Домкраты служат для подъема грузов на небольшую высоту и для передвижения и выверки конструкций при их установке.
Винтовые домкраты изготовляются грузоподъемностью до 50 тс с высотой подъема груза до 0,4 м. Винтовой домкрат имеет литой или сварной корпус, в верхней части которого закреплены бронзовая, реже чугунная, гайка, стальной винт с трапецеидальной или прямоугольной однозаходной резьбой и оголовок, свободно сидящий на винте; упираясь при работе в перемещаемый груз, оголовок при вращении винта остается неподвижным. Вращение винта производится ломиком или специальной рукояткой с трещеткой. В рукоятке на оси устанавливается двусторонняя собачка, приводящая во вращение храповое колесо, закрепленное на грузовом винте. Положение собачки, служащей для реверсирования винта, фиксируется стопором и пружиной.
Винтовые домкраты не требуют специальных тормозных устройств для удержания поднятого груза. Для обеспечения самоторможения угол подъема винтовой линии а принимается меньше, чем угол трения р, т. е. меньше того угла, при котором груз, помещенный на наклонной плоскости (которую и представляет собой винтовая линия), начинает сползать под действием собственного веса.
Реечные домкраты применяются при выполнении ремонтных работ. Грузоподъемность их до 6 тс, а высота подъема груза до 600 мм.
В корпусе по направляющим перемещается рейка, в верхней части которой находится грузовой оголовок. Нижняя часть рейки, изогнутая под прямым углом, образует «лапу», которая может быть использована для подъема низко расположенного груза. Перемещение рейки производится шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с рейкой. Вращение шестерни (звездочки), имеющей четыре—шесть зубьев, производится рукояткой и зубчатыми колесами. Для удержания поднятого груза на валу рукоятки устанавливают храповик с собачкой. Реечные домкраты снабжаются безопасными рукоятками с автоматически действующими грузоупорными тормозами. На приводном валу шпонкой закреплена втулка с нарезкой, на которую навинчивается рукоятка. Между рукояткой и втулкой, на уступе последней, свободно насажено храповое колесо, вращению которого при опускании рейки препятствует собачка. При вращении рукоятка навинчивается на втулку и прижимает храповое колесо к заплечику втулки, передавая крутящий момент на вал.
Рис. 1. Винтовой домкрат
Рис. 2. Реечный домкрат
а — общий вид; б — безопасная рукоятка
При подъеме рейки с грузом собачка свободно проскальзывает по зубьям храпового колеса, а при прекращении его упирается в зуб храповика. Для опускания рейки с грузом необходимо вращать рукоятку в обратную сторону. При этом рукоятка сместится по резьбе вправо, между втулкой и храповым колесом образуется зазор и втулка вместе с валом под действием крутящего момента от груза начинает вращаться. Как только скорость вращения вала превысит скорость вращения рукоятки, последняя снова станет навинчиваться на втулку и зажмет храповик. Поэтому для опускания рейки с грузом необходимо равномерно вращать рукоятку в сторону опускания груза.
Гидравлические домкраты применяются на монтажных работах обычно в промышленном строительстве. Грузоподъемность их достигает 750 тс, а высота подъема груза — 0,4 м. При необходимости гидравлические домкраты могут быть объединены в батареи с общей грузоподъемностью в несколько тысяч тонна-сил (монтаж пролетов мостов, доменных печей и т. л.).
Рис. 3. Гидравлический домкрат
а — общий вид; б — схема работы
На рис. 3 показаны общий вид и схема работы гидравлического домкрата. С помощью поршня плунжерного насоса жидкость из насосного отделения 6 перекачивается через клапанные устройства в цилиндр домкрата и давит на поршень, несущий груз. Перемещение поршня плунжерного насоса производится рукояткой. Скорость опускания груза зависит от степени открытия отверстия, через которое вытекает жидкость из цилиндра.
Насосное отделение домкрата может быть выполнено в одном блоке с цилиндром или отдельно и тогда жидкость подается в цилиндр домкрата по трубопроводу. При обслуживании батареи домкратов насосы оборудуются машинным приводом, обеспечивающим одинаковое давление во всех домкратах. В то же время специальные заторные устройства позволяют отключить подачу жидкости в один или несколько домкратов, из числа объединенных в батарею.
В качестве жидкости в гидравлических домкратах применяют воду, незамерзающую смесь (вода, спирт и технический глицерин), а также веретенное масло, застывающее при температуре — 35 °С.
Гидравлические домкраты применяются также и для натяжения арматурных стержней при изготовлении железобетонных конструкций.
Цепные тали применяют при различных монтажных и ремонтных работах небольшого масштаба, а также при редких подъемных грузов. Наиболее широко применяются тали с червячной передачей грузоподъемностью от 0,5 до 10 тс. Такая таль подвешивается над грузом на крюке, укрепленном в ограждающих листах (щеках). Между щеками на оси установлено червячное колесо, находящееся в постоянном зацеплении с червяком. К червячному колесу прикреплена или отлита вместе с ним грузовая звездочка, через которую перекинута грузовая цепь. Один конец этой цепи (овальнозвен-ной или пластинчатой) закреплен в щеках, другой, обогнув грузовую обойму с крюком и грузовую звездочку, свободно свисает. От длины грузовой цепи зависит высота подъема груза. На одном конце червячного вала установлено тяговое колесо (блок с ребристым ручьем), которое может вращаться с помощью бесконечной тяговой цепи. Поднятый груз удерживается с помощью грузоупорного тормоза, посаженного на червячный вал. На этом валу укреплены Диски, между которыми (на втулке диска) овободно посажено храповое колесо. Диск упирается в неподвижный корпус, на котором укрепляется собачка, застопоривающая храповое колесо.
При подъеме груза храповое колесо вращается вместе с дисками и собачка свободно проскальзывает по его зубьям.
Подвешенный груз стремится повернуть грузовую звездочку в обратную сторону, при этом в червячной паре возникает осевое усилие, смещающее червячный вал и закрепленный на нем диск и прижимающее храповое колесо к диску. Однако вращению колеса будет препятствовать собачка. Для опускания груза необходимо преодолеть трение между дисками и храповым колесом путем приложения усилия к тяговой цепи.
Рис. 4. Цепная таль с червячной передачей
а — общий вид; б — схема грузоупорного тормоза
Кроме червячных талей изготавливаются также и тали с шестеренными передачами.
Строительные лебедки предназначены для перемещения груза при помощи стального каната, навиваемого на барабан. Различают лебедки общего и специального назначения. Последние являются составной частью кранов и других строительных машин. В кранах с помощью лебедок производятся: подъем и опускание груза, изменение положения стрелы, перемещение грузовых тележек, монтаж и демонтаж крановых конструкций; в некоторых кранах лебедки применяют для механизмов поворота. В бульдозерах лебедки применяют для изменения положения отвала; в скреперах — для подъема и опускания ковша, открывания и закрывания заслонки; в бетономешалках и растворомешалках — для подъема и опускания загрузочных ковшей.
Рис. 5. Лебедка с ручным приводом
а — общий вид; б — кинематическая схема
Лебедки выполняются с ручным или механическим, главным образом с электрическим приводом, и очень редко — с приводом от двигателя внутреннего сгорания.
На рис. 5 показаны конструктивная и кинематическая схемы лебедки с ручным приводом, применяемой на монтажных работах, «огда перемещение грузов производится редко и при малой скорости. Лебедки с ручным приводом разделяются на напольные с тяговым усилием от 500 до 10 000 кГ, настенные : тяговым усилием до 500 кГ и подвесные, применяемые попарно для подвески лесов (люлек) при ремонте зданий. Рамы этих лебедок крепятся на рамах поднимаемых лесов (люлек).
Лебедка с ручным приводом состоит из барабана, установленного на оси, закрепленной в двух ограждающих листах щеках). Вращение на барабан передается одной или несколькими парами зубчатых колес, установленных на валах. Ведущий вал вращается с помощью одной или двух рукояток 4. Лебедки с ручным приводом оборудуются автоматическим грузоупорным тормозом, который обеспечивает удержание поднятого груза, а также постепенное (при необходимости) его опускание. Иногда лебедки оборудуются управляемыми ленточными тормозами.
Лебедки общего назначения с механическим приводом можно классифицировать: по числу барабанов на одно- и многобарабанные, по виду конструктивной связи между двигателем и барабаном на реверсивные (редукторные) и зубчато-фрикционные.
У реверсивной лебедки на раме смонтирован электродвигатель, вал которого через соединительную муфту постоянно соединен с редуктором. Выходной вал редуктора посредством муфты постоянно соединен с барабаном. Наружная поверхность соединительной муфты используется в качестве тормозного шкива двухколодочного электромагнитного тормоза.
Рис. 6. Электрореверсивная лебедка
а — общий вид; б — кинематическая схема
В таком тормозе прижатие тормозных колодок к шкиву (соединительная муфта) производится пружиной, воздействующей через тягу и шток на рычаги. При включении электродвигателя лебедки ток проходит и по катушке электромагнита, вызывая сближение катушки и якоря, который, в свою очередь, смещает шток, сжимающий пружину и разводящий концы рычагов, шарнирно закрепленных в основании. При смещении рычагов между тормозными колодками и шкивом образуется зазор, который обеспечивает свободное вращение барабана лебедки при подъеме или опускании груза. Для ограничения отхода колодок имеется упор с регулировочным винтом. Усилие пружины регулируют гайкой, а величину отхода колодки — гайкой. Для отвода рычага установлена вспомогательная пружина.
Рис. 7. Двухколодочный электромагнитный тормоз с коротко-ходовым электромагнитом
а — общий ВИД; б — схема
При отключении катушки электромагнита пружина, разжимаясь, смещает тягу и шток в противоположные стороны, возвращая концы рычагов, а вместе с ними и колодки в первоначальное положение. При этом усилие в пружине создает нормальное давление между колодками и шкивом, в результате чего возникнет трение, препятствующее вращению шкива.
Изменение направления вращения барабана (опускание или подъем груза) достигается реверсированием направления вращения вала электродвигателя при помощи специальной пусковой электроаппаратуры (барабанные контроллеры, магнитные пускатели, контакторы и т. п.). В настоящее время выпускаются лебедки с барабаном, имеющим несколько скоростей вращения.
Зубчато-фрикционные лебедки выполняются с одним и с несколькими барабанами. В этих лебедках передача вращения от электродвигателя на барабан производится с помощью зубчатой пары и фрикционного устройства, позволяющего при необходимости отключать барабан от вращающегося вала электродвигателя. На сварной раме такой лебедки установлены электродвигатель, от которого посредством ременной или зубчатой передачи вращение передается на вал. На валу закреплена ведущая шестерня; в постоянном зацеплении с ней находится ведомое зубчатое колесо (одно или два), свободно установленное на оси 4. На этой же оси свободно вращается и может иметь незначительное осевое перемещение барабан. На торцовой поверхности ведомого колеса выполняется фрикцион в виде конического прилива 5 или трапецеидальных в сечении кольцевых колодок, прикрепленных болтами к диску колеса. В торцовой части барабана имеется кольцевая выточка, соответствующая по форме и размерам фрикциону. Для передачи вращения на барабан его необходимо приблизить к ведомому зубчатому колесу с тем, чтобы поверхность фрикциона соприкасалась с поверхностью кольцевой выточки. Это достигается смещением барабана вдоль оси с помощью нажимной гайки, снабженной рукояткой. Лебедка имеет храповой останов и ленточный тормоз, управление которым производится с помощью рычагов и педали.
Рис. 8. Зубчато-фрикционная лебедка
а — общий вид; б — кинематическая схема
У зубчато-фрикционных лебедок спуск груза производится за счет его силы тяжести (свободный спуск) независимо от работы двигателя. Наличие разъемной связи барабана с Двигателем не обеспечивает надлежащей безопасности при работе этих лебедок, и поэтому использование их при выполнении монтажных работ не допускается.
Рис. 9. Схемы запасовкм канатов в полиспастах
а — в одну нитку; б — две нитки; в — в четыре нитки; 1 — неподвижный блок; 2 — подвижной блок; 3 — барабан лебедки; 4 ооойма с неподвижными блоками; 5 — обойма с подвижными блоками
Электротали — тельферы — применяются как самостоятельные машины для перемещения грузов, а также в качестве грузоподъемных механизмов некоторых кранов. По конструкции электротали являются разновидностью реверсивных приводных лебедок. Электротали могут быть использованы как стационарные механизмы и как передвижные при под-ческе их к тележкам, перемещающимся по монорельсу, прикрепленному к перекрытию здания или к специальным конструкциям (козлы, кронштейны и т. п.).
Движение от электродвигателя через редуктор передается на барабан с помощью вала, проходящего внутри барабана. На конце вала устанавливаются тормозные диски электромагнитного дискового тормоза. Один конец троса закрепляется на барабане, а другой огибает блок грузовой обоймы и закрепляется на корпусе электротали. Для предотвращения удара обоймы о корпус устанавливается концевой выключатель, при смещении рычага которого грузовой обоймой электрическая цепь размыкается. Магниты тормоза, который обычно находится в замкнутом состоянии, включены в сеть электродвигателя; при пуске они размыкают тормозные диски, что позволяет рабочему валу свободно вращаться. Тележка, к которой подвешивается электроталь, имеет механизм передвижения со своим электродвигателем и редуктором.
Рис. 10. Элекгроталь (тельфер)
а — общий вид; б — кинематическая схема
Управление электроталью производится либо из кабины, либо с пола посредством свисающего кабеля, снабженного кнопочной коробкой для пуска и остановки электродвигателей. Электроэнергия подается к двигателям по гибкому кабелю или троллею.
Электротали у нас в стране выпускаются грузоподъемностью от 0,25 до 10 тс со скоростью подъема груза до 8 м/мин и высотой подъема до 35 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Домкраты, лебедки и тали"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы