А. Основные операции при сборке кузова и порядок их выполнения
По сложности работы сборку кузова можно разделить на три основные группы:
1) сборка старых годных деталей;
2) сборка отремонтированных деталей;
3) сборка вновь изготовленных деталей.
Во всех этих группах процесс сборки может осложниться способом крепления узлов и объемом работы (частичная или полная сборка).
Так как подгоночные и доделочные работы были рассмотрены выше в соответствующих разделах (жестяницких, обойных, деревообделочных и арматурных работ), в настоящей главе разбираются только постановка на место, соединение и крепление различных узлов кузова.
Простейшим видом сборки является установка на место старых, годных и не бывших в ремонте деталей, а также арматуры кузова. Этот вид сборки представляет собой процесс, обратный разборке. В качестве примера можно привести последовательность операций при сборке опускающегося стекла задней двери автомобиля ЗИС-110.
Для этого надо:
1) запрессовать стекло в обойму;
2) поставить стекло в направляющие и подогнуть вертикальные направляющие желобков стекла на притворном и замочном торцах;
3) привернуть винты, крепящие направляющие стекла;
4) присоединить отпускную пружину электрогидравлического стеклоподъемника так, чтобы натяжение пружины позволило стеклу плотно и равномерно подниматься доверху и опускаться вниз;
5) отрегулировать непараллельность перемещения стекла в направляющих при помощи регулировочного винта стеклоподъемника;
6) поставить шток дилиндра электрогидравлического стеклоподъемника на штифт ножниц и забить шплинт крепления штока;
7) поставить обивку л привернуть ее винтами к внутренней панели двери;
8) поставить отделочную раскладку и привернуть ее винтами;
9) поднять стекло вверх стеклоподъемником.
Все перечисленные выше операции сборки являются обратным процессом разборки стекла. Однако сборка кузова после ремонта имеет ряд особенностей по сравнению со сборкой нового кузова.
После ремонта многие детали кузова, в особенности панели наружной облицовки и деревянные детали, снятые с кузова, не могут быть поставлены на место без предварительной подгонки или доделки. Например, отремонтированная или вновь изготовленная панель может не подойти по месту крепления вследствие растянутости ее края или неправильности формы. Вновь изготовленный брусок деревянного каркаса требует доделки для обеспечения хорошего сопряжения со старым узлом (т. е. доделки по месту). Часто усложняют работу сборки также детали, изготовленные вручную для замены штампованных деталей (например, угловые панели кузова, наружная панель двери и др.).
После ремонта часто приходится применять другой способ крепления деталей, чем принятый заводом, изготовляющим кузовы. Например, боковая филенка кабины ГАЗ-АА, приваренная до разборки точечной сваркой к фронт-раме и лежням пола и приклепанная двумя заклепками к щитку, при сборке после ремонта или в случае замены ее новой деталью приваривается ко всем местам крепления кислородно-ацетиленовым пламенем.
В процессе ремонта и сборки некоторые склепанные узлы каркаса кузова в случае ослабления заклепок или замены деталей привариваются. Детали же, свернутые винтами или болтами, ни в коем случае не разрешается приваривать. Иногда для ускорения и упрощения процесса подтягивания петель двери и прочного их крепления производят приварку петель. Такой метод ремонта недопустим, так как исключает возможность вторичного ремонта петель двери (при отрубании сварки от тонкого листового металла петельной стойки неизбежно повреждается! стойка).
Сборка некоторых узлов может осложниться отсутствием специальных приспособлений. Например, для сборки внутренних ручек кузова автомобиля «Москвич» необходимо приспособлен ние, которое дает возможность отжать натяжную пружину и поставить штифт, крепящий внутреннюю ручку к стержню механизма.
Таким образом, сборка кузова часто является продолжением ремонта и производится тем же рабочим, который ремонтировал или изготовлял деталь (за исключением сварочных работ, которые производит сварщик).
Сборка деталей сваркой. Этот способ требует совместной работы жестянщика и сварщика, поскольку детали, изготовленные из тонкой листовой стали, легко поддаются короблению в процессе сварки и требуют квалифицированной подгонки по месту.
Приварка деталей к месту их крепления производится, как указано в главе V. Исключение составляют детали из листовой стали, которые ранее были приварены к кузову точечной сваркой, что невозможно выполнить при сборке их после ремонта.
В таких случаях, чтобы получить аккуратную сварку, подобную точечной, поступают следующим образом:
1) прожигают небольшие отверстия в местах крепления панели к кузову кислородно-ацетиленовым пламенем;
2) плотно прижимают панель к месту ее крепления и через эти отверстия приваривают ее к кузову;
3) подравнивают и зачищают место сварки.
Сборка свертыванием шурупами. Шурупы, применяемые для деревянных соединений, бывают с полукруглой,, полупотайной и потайной головками. Для сборки кузовов чаще Есего применяют шурупы с потайной головкой, размеры которых можно подобрать по ОСТ 188, 189 и 190.
Чтобы свернуть два деревянных бруска шурупами, надо:
1) разметить отверстия под шурупы;
2) просверлить отверстие в первом бруске немного (на 0,5 мм) больше диаметра стержня шурупа;
3) просверлить отверстие во втором бруске немного меньше диаметра нарезной части шурупа (0,8 d). Глубина этого отверстия должна быть равна половине длины нарезной части;
4) прозенковать готовые отверстия под головку шурупа;
5) плотно завернуть шуруп ручной или электрической отверткой.
При свертывании деталей болтами диаметр отверстия под болт должен быть не более диаметра болта. Отверстия, имеющие большие размеры, приводят к ослаблению соединений.
Металлические детали (угольники, косынки, планки и др.) перед постановкой на деревянные узлы должны быть прогрунто-Еаны или промазаны противошумной массой. Размеры деталей должны соответствовать спецификациям или чертежам. Слишком длинный или короткий угольник может разъединить или ослабить соединение узла. Форма металлических изделий должна соответствовать форме деревянной детали, к которой они крепятся. Головки гвоздей и шурупов должны быть заделаны заподлицо с плоскостью деревянных деталей, а концы их не должны выходить с другой стороны крепления.
Сборка узлов деревянного каркаса кузова производится на стендах с простыми упорами со стягиванием узла стяжками или в усовершенствованных приспособлениях с эксцентриковыми и другими быстродействующими зажимами.
При сборке на стендах столяр (кузовщик) собирает каждый брусок с другими брусками в отдельности, соблюдая последовательность операций для данного узла. Стягивая узел ваймами, необходимо одновременно стягивать все места соединения данного бруска, чтобы обеспечить параллельность натяжения и плотность прилегания всех шиповых соединений. Стянутые бруски держатся ваймами до постановки шурупов или нагелей, закрепляющих узел окончательно.
При сборке в специальных прикшособлениях все бруски данного узла ставят в определенных гнездах этого приспособления ;и одновременно сжимают эксцентриковыми зажимами. В сжатом состоянии узел закрепляют шурупами или нагелями и 1ста-вят оковку. Это намного ускоряет процесс сборки. Однако при массовой сборке узлов в приспособлениях не допускаются никакие доделки брусков на сборочных участках. Все детали должны быть подготовлены в пределах существующих допусков. В противном случае теряется эффективность приспособления
При сборке деревянных узлов необходимо обратить внимание на тщательность подгонки деталей в местах соединения; зазоры в шипах и проушинах, шипах и гнездах или других видах деревянных соединений не ‘допускаются, так как они не только влияют на прочность соединения, но служат также местом для проникновения грязи и влаги, которые вызывают преждевременный износ и гниение деталей.
Все скрепляемые деревянные бруски и стойки в местах соединений смазываются казеиновым клеем (в особенности шипо-повыэ соединения). Выжатый при сборке брусков клей снимается тряпкой.
Замки, стеклоподъемники, поворотные механизмы, подъемники ветрового окна и механизмы внутренних ручек крепят к кузову винтами. После установки обивки на кузов ставят отделочные рамки и раскладки, которые придают законченный вид его внутренней отделке. Рамки крепят винтами с полупотайными никелированными головками. Необходимо следить за тем, чтобы рамки и накладки плотно подходили к проему окна. Сварную четырехстороннюю отделочную рамку устанавливают на место, начиная с нижней стороны, а затем подают в проем верхнюю сторону. После этого на рамку нажимают рукой и вставляют ее полностью на место. Нельзя стучать по рамке киянкой или молотком и вгонять ее с силой в проем, так как это может повредить рамку. Если рамка не входит в проем, надо внимательно проверить, что мешает ее установке, исправить дефект и вторично попробовать поставить ее на место.
После ремонта кузова механизмы крепятся на старых местах, и установка их не представляет особого труда. Однако в случае замены всей или части панели, к которой крепится арматура кузова, приходится вновь размечать место ее крепления, учитывая в каждом отдельном случае условия работы данного механизма.
В деревянных кузовах вместо отделочных рамок или метал -лических накладок часто ставятся деревянные накладки, имеющие разную форму в зависимости от их назначения и места крепления.
Все накладки до установки на кузов покрывают краской под цвет остальной отделки кузова и крепят на место шурупами или проволочными гвоздями (в зависимости от профиля штапи-ака и места его крепления).
Деревянные накладки должны быть плотно подогнаны к проему так, чтобы не оставалось ненужных зазоров.
Ввиду хрупкости стекла при любом виде крепления ставят на амортизирующих прокладках (резиновых, пробковых и т. п.) или передвигают по мягким, но плотно прилегающим направляющим. Передвижение раздвижных стекол осуществляется обычно от руки, для чего в стекле делается специальная выемка.
Сборку необходимо производить осторожно, чтобы не поцарапать окрашенную поверхность кузова и не повредить никелированные или хромированные детали или обивку.
При сборке цельнометаллических кузовов детали обивки и окон, предварительно собранные в соответствующих отделениях кузовного цеха, устанавливают на кузов.
К таким деталям обивки относятся: обивка дверей, подлокотников, угловых панелей, щитков передка, центральных, задних и передних стоек кузова, обивка боковины кузова, защитные канты и т. п.
Стекла вставлены в резиновые уплотнители, установленные в каркасе кузова, в рамки (поворотные, ветровые и др.) и в обоймы стекла. При установке на кузов детали и узлы крепятся таким же способом, каким они были укреплены до разборки кузова.
Технологический процесс оборки кузовов лучше всего показать на конкретных примерах, так как кузовы разной конструкции собираются в различной последовательности.
Б. Сборка цельнометаллических кузовов.
Сборка кузова автомобиля «Москвич»
1. Если кузов окрашен, надевают чехлы на переднюю и заднюю части кузова до начала сборки.
2. Устанавливают буферки на петли передних дверей, обивку крыши (как указано в разделе «Обойные работы») и дугу крыши в сборе, привертывая ее двумя винтами и пружинными шайбами с каждой стороны.
3. Наносят клей ЗИС-4010 на панели двери, в местах крепления уплотнителей и на уплотнители, оставляют их сушиться 5—10 минут и приклеивают последовательно нижние и задние уплотнители, а затем уплотнители нижнего заднего угла проема задней двери.
4. Покрывают места просвета в кузове противошумной мастикой.
5. Забивают ватой и покрывают мастикой № 579 все щели в передней и задней частях основания, а также места соединения деталей в задних .углах кузова (с правой и левой сторон).
6. Наносят клей ЗИС-4010 последовательно на соответственные части основания и на уплотняющие прокладки, оставляют их сушиться 5—7 минут и затем приклеивают в следующем порядке: дерматиновые прокладки на отверстиях, накладки в передней части основания, прижав их плотно к передней стойке и к борту передка, накладку в задней части основания л накладку на панели карданного вала.
7. Забивают ватой верхние торцы передних стоек, наносят клей ЗИС-4010 на войлочные уплотнители и плотно забивают их в пазы нижней части передних стоек (правой и левой).
8. Приклеивают клеем ЗИС-4010: чехлы тяг приводов замков передних цверей, противошумный картон к панели задка с внутренней стороны, коврик к стене заднего сиденья, уплотнители просветов передних и задних дверей к ободверкам, губчатые прокладки вокруг стержней внутренних ручек дверей, войлочные прокладки в нижней части передка (с правой и с левой сторон), защитные чехлы к стойкам и петлям (предварительно вывернув чехлы на левую сторону).
9. Устанавливают нижние уплотнители просветов передних и задних дверей с держателями в сборе и укрепляют их шурупами, устанавливают передние уплотнители передних дверей и зашплинтовывают их, устанавливают водосливный угольник в притворе передней двери и укрепляют его двумя шурупами.
10. Вставляют в декоративные накладки (боковых дверей и передка) болты, устанавливают их на кузов и привертывают гайками, подложив под гайки колпачковые и пружинные шайбы.
11. Заполняют декопативные накладки панели задка противошумной мастикой № 579 ТУ НКХП 272—41, устанавливают их на место и закрепляют винтами, подложив под винты колпачковые и пружинные шайбы.
12. Смазывают и устанавливают замки дверей и механизмы подъема стекол и укрепляют их винтами к внутренней панели двери.
13. Устанавливают наружные ручки дверей с розетками в сборе и закрепляют каждую ручку одним винтом, подложив под винт зубчатую шайбу.
14. Надевают держатель окна боковины кузова на уплотнитель стекла; наносят клей ЗИС-4010 на панели в проеме кузова для бокового окна и устанавливают на место ‘ стекло с .уплотнителем в сборе (правое и левое).
15. Наносят клей ЗИС-4010 в паз уплотнительной резины стекла по всему контуру с наружной стороны.
16. Устанавливают два средних и два боковых буферка запасного колеса и закрепляют их шурупами и шайбами.
17. Поднимают капот, устанавливают наконечники упора капота и прокладку капота в сборе, закрепив верхние и нижние концы ее проволокой, а средние — специальными крючками, гайками и шайбами.
18. Устанавливают передние и задние облицовки порога пола и привертывают их шурупами.
19. Устанавливают электрооборудование и стеклоочиститель.
20. Устанавливают фартук педального люка, два буфера в отверстия над проемом вещевого ящика, дверцу вещевого ящика; тягу воздушной заслонки и уплотнительную втулку.
21. Устанавливают обивку щита передка в сборе и привертывают ее шурупами и шайбами.
22. При установке ветрового стекла закладывают по всему периметру резинового уплотнителя стекла фитильный шнур (или шпагат) так, чтобы концы шнура выходили с внешней стороны стекла, промазывают проем в кузове для ветрового стекла клеем ЗИС-4010 и вставляют стекло с уплотнителями и кантом в сборе с наружной стороны кузова в оконный проем за наружную кромку проема, протягивают шнур (за оба конца) по направлению к упору стекля (рис. 113), отгибая таким образом язычок резинового уплотнителя, и вынимают шнур; выправляют кромки резинового уплотнителя по всему контуру окна нажимом руки по стеклу снаружи кузова; выправляют кант и промазывают уплотнитель клеем ЗИС-4010; удаляют лишний клей, выступающий за кромку резинового уплотнителя, и с кузова (у оконного проема) при помощи деревянного шпателя и тряпки, смоченной в бензине.
Рис. 113. Установка стекла ветрового окна.
23. Устанавливают механизм стеклоочистителя (правого и левого), для чего смазывают сальник автолом, вкладывают в гнездо валика кривошипа и проталкивают в отверстие накладки, предварительно подложив резиновую подкладку и фетровую шайбу, смазанную автолом; устанавливают на место наружную накладку стеклоочистителя и подтягивают ее винтами к внутренней накладке стеклоочистителя; надевают на валик кривошипа фетровую шайбу, смазанную автолом, затем металлическую шайбу и зашплинтовывают их; устанавливают держатель и щетки стеклоочистителя; регулируют работу стеклоочистителя.
24. Устанавливают окна правой и левой передних дверей: вставляют подсобранную рамку двери с опускающимся стеклом в проем передней двери и укрепляют переднюю стойку рамки снизу винтом, подложив под винт шайбы (одну простую и одну пружинную); укрепляют среднюю стойку рамки передней двери через приваренную планку двумя винтами (в верхней и нижней части) и шайбами (простой и пружинной); привертывают заднюю стойку рамки окна двумя винтами со стороны притвора двери через приваренную планку к стойке; устанавливают между внутренней и наружной панелью буферок опускающегося стекла передней двери, вкладывают в буферок специальную шайбу и привертывают винтом; опускают руками стекло передней двери в нижнее положение и устанавливают кронштейн обоймы стекла по центру, где проходит трос стеклоподъемника; смазывают направляющие обоймы, устанавливают скобы держателя опускающегося стекла передней двери и укрепляют двумя винтами; устанавливают на место уплотнитель поворотного стекла передней двери; смазывают отверстие оси поворотного стекла пресс-солидолом и устанавливают на место в дверь рамку поворотного стекла в сборе; устанавливают верхнюю ось поворотного стекла передней двери; проверяют работу стеклоподъемника и устраняют дефекты по монтажу узла.
25. Собирают окна правой и. левой задних дверей, для чего устанавливают буфер опускающегося стекла задней двери и привертывают шурупами с шайбой, а затем подсобранную рамку окна задней двери со стеклом в сборе в проем двери; закрепляют переднюю стойку рамки двумя винтами (со стороны притвора двери) и шайбами (простыми и пружинными); укрепляют заднюю стойку рамки двумя винтами в верхней и нижней части рамки со стороны внутренней панели; соединяют обойму со стеклоподъемником скобой и смазывают направляющие графитной смазкой; производят регулировку положения задней рамки.
26. Устанавливают и укрепляют уплотнители с держателями в проемы дверей: верхний уплотнитель с держателем в проем передней двери, короткий держатель, верхний уплотнитель с держателем в проем задней двери, передний держатель, задний держатель.
27. Устанавливают прокладку, орнамет и накладки на облицовку радиатора; приклепывают прокладку к правой и левой панелям облицовки радиатора шестью заклепками и заправляют прокладку под скобы облицовки; укрепляют к облицовке винтами с шайбами (простыми, колпачковыми и пружинными) орнамент, вертикальную накладку, пять горизонтальных накладок и заводский знак.
28. Укладывают на переднюю стойку кузова защитный кант передней двери в сборе с держателями и привертывают большой держатель шурупами; заправляют кант под щиток передка и привертывают его у малого держателя шурупами.
29. Устанавливают внутреннюю обивку кузова (правую и левую):
1) привертывают шурупами с облицовочными шайбами обивку центральной стойки, обивку потолка и задка боковую в сборке с кантом, обивку внутренней панели передка в сборе с кантом;
2) устанавливают подоконную обивку задка;
3) устанавливают заднее стекло кузова: закладывают фитильный шнур или шпагат по всему периметру резинового уплотнителя стекла, наносят клей зис-4010 на проем заднего окна и на уплотнитель, вставляют стекло с резиновым уплотнителем в сборе в оконный проем, за наружную кромку проема; протягивают шнур (за оба конца) по направлению к центру стекла и выдергивают его в верхней части стекла; выправляют кромки резинового уплотнителя по всему контуру окна нажимом руки по стеклу снаружи; наносят с наружной стороны клей ЗИС-4010 на уплотнитель окна; удаляют лишний клей со стекла, резины и кузова при помощи деревянного шпателя и тряпки, смоченной в бензине;
4) устанавливают с внутренней стороны кузова рамку заднего окна и укрепляют ее шурупами к угольникам в кузове;
5) устанавливают и привертывают шурупами козырек и укрепляют винтами зеркало заднего вида к панели передка;
6) присоединяют провод от пучка проводов к плафону, устанавливают основание плафона в сборе с лампочкой и привертывают его шурупами к лонжеронам крыши над центральной стойкой;
7) устанавливают внутреннюю обивку и ручки дверей; предварительно намечают отверстия для крепления обивки, ручек замка и стеклоподъемника, прокалывают шилом отверстия для шурупов и надрезают обивку под стержни для ручек, затем устанавливают обивку на дверь, привертывая ее шурупами с шайбами; после этого устанавливают внутренние ручки двери в сборе с розеткой, прижимая их специальной оправкой, и вставляют в прорезь ручки стопор; для ручки стеклоподъемника повторяют ту же операцию;
8) совмещают отверстие выключателя с отверстием в передней левой двери, прокалывают шилом отверстие в обивке и привертывают выключатель винтами;
9) повторяют операцию 8 для задних дверей (правой и левой);
10) устанавливают чехлы обивки дверей;
11) устанавливают каркасы подлокотников и приклепывают каждый из них тремя заклепками к арке боковины и тремя заклепками к задней стойке кузова; устанавливают верх обивки подлокотника и приклеивают его с одной стороны к боковине; подкладывают под обивку ватилин, натягивают обивку на каркас и прибивают ее к каркасу гвоздями;
12) устанавливают нижнюю обивку задка и укрепляют ее шурупами и облицовочными шайбами;
13) надевают на крайние пружины покрышки опорных пружин сиденья и устанавливают на пол кузова под сиденье крючки с пружинами;
14) наносят клей на шумоизоляционный картон и на коврик инструментального ящика и устанавливают их на ;место;
15) устанавливают и укрепляют болтами спинку заднего сиденья, надевают ремешок спинки на шпильку в полке задней части кузова;
16) кладут заднее сиденье на основание кузова; загибают передние крючки основания на каркас; надевают на нижние крючки и привертывают заднее сиденье двумя шурупами и шайбами;
17) укладывают в кузов переднее сиденье в сборе;
18) снимают чехлы с передней и зданей частей кузова (если они были надеты).
2. Сборка кузова автомобиля «Победа»
Обычно производится в два этапа: – до окраски устанавливают переднее оперение, капот, задние крылья, брызговик задка, крышку чемодана, двери и салазки переднего сиденья; – после окраски устанавливают все остальные детали кузова.
Последовательность операций при сборке до окраски следующая:
1. Устанавливают переднее оперение в сборе (передние крылья, облицовку радиатора, брызговик облицовки радиатора и щитки) и укрепляют брызговик облицовки радиатора двумя болтами к кронштейну бампера, щитки крыльев четырьмя болтами каждый к щиткам рамы, передние крылья десятью болтами каждое крыло.
2. Устанавливают капот: укрепляют на передке кузова две петли капота (каждая петля крепится тремя болтами с шайбами); устанавливают капот на кузов и укрепляют его к каждой петле двумя болтами с гайками и шайбами; устанавливают на кронштейны и натягивают две пружины петли капота; устанавливают в передний усилитель капота гайку штыря и ввертывают в нее штырь капота; собирают штырь верха капота с фланцем пружины штыря и пружиной, ввертывают штырь в гайку и укрепляют штырь в верхней части контргайкой; устанавливают в передний усилитель капота крючок предохранителя с пружиной и укрепляют его осью и шплин-’ том; производят регулировку работы замка и петель капота на кузове.
3. Устанавливают задние крылья (правое и левое): подгоняют задние крылья к боковине кузова; устанавливают между крылом и боковиной прошву и укрепляют каждое крыло девятью болтами с шайбами к боковине и арке боковины.
4. Устанавливают брызговик задка кузова и укрепляют его пятью болтами.
5. Устанавливают две петли с кронштейнами и прокладками на крышку чемодана и укрепляют каждую петлю тремя болтами.
6. Устанавливают крышку чемодана с петлями в сборе на кузов, для чего укрепляют упор крышки чемодана двумя болтами с шайбами к внутренней панели крыши и, двумя болтами с шайбами и гайками к боковой панели кузова; устанавливают защелку замка крышки чемодана и укрепляют ее двумя винтами и шайбами; замок крышки укрепляют четырьмя винтами; регулируют положение крышки на кузове.
7. Навешивают двери: прогоняют резьбу в гайках крепления петель дверей на навесных стойках кузова и двери; привертывают петли винтами к стойкам кузова; устанавливают двери в проеме кузова и привертывают вторую половину петли винтами и шайбами к навесным стойкам двери; регулируют дверь в проеме кузова до правильного ее положения и прочно укрепляют винты; устанавливают и укрепляют двумя винтами с шайбами защелку замка к притворным стойкам кузова; устанавливают направляющий шип двери, сухари направляющего шипа, облицовку, гнезда фиксатора и укрепляют четырьмя винтами; устанавливают рычаг ограничителя двери с буфером в сборе и укрепляют его к двери пальцем и шплинтом, припаивают облицовку петли.
8. Устанавливают салазки переднего сиденья кузова и укрепляют каждые из них четырьмя болтами.
Затем кузов поступает в малярное отделение, и после окраски сборку продолжают в следующем порядке.
9. Устанавливают и укрепляют орнаменты и декоративную обивку: орнамент «Победа» укрепляют к капоту двумя гайками; орнамент «ГАЗ» — тремя винтами, орнамент «М-20» — гайкой и шайбой. Декоративные накладки устанавливают на облицовку радиатора (укрепляют винтами и гайками) и на облицовку кузова.
10. Устанавливают передний и задний бамперы и укрепляют каждый из них четырьмя болтами к кронштейнам бампера.
11. Устанавливают уплотнитель и буферки капота и укрепляют их шурупами, устанавливают колпак облицовки радиатора и закрепляют его винтами, устанавливают облицовки порога и угольники передних и задних дверей и укрепляют их. Каждую облицовку передних дверей укрепляют .четырнадцатью шурупами, а каждый угольник — шестью шурупами; каждую облицовку задних дверей укрепляют одиннадцатью шурупами, а каждый угольник — пятью шурупами.
12. Собирают переднюю дверь (правую и левую): устанавливают декоративную накладку на наружную панель двери в пистоны и закрепляют оба конца ее, наносят клей на дверь (в месте крепления уплотнителя) и приклеивают уплотнитель к двери.
Устанавливают:
1) четырнадцать держателей и укрепляют их шурупами;
2) привод замка и укрепляют его тремя винтами-
3) замок двери и укрепляют его четырьмя винтами;
4) тягу и привод выключателя замка;
5) стеклоподъемник с нижней и верхней кулисами и укрепляют стеклоподъемник тремя винтами, а каждую кулису двумя винтами;
6) стойку хода стекла и укрепляют ее к верхней части двери двумя винтами, причем нижний винт — регулировочный — оставляют ослабленным;
7) стекло с обоймой и подвижной стойкой в сборе через внутреннюю сторону двери и укрепляют через люки в двери обойму стекла к кулисам двумя винтами и гайками. Затем укрепляют стойку к кулисе двумя винтами и регулируют стойкой и верхней кулисой ход стекла; устанавливают большую и малую дверные декоративные накладки и укрепляют их винтами; .наносят клей и приклеивают кошму под ручки и подлокотники дверей; устанавливают обивку двери на внутреннюю панель и укрепляют ее четырнадцатью винтами и шайбами; устанавливают раму стекла вместе с притворным стеклом в проем двери и укрепляют ее семью вишами; устанавливают внутренние ручки двери и стеклоподъемника, отжимают розетку и вставляют чеки крепления ручек к стержням (гфивода замка и стеклоподъемника); устанавливают подлокотник и укрепляют его винтами; навертывают головку тяги выключателя замка; устанавливают наружную ручку и укрепляют ее тремя винтами; устанавливают выключатель замка и укрепляют его стопорным винтом.
13. Собирают заднюю дверь кузова (правую и левую). Сборка задних дверей производится в такой же последовательности, как и передняя дверь, с той только разницей, что при сборке задней двери устанавливается в оконный проем двери неподвижная средняя стойка и обойма стекла крепится к кулисам стеклоподъемника двумя винтами вместо трех; не ставится выключатель замка
14. Устанавливают ветровое стекло. Операция выполняется при помощи фитильного шнура или шпагата (см. выше — установка ветрового стекла в кузове «Москвич»), Кромки оконного проема смазывают водонепроницаемой пастой, а стекло вставляют изнутри кузова и прижимают его к проему, одновременно вытягивая шнур. После установки стекла привертывают шурупами отделочную рамку и резиновый уплотнитель к центральной стойке.
15. Устанавливают заднее стекло; отделочную рамку укрепляют шурупами.
16. Собирают багажник. Устанавливают боковой картон багажника и укрепляют его шурупами; укрепляют полку багажника винтами; устанавливают резиновый уплотнитель и буфер крышки, ручку багажника и скобы (укрепляют двумя болтами); регулируют работу замка и положение крышки.
17. Устанавливают внутреннюю обивку кузова; проверяют состояние картонных вкладышей в стойках и рейках кузова, к которым прибивается обивка; негодные и недостающие вкладыши заменяются новыми; устанавливают обивку потолка с семью дугами в сборе; укрепляют дуги к кузову четырнадцатью винтами (по одному винту с каждой стороны дуги); наносят клей на переднюю панель (над ветровым окном) потолка и приклеивают к ней переднюю часть обивки потолка; наносят клей на заднюю панель (над задним стеклом) и приклеивают заднюю часть обивки потолка; устанавливают и прибивают гвоздями уплотнители к стойкам дверных проемов; устанавливают и укрепляют в металлических планках клинки передка; устанавливают и прибивают гвоздями обивку средних стоек и отделочные ленточки; укрепляют к полу пятью шурупами обивку арок боковин; устанавливают и укрепляют семью пистонами картон задней панели; устанавливают и укрепляют гвоздями и пистонами обивку угловых панелей; приклепывают и укрепляют винтами ковры порожек пола; устанавливают на крючок и укрепляют тремя болтами со стороны багажника спинку заднего сиденья; устанавливают подушку заднего сиденья и укрепляют ее шестью шурупами; устанавливают сиденье водителя в сборе и привертывают его к салазкам семью болтами.
3. Сборка кузова легкового автомобиля ЗИС-110
Производится в такой последовательности:
1. До начала сборки кузова проверяют состояние карделей (картонных вкладышей) в каркасе кузова. Поврежденные и недостающие кардели заменяют новыми.
2. Устанавливают прокладки кронштейнов шторы на полку задка кузова и привертывают их шурупами.
3. Наносят ровный слой клея на внутреннюю сторону рамки заднего окна и рамок бортовых окон; оставляют сушиться 30—40 минут, после чего приклеивают оклейку под раскладку.
4. Устанавливают четыре крайние дужки крыши, подкладывают противошумные прокладки и привертывают их винтами.
5. Устанавливают на кронштейны дужек розетки переднего, заднего и углового плафонов с прокладками и привертывают их шурупами.
6. Наносят на поверхность пола ровный слой битумного клея и приклеивают к полу детали шумоизоляции и термоизоляции пола.
7. Наносят ровный слой битумного клея на детали, подлежащие приклеиванию к полу, дают сохнуть 30—40 минут и приклеивают асбест к полу под сиденьем пассажиров и термоизоляционный картон в углубление пассажирского пола и в углубление пола водителя.
8. Наносят на поверхность приклеенных деталей ровный слой клея и дают сохнуть 30—40 минут.
9. Наклеивают на педальный пол оклейку, а к полу под стропонтенами (под сиденьями пассажиров и водителя) шумоизоляционный картон, который приклеивают к ранее установленным шумоизоляционным и термоизоляционным картонам. Прокатывают валиком приклеенные детали.
10. Вырезают отверстия в картоне для болтов крепления кузова по отверстиям в полу кузова.
11. Устанавливают нижний брусок крепления спинки и укрепляют его четырьмя шурупа мк.
12. Навешивают двери, укрепляют их винтами к петлям, регулируют положение двери в проеме кузова и их закрывание и открывание. Зазоры между ободверками двери, водосливами, задней стойкой и порогом пола должны быть 4 мм.
13. Наносят на очищенную поверхность ободверок передней и задней дверей ровный слой резинового клея; оставляют сушить 5—10 минут; протирают уплонители, наносят на них слой резинового клея и оставляют сушить 5—10 минут; приклеивают уплотнители к ободверкам и прокатывают валиком резину. Закрывают дверь и плотно прижимают ее струбцинами к проему двери, оставляя ее в таком положении 12 часов.
14. Протягивают под дугами крыши и через отверстия в двери пучок трубопроводов гидросистемы задних дверей, провода к потолочным плафонам, к выключателю арматурного щита и др.
15. Устанавливают на кузов: антенну, дверные выключатели, термоизоляцию щита двигателя, которую укрепляют десятью винтами и шайбами, переключатель света и стеклоочиститель, реле-регулятор и другие детали электрооборудования и стеклоочистителя.
16. Устанавливают цилиндр стеклоподъемника и скобу крепления цилиндра на двери и укрепляют их винтами и шайбами; привертывают к цилин-дру трубопровод стеклоподъемника и устанавливают все остальные детали стеклоподъемника.
17. Устанавливают крышку чемодана, для чего укрепляют винтами правую навеску с прокладками (под навесками) к крышке, подложив под головки винтов упорные колпачки, устанавливают крышку на кузов, подложив под навески прокладки, и укрепляют их винтами с упорными колпачками.
18. Устанавливают замок багажника и укрепляют его четырьмя винтами и шайбами; устанавливают и укрепляют шпингалеты замка четырьмя винтами и шайбами; вставляют ручку в отверстие замка и регулируют его работу.
19. Устанавливают ручку багажника. Наносят водозапорную пасту на ручку в месте крепления номерного фонаря; устанавливают прокладку и укрепляют номерной фонарь к ручке; устанавливают ручку в сборе с фонарем на дверь багажника и укрепляют ее гайкой и шайбой.
20. Устанавливают патрон освещения номерного фонаря и останов багажника, привернув один угольник останова к крышке двумя винтами и шайбами, а второй угольник — к жолобу багажника двумя винтами и шайбами; укрепляют заводской знак, предварительно покрыв внутреннюю его поверхность водозапорной пастой.
21. Наносят слой термотренового клея в места крепления уплотнителей багажника, сушат 20 минут; наносят второй слой термотренового клея, сушат 20 минут; наносят на термотреновый клей слой резинового клея и сушат 15—20 минут; протирают марлей, смоченной в бензине, кромки чемодана; наносят слой резинового клея ня уплотнители; сушат 15—20 минут; приклеивают уплотнители к жолобу и прокатывают уплотнитель валиком.
22. Устанавливают пистоны в штабики передка, дверей, по поясу кузова и боковин; устанавливают штабики на передок, на дверях, на боковины и по поясу кузова, укрепив их пистонами в отверстия на местах крепления.
23. Надевают муфты на оба конца окантовки передка, задних дверей и боковины и на один конец окантовки окна задка, привертывая окантовку самонарезающими шурупами; устанавливают окантовку (без муфты) на* ветровое окно.
24. Устанавливают буферы притвора двери, водоотводные трубки на панель боковины, водоотводный шланг и водосливную трубку.
25. Устанавливают замки дверей и приводы замков, для чего устанавливают в отверстие засова замка запорный палец тяги с тягой; вставляют-в переключатель замка стержень кнопки и повертывают стержень в рабочее положение; устанавливают замок в сборе с тягой и стержнем кнопки на панель двери и привертывают винтами и шайбами; устанавливают на панель двери привод, подкладывают противошумную прокладку между приводом и панелью двери и привертывают привод к панели винтами; надевают чехол на тягу привода и соединяют тягу с привод9м винтами и шайбами (простыми и пружинными).
26. Устанавливают клинья на передние и задние двери, привертывают их винтами, предварительно подложив под головки винтов пружинные шайбы.
27. Устанавливают корпусы остановов на притворные столбы кузова и привертывают их винтами с пружинными шайбами.
28. Устанавливают наружные ручки дверей (передних и задних), предварительно подложив под розетку подкладку, и привертывают ручку одним винтом с простой и пружинной шайбами. Производят регулировку ручки.
29. Устанавливают уплотнитель крышки люка передка; очищают от пыли и грязи люк передка марлей, смоченной в бензине; наносят на очищенную поверхность ровный слой термотренового клея; подвергают естественной сушке в течение 20 минут; наносят второй слой клея; повторяют естественную сушку 20 минут; наносят на термотреновый клей ровный слой резинового клея; протирают места приклейки уплотнителя марлей, смоченной в бензине; наносят на уплотнитель ровный слой резинового клея; просушивают клей 15—20 минут; приклеивают уплотнитель к жолобу.
30. Устанавливают ветровые канты задних дверей в проем кузова для двери и прибивают их гвоздями к карделям. При этом необходимо обеспечить одинаковый вылет канта по всему периметру проема двери и устранить морщины в канте.
31. Точно так же устанавливают ветровые канты передних дверей.
32. Устанавливают обивку передних, навесных и средних стоек, прибивая ее гвоздями (головки гвоздей скрывают под сукном обивки); укрепля—ют^ обивку верха (правую и левую) и подгоняют места соединения с обивкой низа, прибивая ее гвоздями; устанавливают подкладки под розетки плафонов; промазывают битумным клеем розетки переднего, заднего и угловых плафонов; приклеивают к розеткам ватилин.
33. Укрепляют обивку потолка, как указано в главе VIII.
34. Устанавливают арматурный щит, радиоприемник и фонари передних дверей.
35. Устанавливают ветровое стекло, для чего наносят на внутреннюю сторону окантовки по всему периметру слой водозапорной пасты; вставляют в проем окна стекло в сборе с уплотнителем и прижимают плотно к окантовке, одновременно следя за тем, чтобы вылет кромки уплотнителя был равномерным; промазывают водозапорной пастой внутреннюю кромку средней стрелки; устанавливают с наружной стороны стекла декоративные’ накладки, а с внутренней стороны накладки в сборе и свертывают их винтами; вставляют в проем окна раскладку, плотно прижимают ее к уплотнителю стекла и привертывают шурупами, подложив под головки шурупов шайбы, а между наружной кромкой раскладки обивки и арматурным щитом прокладывают прошву; устанавливают в нижней части раскладки щитки, привернув их одновременно с раскладкой шурупами и шайбами; устанавливают на месте стыка раскладки накладку и привертывают ее шурупами и скобами; снимают с наружной стороны стекла выжавшийся слой водозапорной пасты марлей, смоченной в керосине.
36. Укладывают обивку полки задка; подкладывают под нее сукно-обивки потолка и устраняют складки на обивке.
37. Вставляют в трубку шторы кронштейн; устанавливают шторы и привертывают шурупами; устанавливают скобу под штору и укрепляют ее шурупами.
38. Устанавливают нижние направляющие подъемных стекол, направляющие на притворную сторону передних дверей и на навесную и притворную стороны задних дверей; вставляют направляющие в обоймы, заводят крюки направляющих в отверстия обойм и опускают вниз доотказа.
39. Устанавливают передние направляющие на передние и задние двери, для чего промазывают клеем по металлу паз стойки поворотного стекла и оставляют сушить 60 минут (естественная сушка); заводят крюк направляющей в отверстие обоймы стекла и опускают обойму вниз; вставляют направляющую в стойку и приглаживают ее рукой, обеспечивая прочную приклейку направляющей к стойке.
40. Укрепляют нижние уплотнители передних и задних дверей: устанавливают в отверстия двери шурупы; вставляют в лапки кнопок уплотнитель, укрепляют его загибанием лапок, утопляют их в ворсе уплотнителя.
41. Устанавливают направляющие ролика стеклоподъемника на передние и задние двери; подкладывают противоскрипные прокладки между направляющей и внутренней панелью двери и привертывают винтами и пружинными шайбами.
42. Устанавливают подъемники стекол на передние и задние двери (см. рис. 87), для чего устанавливают стеклоподъемник (правый и левый), проложив между панелью двери и подъемником противоскрипные прокладки; привертывают подъемник винтами и пружинными шайбами к панели; иставляют ролик рычага стеклоподъемника в направляющую; регулируют ход ролика по направляющей и смазывают ролики техническим вазелином.
43. Устанавливают поворотные окна передних дверей, вставляют в проем двери поворотное окно; прокладывают между лапками обоймы и проемом противоскрипные прокладки; привертывают обойму окна в нижней части винтами, гайками и пружинными шайбами; укрепляют окно в верхней части, установив козырьки (правый и левый) и привернув их одновременно с обоймой шурупами; устанавливают кронштейн поворотного механизма и укрепляют его винтом и шайбой; расправляют резину уплотнителя по наружной окантовке; надевают ручку на стержень поворотного механизма и проверяют открывание и закрывание стекла; устанавливают заглушку поворотного механизма, проложив между заглушкой и панелью-двери противоскрипные прокладки, и привертывают шурупами.
44. Устанавливают отпускающееся стекло задней двери (правое и левое): для чего вставляют в нижние направляющие двери стекло в сборе с обоймой; соединяют ролики стеклоподъемника с направляющей обоймой стекла; отжимают стекло вниз и производят регулировку, обеспечив свободный ход стекла по направляющим; устанавливают направляющие, вставив кнопки в отверстия нижних направляющих и в обоймы; привертывают каждую направляющую десятью шурупами (при необходимости допускается поставить прокладки под направляющие); поднимают стекло доотказа, проверяют ход его по направляющим и закрепляют стеклоподъемник гайкой и шайбой; опускают стекло и поправляют направляющие, обеспечивая параллельность их нержавеющей окантовки с наружной окантовкой; наносят на пружину стеклоподъемника густой слой пасты и надевают пружину на палец; надевают на пружину шланг; завертывают в палец пружины винт; навертывают один конец тяги стеклоподъемника на шток цилиндра, а другой конец надевают на палец тяги и закрепляют его шплинтом; включают гидросистему и регулируют подъем и опускание стекла.
45. Укрепляют обивку на заднюю дверь (правую и левую), при этом устанавливают на ось привода замка пружину и розетку, устанавливают обивку двери, расправляют обивку, устраняя складки и морщины; прорезают в обивке отверстия для стержней ручек; укрепляют обивку шурупами к внутренней панели двери, подложив под головки шурупов шайбы.
46. Устанавливают раскладки на заднюю дверь (правую и левую); вставляют в проем двери раскладку, обеспечив плотное ее прилегание к направляющей стекла, и укрепляют раскладку винтами и шайбами.
47. Устанавливают стекла передней двери (правое и левое), поднимают рычаги стеклоподъемника так, чтобы ролики вышли из подоконника двери; устанавливают опускающееся стекло в сборе с обоймой в оконный проем двери и соединяют кулису обоймы с роликом рычагов стеклоподьемника; опускают стекло вниз, подгибают вертикальные направляющие желобков стекла на центральной и замочной стойках двери и завертывают винты, крепящие направляющие стекла, присоединяют опускную пружину стеклоподъемника и привертывают ее винтом так, чтобы натяжение пружины обеспечило равномерный ход стекла, регулируют параллельность подъема и опускания стекла в направляющих регулировочным винтом стеклоподъемника; устанавливают шток цилиндра электрогидравлическогЬ стеклоподъемника на штифт ножниц стеклоподъемника и зашплинтовывают; устанавливают поворотную рамку со стеклом в сборе в обойму новоротного окна; устанавливают поворотный механизм окна, соединяют его с осью поворотного окна и укрепляют его к внутренней панели двери винтами; устанавливают поворотное окно изнутри кузова и привертывают его и крышку поворотного окна винтами к внутренней панели; устанавливают обивку двери и укрепляют ее к внутренней панели двери шурупами по металлу, подложив под головки шурупов шайбы; устанавливают внутренние ручки привода замка и поворотного окна вентиляции, подлокотник и переключатель подъема и опускания стекол; укрепляют их винтами и подсоединяют провода к переключателю; устанавливают отделочную раскладку и укрепляют ее винтами; поднимают стекло вверх; производят регулировку подъема и опускания стекла.
48. Устанавливают поручень задней двери; снимают облицовку; устанавливают специальный болт в кронштейн поручня; надевают на болт прокладку кронштейна, устанавливают поручень на обивку внутренней панели задней двери и укрепляют его болтом к гайке, установленной на внутренней панели двери; устанавливают облицовку и привертывают ее винтом.
49. Устанавливают бортовые поручни (правый и левый )и привертывают винтами (предварительно установив кронштейны бортовых поручней).
50. Устанавливают уплотнитель крышки капота и укрепляют его к перед->ку шурупами; укрепляют водосливную трубку передка, надев ее на трубку водослива; устанавливают водосливную трубку на панель боковины.
51. Устанавливают пассажирские подлокотники: вставляют пластинку •подлокотника в скобу на нише заднего колеса, подгоняют по месту и расправляют обивку, привертывают подлокотник шурупами к борту и к полу
кузова устанавливают 0бивк,у задних боковин: укрепляют гвоздями обивку низа боковины, устанавливают обивку верха боковины, соединяют ее вплотную с задним концом нижней обивки, а переднюю сторону плотно прибивают гвоздями к ветровому канту; устанавливают обивку заднего навесного столба и прибивают ее гвоздями.
53. Устанавливают заднее бортовое окно, вставляют поворотную рамку со стеклом в сборе в обойму поворотного окна под прямым углом к обойме; привертывают ось поворотной рамки окна; устанавливают и привертывают верхнюю предохранительную пластину; устанавливают поворотный механизм и привертывают его винтами; устанавливают поворотное окно изнутри кузова в проем боковины и привертывают окно винтами к внутренней панели кузова; устанавливают отделочную рамку, плотно подгоняя ее в проеме и привертывая винтами.
54. Устанавливают внутренние замковые ручки: вкладывают в ручку вставку, устанавливают на ось приводов розетку, надевают ручку на ойь привода и закрепляют штифтом.
55. Устанавливают и укрепляют внутренние ручки поворотных окон.
56. Устанавливают стекло заднего борта: очищают оконный проем от старой пасты и грязи, наносят на внутреннюю сторону окантовки по всему периметру слой водозапорной пасты, вставляют стекло в сборе с резиновым уплотнителем в оконный проем, плотно прижимая стекло с уплотнителем к окантовке и следя за тем, чтобы вылет кромки уплотнителя был равномерным; осторожно вытаскивают кромку уплотнителя на оправку; вставляют в проем раскладку, плотно прижимают ее к уплотнителю стекла и привертывают раскладку винтами; снимают с наружной стороны стекла выжавшийся слой пасты тряпкой, смоченной в керосине (или бензине).
57. Устанавливают покрышки на передние и задние подножки.
58. Устанавливают перегородку в кузов на место ее крепления, фиксируют ее по угольникам, приваренным к притворным стойкам (предварительно закладывают в пазы столбов провода); подкладывают между угольниками и перегородкой противоскрипные прокладки и привертывают перегородки шурупами; включают гидросистему и опробуют подъем и опускание стекла.
59. Устанавливают подставку шоферского сиденья, привертывая ее к перегородке и полу кузова шурупами, затем кожух подставы, также привертывая его шурупами, и прибивают подставку к перегородке гвоздями.
60. Устанавливают спинку сиденья шофера и привертывают ее к перегородке шурупами; прибивают сукно спинки к перегородке гвоздями, устанавливают по бою гвоздей декоративную ленту и прибивают ее гвоздями.
В. Сборка кабины и платформы грузового автомобиля ЗИС-150
Сборку кабины (цельнометаллической) выполняют следующим образом:
1. Устанавливают бруски наклона спинки сиденья и укрепляют каждый брусок двумя болтами; привертывают болтами кронштейн рулевой колонки с резиновым амортизатором; укрепляют кронштейн педали ножного тормоза к полу двумя винтами и пружинными шайбами; укрепляют болтом к полу кронштейн педали управления дросселем; укрепляют двумя болтами, гайками и пружинными шайбами заднюю подвеску; укрепляют четырьмя винтами и зубчатыми шайбами кожух вещевого ящика, устанавливают кулисы ветровой рамы, устанавливают шайбы и навертывают барашки.
После этих операций кабина поступает на окраску, а затем сборка продолжается в следующем порядке:
2. Устанавливают на место термоизоляционный щиток двигателя, вставляют в разрез отверстия щитка рычаг люка вентиляции, совмещают отверстия изоляции щитка с отверстиями щита двигателя и укрепляют изоляционный щиток и нижний щиток двигателя скрепками.
3. Устанавливают открывающуюся ветровую раму на кабину, для чего, укрепляют ветровую раму в сборе в верхней части к двум кронштейнам передка четырьмя винтами, шайбами и гайками; опускают раму в нижнее положение; устанавливают кулису на штырь кронштейна передка и укрепляют винтами через отверстие кулисы угольник ветрового окна (с правой и левой сторон); навертывают барашки; производят регулировку ветровой рамы до полного ее прилегания к проему окна.
4. Устанавливают петли и запоры для решетки заднего окна; укрепляют две петли навески защитной решетки заднего окна винтами и гайками к облицовке задка; устанавливают и укрепляют два запорных крючка защитной решетки, каждый двумя винтами, пружинными шайбами и гайками.
5. Устанавливают направляющую дверного стекла: вставляют направляющую со скрепками в сборе в проем двери для стекла; вставляют специальной оправкой скрепки (через люк двери) направляющей в отверстия,, подбивая оправку молотком. Направляющая укрепляется восемью скрепками.
6. Устанавливают надоконные уплотнители дверей (правый и левый) в сборе со скрепками на место, вставляют скрепки в отверстия двери и укрепляют их отверткой.
7. Устанавливают дверные стекла: вставляют стекло сверху двери в направляющие; опускают стекло вниз; вставляют ролики стеклоподъемника в отверстия кулисы стекла (предварительно смазав ролики солидолом); поднимают стекло вверх до полного прилегания и закрепляют предварительно регулировочную гайку; опускают и поднимают стекло 2—3 раза, проверяя его ход в направляющих и окончательно закрепляют регулировочные гайки; вставляют заглушку в отверстие панели двери; устанавливают крышку люка с упором стекла и укрепляют ее самонарезающимися шурупами.
8. Устанавливают стекло заднего окна кабины; укладывают уплотнитель стекла на кромку облицовки в оконный проем задней панели; вставляют стекло в паз уплотнителя и поджимают стекло до плотного прилегания к нему уплотнителя; надевают замок уплотнителя на специальную оправку; вставляют оправку вместе с замком в паз уплотнителя и заправляют замок по всему периметру уплотнителя; оставшийся конец замка подрезают.
9. Устанавливают решетку заднего окна на место, надевают ее на верхние петли и прижимают нижнюю часть рамки решетки к запорам и закрепляют решетку.
10. Устанавливают ручки двери наружные в сборе с розеткой; вставляют стержень ручки в отверстие замка; укрепляют ручку винтом к облицовке двери.
11. Устанавливают уплотнитель крышки вентиляционного люка; открывают крышку вентиляционного люка и промазывают желобок клеем по металлу; укладывают уплотнитель в жолобок и закрывают крышку люы.
12. Устанавливают державку оси капота с планкой и укрепляют ее-двумя винтами с пружинными шайбами и гайками.
13. Устанавливают теневой щиток (противосолнечный).
14. Устанавливают внутреннюю обивку кабины: накладывают на потолок кабины термоизоляционный картон; центрируют отверстия по кронштейну плафона и укрепляют термоизоляцию к кронштейну плафона зажимами (для удобства в работе); прокалывают в передней части термоизоляции отверстия, соответственно отверстиям в облицовке кабины и прикрепляют термоизоляцию кнопками; прокалывают в задней части термоизоляции отверстия соответственно отверстиям в облицовке и укрепляют термоизоляцию в задней части кнопками; прокалывают в картоне четыре отверстия и укрепляют плафон самонарезающими винтами к кронштейну; устанавливают обивку боковины борта правую между проемом заднего окна и притворной стойкой; заправляют обивку крыши под обивку боковины борта и, укрепляют боковину кнопками.
15. Устанавливают уплотнители проемов дверей: собирают уплотнитель.-ный кант со штабиками, передними и задними скрепками, прокалывают шилом отверстия в картоне над проемами дверей (правой и левой), совмещая их с отверстиями в облицовке кабины; устанавливают штабики в сборе на место, направляя скрепки в пробитые отверстия; собирают коробчатый шта-бик со скрепками и уплотнительным кантом; прокалывают отверстия в картоне и укрепляют штабики самонарезающими винтами.
16. Устанавливают подушку и спинку сиденья водителя.
Рис. 114. Платформа грузового автомобиля ЗИС-150:
1 — поперечный брус основания; 2— продольный брус основания; 3— планка соединительная; 4 — передний борт; 5 — запорный крюк; 6 — боковой борт; 7 — задний борт; 8—инструментальный ящик; 9 — петля борта.
При сборке платформы производят следующие операции (рис. 114): – размечают отверстия и пазы в продольных и поперечных брусках по шаблонам; – просверливают отверстия в брусках для крепления стяжными болтами; вырезают места соединения брусков внакладку и гнезда для головок стяжных болтов и гаек; – устанавливают продольные бруски на сборочный стенд, укладывают на них поперечные бруски и соединяют стяжными болтами и гайками, подложив под гайки шайбы; – размечают места установки двух угольников крепления платформы к раме, просверливают отверстия и укрепляют угольники к брускам основания болтами; – устанавливают две бортовые (крайние) доски пола основания и прибивают их гвоздями к поперечным брускам основания; – размечают и просверливают отверстия для крепления нижних петель платформы (по два отверстия для каждой петли); – устанавливают и укрепляют болтами по восемь петель на каждую боковую доску пола и шесть петель к заднему поперечному брусу основания; – устанавливают доски пола на основание, соединяют их вшпунт и расклинивают доски клиньями с упором в бортовые доски пола; – пришивают доски пола гвоздями к поперечным брусьям основания и выбивают клинья, подгоняют доску по просвету в полу, устанавливают на место и прибивают гвоздями; зачищают торцы досок пола; – устанавливают в приспособления доски бортов (боковых, заднего и переднего) и сжимают их вшпунт прижимами; – устанавливают верхние петли на боковые и задний борты (по четыре петли на каждый боковой борт, три на задний и три соединительные планки на передний), просверливают отверстия через петли в досках бортов, устанавливают с внутренней стороны бортов металлические планки и укрепляют петли и планки к. бортам болтами; – устанавливают, подгоняют по-месту и укрепляют инструментальный ящик в основания платформы; – размечают места крепления запоров платформ, просверливают отверстия и укрепляют запорные крюк» и направляющие крюков к бортам платформы болтами; – устанавливают передний борт платформы на место, просверливают отврестия и укрепляют к переднему поперечному брусу основания болтами; навешивают боковые и задний борты платформы и запирают их крюками запоров.
В платформе ЗИС-151, устанавливающейся на грузовые автомобили ЗИС-150 последнего выпуска, продольные и поперечные брусья основания крепятся между собой косынками; торцы откидывающихся бортов усилены привернутыми к ним коробчатыми угольниками.
Для сборки платформ грузовых автомобилей применяются стенды, описание одного из которых пряье-дено ниже.
Стенд (рис. 115) состоит из верхней и нижней рам, на которые установлены механизм перевертывания верхней рамы.
Верхняя рама стенда состоит из двух продольных и двух поперечных брусков, соединенных между собой внакладку болтами. К поперечному бруску укреплены болтами три подшипника, а в конце продольных брусков укреплены шурупами упорные утолки рамы.
Нижняя рама состоит из: четырех продольных и шести поперечных брусков, соединенных между собой внакладку и укрепленных болтами. Между поперечными брусками установлены три вертикальных бруска, каждый из которых сверху соединен двумя упорными брусками. Крепление брусков осуществляется болтами при помощи металлической планки. Снизу, упорные бруски укреплены к поперечному бруску болтами.
К поперечному бруску укреплен болтами угольник, к которому приклепана (в каждом конце) дуга поворотного механизма.
Механизм поворота состоит из двух направляющих, между которыми установлены пружина и защелки (направляющая укреплена к вертикальному бруску шурупами, а направляющая — к этому же бруску болтами). К продольному бруску укреплены шурупами два кронштейна и на осях установлены две педали. К этому же бруску укреплена болтами направляющая защелка. Ролики устанавливаются на пальчах в кронштейны, которые укреплены к бруску зашплинтованными бол» тами. Когда нажимают на педаль, защелка поднимается вверх и выходит из зацепления с дугой поворота, в результате чего верхняя рама легко-поворачивается на стенде.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cборка кузовов автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы