Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Такелажные приспособления

Публикация:
   Cтальные канаты

Читать далее:




Cтальные канаты

При подъеме, перемещении и опускании грузов используют различные канаты. Наибольшее распространение получили стальные канаты (ГОСТ 3241—66). Для выполнения такелажных работ применяют стальные канаты с различными техническими характеристиками. Стальные канаты подразделяются по форме поперечного сечения — на круглые (рис. 1, а, б) и плоские (рис. 1, в, г).

Круглые канаты, в свою очередь, подразделяются по ряду признаков: – по конструктивному признаку — на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки (спиральные) (см. рис. 1, а) изготовляют непосредственно из отдельных проволок, свитых по спирали. При двойной свивке (см. рис. 1, б) сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Канаты двойной свивки бывают одно-, двух- и трехслойными. Применяют также стальные канаты тройной свивки, свиваемые из нескольких свитых стренг (канатов двойной свивки). Канаты тройной свивки называются кабелями; по форме поперечного сечения прядей на круглопрядные и фасонопрядные.

Рис. 1. Канаты круглые одинарной (а) и двойной (б) свивки, плоской конструкции по ГОСТ 3091—69 (в) и по ГОСТ 3092-69 (г)

- по материалу сердечника — на канаты с органическим сердечником (о. е.), с металлическим мягким сердечником из проволоки (м. с. м.), с металлическим сердечником из канатной проволоки (м. е.), с сердечником из искусственных материалов —пластмасс и пр. (и. е.); – по способу свивки — на раскручивающиеся (Р) и нераскручивающиеся (Н). На концах канатов для предохранения их от раскручивания накладывают перевязки из 8—10 витков мягкой проволоки, называемой маркой. В раскручивающихся канатах пряди и проволоки в прядях не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с конца каната, в нераскручивающихся — сохраняют; – по направлению свивки — канаты правого (П) и левого (Л) направления. Направление свивки каната определяется: для спиральных канатов — направлением свивки проволок наружного слоя, для канатов двойной свивки — направлением свивки прядей наружного слоя в канате, для канатов тройной свивки — направлением свивки стренг в канате; – по сочетанию направлений свивки элементов каната — на канаты крестовой свивки, у которых направления свивки прядей в канате, прядей в стренгах и проволок в прядях противоположны, и канаты односторонней свивки (О), у которых направления свивки прядей в канате и проволок в прядях наружного слоя одинаковы. Канаты тройной свивки изготовляют только крестовой свивки; – по виду покрытия поверхности проволок и каната — на канаты из светлой проволоки; ЛС — канаты из оцинкованной проволоки с тонким цинковым покрытием для легких условий работы; СС — канаты из оцинкованной проволоки со средним цинковым покрытием для средних условий работы; ЖС — канаты из оцинкованной проволоки с толстым цинковым покрытием для жестких условий работы (для работы в химически активных средах); П —канаты с покрытием искусственными материалами самого каната или прядей; – по назначению на ГЛ — грузолюдские (для транспортирования людей применяют только канаты марки В); Г—грузовые (для транспортирования грузов и других целей); Б — бензельные (для перевязок).

Канаты плоской конструкции (ГОСТ 3091—69 и 3092—69) (рис. 1, в, г) изготовляются следующих видов: – по назначению: ГЛ — грузолюдские, Г—грузовые; – по механическим свойствам проволоки: В — высшей марки; I — первой марки, II — второй марки; – по виду покрытия поверхности проволоки: из светлой проволоки; из оцинкованной проволоки для условий работы: ЛС — легких, СС — средних, ЖС — жестких; – по способу свивки: Р —раскручивающиеся, Н — иераскручивающиеся.

Канаты, поставляемые согласно ГОСТ 3091—69, имеют ширину от 72 до 119 мм при толщине от 11,5 до 19,5 мм, по ГОСТ 3092—69 ширину от 124 до 233 мм и толщину от 20 до 38 мм. Условное обозначение каната включает его основные характеристики, например, канат плоский шириной 83 мм, грузолюдского назначения, из светлой проволоки марки В, нераскручивающийся с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 140 кгс/мм2 обозначается: канат 83-ГЛ-В-Н-140 ГОСТ 3091—69.

Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-69, 3077-69 и 3070—74- полиспасты, стропы —из более гибких канатов конструкции 6X36+1 о. с. (ГОСТ 7668-69). Для оснастки полиспастов допускается применение стальных канатов конструкции 6X37+1 о. с. по ГОСТ 3079—69, а также конструкции 6X37+1 о. с. по ГОСТ 7685—69.

Плоские канаты применяют для изготовления стропов при монтаже круглого оборудования.

Разрывное усилие каната определяют на монтаже по заводскому сертификату (паспорту), а при проектировании — по ГОСТу. В сертификате указывают следующие данные: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель; номер каната в системе нумерации предприятия; назначение каната; номер сортаментного стандарта; номинальный диаметр каната; вид покрытия проволоки; направление свивки каната и сочетание направлений свивки его элементов; способ свивки каната; степень крутимости каната; длину каната; массу каната брутто; результаты механических испытаний (к данным механических испытаний относят: маркировочную группу каната по временному сопротивлению разрыву; марку каната, суммарное разрывное усилие всех проволок в канате или разрывное усилие каната в целом); материал сердечника дополнительные сведения о канате и дату изготовления каната. Предприятие-изготовитель должно прилагать к сертификату анкету о сроках службы и условиях экс плуатации каната.

Для определения прочности канаты подвергают механическому испытанию в лабораториях канатных заводов (монтажных управлений).

Прочность на растяжение испытывают на разрывных машинах. Разрывное усилие вертикальных разрывных машин до 800—1000 кН (80—100 тс), горизонтальных 1000 кН (100 тс) и более. На разрывных машинах производят статические и динамические испытания канатов. Для динамических испытаний разрывные машины снабжают пульсатором, который создает резкое уменьшение и возрастание нагрузки. При статическом испытании увеличивают нагрузку до расчетной медленно, без скачков.

На перегиб испытывают круглую проволоку диаметром от 0,8 до 7 мм. Ее закладывают в машину и загибают на 90° по определенному радиусу, потом разгибают и загибают на 90° в противоположную сторону. Операции повторяют до тех пор, пока проволока не разрушится. Число перегибов, которое проволока должна выдержать до разрушения, регламентировано ГОСТ 1579—63.

Машина для испытания проволоки на скручивание имеет два захвата, один из которых вращающийся. Не- вращающийся захват может перемещаться по горизонтали. Испытываемый образец — проволоку длиной, равной 100 ее диаметрам,— зажимают в обоих захватах и предварительно натягивают усилием, не превышающим 2% от номинального разрывного усилия проволоки. Затем включают машину, приводя в движение захват.

Проволоку скручивают до тех пор, пока не произойдет ее разрыв. Проволока хорошего качества имеет ровный, нерваный поперечный срез.

В процессе работы все эксплуатируемые канаты периодически осматривают, обращая внимание на то, чтобы на них не было петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного износа, порванных прядей или отдельных проволок.

Если в сертификате указано лишь суммарное разрывное усилие всех проволок в канате, то для определения расчетного разрывного усилия каната в целом следует умножать суммарное разрывное усилие на 0,83 или пользоваться соотношением этих значений для каната данного диаметра и маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву, указанным в соответствующем ГОСТе.

Канаты расчалок, оттяжек и тяг бракуют аналогично канатам кранов в соответствии с нормами Госгортех- надзора СССР.

1) Определяют шаг свивки й, если необходимо, измеряют диаметр каната (рис. 2, а) с погрешностью до 0,1 мм.

Для определения шага свивки каната (рис. 2,6) на поверхности какой-либо его пряди наносят метку а, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их в сеченнн каната (например, в шестипрядном канате —6). На следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку б. Расстояние между точками а и б принимают за шаг свивки каната.

2) На всей длине шага свивки определяют число оборванных проволок (допустим, что их получилось 13) и первоначальный коэффициент запаса прочности каната, который равен отношению диаметpa блока (или барабана лебедки) D к диаметру каната d (D : с/=400 : 22— «18).

3) По табл. 1 находят, что при коэффициенте запаса прочности свыше 7 канат конструкции 6×37(1+6+ +12+18) +1 о. с. односторонней свивки должен быть забракован при 15 оборванных проволоках. В проверяемом канате оборвано только 13 проволок, значит, он может быть использован для работы, но необходимо наблюдать за его состоянием при периодических осмотрах. Как только обнаружится, что общее число оборванных проволок достигло 15, канат бракуют.

Рис. 2. Измерение диаметра (а) и шага свивки (б) каната

Для каната конструкции 6X19 (1 + 6+12) + 1 о. с. крестовой свивки с первоначальным коэффициентом запаса прочности 6,4 число обрывов проволок на длине одного шага свивки, при котором канат бракуют, 14 (см. табл. 1). В данном примере таких проволок 12,5. Следовательно, осматриваемый канат может быть использован при условии, что у него нет поверхностного износа проволок.

Если кроме обрывов проволок есть поверхностный износ или коррозия, то число обрывов проволок, при котором канат бракуют, снижается, Величина уменьшения числа обрывов проволок на одном шаге свивки (в процентах), на которую должно быть уменьшено число обрывов проволок, зависит от величины поверхностного износа или коррозии.

Например, для каната 6X37(1+6+12+18)4-1 о. с. односторонней свивки с коэффициентом запаса прочности свыше 7 и поверхностным износом 15% максимально допускаемое число обрывов проволок составит: 15X0,75= 11,25ж 11 обрывов.

Рис. 3. Приспособление для смазывания канатов

В процессе эксплуатации канаты периодически смазывают. Приспособление для смазывания (рис. 3, а) состоит из ванны, заполненной канатной мазью, подогреваемой до 50—60° С, Стальной канат 2 медленно пропускают через начальный 3, средний 4 и конечный 5 ролики. Средний ролик покрыт мазью. Через приспособление пропускают 1—2 м каната в минуту.

Перед смазыванием поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочными концами, смоченными в бензине или бензоле. Зимой смазочный материал перед нанесением на поверхность каната подогревают до 60 °С.

Канаты хранят в закрытых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях с бетонным или деревянным полом. Перед сдачей канатов на хранение их сматывают в бухты или наматывают на инвентарные металлические барабаны и смазывают. Барабаны и бухты располагают на складе в один ряд.

При длительном хранении канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. При постоянной эксплуатации канаты смазывают один раз в 3 месяца.

Стальные канаты перед отправкой заказчику маркируют и упаковывают. Канаты, как правило, отправляют намотанными на барабаны. При перематывании каната применяют барабаны (катушки) диаметром, равным не менее 15 диаметров каната. Борт барабана должен выступать над наружным слоем намотанного каната при диаметре каната до 25 мм на величину, равную двум диаметрам каната, а при диаметре каната более 25 мм — не менее чем на 50 мм.

При разматывании канатов не должны образовываться заломы и петли. Барабан устанавливают на ось (рис. 3, б), которую закрепляют на подставке. Барабан начинают вращать, ровно растягивая канат по длине. Бухту (рис. 3, в) раскатывают по прямой линии.

Каждый канат снабжают металлической или деревянной биркой, на которой указывается наименование или товарный знак завода-изгото- вителя, заводской номер, условное обозначение, длина в м, масса каната брутто в кг, дата изготовления, номер стандарта. Кроме того, на бирке ставят клеймо отдела технического контроля (ОТК) завода-изготовителя.

Для выполнения такелажных работ требуются канаты различной длины. С канатного завода они поступают длиной 250, 500 и 1000 м. На куски требуемой длины канат рубят на месте работ. Рис. 4. Зубило ДЛЯ рубки Для этого с двух сторон от места стальных канатов рубки канат перевязывают отожженной стальной проволокой диаметром 1—2 мм. Длина каждой перевязки должна быть равна 1,5—2 диаметрам каната, расстояние между осями перевязок 3—4 диаметрам каната.

Канат рубят кузнечным зубилом на плите или разрезают кислородным резаком. Канаты диаметром до 16 мм рубят на специальных зубилах, больше 16 мм — на станках с быстровращающимися стальными дисками. Куски каната снабжают копией заводской бирки и сертификата, причем в бирке указывают длину отрезанного куска.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Cтальные канаты"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства