Оборудование и строительные конструкции поднимают и устанавливают в проектное положение грузоподъемными механизмами при помощи различных стропов. Стропами называют отрезки канатов или цепи, соединенные в кольца или снабженные подвесными приспособлениями (захватами), которые обеспечивают быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов.
Существует несколько разновидностей грузовых стропов. На монтаже применяются стропы: канатные (СК), цепные (СЦ) и универсальные канатные (УСК). По количеству ветвей канатные стропы разделяются на одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветве- вые (ЗСК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК). Цепные .стропы также разделяются на четыре вида: одноветвевые 1СЦ, двухветвевые 2СЦ, трехветвевые ЗСЦ и четырехветвевые 4СЦ.
Для монтажа обрудования большой массы применяют инвентарные витые и инвентарные полотенчатые стропы, которые используют только с монтажными полиспастами. Основанием для их выбора и расчета служит «Временная инструкция по выбору, расчету и применению стальных канатов такелажных средств» ВСН 320 – 73 ММСССССР.
К стропам предъявляют следующие основные требования: безопасность производства такелажных и монтажных работ, быстрота и удобство строповки п рис- строповки.
Стропы, изготовляемые из кусков каната или цепей, подразделяют на простейшие, универсальные, облегченные (одноветвевые), многоветвевые (двух-, трех- и че- тырехветвевые), инвентарные витые и инвентарные полотенчатые.
Рис. 1. Простейшие (я), универсальные (б, е), облегченные (г — в) и полотенчатый (он) стропы; схемы подвески на крюк универсальных стропов (з, и):
1 — заплетка, 2 — коуш, 3 — петля, 4 — зажимы
Простейшие стропы — кусок каната, которым поднимаемый груз обвязывают и прикрепляют к крюку грузоподъемного механизма. Концы каната простейшего стропа закрепляют сжимами или такелажными узлами. Простейшие стропы применяют при подъеме тяжелых грузов, если грузоподъемность обычных стропов недостаточна.
Универсальные стропы — замкнутая петля длиной от 1 до 30 м. Их изготовляют из канатов диаметром от 6,3 до 63 мм. Концы каната соединяют заплеткой на длину, равную 40 диаметрам каната, или зажимами.
Рис. 2. Многоветвевые стропы: а — двухветвевой, б — трехветвевой, в — четырехветвевой; 1 — крюк, 2 — строп, 3 — разъемная такелажная скоба, 4— треугольное звено
Универсальные стропы обозначают в зависимости от допустимой нагрузки, исполнения, климатического района и длины.
Универсальные стропы широко применяют при монтажных работах, однако они имеют существенный недостаток: такелажнику в большинстве случаев приходится подниматься к узлу крепления стропа для его расстроповки.
Облегченные стропы изготовляют из куска каната диаметром до 30 мм. На концах каната заделывают коуши или петли в зависимости от назначения стропа. Изготовить облегченный строп сложнее, чем универсальный, так как приходится выполнять две заплетки каната у петель. Несмотря на это, их широко применяют, особенно в гражданском строительстве, где масса отдельных элементов здания не превышает 5 т.
Концы облегченных стропов можно выполнять в виде петель и соединять зажимами, а также с помощью гильзово-клинового соединения.
Многоветвевые стропы служат для подъема элементов за две, три или четыре точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем,чтобы все его ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно.
В качестве отдельных ветвей многоветвевых стропов применяют облегченные стропы. Отдельные облегченные стропы в многоветвевых стропах крепят к треугольному звену или к разъемной такелажной скобе, которые даже при разных длинах ветвей стропов дают возможность путем поворота регулировать усилия в отдельных ветвях.
Рис. 3. Схема строповки груза
Треугольные звенья выпускаются грузоподъемностью от 0,4 до 32,0 т, а разъемные такелажные скобы от 0,63 до 12,5 т.
Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от массы поднимаемого элемента с учетом коэффициента запаса прочности и угла наклона к вертикали, но не более 45°.
Стропы изготовляют как из стальных, так и из пеньковых и капроновых канатов.
Стропы из пеньковых канатов рассчитывают по тем же формулам, что и стальные канаты, с учетом числа ветвей канатов и угла наклона к вертикали. Коэффициент запаса прочности должен приниматься не менее 8. Если в четырехветвевом стропе стропы крепят непосредственно за разъемную такелажную скобу, без треугольных звеньев, то расчет стропов целесообразно производить делением не на четыре, а на три ветви стропа.
Рис. 4. Универсальные уравновешивающиеся балансирные стропы для подъема плит перекрытия (а), лестничных маршей (б):
1 — петля, 2 — одноролъпые пятитомные блоки, 3,5, 7 — стропы, 4 — однорольные двухтонные блоки, 6 — карабины
Универсальные многоветвевые уравновешивающиеся балансирные стропы используют при монтаже зданий. С помощью этих стропов поднимаемую плиту можно раскантовать из горизонтального положения в вертикальное, и наоборот. Если плиты хранились в вертикальном положении, то перед строповкой их переводят в горизонтальное положение на кантователе. К этим стропам крепят блоки, создающие равномерное натяжение всех его нитей.
Шестиветвевой строп состоит из петли (кольца), на которую навешивают два однорольных пятитонных блока. На этих блоках запасованы дай стропа. На концах стропа установлены карабины, посредством которых стропы крепят к поднимаемому грузу. Карабинами называют специальные кольца, которые не раскрываются во время подъема. Карабины выпускаются грузоподъемностью от 0,4 до 2 т. На конце стропа крепят два од но рольных двухтонных блока, через которые пропущены стропы. На концах стропа также есть карабины.
Рис. 5. Витой инвентарный строп (а), профиль канавки захватного устройства для стропа (б), коуш витого стропа для цилиндрических захватов (в) и для захватов двоякой кривизны (г): 1 — полукольцо. 2 — фасонкн. 3, 5 — полукольца из гнутого обрезка трубы, 4 — серьга монтажного блока. 6 — подкладные листы, 7, 9 — ребра жесткости, 8 — обрезки трубы
Для строповки лестничных маршей применяются четырехветвевые\стропы с ветвями разной длины. Одна из разновидностей стропов представлена на рис. 15, б: При использовании многоветвевых стропов разной длины максимальный угол наклона между ветвями стропа должен быть не болек 90°.
Инвентарный витой строп представляет собой замкнутую петлю перевитых между собой и плотно уложенных витков каната.
В витом стропе из семи витков (14 рабочих ветвей) вокруг центрального витка равномерно укладывают слой из шести витков каната. Витой строп из 19 витков (38 ветвей) образуют, укладывая на первый слой из шести витков дополнительно второй слой из 12 витков каната и т, д.
Обязательным условием применения инвентарного витого стропа является наличие в местах его крепления поверхностей двойной кривизны с профилем канавки, соответствующим диаметру сечения стропа. На цилиндрической поверхности или поверхности с острыми гранями строп закрепляют с помощью коуша пли ролика с профилем канавки, соответствующим диаметру сечения стропа.
Основные достоинства витых стропов следующие; действительная несущая способность стропов витой конструкции в среднем на 12—15% больше, чем у стропов невитой конструкции; витой строп более компактен, т. е. имеет меньшие поперечные размеры, чем невитой, что позволяет применять захватные органы меньших размеров; витой строп — инвентарный и может быть применен многократно; устройство строповки витым стропом менее трудоемко, чем невитым; при отклонении витого стропа от вертикали его несущая способность не теряется в отличие от невитого.
Для крепления стропов витой конструкции на цилиндрических захватных устройствах такелажных средств (мачт, шевров, порталов) и монтажных штуцеров применяют специальные коуши. На рисунке представлены два вида коушей: для цилиндрических захватов и захватов двоякой кривизны.
Коуш состоит из полукольца, выполненного из листа, полукольца, сделанного из обрезка трубы, которая для жесткости соединена фасонками с основным листом. Коуш под витой инвентарный строи для крепления к захватным устройствам двоякой кривизны показан установленным на монтажном блоке на серьге. Он состоит из полукольца, выполненного из гнутого обрезка трубы, усиленного подкладными листами и ребрами жесткости. Полукольцо соединяется с фасонным обрезком трубы. Для восприятия сжимающих усилий применяются ребра.
Инвентарные витые стропы, их размеры, конструкция и число ветвей определяются проектом производства работ или технологической картой в зависимости от массы, размеров и конфигурации монтируемого оборудования или конструкций, технической характеристики и расположения такелажных приспособлений и размеров захватных устройств такелажных средств или приспособлений для строповки монтируемого оборудования— монтажных штуцеров, грузовых подвесок полиспастных блоков, узлов крепления полиспастов к монтажным средствам и др.
Для изготовления стропов применяют стальные канаты по ГОСТ 3071—74, 3079—69, 7668—69 и 7679—69. Для изготовления стропов климатического исполнения ХЛ применяют канаты только по ГОСТ 3079—69 и 3071—74.
Инвентарный витой строп изготовляют в такой последовательности. Вначале устанавливают кондуктор с передвижными упорами. Упоры располагают таким образом, чтобы длина первого центрального витка стропа была равна длине изготовляемого стропа. Из средней части отрезка стального каната, предназначенного для изготовления стропа, на кондукторе формируют первый виток и фиксируют его зажимом. Затем, попеременно, то одним свободным концом стального каната, то другим навивают последующие витки стропа на ранее свитые. После окончания навивки второго витка зажим снимают и начинают навивать последующие витки.
Перед навивкой второго витка уноры кондуктора перемещают к центру. Канат навивают шютно, без видимых зазоров, После образования каждого витка рекомендуется натягивать канат для уплотнения свиваемого стропа ручной рычажной лебедкой тяговым усилием 0,75 т.е. Оставшиеся после свивки/тропа концы каната должны перекрывать друг друга на длине не менее одного шага свивки. Свободные концы каната привязывают к стропу мягкой проволокой диаметром 1—2 мм. Длина каждой перевязки должна быть не менее 1,5 диаметра каната. Крутоизогнутые участки витого стропа, соприкасающиеся с грузозахватными органами, также обматывают плотно уложенной мягкой проволокой диаметром 1—2 мм.
Изготовленный инвентарный витой строп после освидетельствования снабжают металлической биркой с указанием инвентарного номера стропа, грузоподъемности при угле разведения ветвей 2а = 60°, диаметра окружности, сечения, длины стропа, номера сертификата каната, числа ветвей каната и шага свивки стропа.
Полотенчатый строп представляет собой замкнутую петлю из витков каната, однослойно уложенных на захватное устройство полиспаст- ного блока или такелажного средства, либо монтируемого оборудования. Концы каната полотенчатого стропа закрепляются между собой зажимами. Причем полотен- чатые стропы разрешается укладывать только в один слой.
Число ветвей и диаметр каната полотенчатого стропа выбирают в соответствии с конфигурацией захватного устройства монтажного блока. Если у захватного устройства монтажного блока нет канавок под определенное число ветвей каната, полотенчатый строп выполняют с минимально возможным числом ветвей.
Полотенчатые стропы применяют в тех случаях, когда оси захватных устройств блока полиспаста и перещаемого оборудования остаются параллельными или угол между ними не изменяется в процессе перемещения этого оборудования. Если угол между осями захватного устройства блока полиспаста и перемещаемым оборудованием изменяется в процессе монтажа до 10°, коэффициент запаса прочности стальных канатов полотенчатых стропов должен быть не менее 6.
Полотенчатые стропы изготовляют непосредственно на месте монтажа при строповке монтируемого оборудования.
Рис. 7. Такелажные приспособления:
а, б, в — зажимы (обыкновенные, пластинчатые, рожковые), г — коуш, д — овоидное звено, е —карабин, ж — чалочный крюк с замком, з — треугольное звено, и — разъемная такелажная скоба, к — крюк с утопленным носком, л — чалочный крюк
В процессе изготовления полотенчатого стропа обращают внимание на то, чтобы витки каната плотно прилегали к поверхности канавки, а при отсутствии канавки — друг к другу и к поверхности грузозахватного устройства или монтируемого оборудования. Ветви стропа натягивают под нагрузкой, составляющей приблизительно 20% от максимальной нагрузки.
Рис. 8. Полуавтоматический строп с замком и грузозахватное устройство с дистанционной отцепкой крюка:
а — схема строповки, б — строповый замок, в, е — общий вид стропов, г — начало отцепки, д — окончание; 1 — универсальный строп, 2 —замок, 3 — поднимаемый груз, 4 — инвентарная подкладка, 5 —скоба, 6 — распорка, 7 — обойма с пружиной, 8 — тяговый канат, 9 — запорный штифт, 10 — облегченный строп, 11— коуш, 12— крюк, 13 — коромысло, 14 — палец, 15 — ветвь стропа, 16 — тяга
Стропы оснащают такелажными приспособлениями (рис. 7).
Полуавтоматические стропы с замком (рис. 8, а) позволяют быстро застроповать и расстро- повать груз, не поднимаясь к месту строповки. Полуавтоматический строп оснащен замком (рис. 8, б), представляющим собой скобу, изготовленную из круглой стали с вваренной в нее распоркой. На обоих концах скобы есть проушины для запорного штифта. К одной проушине прикреплена обойма с пружиной. Для расстроповки полуавтоматического стропа достаточно натянуть тяговый канат.
В полуавтоматических стропах используют универсальные или облегченные стропы. Под поднимаемый груз подкладывают инвентарные подкладки, которые надевают на стропы. На рис. 19, в показан облегченный строп, оснащенный четырьмя инвентарными подкладками и замком. Концы облегченного стропа заделаны на коушах.
Строп может быть оснащен двумя замками (рис. 8, е), который удобно применять при подъеме стропильных ферм.
При возведении гражданских зданий, где для расстроповки поднимаемых элементов приходится подниматься на незначительную высоту, но при этом необходимо пользоваться переносными лестницами, применяют грузозахватное устройство с дистанционной отцепкой крюка. Для того чтобы отцепить крюк (рис. 8, г, д) от петли, заделанной в железобетонный элемент, машинист крана после установки элемента в проектное положение ослабляет ветвь стропа и при помощи тяги отцепляет крюк.
Коромысло, насаженное на палец, в процессе подъема служит предохранительным устройством, и груз без посторонней помощи не отцепится от крюка.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Изготовление стропов и их виды"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы