Лакокрасочные покрытия предназначены для предохранения деревянных деталей от гниения, а металлических — от коррозии’. Кроме того, они придают автомобилю красивый внешний вид.
К лакокрасочным покрытиям предъявляются высокие требования, поскольку автомобиль в процессе эксплуатации подвергается воздействию разных температур, разных атмосферных условий (ветер, влага, солнце и т. д.), а также толчков и ударов.
Качество пленки зависит от качества составных частей лаков и красок, подготовки поверхности под окраску и условий, при которых наносится покрытие.
1. Характеристика материалов, применяемых при окраске кузова
Для окраски кузовов автомобилей и выполнения работ, связанных с окраской, применяются следующие основные материалы:
1) травильные составы для удаления налетов ржавчины;
2) моечные и протирочные составы для удаления следов кислот, пыли и других загрязнений;
3) грунтовочные;
4) шпаклевочные;
5) краски (масляные, нитрокраски и др.);
6) лаки;
7) растворители и разбавители;
8) шлифовочные и полировочные;
9) вспомогательные материалы.
Лаки и краски, применяемые для окраски кузовов, состоят в основном из:
1) пленкообразователей;
2) пигментов;
3) растворителей и разбавителей;
4) смягчителей и 5) сиккативов.
В качестве пленкообразователей для изготовления эмалей и лаков применяются смолы (канифоль или гарпиус и синтетические смолы) или асфальты в смеси с высыхающими маслами (чаще всего льняными или древесным, реже конопляным). Эти пленкообразователи обладают блеском, способностью хорошо прилипать, устойчивостью при высокой температуре и способностью быстро высыхать.
Большое распространение получили также глифтали (видоизмененная глифталевая смола), представляющие собой химическое соединение фталевого ангидрида с глицерином, канифолью и жирными кислотами льняного масла.
По названию пленкообразующей основы лаки бывают: копаловые (ископаемая смола); шеллаковые (шеллак получается в результате обработки природной смолы); канифольные (специально обработанная гашеной или негашеной известью или глицерином натуральная кинифоль); асфальтовые (природный или искусственный асфальт, получаемый из нефтяных остатков после отгонки из нефти бензина, керосина и масел); целлюлозные (^получаемые обычно в результате очистки низкосортного хлопка с коротким волокном от примесей жиров и последующей обработки его смесью азотной и серной кислот) и др.
По характеру образования пленки лаки делятся на обра-т и м ы е, пленка которых при воздействии на нее растворителем вновь переходит в раствор, и необратимые, у которых пленка в раствор не переходит, каким бы растворителем на нее ни воздействовали. У обратимых лаков пленка образуется в результате испарения летучего растворителя, а у необратимых — в результате химического изменения самого пленкообразующего вещества (масляные лаки и др.).
В состав масляных лаков входят пигменты, олифы, разбавители и сиккативы.
Пигменты — красящие вещества — бывают естественные и искусственные. К естественным красителям относят минеральные краски, получаемые из минералов, кислот и солей, а также из земли (охра, умбра и пр.), и органические краски, получаемые из растений и животных (мел, желтое дерево и др.).
К искусственным красителям относят сурик, свинцовые белила и другие краски, представляющие собой окислы и соли различных металлов, и искусственные органические красители, главными представителями которых являются анилиновые и ализариновые краски.
Пигменты должны быть тщательно измельчены и просеяны через металлическое сито, имеющее 3200 отверстий на 1 см2. При правильном тонком помоле на сите должно остаться не более 5% пигмента, а в некоторых случаях даже меньше (например, для нитрошпаклевки № 702 остаток на сите в 4900 отв/см3 не должен превышать 3%). Грубые частички пигмента легко выкрашиваются из пленки при шлифовании и создают в пленке поры. Размеры частиц пигмента в краске должны быть в пределах 10—12 . Фактически их бывает в лакокрасочных материалах значительно больше.
Масляные краски поступают на завод в виде густотертой пасты, изготовленной растиранием пигментов на высыхающих и полувысыхающих маслах или олифах.
Перед употреблением краски разводятся олифой, разбавителями, сиккативом и т. п. до рабочей консистенции, в зависимости от метода нанесения красок.
Иногда пигменты поступают на завод в сухом, порошкообразном виде и растираются на заводе-потребителе.
Различают следующие основные масляные краски:
1) белые краски, изготовляемые из свинцовых, цинковых, баритовых или титановых белил и литопона;
2) желтые — охра, сиеннская земля, свинцовый крон;
3) красные — мумия, красная охра, железный сурик, свинцовый сурик, киноварь, красный крон;
4) синие — главным образом искусственный ультрамарин (смесь, состоящая из серы, соды и кремниевой кислоты, обожженная в тигле без доступа воздуха) и берлинская лазурь (комплексное соединение железа).
Fe4[Fe2(CN)6]3;
5) зеленые, получаемые путем смешивания желтых и синих красок или берлинской лазури с цинковым кроном; применяют также хромовую зелень (окись хрома Сг203);
6) черны е, изготовляемые обычно из голландской сажи, получаемой при сгорании различных органических веществ; ламповой сажи, получаемой при сжигании жирных или нефтяных масел, или слоновой кости, получаемой в результате сухой перегонки обезжиренных и высушенных костей.
Масляные краски, содержащие в своем составе землйные пигменты — охру, мумию, железный сурик, умбру,— устойчивы к воздействиям температуры и солнечного света.
Растворители являются одним из основных компонентов всякого лака и применяются для растворения и разведения пленкообразователей. Растворители имеют большое значение для приготовления лака или краски, поскольку они оказывают влияние на общий характер лаковой пленки и на скорость ее высыхания. Растворитель не должен испаряться слишком быстро, поскольку при этом лак быстро густеет и затрудняет равномерное распространение его тонким слоем по окрашиваемой поверхности, и не слишком медленно, поскольку это приводит к образованию натеков и к замедлению высыхания нанесенного слоя лака.
Для приготовления лаков и красок чаще всего применяют следующие растворители:
1) уайт-спирит — для разведения масляных грунтовок, красок и эмалей;
2) скипидар — для разведения масляных красок;
3) сольвентнафта — для масляных и глиф-талевых лакокрасочных материалов;
4) ксилол — заменяет соль-вентнафту;
5) растворители № 645 — для нитрогрунтовки и № 647 — для нитрокраски.
Для разведения нитрокрасок до нужной вязкости применяются также разбавители (чаще всего этиловый, древесный или бутиловый спирты), которые стоят гораздо дешевле растворителей.
Смягчители прибавляются к пленкообразователям з целлюлозно-смоляные лаки для придания пленке некоторой эластичности и однородности, поскольку они способствуют растворению твердых пленкообразователей, входящих в пленку нитроцеллюлозы и смолы. Наиболее употребительными смягчителями является ряд сложных эфиров различных органических и некоторых минеральных кислот (диэтилфталет, диамилфталет, трифе-нилфосфат, кастороль и др.).
Растворитель для фиксолей представляет собой раствор фиксолевого масляного лака в скипидаре.
Сиккативы (№ 64, Временные ТУ НКХП) применяются для ускорения высыхания масляных лаков и красок.
Разбавители, применяемые для масляных и глифталевых грунтовок и шпаклевок, для разведения нитрокрасок не пригодны.
Фиксолевые краски состоят из смеси масляных лаков, пигментов и растворителей. Эти краски, изготовленные на бескопаловых лаках с примесью масла, долговечны, имеют красивый вид и быстро сохнут.
Для удаления налетов ржавчины при подготовке поверхности металла к окраске чаще всего применяется состав М-1120 (ТУ НКХП 271—41), состоящий из: фосфорной кислоты — 55%, этилового спирта—15%; бутанола — 5%; гидрохинона—1%; воды— 24%.
Для удаления следов кислоты применяют моечный состав М-107 (ТУ НКХП 274—41), который состоит из: двадцатипятипроцентного аммиака — 2%; денатурированного спирта —48% и воды — 50 %.
Жиры удаляются протирочным составом 1044, который представляет собой этиловый спирт, денатурированный пиридоновыми основаниями.
Для удаления пыли применяют состав № 401 (ТУ НКХП 276—41), состоящий из: гарпиуса — 56%; извести — 2,3%; касторового масла —3%; уайт-спирита — 18,2% и толуола — 20,5%.
Грунтовка связывает шпаклевку и верхние слои краски с окрашиваемой поверхностью и предохраняет очищенную поверхность от окисления (коррозии) во время подготовки ее к окончательной окраске. Грунтовка обычно поступает в виде густотертой пасты, и перед употреблением ее разбавляют до требуемой вязкости разбавителем.
Для окраски автомобилей применяются в основном два вида грунтовки — глифталевая и масляная грунтовки, примерная рецептура которых приведена в табл. 24.
Для подгрунтовки прошлифованных до металла мест (небольших поверхностей в пределах 10 см2) и исправления дефектов применяют нитрогрунтовку № 622 (ТУ НКХП 275—41).
Шпаклевка применяется для заполнения пор и выравнивания поверхностей в металле и дереве и состоит из пленкообразующего вещества, наполнителей, пигмента, а иногда и растворителей и сиккативов.
Подмазка имеет более густую консистенцию, чем шпаклевка и применяется для заполнения более глубоких вмятин и щелей. Состав подмазки, выпускаемой лакокрасочными заводами, в процентах: белила цинковые — 6,8; охра сухая — 8,7; сурик железный — 3; мел — 58,5; разводка — 23. Разводка представляет собой льняное масло с небольшим содержанием канифоли, разбавленное скипидаром.
Подмазка выпускается двух видов и должна удовлетворять следующим требованиям (согласно ТУ «Лакокраски»):
1) консистенция подмазки на первый и второй слои должна быть такова, чтобы она не стекала со шпателя, но легко наносилась на поверхность; подмазочная масса на третий слой должна быть несколько жиже; проверка вязкости практически производится нанесением подмазки на испытываемую поверхность;
2) высыхание подмазочной массы при 18—20° — от 20 до 27 часов; при 60° — 2—6 часов;
3) высохшая подмазка должна прорезаться ногтем только с большим трудом;
4) подмазка должна быть так растерта, чтобы при нанесении ее шпателем на окрашиваемую поверхность, она не оставляла царапин и бугорков;
5) подмазка при отвердевании как при холодной, так и при горячей сушке не должна иметь пузырей и трещин.
Для заполнения мелких пор и царапин металла применяют подмазку М-200, которая быстро высыхает на воздухе.
Для окраски кузовов автомобилей применяются масляные краски и эмали, лаки и нитроцеллюлозные эмали. Основное преимущество нитрокрасок перед масляными — быстрое высыхание, а также способность шлифоваться и полироваться. При окраске кузовов автомобилей применяются также цировочные нитрокраски, которые служат для нанесения декоративных линий и полос, и нитролак для верхнего покрытия деталей, имитированных под породу дерева.
Примерная рецептура окрасочных материалов для автомобилей приведена в табл. 26.
Эмалевые краски готовятся растиранием сухих пигментов на специально приготовленных лаках. Покрытия масляными эмалями быстрее высыхают, чем масляные краски, и более долговечны.
Масляные эмали выпускаются готовыми к употреблению и при загустевании разводятся до рабочей консистенции разбавителем.
Шлифовочные и полировочные пасты применяются для шлифовки и полировки окрашенной поверхности кузова, чтобы придать нитрокрасочному покрытию ровную полированную поверхность. Состав шлифовочной пасты № 289 (временные ТУ НКХП) следующий: алундовый порошок —77%; смесь № 93 — 23% Смесь № 93 состоит из парафина — 10% и вазелинового масла — 90%.
Перед употреблением необходимо полировочную воду взбалтывать.
Для получения полировочной воды применяется также паста № 18 (ТУ НКХП 269-41).
Вспомогательные материалы.
Для выполнения малярных работ по окраске кузова применяются следующие основные вспомогательные материалы:
1) водостойкая шкурка № 150, 280, 320, 360, 380 и 400. Каждый номер соответствует определенной величине зерна наждака (чем номер выше, тем зерно шкурки мельче);
2) ветошь и марля применяются для протирки поверхности;
3) замша — для удаления с поверхности влаги, которую она легко впитывает в себя;
4) губки и фетр — для протирки во время шлифовки;
5) цигейская шкурка — для окончательной полировки.
Для определения качества лаков и красок их обычно испытывают на:
1) условную твердость пленки (маятниковым аппаратом);
2) стойкость лакокрасочной пленки в отношении различных реагентов;
3) вязкость;
4) укрывистость;
5) расход лакокрасочных материалов;
6) время высыхания;
7) прочность на удар;
8) пластичность;
9) водопоглощаемость;
10) водостойкость;
11) бензо- и маслостойкость;
12) термостойкость.
На авторемонтных заводах, как правило, ограничиваются испытаниями на вязкость и .укрывистость пленки, поскольку поступающие на завод лаки и краски обычно имеют определенную характеристику и прошли соответствующие испытания на заводах, поставляющих лакокрасочные материалы.
2. Оборудование и инструмент малярного цеха
Оборудование и инструмент, применяемые в малярном цехе, зависят от способа ведения окраски и от объема малярных работ на данном производстве.
При пульверизационном способе окраски применяется следующее оборудование:
1) пульверизационная камера;
2) сушильная камера;
3) пульверизационная установка (рис. 116), состоящая из: красконагнетательного бачка, воздухоочистителя, шлангов для подачи воздуха и краски к пульверизатору; шланга или трубок для подачи воздуха в бачок, пульверизатора и компрессора;
4) электрополировочный круг;
5) стенд для установки кузова во время окраски;
6) шпатели;
7) прибор для проверки вязкости окрасочных материалов.
Основным инструментом при ручном способе окраски служит кисть.
Для окраски кузовов автомобилей применяются два основных типа пульверизационных камер: тупиковая и проходная.
На рис. 117 показана окрасочная камера тупикового типа. Эта камера состоит из каркаса, собранного из швеллерного и углового железа, обшитого листовым железом толщиной 1 мм. Швеллеры и угловое железо рамы каркаса свариваются, а обшивка в местах выемки для сепараторов и ванн с водой делается съемной. На каркасе смонтированы центробежный вентилятор низкого давления типа «Сирокко» № 6,5 и электродвигатели для насосов. Для освещения камеры снаружи установлены фонари с газо-пыленепроницаемой арматурой типа БХ-200.
Рис. 116. Пульверизационная установка:
1 — красконагнетательный бачок;
2 — трубка для краски;
3 — редуктор для регулирования давления воздуха;
4 — впускной кран;
5 — выпускной кран;
6 — шланг для краски;
7 — шланг для воздуха;
8 — пульверизатор;
9 — регулировочный винт.
Гидрофильтр камеры состоит из каркаса с обшивкой, ванны для воды, распыливающей системы, сепаратора и переходных патрубков для присоединения гидрофильтра к вытяжной вентиляционной системе.
Распыливающая система состоит из двух форсунок. Форсунки механического действия типа «Кертинг» с диаметром сопла при питании от водопроводной сети — 2—3 мм при циркуляции воды — 4—6 мм (так как циркулирующая вода может быть загрязнена). Форсунки укреплены к водопроводящим трубам. Расстояние между форсунками зависит от диаметра сопла и равно 150—300 мм. Рабочее давление воды у форсунок должно быть не ниже 2 атм.
Сепаратор состоит из ряда согнутых под углом 120° пластин, которые образуют зигзагообразные каналы для прохода воздуха. Пластины изготовляются из тонкого луженого железа и размещаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Сепаратор устанавливается на каркасе гидрофильтра на специальных на правляющих уголках по всей ширине камеры и легко может быть вынут для чистки.
Отсос воздуха из камеры осуществляется с двух сторон. Во время окраски пульверизатором воздух должен отсасываться только с одной стороны, противоположной местонахождению рабочего. Удаляемый воздух очищается водяной завесой, через которую он проходит, и сепаратором, который служит для отделения уносимых вместе с воздухом частиц воды.
Рис. 117. Пульверизационная камера тупикового типа.
Очищенный воздух выбрасывается наружу. Вода к форсункам подается насосом; разбрызгиваемая вода поступает сначала е ванну, а затем через фильтр в насос и снова к форсункам.
Для автомобилей типа ЗИС-110 тупиковая камера делается
длиной 7500 мм; вентилятор ставится типа ЦАГИ № 10, осевой реверсивный, с углом установки лопасти 25°; 960 об/мин; полный напор — 25 мм вод. ст.; электродвигатель БАО-232; установленная мощность освещения — 3,6 кет.
Перед началом работы в распылительной камере включают свет, полуоткрывают шторы с обеих сторон помещения, осматривают спускные краны для ванн (краны должны быть закрыты), проверяют наличие воды в ванне (ванна должна быть наполнена водой до сливных трубок), запускают водяной насос и включают вентилятор.
Во время работы проемы камеры должны быть закрыты шторами и оставлены лишь небольшие просветы (примерно ‘/з проема) с той стороны, где проводится окраска. Необходимо следить за правильной работой вентиляции и не допускать появления искр ввиду взрывоопасное™ паров растворителей и нитрокрасок. При переходе с одной стороны камеры на другую необходимо своевременно переключать вентиляцию и следить за нормальной работой гидрофильтра.
Закончив работу, надо выключить водяной насос, вентилятор
и освещение, а в конце смены промыть пол камеры водой из шланга. Через день следует собирать с поверхности воды в ваннах отложившуюся краску. Смена воды в ваннах и промывка их должны производиться не реже одного раза в 10 дней, а очистка сепараторов, воздуховода и вентиляции — не реже одного раза в 3 месяца.
Чтобы ускорить процесс высыхания лакокрасочной пленки, применяются сушильные камеры (рис. 118).
Камера состоит из каркаса, изготовленного из углового железа, который заполнен диа-томитовыми (огнестойкими) плитами; с внутренней стороны карка-кас облицован листовым железом, которое приваривается к каркасу.
Проемы камеры для входа и выхода кузовов во время сушки закрываются раздвижными шторами, изготовленными из асбестового брезента. Шторы раздвигаются при помощи каната, прикрепленного к их кольцам и выведенного на наружную стену сушил -ки к направляющему ролику.
На каркасе камеры установлены калорифер (модели Б-6),электродвигатель (типа УТМ 750/2,85) и вентилятор типа «Сирокко» низкого давления. Вентилятор смонтирован вместе с электродвигателем на подставке.
Приточный и отсасывающий воздуховоды камеры изготовлены из кровельного железа. Наружная часть воздуховодов покрыта изоляцией, сделанной из мастики и белой глины с шерстяными очесами. Толщина изоляционного слоя — до 50 мм.
Обогрев камеры производится циркулирующим горячим воз духом, который непрерывно вводится в камеру сверху. Охлаж денный воздух удаляется снизу с двух сторон. Для регулировки-воздуха камеры снабжены решетками жалюзи. Поступив в нижние всасывающие каналы, охлажденный воздух подводится к вентилятору по двум вертикальным воздуховодам. Одновременно к вентилятору подводится через фильтр свежий воздух, необходимый для разбавления загрязненного воздуха, идущего из сушилки. Часть загрязненного воздуха выбрасывается вентилятором наружу, а остальная часть поступает в калорифер. Горячий воздух из калорифера подается по приточным воздуховодам к сушильную камеру.
Чтобы пустить камеру, открывают паровой вентиль, спускают конденсат и включает рубильник электродвигателя.
Согласно существующим инструкциям пуск камеры производится за 40 минут до загрузки изделия.
Во время работы камеры необходимо следить за температу рой и временем сушки, соблюдая установленный режим. Проемы е камере для входа и выхода должны быть плотно закрыты шторами.
Чтобы обеспечить нормальную работу камеры, необходимо не реже одного раза в шестидневку удалять пыль с ее внутренней поверхности влажной ветошью и следить за своевременным проведением планово-предупредительного ремонта.
Процесс окраски кузова пульверизационным способом значительно ускоряется и даже улучшается применением специальной тележки (рис. 119). Установленный на этой тележке кузов хорошо сбалансирован и легко поворачивается одной рукой. Таким образом, рабочий производит полную окраску кузова с одной стороны камеры, поскольку, поворачивая кузов, он может подводить пистолет к любой его части.
Красконагнетательный бачок (см. рис. 116) служит для подачи краски под давлением через шланг к пульверизатору.
Сжатый воздух входит в бачок через кран и выдавливает краску через трубу и шланг к пульверизатору.
Пульверизационные установки бывают ста-дионарные и передвижные. У передвижных пульверизацион-ных установок компрессоры устанавливаются непосредственно при установке и приводятся в действие электродвигателем.
На заводах, где имеются центральные компрессорные станции, сжатый воздух поступает от компрессора стационарного типа через трубопровод. Размер компрессора зависит от количества установленных пистолетов. Средний расход воздуха на один пульверизатор составляет 10—12 м3 в час.
Краска поступает в пульверизатор, состоящий из корпуса и рукоятки (рис. 120), под давлением через канал, а сжатый воздух — через канал 6. При нажатии на курок 3 открываются закрытое иглой сопло и воздушный канал. Краска попадает в воздушную струю и распыливается. Количество воздуха, выходящего из пистолета, регулируется винтом (рис. 116).
Пульверизатор требует бережного отношения, так как при плохом уходе он быстро выходит из строя и нарушает правильный ход работы. Его необходимо содержать в чистоте, еженедельно смазывая его движущиеся части. Сальник следует смазывать ежедневно после работы несколькими каплями костяного масла. По окончании окраски, пока лак еще мокрый, надо продуть пульверизатор, налить в баллончик растворитель и распылить его до полной очистки пульверизатора.
Рис. 119. Специальная тележка для установки кузовов во время окраски в распылительной камере.
Рис. 120. Распылитель краски.
Нельзя оставлять пульверизатор на ночь в посуде с растворителем, так как последний разрушает сальники и прокладки.
Нельзя также применять для очистки пульверизатора щелочной раствор во избежание порчи деталей из алюминиевых сплавов; для очистки краски, скопившейся в проходах головки, следует отвинтить головку, поместить ее в растворитель и, после того как кусочки краски размякнут, прочистить проходы ершиком.
Для предохранения головки пульверизатора от засорения затвердевшими кусками краски во время небольших перерывов в работе следует опускать головку в растворитель, соблюдая при этом осторожность, чтобы не погрузить в растворитель набивку сальника.
Рис. 121. Вискозиметр ФЭ-36.
Для определения вязкости лакокрасочных материалов пользуются вискозиметром ФЭ-36 (рис. 121). Этот прибор состоит из рубашки, в которую установлен резервуар, имеющий конусное дно с отверстием и штифтики. Резервуар с чашкой укреплены на подставке.
Перед испытанием материала проверяют установку прибора и, если нужно, приводят его в горизонтальное положение регулировкой винтов; промывают резервуар растворителем и наливают в рубашку воду; вставляют в сопло стержень; наливают краску до перекрытия изогнутого конца штифтика; подставляют чашку на подставке под отверстие. Испытание материала производят при температуре 20°. Температура регулируется налитой в рубашку водой.
Рис. 122. Схема работы шлифовального аппарата.
Чтобы проверить вязкость материала, включают секундомер и одновременно вынимают стержень из сопла. Как только жидкость начнет вытекать из отверстия, засекают время на секундомере. По окончании истечения жидкости в виде сплошной струи, не дожидаясь вытекания отдельных капель, замечают время конца испытания.
Вязкость характеризуется временем истечения 50 см2 материала через определенное сечение при температуре 20°.
Кроме описанного выше прибора, на автозаводах применяются также вискозиметр Ф № 4 и воронка НИИЛК.
Для механической шлифовки поверхности кузова и оперения применяют специальные шлифовальные аппараты.
Схема шлифовального аппарата показана на рис. 122. Аппарат состоит из электродвигателя мощностью 125 вт и числом оборотов 3000 в минуту, установленного в кожухе. Электродвигатель соединен с электросетью приводом и приводится в действие выключателем, расположенным в ручке. В металлической головке аппарата помещается зубчатая передача, которая передает вращение железному кругу с резиновой подушкой, к которой плотно прижат привернутый к головке аппарата шлифовальный круг. К патрубку аппарата присоединен резиновый шланг, через который подается в аппарат вода. Во время работы вода, поступившая в аппарат, выходит на шлифуемую поверхность через канал.
Перед шлифовкой открывают кран и впускают в аппарат воду. Затем приставляют шлифующий круг аппарата всей плоскостью к шлифуемой поверхности и включают электродвигатель. В процессе шлифовки аппарат медленно передвигают по всей шлифуемой поверхности, не задерживаясь на одном месте.
Кроме перечисленного выше оборудования, применяется еще специальное оборудование для имитации под породу дерева, сушки инфракрасными лучами и другие. Описание некоторых специальных станков и приспособлений приведено в соответствующих разделах этой главы.
Для накладывания шпаклевки на поверхность кузова или оперения пользуются стальным или деревянным шпателем (рис. 123). Ширина рабочей кромки шпателя для кузовных работ составляет 100—120 мм. Стальные шпатели должны быть тонкими и гибкими. Деревянные шпатели изготовляются из бука или горной березы и применяются для шпаклевки поверхностей, не имеющих выступающих гвоздей или шурупов, которые могут повредить кромку шпателя.
Рис. 123. Шпатели.
Для окраски кузовов автомобилей применяются следующие кисти (рис. 124):
1) ручники (а)—щетинные кисти для грубой окраски поверхности;
2) флейцы (б) — кисти для чистой работы, сглаживающие грубые штрихи от щетинной кисти на свежей краске;
3) филенчатые кисти (в) для окраски стоек верхней рамы и других малых поверхностей;
4) лакировочные кисти (г) для покрытия кузова лаком после окраски и
5) цировочные кисти (е) для нанесения тонкой полоски краски по окрашенной поверхности кузова.
Рис. 124. Кисти.
Кисть состоит из рукоятки, оправы и волоса. Правильно изготовленная кисть должна иметь прочную связь, нужную длину и волос соответственно назначению кисти. Наилучший волос бобровый, куний или барсуковый.
Чтобы сохранить кисть, надо промывать ее после работы масляной краской в воде с мылом и затем оставлять в сосуде с водой, погружая кисть только до оправы. Засохшую масляную краску размягчают скипидаром, а затем промывают кисть теплой водой с мылом и протирают чистой тряпкой. Перед работой кисть протирают сухой чистой тряпкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Малярные работы при ремонте кузовов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы