Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Такелажные приспособления

Публикация:
   Соединение канатов

Читать далее:




Соединение канатов

Канат крепят к оборудованию разъемными и неразъемными соединениями. К неразъемным соединениям относятся крепление петлей или крюком на конце каната, канатными узлами.

При креплении каната к деталям, проушинам конец стального каната заделывают в петлю. Размер петли зависит от назначения каната или стропа.

Петлю (рис. 5, а) образуют, счаливая канат 1 или устанавливая зажимы. Внутрь петли заделывают металлический коуш 2 (рис. 5, б), который предохраняет канат от резких перегибов и перетирания. Размеры коушей регламентируются ГОСТ 2224—72.

Коуши изготовляют коваными или штампованными. Их маркируют по размеру D и обозначают этим номером. Например, коуш для каната диаметром свыше 12,5 до 15,5 мм имеет размер D 45, он обозначается: коуш 45 ГОСТ 2224—72. Когда коуши эксплуатируются при температуре окружающей среды ниже —40° С (для районов с холодным климатом по ГОСТ 15150—69), то их обозначают: коуш 45 ХЛ ГОСТ 2224—72.

Рис. 5. Канаты, заделанные в петлю (а), на коуш (б), гнльзово-клиновым соединением (в), разъемным соединением (г), то же, в муфту (д), на коуш с использованием металлической гильзы (е), клиновой зажим (ж): 1 — канат, г —коуш. 3. 5, 12 — гильзы, 4 — клиновидный конец рычага, 6 — эксцентриковый рычаг, 7, 11 — оси, 8 — съемная скоба, 9 — муфта, 10 — щеки

С помощью канатных узлов (табл. 2) отдельные куски каната крепят к оборудованию или между собой.

Гильзово-клиновое соединение (рис. 5, в) предназначено для заделки концов стальных канатов в стропах с образованием петли под коуш. Соединение применяют для канатов диаметром от 3 до 22 мм. Гильзы 3 изготовляют из малоуглеродистых сталей, отожженных при температуре 900° С с последующим обжатием для придания им овальной формы.

Рис. 6. Последовательность заделки конца стального каната в гильзово-клнновое соединение:
а — примерочная заделка, б — окончательная заделка, в — штамп для обжатия втулки; 1 — тиски, 2 — гильза, 3 — вкладыш, 4 — стальной канат, 5 —коуш, 5 — толкатель, 7 — крышка, 8 — корпус, 9 — пуансон, 10 — болт, 11 — матрица

Конец каната (рис. 6, а) заделывают в такой последовательности. Сначала конец каната, входящий в гильзу, очищают бензином, бензолом или кипящей водой в течение 30 мин.

Затем конец каната пропускают через овальную гильзу, зажатую в тиски, огибают вокруг коуша и снова вставляют в гильзу. После этого производят примерочное натяжение каната на коуше. Гильзу смещают к петле так, чтобы короткий конец каната выходил за пределы гильзы на 2—3 мм (рис. 6, б). Освобождают коуш, сбивая гильзы с обеих ветвей каната.

После снятия коуша вставляют вкладыш, который пробойником забивают в гильзу на 1/3. ее длины (размер «б»). Затем устанавливают коуши, перемещают гильзу к коушу так, чтобы короткий конец каната выходил из гильзы на 2—3 мм.

После подготовки соединение устанавливают в штамп (рис. 6, в) и производят двустороннее обжатие с заданным усилием.

Штамп состоит из толкателя, который может перемещаться вверх и вниз внутри корпуса. Корпус снабжен крышкой. Внутри корпуса расположен пуансон и матрица. Матрица удерживается в исходном положении болтом.

Подготовленное соединение (гильзы) вставляют в штамп между пуансоном и матрицей так, чтобы ось движения пуансона и матрицы совмещалась с большой осью вала гильзы и продольной осью каната. Затем производят двустороннее обжатие соединения.

Разъемное соединение (см. рис. 5, г) служит для быстрого устройства коуша на конце каната. Соединение состоит из эксцентрикового рычага с клиновидным концом. Эксцентриковый рычаг через ось закреплен на коуше съемной скобой. В рабочем положении эксцентрик рычага прижимает свободный конец каната к ручью коуша. Клиновидный конец рычага вместе с обоими концами каната охвачен гильзой, насаженной с натягом. Клиновидный конец после сборки соединения загибают.

Соединение каната в муфту (см. рис. 5, д) также разъемное. Конец стального каната заделывают в муфту следующим образом. Сначала канат пропускают через отверстие в муфте, затем его расплетают, отдельные проволоки загибают и муфту заливают расплавленным баббитом или антифрикционным сплавом на цинковой основе. Муфту соединяют с двумя щеками сваркой. Между щеками устанавливают ось.

Канаты заделывают на коуш (см. рис. 5, е), скручивая металлическую гильзу, которую предварительно надевают на канат. Такую заделку (ГОСТ 19029—73) используют для канатов диаметром 4,5; 5 и 6 мм. Гильзу выполняют из металлических сплющенных труб 12X1 и 14X1,5 мм (ГОСТ 8734—75).

К разъемным соединениям также относится клиновой зажим (см. рис. 5, ж).

Клиновой зажим выполняют на высокопрочных болтах. Он надежен и удобен в работе.

Для закрепления конца каната в петле, на коуше или для соединения двух концов канатов применяют зажимы (рис. 7).

Дугу зажима ставят со стороны короткого конца каната. Зажимы затягивают до тех пор, пока суммарный диаметр сжимаемых канатов не составит 0,6 от их номинальных размеров. Расстояние между зажимами и их число зависят от диаметра каната. В большинстве случаев расстояние между зажимами принимают не менее 6 диаметров соединяемого каната, а в особых случаях определяют расчетом. На один узел должно быть установлено не менее трех зажимов.

Стальные канаты между собой соединяют соединительным звеном (см. рис. 7). Соединение состоит из двух звеньев, связанных между собой осями. На оси надевают петли стыкуемых канатов, снабженных коушами. Коуш закрепляют в канат, конец которого крепят зажимами. Канаты с заделанными в них коушами соединяют осями посредством соединительных звеньев.

Рис. 7. Сращивание канатов соединительным звеном:
1 — канат, 2 — зажимы, 3 — коуш, 4 — ось, 5 — соединительное звено

К элементам такелажных средств стальные канаты крепят при их совместном многократном использовании (траверсы, монтажные балки, захваты) неразъемной, а при однократном использовании — разъемной петлей. Узлами крепить канаты не рекомендуется.

Неразъемную петлю на конце каната при креплении его к такелажному приспособлению выполняют при помощи обжимной гильзы, гильзоклинового соединения или заплетки. Сращивать канаты разных диаметров и конструкций заплеткой запрещается.

Гильзоклиновые соединения канатов и соединение канатов обжимными алюминиевыми гильзами выполняют в соответствии с Указаниями на заделку концов стальных канатов в гильзоклиновом соединении МСН-99—65 и Рекомендациями по изготовлению стропов из стального каната с закреплением петель обжимными гильзами из алюминиевых сплавов (ЦБНТИ. М 1971).

Счаливанием (заплеткой) соединяют прямые концы канатов и изготовляют петли. Для счаливания канатов применяют различные инструменты (рис. 8). В мастерских при монтажных управлениях используют также приспособления, показанные на рис. 9. Для перевязки канатов служит приспособление (рис. 9,а), состоящее из катушки с проволокой и рукоятки с отверстиями. На конце каната петли завязывают при помощи струбцины (рис. 9, .6, в), а для обжатия каната при заплетке в коуш применяются тиски (рис. 9, г, д).

Рис. 8. Инструмент для счаливания канатов:
1 — свайка для раздвижки прядей. 2 — разводка, 3 — Т-образная подбойка, 4 — круглое шило, 5—клещи-кусачки, 5 —деревянная палка диаметром 30 мм, 7 — пеньковый канат, 8— деревянный молоток, 9 — нож для удаления органического сердечника, 10 — слесарный молоток

Длина сплетенного каната (рис. 10, а) зависит от числа проколов каната прядями, но должна быть не менее установленной правилами Госгортехнадзора.

Последовательность счаливания канатов такая. На расстоянии 500—700 мм от обоих концов счаливания канатов (рис. 10, б) накладывают перевязки (марки), т. е. обматывают канат мягкой проволокой, а затем конец каната до перевязки распускают на пряди. Концы каждой пряди для предотвращения роспуска прядей на проволочки также обматывают мягкой проволокой.

Органический сердечник на всю длину распушенного каната вырезают.
Стыкуемые канаты соединяют между собой так, чтобы пряди располагались в шахматном порядке вплотную до перевязок (рис. 10, в). Для этого пряди

Рис. 9. Приспособления для такелажных работ:
а — для перевязок, б, в — для закрепления петли каната, г, д — тиски для обжатия и закрепления каната с коушем

левого каната привязывают двумя перевязками к правому канату и накладывают дополнительно перевязки, расположенные на расстоянии, равном 40d каната друг от друга, и препятствующие роспуску каната. Затем перевязку с левого каната снимают, любую из свободных прядей накладывают на смежную встречную прядь и с помощью свайки пробивают (пропускают) ее под следующие две пряди (рис. 10, г). Пробитую прядь обтягивают и молотком обколачивают две пряди, под которые пробита ходовая прядь. Ходовыми прядями называют пряди расплетенного конца каната, которыми пробивают второй канат.

После этого также пробивают следующую свободную ходовую прядь под следующие две пряди. Аналогично пробивают все остальные пряди и еще раз те же пряди, а затем снимают перевязку правого каната, перевязки 3 и дважды пробивают пряди левого каната. Затем поочередно вторично выполняют по две пробивки всех прядей с каждой стороны стыка. В таком же порядке сплетают канат на всю длину стыка до перевязок.

Сплетка заканчивается пробивкой еще по одному разу половины ходовых прядей с каждой стороны через одну прядь (одну прядь пробивают, вторую оставляют, следующую опять пробивают и т. д.). В зависимости от длины стыка число пробивок может быть 4 1/2; 5 1/2; 6 1/2 и т. д.

Канаты у петли сплетают следующим образом. На расстоянии 500—700 мм от конца каната накладывают перевязку и канат распускают на пряди (рис. 10, д). Концы пряден, так же как и при сплетке прямых канатов, обвязывают мягкой проволокой. Органический сердечник по всей длине распущенного конца вырезают.

Конец распущенного каната загибают в петлю и привязывают место перевязки к коренному канату. Первую проводку пряди выполняют в положении, когда петля обращена к работающему своей изогнутой частью, а ходовые пряди расположены справа. Первую ходовую прядь проводят в канат справа налево против спуска каната. Спуском каната называется направление от заплетаемой петли к коренной части каната. Первую прядь для пробивки выбирают так, чтобы после снятия перевязки не происходило закручивания или раскручивания ходового конца.

Ходовую прядь I (рис. 10, е) пробивают под одну коренную, II — под две, III — под три пряди. Все три пряди пробивают в одном и том же месте. Ходовую прядь IV пробивают через то же место, что и первые три, но в обратном направлении, под две коренные пряди (рис. 10, ж), V — под ту же прядь в обратном направлении; VI — так же, как и в первой, но в обратном направлении, накрывая эту прядь.

Второй раз каждую ходовую прядь пробивают через одну смежную под две следующие коренные пряди (рис. 10, з). Последующие пробивки выполняют аналогично второй (рис. 10, и). Последнюю пробивку делают половинным числом пряден (рис. 10). Пробитые пряди обрубают у самого каната, и все сплетение плотно обматывают мягкой отожженной проволокой.

Разъемную петлю на конце каната при креплении его к такелажному приспособлению выполняют либо с применением коуша и зажимов, либо разъемных клиновых зажимов. При огибании канатами цилиндрического захватного устройства без коуша отношение диаметра закругления захватного устройства к диаметру каната должно быть не менее 4. При огибании канатом захватного устройства двойной кривизны, аналогичного коушу, отношение диаметра захватного устройства (по дуге огибания канатом) к диаметру каната должно быть не менее 3,5.

Расположение и крепление канатов в такелажных средствах должно исключать возможность их схода с барабанов, блоков и направляющих, а также перетирание при соприкосновении с конструкциями или другими канатами. Недопустимо соприкосновение канатов с токоведущими проводами.

Во избежание повреждения в местах резких перегибов канатов устанавливают подкладки с устройством, предохраняющим их от падения после снятия нагрузки.

Рис. 11. Временное крепление каната меньшего диаметра к канату большего диаметра:
1 — канат, идущий на лебедку. 2 — петля, 3 — канат большего диаметра, 4 — дуга, 5 — накладка, 6 — прокладка

Разъемные соединения канатов расчалок, прикрепленные к вершине такелажных средств и к якорям, а также неподвижных концов каната монтажных полиспастов к блокам, затягивают внизу до подъема такелажных средств с обязательным устройством сигнальной петли.

Если канат меньшего диаметра нужно прикрепить к канату большего диаметра, применяют зажим (рис. 11). Внутри его дуги приварена прокладка, которая предохраняет канат от смятия. Сверху дуги тоже установлена накладка с двумя прорезями, которая при помощи гаек стягивает три каната. Диаметр внутренней части прокладки должен соответствовать диаметру натягиваемого каната. Между основным канатом и накладкой закладывают петлю из стального каната меньшего диаметра, к которому крепят канат, идущий па лебедку. После натяжения основного каната и его закрепления зажим снимают.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Соединение канатов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства