В процессе работы механизмов лесозаготовительных машин эксплуатационные свойства смазочных масел и рабочих жидкостей изменяются под действием температуры, продуктов износа, пыли, воды, кислорода воздуха, каталитического влияния металлов и других факторов. В процессе работы происходит окисление масел, полимеризация углеводородов, загрязнение различными примесями, изменение вязкости, образование агрессивных продуктов, срабатывание присадок, которые изменяют свойства масел.
С помощью анализа масел и рабочих жидкостей возможно определить техническое состояние узлов и агрегатов лесозаготовительных машин. Метод анализа работающего масла основан на изменении качественного и количественного состава износных частиц в масле. Проследив увеличение концентрации того или иного элемента в составе износных частиц работающего масла, а также зная химический состав тех или иных деталей объекта, можно достоверно определить деталь, которая подвергается усиленному износу. Достоинством этого метода является отсутствие потребности вскрытия механизма для определения технического состояния его деталей.
В настоящее время Хабаровским политехническим институтом разработан электронный анализатор для определения количества ферромагнитных частиц в масле (рис. 8).
Метод основан на периодическом взятии проб масла в двигателе и гидросистеме машины и анализе его состава за период работы до замены масла. Данные анализа сравниваются с номограммами, и по результатам сравнения определяется техническое состояние диагностируемых агрегатов.
Периодичность замены масел определяется наработкой механизмов и установлена Положением о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования.
Рис. 8. Электронный анализатор масел:
1 — шкала показывающего прибора; 2 — рукоятка уровня чувствительности; 3, 4 — рукоятки настройки; 5 —датчик; 6 — пробирка с пробой масла
Однако работоспособность рабочих жидкостей во многом зависит от условий эксплуатации техники. При работе в тяжелых условиях из-за изменения состава и свойств масел нарушается нормальная работа механизмов, снижается надежность и долговечность. Стремление чаще производить замену масла значительно увеличивает затраты на техническое обслуживание машин и механизмов. Как правило, легкие и средние условия эксплуатации машин приводят к преждевременной замене масла и необоснованному его перерасходу. Поэтому установление оптимальной периодичности замены моторных масел и рабочих жидкостей является одной из задач диагностирования машин.
Кроме указанного электронного анализатора, определить степень загрязненности масла можно на лабораторной центрифуге конструкции ВКТИстроймеханизация марки 1М308. Центрифуга предназначена для выделения из рабочей жидкости гидравлических систем или моторного масла механических примесей и воды с целью определения качества масла и степени загрязненности.
Центрифуга (рис. 9) содержит корпус, внутри которого расположен электродвигатель с вертикальной осью вращения, на валу которого в верхней части смонтирован ротор. В отверстия ротора установлены два прозрачных индикатора с осевым отверстием, где откладываются при центрифугировании механические примеси, в верхней части ротора выполнено отверстие для заполнения его рабочей жидкостью.
Корпус центрифуги закрыт крышкой, закрепленной на корпусе откидными болтами. Для удобства переноса центрифуги к машине пробка содержит рукоятку. Рабочая жидкость или моторное масло берется из бака машины или картера двигателя пробоотборником. Затем заполняется емкость центрифуги.
Работа центрифуги основана на различных значениях мощностей рабочей жидкости, механических примесей и воды. Так как плотность воды и механических примесей, содержащих металлические частицы и песок, больше плотности рабочей жидкости, то при центрифугирова-
Рис. 9. Центрифуга для экспресс-анализа моторного масла и рабочих жидкостей гидросистем
нии они с большей силой отбрасываются от центра вращения и оседают на дне прозрачного индикатора. Количество осевших в индикаторе механических примесей и воды определяется по метке, нанесенной на индикатор. По количеству осадка определяется необходимость в замене масла или рабочей жидкости.
Для диагностирования элементов гидросистем лесозаготовительных машин ЛП-19, ЛП-18, ВМ-4 и др. в условиях ПЦТО, РМЗ ЦНИИМЭ разработало устройство ВО-173. Устройство ВО-173 переносного типа, но работы по диагностированию лучше проводить в условиях пунктов централизованного технического обслуживания (ПЦТО или ПТО).
Устройство состоит из следующих частей: стального маслопровода и измерительных преобразователей и приборов (турбинного преобразователя для измерения объемного расхода рабочей жидкости); температурного измерительного преобразователя; дросселя; манометров (одного — встроенного в трубопровод, и второго — переносного, с рукавом высокого давления), комплекта переходных соединений для различных машин; штуцеров для проверки давления в нужных точках гидросистемы; нефтеденсиметра, вискозиметра и измерителя загрязненности масла, измерителя частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Элементы гидропривода, параметры которых достигли предельных значений, должны быть заменены на новые или отремонтированные.
Устройство ВО-173 позволяет диагностировать гидропривод не только с шестеренчатыми, но и с аксиально-поршневыми насосами, чем принципиально отличается от серийно выпускаемых приборов типа КИ-1097 (ДР-70).
Процесс диагностирования машин можно разделить на три основных этапа:
1-й этап — подготовительный. Мойка и очистка машины. Внешний осмотр, проверка общего состояния. Заполнение диагностической карты по результатам осмотра и опроса машиниста. Установка датчиков и приборов.
2-й этап — основной. Проведение диагностирования машины и отдельных составных частей.
3-й этап — заключительный. Анализ результатов диагностирования. Заполнение диагностической карты. Демонтаж датчиков и приборов.
Диагностирование машин проводится при ежедневном обслуживании (Де); очередном техническом обслуживании (Дто); по заявке машиниста (Д з).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Диагностирование машин и механизмов по параметрам работающего масла"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы