Под эвакуацией понимают организацию и проведение вытаскивания, буксирования или транспортирования машин, вышедших из строя вследствие повреждений, застреваний, затоплений и технических неисправностей. Своевременная эвакуация способствует быстрому возвращению машин в строй.
Эвакуацию машин организуют командиры всех степеней, используя оснащенные соответствующим образом эвакуационные подразделения. В отдельных случаях для эвакуации машин с разрешения командиров подразделений используют боевые машины.
Эвакуация машин включает техническую разведку и подготовительные работы, вытаскивание застрявших, затонувших и переворачивание опрокинутых машин, буксирование и трансоптирование машин к местам ремонта или погрузки, погрузку машин, отправляемых в ремонт.
Техническую разведку проводят для определения местонахождения и технического состояния эвакуируемых машин, вида застревания, характера и объема подготовительных работ, необходимых эвакуационных средств и нахождения путей подхода и эвакуации.
Подготовительные работы обеспечивают возможность эвакуации машин. Они включают разминирование машин, путей подхода и эвакуации, дезактивационные, земляные, саперно-строительные, ремонтные и другие работы, обеспечивающие эвакуацию имеющимися средствами. Подготовительные работы зависят от характера и степени повреждения, вида застревания машины, обстановки, местности, времени года, наличия средств эвакуации и т. д.
Вытаскивание застрявшей (затонувшей) машины — приведение машины в положение, при котором она может двигаться своим ходом или на буксире.
Буксирование — перемещение поврежденной или неисправной машины на собственной ходовой части тягачом или другим буксирным средством.
Транспортирование — перевозка машин тягачами на прицепах, санях, специальных полозьях и т. д., а также железнодорожным и водным транспортом.
Погрузка на железнодорожный (водный) транспорт — это установка машины при помощи тяговых или подъемных средств на железнодорожные платформы или средства водного транспорта и крепление ее.
В первую очередь эвакуируют боевые машины и машины, для восстановления которых требуются меньшие трудовые затраты.
Поврежденные машины эвакуируют в ближайшие укрытия для ремонта или подготовки к дальнейшей эвакуации, на сборные пункты поврежденных машин (СППМ), на железнодорожные станции или пристани погрузки для отправки в тыл страны.
Характерный случай, при котором требуется проведение эвакуационных работ, показан на рис. 1.
Классификация застреваний. В зависимости от технического состояния машины, характера застревания и объема подготовительных работ, необходимых для вытаскивания, различают легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые застревания.
При легком застревании после проведения незначительных подготовительных работ для вытаскивания требуется сила тяги, не превышающая половину веса застрявшей машины. По внешним признакам к легкому относятся застревание машины в болоте на глубину несколько больше дорожного просвета, малом овраге, воронке, канаве и в глубоком снегу; посадка машины днищем на грунт, пни, камни, надолбы. Легкое застревание устраняют самовытаскиванием (если машина исправна) или вытаскиванием одним-двумя тягачами или лебедкой.
Рис. 1. Танк, провалившийся в реку.
При среднем застревании для вытаскивания требуется сила тяги, не превышающая полуторный вес машины. По внешним признакам к среднему застреванию относятся застревание машины до крыши в болоте, в овраге, котловане и противотанковом рву, имеющих крутые выходы; затопление машины в неглубоком водоеме (когда не требуется участие водолазов), опрокидывание машины в неглубоком овраге и во рву. Среднее застревание устраняют тягачом или лебедкой, используя полиспасты.
При тяжелом застревании для вытаскивания машины требуется сила тяги, не превышающая тройной вес застрявшей машины. При таком застревании необходимы большие подготовительные работы и привлечение дополнительного личного состава или специалистов — водолазов, саперов и т. д.
По внешним признакам к тяжелому застреванию относятся застревание машин по крышу башни в болоте, глубоком овраге с очень крутыми стенками, затопление или опрокидывание машины в глубоком водоеме с твердым дном или в глубоком овраге.
Тяжелое застревание устраняют при помощи полиспастов с применением тягачей или лебедок.
При сверхтяжелом застревании для вытаскивания требуется сила тяги, превышающая тройной вес застрявшей машины. Необходимы сложные и трудоемкие подготовительные работы с привлечением инженерных подразделений и техники. По внешним признакам к тяжелому застреванию относятся опрокинутая, полностью погруженная или вмерзшая машина в болоте или водоеме с илистым дном и на значительном удалении от берега, застревание или опрокидывание машины в ущелье.
Сверхтяжелое застревание устраняют теми же средствами, что и тяжелое застревание. Кроме того, требуются специальные инженерные средства (особые краны, понтоны и т.д.).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация и техника эвакуации машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы