На основании опыта эксплуатации и результатов специальных испытаний для машин каждой марки разработаны определенные виды, периодичность и объем технических обслуживаний. В зависимости от объема работ и периодичности различают следующие виды технического обслуживания:
— контрольный осмотр перед выходом из парка и по возвращении в парк;
— контрольный осмотр в пути (на привалах и остановках);
— ежедневное, проводимое в конце дня работы машины; №1; №2;
— сезонное, выполняемое два раза в год — при подготовке машин к летнему и зимнему периодам эксплуатации.
Подготавливаемую к хранению автотракторную технику подвергают специальному обслуживанию в соответствии с Инструкцией по консервации машин.
Технические обслуживания №1 и 2 проводят в следующие сроки:
№ 1 — через 10004-1200 км пробега автомобиля,8004-1000 км пробега гусеничного тягача и 504-60 ч работы трактора;
№ 2 — через 50004-6000 км пробега автомобиля, 24004-4-3000 км пробега гусеничного тягача и 2004-240 ч работы трактора.
Специальное оборудование, установленное на машине, обслуживают по соответствующим Инструкциям.
В зависимости от условий эксплуатации и технического состояния машины пробег между номерными техническими об-служиваниями можно уменьшать.
Контрольные осмотры проводят, чтобы убедиться в исправности машины и необходимости дозаправки эксплуатационными материалами; обнаруженные неисправности устраняют.
Ниже приведен объем контрольных осмотров тягачей АТ-Т и АТ-С.
Перед выходом из парка проверить:
1. Количество топлива в баках (по топливомеру).
2. Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. Уровень низкозамерзающей жидкости (антифриза) должен быть у АТ-Т выше верхней пластины радиатора на 1-М мм, у АТ-С ниже верхней кромки заливной горловины на 120-7-130 мм; воды— у АТ-Т доходить в заливной горловине до начала резьбы для паровоздушного клапана и у АТ-С ниже верхней кромки горловины на 60-^70 мм.
3. Уровень масла в масляном баке (щупом).
4. Не подтекает ли топливо, охлаждающая жидкость и масло через краны, сальники, прокладки и неплотности дюритовых (шланговых) и штуцерных соединений трубопроводов.
5. Состояние и натяжение ремней привода вентилятора и компрессора. Ремень привода вентилятора АТ-Т нормально натянут, если размер сжатой пружины натяжного устройства равен 90 мм, а у АТ-С, если при нажатии рукой в середине ремня, его прогиб составляет 35-М5 мм.
6. Состояние и действие всех педалей и рычагов управления, которые должны перемещаться без заеданий.
7. Состояние и работу приборов освещения, электросигнала, аккумуляторных батарей, генератора (по силе зарядного тока). Если при пуске двигателя напряжение падает ниже 17 в, батареи заряжают.
8. Состояние траков и пальцев, а также натяжение гусениц. Нет ли трещин и сколов траков, срыва головок пальцев и их выхода из проушин траков. Нормально натянутая гусеница тягача АТ-Т лежит на трех средних опорных катках, а АТ-С провисает между двумя поддерживающими катками не более чем на 30-М0 мм.
9. Цельность опорных и поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес.
10. Состояние тягово-сцепного прибора. Его подвижные детали должны перемещаться без заеданий.
11. Состояние и крепление огнетушителей.
12. Работу двигателя на различных режимах.
13. Работу компрессора, накачав воздух в воздушные резервуары; действие тормозов; нет ли утечки воздуха.
14. Наличие, состояние и крепление инструмента и принадлежностей.
Обнаруженные неисправности устраняет водитель или ремонтник.
В пути проконтролировать:
1. Не подтекают ли топливо, охлаждающая жидкость и масло.
2. Нагрев коробки передач, механизмов поворота, бортовых передач, опорных и поддерживающих катков и направляющих колес.
3. Состояние ведущих колес, пальцев, траков и натяжение гусениц.
4. Надежность сцепки и соединения подвода воздуха к пневматическим тормозам прицепа; крепления грузов в кузове и прицепе, а также инструмента и принадлежностей.
При ежедневном техническом обслуживании дозаправляют топливом, маслом и охлаждающей жидкостью системы двигателя, моют и чистят машину, проверяют состояние и смазывают отдельные узлы или механизмы и устраняют обнаруженные неисправности.
При техническом обслуживании №1 выполняют все работы ежедневного обслуживания и дополнительно: проверяют крепление агрегатов, регулируют механизмы и их приводы, смазывают механизмы силовой установки, силовой передачи, ходовой части и устраняют обнаруженные неисправности.
При техническом обслуживании №2 выполняют все работы обслуживания № 1 и дополнительно контролируют техническое состояние машины, регулируют приводы управления, добавляют или сменяют смазки и масла в агрегатах и системах.
Сезонное техническое обслуживание включает очередное номерное обслуживание и дополнительно работы, обеспечивающие нормальное действие агрегатов, приборов и систем для конкретных условий использования машин (зимой и летом; на юге или на севере страны). Объем и сроки проведения дополнительных работ определяются местными условиями эксплуатации машин.
Контрольные осмотры и ежедневное техническое обслуживание проводят водители машин под руководством и участии командиров отделений.
Технические обслуживания № 1 и 2 и сезонное обслуживание в постоянных парках проводит личный состав пункта технического обслуживания или специалисты автотракторной мастерской, обязательно участвуют водители обслуживаемых машин, а в полевых условиях — водители и личный состав подвижных средств технического обслуживания и ремонта.
Выявленные в процессе технического обслуживания неисправности устраняют (производят текущий ремонт) водитель или, если он не сможет выполнить этот ремонт по своей квалификации, специалисты авторемонтной мастерской. Продолжительность обслуживания зависит от состояния машины, используемых средств механизации и совершенства конструкции. Чем больше механизированы трудоемкие процессы обслуживания (мойка, чистка, смазка и т.д.), тем меньше затрачивается времени на их выполнение.
Нельзя сокращать объем работ по обслуживанию машин и время на его выполнение в ущерб качеству.
По окончании номерного технического обслуживания качество работ проверяют лично начальник пункта технического обслуживания или автотракторной мастерской.
Последовательность выполнения работ технического обслуживания. Условия обслуживания машин влияют на общую последовательность работ при выполнении технического обслуживания. Последовательность работ в постоянных парках другая, чем в полевых.
В постоянных парках для технического обслуживания используют в основном парковое оборудование и средства обслуживания, постоянно размещенные в соответствующих частях парка. Поэтому машины последовательно перемещаются от одного поста к другому. Техническое обслуживание возвратившихся в парк машин проводят в такой последовательности:
— заправка топливом и смазочными материалами — на заправочном пункте;
— чистка и мойка — на пункте чистки и мойки; остальные работы — на пункте технического обслуживания; постановка машины на стоянку. На стоянке окончательно очищают машину. В полевых парках техническое обслуживание любого вида выполняют, как правило, на месте стоянки машин. Подвижные средства технического обслуживания и ремонта перемещаются от одной обслуживаемой машины к другой. Такой порядок исключает необходимость перемещения большого количества машин, чем обеспечивается скрытность их расположения.
Последовательность работ технического обслуживания в полевых парках не является постоянной и зависит от сложившейся обстановки.
Понятие о технологических картах обслуживания. Для улучшения качества выполняемых работ и сокращения сроков технического обслуживания машин разработаны технологические процессы обслуживания отдельных узлов, механизмов, агрегатов, систем и приборов, изложенные в технологических картах, в которых указаны:
наименование и порядок выполнения операций; применяемый инструмент, приспособления и оборудование; используемый материал; специальность и квалификация исполнителя; трудоемкость работы в человеко-минутах; технические условия или указания по контролю за выполнением операций;
эскизы, наглядно поясняющие использование инструмента и приспособлений и выполнение операций.
Технологические карты выполняют на больших листах плотной бумаги, фанеры или стали и вывешивают на видных местах.
При техническом обслуживании машин приходится производить разнообразные работы, поэтому каждый член экипажа имеет определенные обязанности.
Чтобы обеспечить минимальный срок обслуживания машины, нов экипажа загружают по возможности равномерно, учитывая их специальности. Например, водитель должен проверить и отрегулировать привод управления тормозами; командир в это время может проконтролировать и отрегулировать натяжение гусениц и т. д.
Кто бы ни обслуживал машину, водитель отвечает за ее техническое состояние и постоянную готовность к движению. Он всегда должен наблюдать за состоянием машины и предотвращать неисправности и поломки, а обнаруженные дефекты устранять. Водитель содержит исправными инструмент, принадлежности и запасные части.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды, периодичность и объем технического обслуживания машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы