двумя упорными полукольцами, устанавливаемыми в проточки на торцевых поверхностях крышки среднего коренного подшипника.

Упорные полукольца изготовлены из сталебаббитовой ленты.

Вкладыши коренных подшипников сталеалюминиевые взаимозаменяемые; удерживаются от проворачивания выступами, которые входят в соответствующие пазы в постелях в лады шей.

Передний конец коленчатого вала уплотняется резиновой манжетой, установленной в нижней крышке распределительных звездочек. Задний конец вала уплотняется резиновой манжетой, установленной в крышке, которая крепится к блоку цилиндров. Кроме того, на наружной поверхности фланца выполнена маслосгонная нарезка, которая в определенной степени препятствует проникновению масла к уплотняющей кромке манжеты.

Маховик отливается из легированного чугуна. На обод маховика напрессовывается с предварительным подогревом зубчатый венец, входящий в зацепление с шестерней стартерг в процессе пуска двигателя. Маховик центрируется на колен чатом валу по специальному буртику на фланце коленчатого вала, фиксируется установочным штифтом и крепится шестью болтами с тремя стопорными пластинами.

В запасные части выпускаются вкладыши шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, уменьшенные на 0,25; 0,50; 0,75 и 1,00 мм.

Основные неисправности блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения аналогичны двигателю ВАЗ-2106-70.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили Москвич

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Блок цилиндров и кривошипно-шатунный механизм автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства