Основу парка землеройных машин в строительном производстве и горнодобывающей промышленности составляют бульдозеры. На них приходится более 40% всех объемов земляных работ в стране и до 90% вскрышных работ в горнорудной промышленности.
Установка на бульдозерах заднего рыхлительного оборудования позволяет эффективно разрабатывать прочные разборно-скальные грунты, характеризуемые скоростью прохождения продольной звуковой волны до 3 км/ч, и низкотемпературные мерзлые грунты (до —15… 25 °С), в том числе в условиях зон холодного климата СССР. Экономически выгодная дальность перемещения грунта бульдозером составляет 15 … 70 м в зависимости от мощности трактора, достигая 180 м при работе наиболее тяжелых машин в горнодобывающей промышленности.
Бульдозеры и бульдозеры с рыхлителями занимают доминирующее положение при строительстве земляных сооружений, устройстве выемок, возведении насыпей, планировке площадок, разработке и засыпке траншей и котлованов, расчистке площадок от растительности и дорог от снега, применяются в качестве толкачей при загрузке скреперов и на рыхлительных работах. Их широкому распространению способствуют высокая производительность, универсальность, маневренность, мобильность, автономность, простота конструкции рабочего оборудования, надежность в эксплуатации.
Агрегатирование бульдозеров с задним рабочим оборудованием экскаваторов, траншеекопателей, баровых машин, фрезерных, диско-фрезериых бурильно-крановых машин позволяет расширять их специализацию, функциональные возможности и область эффективного использования.
Бульдозеры и бульдозеры с рыхлителями принято классифицировать по номинальному тяговому усилию и ходовым системам базовых тракторов, назначению, конструктивным особенностям навесного оборудования.
Основным классификационным параметром, связанным с массой трактора и непосредственно определяющим остальные технико-экономические показатели бульдозеров и бульдозеров с рыхлителями, является номинальное тяговое усилие, по которому различают: бульдозеры очень легкие (малогабаритные) — номинальное тяговое усилие до 25 кН, легкие — 25… 135 кН, средние — 135 … 200 кН, тяжелые— 200 … 350 кН и сверхтяжелые — свыше 350 кН.
Соответственно модели гусеничных бульдозеров, освоенных промышленностью, преимущественно определены по тяговым классам тракторов типо-размерным рядом: 3, 4, 6, 10, 15, 25, 35, 50, 75 и 100, охватывающим бульдозеры с номинальным тяговым усилием трактора 30 … 1000 кН и бульдозеры с рыхлителями—100… 1000 кН.
По типу ходовой системы (типу Движителя) различают бульдозеры и бульдозеры с рыхлителями гусеничные и пневмоколесные. Гусеничные машины получили преимущественное Распространение благодаря низкому давлению на грунт в сочетании с реализацией значительных тяговых усилий и высоких сцепных свойств ходовых систем. Колесные машины получили признание в том случае, если определяющими в работе являются высокие транспортные скорости и мобильность.
Бульдозеры специального назначения обеспечивают выполнение узкоспециализированных работ определенного вида: чистку снега, сгребание торфа, разработку сыпучих материалов, толкание скреперов при загрузке, проведение подземных и подводных работ. Они могут быть оборудованы специальными толкающими отвалами активного и газодинамического действия, иметь .сменное дополнительное оборудование. Различают также специальные бульдозеры для работы в экстремальных условиях:в радиационно опасных и загазованных местах, на грунтах с пониженной несущей способностью, а также при низких (до — 60 °С) и высоких (до +60 °С) температурах окружающего воздуха.
Бульдозеры многоцелевого назначения наряду с выполнением традиционных землеройно-транспортных работ используются для разработки и засыпки узкопрофильных траншей, каналов, скважин проведения земляных работ на мерзлых грунтах, погрузочно-разгрузочных работ. В этом случае бульдозерное оборудование аг-регатируют с задним оборудованием экскаватора, рыхлителя, капалокопателя, бурильно-крановой машины или используют в наборе рабочих органов (бульдозер-погрузчик ДЗ-133).
По способу установки рабочего органа различают бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалами. Бульдозер с неповоротным отвалом имеет неизменяемое положение рабочего органа, перпендикулярное к продольной оси трактора, у бульдозера с поворотным отвалом рабочий орган может быть установлен под углом в обе стороны к оси трактора. Оба типа бульдозеров могут быть оборудованы механизмом перекоса отвала.
По типу отвала подразделяют бульдозеры с прямым, полусферическим, сферическим и специальным (угольным, для сыпучих материалов, с толкающей плитой, с амортизаторами и т. п.) отвалом.
По приводу рабочего оборудования различают бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением. Все современные бульдозеры оснащают гидрофицированным управлением подъ-ема-опускания отвала, а тяжелые бульдозеры — также гидроперекосом отвала.
Бульдозеры с рыхлителями различают общего и специального назначения. Машины общего назначения служат для разработки и транспортирования мерзлых и разборно-скальных грунтов, которые не могут разрабатывать обычные землеройные машины без предварительного рыхления. Бульдозеры с рыхлителями специального назначения в однозубом исполнении обеспечивают глубокое рыхление грунтов (более 1,5…2,0 м) при разработке траншей под магистральные трубопроводы и укладку кабеля: в многозубом исполнении используют в технологических схемах горных работ, требующих послойного рыхления вдоль уступов боковыми зубьями, установленными с шириной захвата, равной ширине бульдозерного отвала.
По виду навески различают трех-звенные, четырехзвенные (параллело-граммные) и многозвенные рыхлители; с регулируемым и нерегулируемым углом рыхления; с изменяемым шагом зубьев. Одно из наиболее прогрессивных направлений связано с созданием четырехзвенных и многозвенных рыхлителей с регулируемыми углом рыхления и траекторией заглубления.
По числу зубьев различают однозубые и многозубые рыхлители. Однозубые рыхлители предназначены для разработки особо прочных материалов и могут использоваться также для специальных работ. Многозубые рыхлители содержат в комплекте три зуба (на легких моделях до пяти зубьев).
По способу крепления подразделяют рыхлители с жестким и шарнирным креплением зубьев. При жестком креплении исключается возможность поворота зуба в горизонтальной плоскости относительно продольной оси рыхлителя. Шарнирное крепление обеспечивает возможность поворота зуба в горизонтальной плоскости, снижая воздействие боковых нагрузок на рабочий орган и базовый тягач при работе на слоистых породах и грунтах с высокопрочными включениями в виде валунов и строительного мусора.
—
Бульдозер предназначен для послойного срезания, планирования и транспортирования грунта на расстояние до 150 м. Бульдозерами можно выполнять возведение насыпей, дамб и плотин; строительство каналов; засыпку временных каналов и траншей; разработку песчаногравийных карьеров; штабелевание сыпучих материалов.
Бульдозер состоит из базовой машины и навесного оборудования, расположенного спереди. Навесное оборудование включает в себя рабочий орган — отвал, толкающее устройство и систему управления.
Бульдозеры классифицируют по установке рабочего органа, типу базовой машины, по номинальному тяговому усилию базовой машины и типу механизма управления.
По установке рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, устанавливаемым перпендикулярно к продольной оси машины, и с поворотным отвалом, положение которого можно изменять в горизонтальной плоскости относительно продольной оси машины.
По типу базовой машины различают гусеничные и колесные бульдозеры, смонтированные на гусеничном или колесном тракторе или колесном промышленном тягаче.
По номинальному тяговому усилию бульдозеры разделяют на сверхтяжелые — с номинальным тяговым усилием более 300 кН (мощностью свыше 300 кВт и массой более 50 т); тяжелые — от 200 до 300 кН (185 — 300 кВт, 30 — 50 т); средние — от 135 до 200 кН (120—185 кВт, 5 — 30 т); легкие — от 25 до 135 кН (45—120 кВт, 5—15 т); малогабаритные — менее 25 кН (ниже 45 кВт, менее 5 т).
Тракторная промышленность выпускает гусеничные и колесные тракторы следующих тяговых классов: 6, 9, 14, 20, 30, 40, 50, 60 (100), 90 (150), 150 (250) и (350) кН. Без скобок указывается класс тяги по сельскохозяйственной классификации, а в скобках — по промышленной.
По промышленной классификации класс тяги означает максимальную силу тяги без навесного оборудования на передаче, обеспечивающей скорость 2,5 — 3 км/ч для гусеничных тракторов и 3 — 3,5 км/ч — для колесных.
Для агрегатирования с бульдозерами используются гусеничные тракторы классов тяги 30, 40, 60 (100), 90 (150), 150 (250), (350) кН и колесные – 9, 14, 30, 50 кН.
Эффективность применения гусеничных или колесных машин определяется грунтовыми и эксплуатационными условиями работы.
Колесные бульдозеры обладают преимуществом в скорости и мобильности. Они более эффективны при дальних переездах к месту работы, одновременном обслуживании нескольких объектов (например, при перемещении грунта от нескольких экскаваторов), на разработке легких поверхностных слоев грунта, не требующих больших тяговых усилий.
На переувлажненных грунтах сцепление шин с грунтом ниже, чем у гусениц, а на рыхлых и песчаных — примерно одинаковое. Это обусловливает лучшую проходимость гусеничных бульдозеров и их более широкую область применения по сравнению с колесными.
Гусеничные бульдозеры эффективно работают на скальных и тяжелых грунтах, на косогорах, при резких изменениях уклона поверхности, на грунтах повышенной влажности и в других тяжелых эксплуатационных условиях.
По этим причинам для бульдозеров, у которых 70—75% от общего времени работы занято рабочим ходом с использованием большой силы тяги, основной базовой машиной является гусеничный трактор. Колесные бульдозеры используются главным образом на вспомогательных работах.
По типу механизма управления различают бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.
При гидравлическом управлении подъем, опускание и фиксирование отвала в заданном положении, а иногда и его перекос осуществляются с помощью гидроцилиндров системы управления.
При канатно-блочной системе управления подъем, опускание и фиксирование отвала выполняются с помощью лебедки, установленной на базовой машине.
В настоящее время промышленностью выпускаются бульдозеры только с гидравлическим управлением.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение и классификация бульдозеров и бульдозеров с рыхлителями"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы