Коробка передач автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Первичный вал четырехступенчатой коробки передач автомобиля ГАЗ-24 «Волга» шестерней постоянного зацепления связан с блоком шестерен промежуточного вала. Остальные шестерни этого блока находятся в постоянном зацеплении с косозубыми шестернями соответственно третьей, второй и первой передач вторичного вала. Включение всех четырех передач переднего хода выполняют соединением скользящих муфт синхронизаторов со шлице-выми венцами соответствующих шестерен.
При включении первой передачи крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается через первичный вал блоку шестерен промежуточного вала, а затем через шестерню, муфту и ступицу синхронизатора первой и второй передач к вторичному валу. При включенной второй передаче крутящий момент передается через первичный вал, блок шестерен промежуточного вала, шестерню, муфту и ступицу синхронизатора первой и второй передач к вторичному валу.
Если включена третья передача, то крутящий момент передается через шестерню, муфту и ступицу синхронизатора третьей и четвертой передач. При включении четвертой передачи (прямой) синхронизатор третьей и четвертой передач непосредственно соединяет первичный и вторичный валы.
Положение шестерни второй передачи на вторичном валу фиксировано с одной стороны буртом этого вала, а с другой — упорной шайбой, которая удерживается от поворота штифтом с пружиной, расположенным во впадине шлица вторичного вала. Задний торец шестерни первой передачи упирается в регулировочную шайбу, толщина которой обеспечивает необходимый осевой зазор.
Подшипник внутренним кольцом напрессован на первичный вал, наружным установлен в картере коробки передач и закрыт крышкой. Внутреннее кольцо шарикоподшипника зафиксировано на первичном валу стопорным кольцом. От осевых перемещений подшипник и первичный вал удерживаются стопорным кольцом, расположенным в канавке на наружном кольце и зажатым между торцом картера и крышкой подшипника. Шарикоподшипник напрессован на вторичный вал, и его осевые перемещения ограничены стопорным кольцом и внутренним буртом удлинителя коробки передач. Блок шестерен промежуточного вала вращается на оси в игольчатых подшипниках. От провертывания ось удерживают лыски на ее заднем конце, которые входят паз удлинителя. На заднем конце удлинителя помещены сальники и сталебабитовый подшипник, служащий опорой скользящей вилке карданного вала, посаженной на задний конец вторичного вала на эвольвентных шлицах.
Для включения заднего хода прямозубую шестерню, посаженную на ось, вводят в зацепление с шестерней блока шестерен промежуточного вала и с зубчатым венцом муфты синхронизатора первой и второй передач. Ось от провертывания и осевых перемещений удерживается запрессованным в нее штифтом 30, входящим в паз на корпусе удлинителя.
Все детали коробки передач смазываются разбрызгиванием масла, залитым в нижнюю часть картера. Заливают масло и контролируют его уровень через отверстие, расположенное с правой стороны картера.
Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А. Первичный вал (рис. 2) опирается на шарикоподшипник, установленный в передней стенке картера, и на шарикоподшипник, расположенный в выточке коленчатого вала. Первичный вал изготовлен как одно целое с шестерней со спиральными зубьями, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала. На заднем конце первичного вала имеется зубчатый венец с прямыми зубьями, который может входить в зацепление с зубьями муфты синхронизатора. От осевого перемещения назад первичный вал удерживается упорным кольцом в канавке шарикоподшипника, а от перемещения вперед — крышкой. Шестерня первой передачи установлена на шлицах вторичного вала. Шестерня второй передачи с двумя зубчатыми венцами свободно сидит на бронзовой втулке, надетой на вторичный вал, так же как и шестерня третьей передачи, имеющая кроме зубьев конус для включения синхронизатора.
Опорами вторичного вала служат роликоподшипник, установленный в выточке первичного вала, и шарикоподшипник, помещенный в задней стенке картера коробки передач. Ролики переднего подшипника фиксированы специальной плоской шайбой и буртиком первичного вала. На заднем конце вторичного вала гайкой укреплен червяк привода спидометра и фланец карданного шарнира. На шлицах переднего конца вторичного вала посажена ступица муфты синхронизатора.
Блок шестерен промежуточного вала, вращающийся на двух подшипниках, состоит из шестерни первой передачи, шестерни второй передачи, шестерни третьей передачи и шестерни постоянного зацепления с первичным валом. От осевых перемещений промежуточный вал фиксируется крышкой и гайкой крепления заднего подшипника. Блок шестерен передачи заднего хода вращается на оси на бронзовой втулке. На чертеже его положение показано условно, так как в действительности блок расположен сбоку между вторичным и промежуточными валами. Чтобы ось шестерен заднего хода не провертывалась, она стопорится краем прилива на задней крышке промежуточного вала и специальной стопорной пластиной, прикрепленной болтом.
В кольцевую канавку блока шестерен заднего хода входит вилка переключения. Шестерни, установленные на вторичном валу, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, а шестерня входит в зацепление с шестерней при перемещении назад. Шестерни показаны в нейтральном положении, когда крутящий момент от коленчатого вала двигателя не передается к ведущим колесам автомобиля.
При включении трех высших передач используются шестерни со спиральными зубьями, что обеспечивает плавную и бесшумную работу коробки передач и снижает износ шестерен. Эти передачи включаются и выключаются при помощи шестерни и муфты синхронизатора, установленной на переднем конце вторичного вала. Для первой передачи и передачи заднего хода (они используются сравнительно редко) применены прямозубые шестерни. Указанные передачи включаются при передвижении соответственно шестерни или блока шестерен.
Первая передача включается при введении в зацепление шестерен. Крутящий момент передается от первичного вала через шестерни на блок шестерен промежуточного вала, а затем через шестерни на вторичный вал.
При включении второй передачи шестерня перемещается вперед и внутренние шлицы ее, надвигаясь на наружные зубцы шестерни, входят с ними в зацепление. Крутящий момент от первичного вала через шестерни, внутреннее шлицевое соединение шестерен передается вторичному валу.
Третья передача включается при передвижении муфты синхронизатора назад. При этом крутящий момент от промежуточного вала на вторичный вал передается через шестерни и муфту синхронизатора.
Для включения четвертой передачи (прямой) перемещают вперед муфту синхронизатора, которая соединяет первичный и вторичный валы в одно целое.
Передача заднего хода включается при смещении вперед блока шестерен, из которых большая входит в зацепление с шестерней, а меньшая — с шестерней. При этом крутящий момент передается через шестерни, блок шестерен и шестерню.
Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере, который болтами прикреплен к картеру сцепления. Справа (по ходу автомобиля) в картере есть люк, закрытый крышкой с паронитовой прокладкой. Этот люк может быть использован для присоединения коробки отбора мощности. С левой стороны внутри в нижней части картера установлен грязеуловитель.
Заливают и контролируют уровень масла через отверстие с пробкой на левой стенке картера. Отверстие для слива масла находится внизу на задней стенке. На внутренних поверхностях передней и задней крышек картера нарезаны маслосгонные канавки, а в задней крышке, кроме того, установлен сальник. На внутренней стороне передней крышки отлит канал для отвода масла в картер коробки передач.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Четырехступенчатые коробки передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы