Для ударного бурения шпуров на карьерах дорожного строительства в настоящее время широко используются пневматические бурильные молотки, работающие за счет энергии сжатого воздуха.
Бурильный молоток представляет собой поршневую машину, дополненную устройством для поворота бура, а в современных конструкциях — также устройством для промывки шпура.
Принцип действия молотка при бурении следующий. Сжатый воздух по воздухопроводам поступает в верхнюю часть цилиндра молотка.
Из левой схемы видно, что при рабочем ходе сжатый воздух поступает через канал в верхнюю часть цилиндра, причем два других канала закрыты. Под действием энергии сжатого воздуха поршень движется вниз, наносит резкий удар по хвостовику бура, в результате чего головка 6 (коронка) специальной формы ударяет по породе и углубляется на незначительную глубину т. При ходе поршня вниз отработавший воздух выходит через канал в атмосферу. При холостом ходе верхний левый и нижний правый каналы закрыты, сжатый воздух поступает в нижнюю полость цилиндра и приподнимает (толкает) вверх поршень; отработавший сжатый воздух выходит в верхнюю часть цилиндра и через канал в атмосферу. Изменение направления воздуха для рабочего и холостого ходов осуществляется автоматически при помощи золотника, помещенного в золотниковой коробке. Таким образом, удары буром по породе наносятся периодически; в результате многократных ударов достигается устройство шпуров заданной глубины.
Бурильные молотки отличаются один от другого главным образом воздухораспределительными устройствами. По весу их делят на три группы:
а) ручные — весом от 15 до 35 кг; этими молоткам» работают с руки или с применением несложных установочных приспособлений;
б) телескопические — весом от 25 до 50 кг, предназначенные главным образом для бурения шпуров, направленных вверх; для установки их в забое не требуется специальных приспособлений, так как они имеют специальную раздвижную телескопическую колонку;
в) колонковые — весом от 75 до 100 кг и более; их устанавливают на колонках, треногах или буровых каретках.
В дорожном строительстве широкое применение имеют молотки первой группы (рис. 1). Производительность их составляет 110—160 мм в минуту по граниту и 160—205 мм — по известняку.
Воздухораспределительное устройство бурильного молотка служит для регулирования поступления сжатого воздуха в верхнюю или нижнюю часть цилиндра. Если сжатый воздух поступает в верхнюю часть цилиндра, то поршень, двигаясь сверху вниз, совершает рабочий (ударный) ход, в конце которого он ударяет по хвостовику бура. При обратном холостом ходе (движение поршня снизу вверх) поршень при помощи храпового механизма поворачивает бур. Поворот бура в современных бурильных молотках осуществляется автоматически.
Исполнительным органом бурильных машин является сталь-, ной стержень — бур, имеющий на одном конце буровую коронку, которая разрушает породу, а на другом — хвостовик, вставляемый во втулку бурильного молотка.
Применяют буры следующих типов: каленые из углеродистой стали; облицованные пластинками твердых сплавов со съемными
головками из легированной стали; со съемными головками, армированными (облицованными) пластинками твердых сплавов.
При бурении каждого шпура буры приходится несколько раз менять, причем каждый новый бур, вставляемый в шпур, должен быть длиннее предыдущего, затупившегося бура. Поскольку щпур получается не цилиндрической, а несколько конической формы, каждый последующий бур должен иметь головку меньшего диаметра. Буры с одинаковыми головками легко заклиниваются в шпуре. Для продувки шпура сжатым воздухом или промывки водой бур имеет цилиндрический канал по всей длине.
Рис. 1. Основные части бурильного молотка:
1 — правая (нижняя) часть цилиндра; 2 — левая (верхняя) часть цилиндра; 3 — промывочное устройство (трубка); 4 — поворотный механизм; 5—пусковое устройство; б — головка; 7—цилиндр; 8 — воздухораспределительный механизм; 9 — поршень-ударник; 10 — направляющая гайка; II — концевая втулка; 12 — передняя головка (ствол); 13 — хвостовик бура; 14 — буродержатель
В зависимости от того, как из шпуров при бурении пневматическими молотками удаляют измельченную породу (продувкой сжатым или отработавшим воздухом или промывкой водой, нагнетаемой в шпур под давлением), бурение соответственно называют сухим или мокрым.
Сухой способ уступает Место бурению с промывкой, при которой не только обеспечивается хорошая очистка шпура, но и создаются наиболее благоприятные условия для работы бура: скорость бурения повышается на 25—30%; понижается сопротивляемость пород разрушению при бурении; в забое образуется значительно меньше пыли; улучшаются условия работы бурильщика. Расход воды для промывки — 3 л/мин. Подача воды в шпур может производиться двумя способами: через специальную промывочную трубку, расположенную по оси молотка, или непосредственно в канал бура через специальную муфту, минуя молоток.
Установлено, что вода, проникая в мельчайшие трещины, образуемые в разрушаемом буром поверхностном слое породы, понижает ее прочность, способствуя повышению эффективности бурения.
Это разрушающее действие промывочной воды увеличивают добавкой к воде химических веществ, названных понизителями твердости (хлористый алюминий, известь, поваренная соль и др.).
Скорость бурения при использовании понизителей твердости в оптимальных концентрациях увеличивается на 20—60%, а расход головок и буров уменьшается на 10—35% по сравнению со скоростями бурения при промывке чистой водой.
Кроме пневматических молотков, для бурения используют электрические и мотоперфораторы. У мотоперфораторов для привода их в действие используется двигатель внутреннего сгорания, установленный в верхней его части. Мотоперфораторы применяются для небольших объемов буровых работ при отсутствии электроэнергии и сжатого воздуха.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Бурильные молотки (перфораторы)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы