Отличительной особенностью современного этапа автоматизации является оценка степени автоматизации машин и оборудования отрасли по объему выпуска автоматизированной продукции.
Введение объемных показателей потребовало существенного пересмотра технической политики в вопросах автоматизации. Прежде всего это коснулось вопроса определения путей достижения максимальных значений показателей в условиях ограниченных сроков и ресурсов (производственных, финансовых, материальных, трудовых и др.). Выбор и реализация этих путей представляют собой довольно сложную технико-экономическую и организационную проблему не только в рамках отрасли, но и в масштабах машиностроительного комплекса.
В технико-экономическом аспекте этой проблемы потребовалась разработка единых для отрасли концепции и принципов автоматизации. В организационном плане проблема заключалась в разработке взаимосбалансиро-ванной отраслевой программы по автоматизации и увязке заданий программы с возможностями производства средств автоматизации и обеспеченностью комплектующими изделиями.
Новый подход нашел отражение в отраслевой программе «Автоматизация СДМ». В основу разрабатываемой программы заложены следующие принципы:
— создание широкой номенклатуры средств автоматизации на базе электроники, микроэлектроники и микропроцессорной техники;
— конкурентоспособность автоматизированной продукции, наличие потребительского спроса и комплектация продукции средствами автоматизации по желанию потребителя;
— максимальная унификация технических решений й аппаратурных средств;
— концентрация сил и средств на первоочередное создание и производство средств автоматизации для массовых видов продукции.
Программа содержит задания предприятиям и объединениям отрасли по объемам выпуска продукции, автоматизированной с применением микроэлектроники и микропроцессорной техники; для выпускаемых машин и оборудования указаны средства автоматизации.
Обязательные условия реализации программы: увеличение объема производства средств автоматизации; решение вопроса о создании специализированного производства или использовании производственных мощностей других отраслей по изготовлению микропроцессорных систем контроля, диагностики и управления мобильных СДМ; принятие согласованного решения об объемах поставок автоматизированных тракторов.
Существенный вклад в повышение темпов автоматизации вносит увеличение объемов производства серийно выпускаемых, а также первоочередная разработка и освоение серийного производства средств автоматизации наиболее массовых видов продукции: экскаваторов, автокранов, бульдозеров, ав-тогредейров, дорожных машин, технологического оборудования промстрой-матер налов.
Экономически целесообразным является путь создания арсенала средств автоматизации, построенных на максимально унифицированных технических решениях и аппаратных средствах.
Ядром современных и перспективных средств автоматизации являются микропроцессорные контроллеры (МПК). Если программируемые контроллеры для стационарного оборудования, выпускаемые отраслью, освоены отечественной промышленностью, то работы по созданию контроллеров для мобильных машин находятся в начальной стадии.
Таким образом, в области аппаратных средств ‘ наиболее актуальными являются следующие задачи: разработка и создание унифицированного ряда МПК для бортовых систем управления широкого класса СДМ; создание собственных и поиск имеющихся в других отраслях, ведомствах производственных мощностей для изготовления в необходимых количествах бортовых МПК; поиск разработчиков и поставщиков специализированных измерительных преобразователей (датчиков), пригодных для новых и перспективных систем автоматики строительно-дорожных машин; определение производственной базы для изготовления электронных блоков управления электромеханическими (электромагнитными) устройствами гидравлических аппаратов (гидрораспределителей, клапанов, гидродвигателей и т. п.) строительно-дорожных машин.
Анализ задач управления мобильными строительно-дорожными машинами показывает, что степень сложности систем управления определяется количеством степеней свободы рабочего органа, заданных технологией выполняемых работ законов движения машины в целом и ее рабочих органов, необходимостью решения системой оптимизационных (как правило, энергосберегающих) задач.
Решение полного комплекта управленческих задач на таких машинах, как экскаватор, манипулятор и тяжелый автокран, требует большого объема вычислительных операций и высокого быстродействия вычислителя и может быть обеспечено путем применения 16-разрядного МПК, имеющего двухуровневую разветвленную структуру. В отрасли ведется разработка такого контроллера применительно к экскаваторам пятой и шестой размерных групп и строительного манипулятора на базе экскаватора третьей размерной группы.
Верхний и нижний уровни контроллера будут реализованы на однокристальных микроЭВМ КР-1810 и КР-1816 соответственно.
В настоящее время разработан контроллер БМК-48 на базе однокристальной микроЭВМ КР-1816 для решения локальных задач управления и контроля состояния узлов и агрегатов СДМ.
В соответствии с программой «Автоматизация СДМ» контроллерами БМК-48 будут оснащаться экскаваторы, автогрейдеры, асфальтоукладчики н другие строительно-дорожные машины. При этом на каждой машинепомимо контрольно-диагностических функций реализуются и управленческие, характерные для данного класса машин. Например, на экскаваторах пятой размерной группы будет решаться следующий набор задач: контроль параметров узлов и агрегатов (до 20 точек) и вывод нештатных режимов на цифровое табло и звуковую сигнализацию; защита гидросистемы от потери жидкости; стабилизация температуры жидкости гидросистемы; снабилизация температуры воздуха в кабине оператора; измерение и контроль глубины копания.
Создание нового поколения систем управления с применением микропроцессорных вычислителей возможно лишь при наличии расширенного набора датчиков, обладающих необходимыми метрологическими характеристиками.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности современного этапа и тенденции развития автоматизации строительно-дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы