Поражение личного состава, как известно, может происходить не только от непосредственного воздействия использованного противником оружия массового поражения, но и от длительного соприкосновения с зараженной техникой. Для ликвидации заражения техники ее, в зависимости от вида используемого оружия, дезактивируют или дегазируют.
Дезактивация. Уничтожить или ослабить поражающее действие радиоактивных веществ невозможно, поэтому их удаляют. Удаление радиоактивных веществ с поверхностей техники — трудоемкий и сложный процесс. Как правило, полностью невозможно удалить радиоактивные вещества. Дезактивируют механическими или физико-химическими способами до тех пор, пока оставшихся радиоактивных веществ будет меньше допустимой нормы, безопасной для здоровья человека.
Механические способы дезактивации. Зараженные поверхности изолируют различными незараженными материалами или удаляют радиоактивную пыль с объектов вытряхиванием, выколачиванием, сметанием, сбором пыли пылесосами и смыванием загрязнений струей воды. Вытряхивают, выколачивают и сметают радиоактивную пыль, если позволяет обстановка, сразу после выхода с зараженной местности, что обеспечивает устранение значительного количества радиоактивных веществ, предотвращает их закрепление на объектах.
Физико-химические способы дезактивации универсальнее и эффективнее механических. Для удаления радиоактивной пыли используют химические вещества и материалы (растворы моющих средств и ионообменные смолы). Одной водой нельзя обмыть некоторые загрязнения (например, масляные). Попавшие на загрязнения частицы радиоактивной пыли труднее устранить, чем с чистой поверхности. Для лучшего удаления радиоактивной пыли в воду добавляют моющие средства, которые облегчают отрыв частиц от поверхности и перевод их в раствор.
Для дезактивации используют обычное жировое мыло и различные синтетические моющие средства, например гарди-ноль (входит в состав моющего средства «Новость»), Для понижения жесткости воды, т. е. улучшения действия моющих средств, в раствор вводят активаторы (полифосфаты и другие вещества).
Ионообменные смолы — нерастворимые в воде материалы — способны отщеплять и присоединять к себе ионы. Если через слой такой смолы пропускать зараженную воду, радиоактивные ионы раствора заменяются подвижными нерадиоактивными ионами смолы. Вода очищается, а смола становится зараженной.
Танки, тягачи, тракторы, автомобили дезактивируют мытьем струей чистой воды или используют водные растворы моющих средств. Моющие средства повышают эффективность дезактивации и уменьшают расход воды. Дезактивируют, начиная с верх-ней части машины и постепенно переходя к ходовой части: обмывают все поверхности, даже и не загрязненные. Обмывают машины близ рек и водоемов, применяя мотопомпы, специальные автомобили, механические насосы и другое оборудование, имеющее насосы, заборные шланги и подающие рукава. Вода (моющий раствор) становится зараженной, поэтому ее отводят в специальные ямы или колодцы.
Дегазация. Для устранения возможности поражения личного состава отравляющими веществами (ОВ) обезвреживают зараженные объекты. В настоящее время имеются способы дегазации: химические, физико-химические и механические.
Химические способы наиболее надежны и поэтому наиболее распространены. Их сущность: ОВ, вступая в реакцию со специально подобранным веществом, образуют безвредное для личного состава соединение. Для дегазации применяют каустическую соду (едкий натр), аммиак, кальцинированную соду, хлорную известь и т. д.
Физико-химические способы. ОВ удаляют с объектов: смывают растворителями или переводят в парообразное состояние. В обоих случаях молекулы ОВ сохраняют токсичность. В качестве растворителей используют бензин, дизельное топливо, керосин, дихлорэтан, спирт и другие органические жидкости. ОВ, растворяясь, заражают растворитель, поэтому его сливают в -яму и засыпают землей.
Удалять ОВ испарением можно в процессе естественной дегазации, протекающем очень медленно. Испарение ускоряют, нагревая и вентилируя объекты.
Механические способы. Изолируют ОВ в объектах или механически удаляют из них.
Танки, тягачи, тракторы и автомобили при химических и физико-химических способах дегазируют, пользуясь шанцевым дегазационным прибором. Масса снаряженного прибора — до 18 кг, порожнего—7 кг, рабочая емкость резервуара—8,5 л. Прибор состоит из резервуара для дегазационной жидкости, резинового рукава, соединяющего резервуар с брандспойтом, на выходном отверстии которого установлена щетка, и воздушного насоса с ручным приводом, который создает давление в резервуаре для разбрызгивания жидкости. Машины обрызгивают сверху вниз, удерживая брандспойт на расстоянии 30-f-40 см от обрабатываемой поверхности, а когда применяют щетку, тщательно растирают жидкость на обрабатываемой поверхности. Если дегазирующих веществ нет, обрызгивают растворителями, одновременно протирая зараженную поверхность кистью
или щеткой. Когда отсутствуют и растворители, ОВ удаляют (смывают) водными растворами мыла или синтетическими моющими средствами.
Указания к практической работе
Под руководством учителя и водителя произвести в воинской части контрольный осмотр тягача АТ-Т или АТ-С (выполнить следующие работы):
1. Проверить и, если необходимо, дозаправить охлаждающую жидкость, масло и топливо в системы двигателя и убедиться, что отсутствуют подтекания.
2. Проконтролировать и при необходимости отрегулировать натяжение гусениц.
3. Проверить работу рычагов, педалей, рукояток приводов управления агрегатами и машиной.
4. Проконтролировать работу фар, сигнала и т. д.
5. Проверить наличие и уяснить назначение инструмента и приспособлений, прилагаемых к машине.
После пуска двигателя проверить:
— давление масла и топлива;
— силу зарядного тока, поступающего в аккумуляторные батареи;
— состояние механизмов управления агрегатами и машиной;
— исправность лебедки.
В школе все вопросы данной работы уяснить по плакатам, схемам и макетам.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дезактивация и дегазация автотракторной техники"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы