Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые экскаваторы

Публикация:
   Экскаваторы ЭО-4121Б и ЭО-4124

Читать далее:




Экскаваторы ЭО-4121Б и ЭО-4124

Общие сведения. Экскаваторы ЭО-4121Б и ЭО-4124 предназначены для разработки сыпучих и связных грунтов 1 — IV категорий и предварительно разрыхленных скальных и мерзлых грунтов с кусками размером не более 400 мм.

Для них создано более видов сменного рабочего оборудования и рабочих органов:
— обратная лопата с составной или моноблочной стрелой и ковшами: 0,65 м3 — для разработки тяжелых грунтов и работы с глубиной копания до 7,1 м; 1 м3— разработки грунтов I…IV категорий и 1,25 mj—I и II категорий;
— прямая лопата с ковшами:
1 м3 — для разработки грунтов I___IV категорий и погрузки разрыхленных скальных и мерзлых грунтов; 1,5 м; — для разработки грунтов I…II категорий и погрузки насыпных грунтов I… IV категорий;
2 м3— для погрузки насыпных грунтов I…IV категорий;
— погрузчик с ковшами: 1 м3 для погрузки грунтов и материалов плотностью до 2,2 т/м3 и 1,6 м3 плотностью до 1,6 т/м3;
— грейфер для отрывки колодцев, траншей и котлованов в грунтах I… IV категорий. На его ковшах 0,5; 0,8 и 1 м3 предусмотрена установка сменных челюстей. Для увеличения глубины копания до 10,4 м грейфер оснащают удлинителем;
— ковши: профильный (до 0,8 м°), зачист-ной (1 м3) и для мелиоративных работ и рытья узких траншей (0,3 м3);
— однозубый рыхлитель для взламывания мерзлой корки грунта с глубиной промерзания до 0,7 м;
— гидромолот (устанавливают вместо ковша обратной лопаты) с наконечником для рыхления мерзлых и скальных грунтов (глубиной до 1,5 м), взламывания дорожных покрытий, дробления негабаритных камней и других подобных работ;
— захватно-клещевой рабочий орган с одно- или многозубым рыхлителем, которым дробят и грузят мерзлые грунты и асфальтобетонные покрытия, снимают и укладывают бетонные плиты, грузят лес, разбирают старые здания и т. п.

Поворотная часть. Состоит из поворотной платформы с механизмами и рабочего оборудования, опирается на раму ходовой тележки через роликовое опорно-поворотное устройство. На поворотной платформе установлены силовая установка (дизель А-01М), гидравлическое оборудование и система управления, механизм поворота, топливный бак, кабина машиниста и противовес. У рабочего оборудования постоянными (недемонтируемыми) элементами являются основная часть стрелы и гидроцилиндры подъема стрелы. Остальные составные части могут быть демонтированы при замене одного вида оборудования другим.

Рис. 1. Экскаватор ЭО-4124 на гусеничном ходу тракторного типа с оборудованием обратной лопаты

Кабина машиниста оборудована вентиляцией, тепло- и шумоизоляцией, сиденьем мягкого типа, контрольно-измерительными приборами и рычагами управления. Предусмотрены освещение, сигнализация и очистка стекол кабины.

На экскаваторе ЭО-4124 в отличие от экскаватора ЭО-4121Б применен гусеничный ход тракторного типа.

Система гидропривода включает в себя сдвоенный насос, распределительную и предохранительную аппаратуру, гидродвигатели, бак рабочей жидкости и вспомогательные системы. Насос с суммирующим регулятором мощности приводится в действие от дизеля через раздаточную коробку. Рабочая жидкость под давлением от насоса подается к блокам гидрораспределителя, а затем к гидромоторам передвижения экскаватора, к гидромотору поворота платформы и гидроцилиндрам 7…10 рабочего оборудования.

Очищается рабочая жидкость в фильтрах, а охлаждается в радиаторе.

Центральный коллектор предназначен для подвода рабочей жидкости от гидрораспределителя к гидромоторам передвижения машины. Необходимый объем рабочей жидкости находится в баке.

Система управления состоит из двух колонок, на которых расположены две рукоятки для управления рабочим4 оборудованием, причем каждая рукоятка позволяет выполнить два движения. Кроме того, на пульте управления помещены две педали для управления поворотом платформы и два рычага для включения механизма передвижения. Помимо основных элементов системы управления на пульте установлены рычаг управления частотой вращения двигателя, рычаги управления стояночными тормозами поворота и передвижения и приборы контроля работы двигателя и гидросистемы.

Гидравлическая система. Рабочая жидкость из гидробака насосом, состоящим из двух качающих секций, подается к гидрораспределителям I и II. При нейтральном положении их золотников 8…10, 48…50 и 63 напорные линии насоса соединены со сливом, рабочие погости гидроцилиндров и гидромотора механизма поворота заперты, а гидромоторов механизма передвижения соединены со сливом.

Рис. 2. Экскаватор ЭО-4121Б с основной частью составной стрелы (а) и оборудованием обратной лопаты (б):

Золотник управляет правым гидромотором механизма передвижения. Для возможности совмещения двух рабочих операций (подъема стрелы с поворотом рукояти или ковша по последовательной схеме) между рабочими секциями с золотниками установлена промежуточная секция. При совмещении указанных операций рабочая жидкость, сливающаяся из штоковых полостей гидро-цилидров стрелы, поступает в гидроцилиндр рукояти или гидроцилиндр ковша.

Если золотники гидрораспределителя не включены, потоки рабочей жидкости, поступающей от, обеих секций насоса, объединяются за обратным клапаном и подаются в гидрораспределитель II. При этом рабочие движения осуществляются с удвоенной скоростью.

Предохранительные клапаны напорных секций гидрораспределителей, отрегулированные на давление 25 МПа, предотвращают перегрузку насоса. Перепускные клапаны, установленные на рабочей секции с золотником, разгружают гидромотор механизма поворота платформы от пиковых давлений при торможении или разгоне. Клапаны механизма поворота настроены на рабрчее давление 16 МПа и запломбированы.

Перепускные клапаны, настроенные на давление 10 МПа, устанавливают при оборудовании грейфера для плавного изменения скорости поворота грейфера и предотвращения его перегрузок.

Рис. 3. Расположение гидрооборудования и гидроаппаратуры экскаваторов ЭО-4121Б и ЭО-4124:

Рис. 4. Гидравлическая схема экскаваторов ЭО-4121Б и ЭО-4124:
А и Б — качающие секции; 1 — гидробак, 2—датчик температуры, 3 — указатель температуры масла, 4— клапан-сапун, 5, 22, 26 — дроссели, 6, 52 — манометры, 7, 11…13, 17, 21, 25, 32, 33, 45, 47, 60, 65 — клапаны, 8…10, 48.,.50, 57, 63 — золотники гидрораспределителей, 14, 44 — блоки клапанов, 15, 23, 24, 29…31, 34…40, 43 — гидроцилиндры, 16, 46 — центральный коллектор, 18, 42 — гидроразмыкатели тормозов, 19, 20, 41 — гидромоторы, 27— гидромолот, 28, 53, 56, 64, 66, 68 — крановые аппараты, 51 —промежуточная секция гидрораспределителя, 54, 67 — насосы, 55 — гидробак, 58, 59, 62 — фильтры, 61 — охладитель; I, II — гидрораспределители

Предохранительные клапаны разгружают полости гидроцилиндров, трубопроводы и гидрораспределители от чрезмерных реактивных давлений, возникающих при копании: клапан предохраняет штоковую полость гидроцилиндров стрелы, клапан — поршневую полость гидроцилиндра рукояти при оборудовании обратная лопата.

При погрузочном оборудовании клапан защищает штоковую полость гидроцилиндра поворота ковша, а при оборудовании прямая лопата — поршневую полость гидроцилиндра рукояти.

Обратные клапаны предназначены для восполнения утечек рабочей жидкости из полостей гидроцилиндров при срабатывании предохранительных клапанов, а также из полостей гидромотора механизма поворота при срабатывании перепускных клапанов и утечке рабочей жидкости в дренаж.

Обратные клапаны установлены на трубопроводах, соединяющих рабочие секции гидрораспределителей с соответствующими полостями гидроцилиндров и гидромотора, и все они соединены со сливной линией, в которой всегда имеется незначительное давление, создающееся магистральными фильтрами.

Обратный клапан исключает возможность движения рабочей жидкости от секции Б насоса к гидрораспределителю. Рабочая жидкость из гидрораспределителей поступает в сливную гидролинию. В сливной линии установлены фильтры для очистки рабочей жидкости и охладитель для охлаждения рабочей жидкости потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

Рис. 5. Схема гидросистемы натяжения гусениц:
1, 2, 6 — трубопроводы, 3 — гидромотор, 4, 8— клапаны, 5 — дроссель, 7 — гидроцилиндр, 9 — блок клапанов, 10 — коллектор

Обратный клапан, установленный параллельно охладителю перед фильтрами, предотвращает значительное повышение давления в сливной линии, возникающее от сопротивления охладителя при низкой температуре рабочей жидкости.

Тормоза механизма передвижения управляются автоматически гидроразмыкателями при включении привода гусениц.

Рабочее давление в гидромоторах механизма передвижения ограничено настройкой предохранительных клапанов, встроенных в напорные секции, и равно давлению (25 МПа) привода рабочего оборудования и отдельно не регулируется.

Гусеничные ленты натягиваются автоматически путем отвода части рабочей жидкости, идущей к гидромоторам механизма передвижения через блок клапанов, установленный на ходовой тележке, и в гидроцилиндры натяжения гусениц.

Заправляют гидросистему рабочей жидкостью шестеренным насосом, установленным на двигателе. При этом рабочая жидкость очищается фильтром.

Контролируют состояние гидросистемы и настраивают предохранительную аппаратуру по показаниям манометров, включаемых крановыми аппаратами.

Гидросистема натяжения гусениц. При включении привода передвижения рабочая жидкость от гидрораспределителей через коллектор по трубопроводам подается на гидромоторы передвижения, приводя их во вращение. При включении любого гидромотора независимо от направления движения рабочая жидкость черёз соответствующий обратный клапан блока клапанов попадает по трубопроводам к гидроцилиндрам натяжения гусениц, автоматически натягивая ленты гусениц.

Обратные клапаны 8 блокируют слив рабочей жидкости из гидроцилиндров натяжения при отключении привода передвижения, т. е. удерживают гусеницы в натянутом состоянии, когда механизм передвижения не работает.

Если давление в гидроцилиндрах натяжения гусениц превысит давление настройки предохранительного клапана (25 МПа), установленного в блоке клапанов 9, например при попадании твердых предметов между гусеничной, лентой и натяжным или ведущим колесами (стопорная нагрузка), клапан откроется и рабочая жидкость из гидроцилиндров натяжения через коллектор по трубопроводу сбросится в сливную линию. Натяжное колесо переместится на ход перемещения штока гидроцилиндра (70 мм) и ослабит гусеничную ленту.

В клапанах установлены дроссели, предупреждающие динамические перегрузки на гидроцилиндры натяжения при включении привода хода.

Силовая установка. Дизель установлен на раме на задних и передней опорах. Задние опоры снабжены резиновыми амортизирующими втулками.

Корпус насоса крепят фланцами к корпусу муфты. От дизеля вращение передается насосу через муфты. При пуске дизеля муфту сцепления выключают рычагом.

Муфта 9 насоса состоит из двух полумуфт, двенадцати пальцев и резиновых втулок. Пальцы, конусами зафиксированные в диске с надетыми резиновыми «тулками, вставлены в отверстия полумуфт, соединяющих валы насоса и муфты сцепления.

Грехсекционный блок гидрораспределителя I состоит из напорной секции с предохранительным клапаном, трех рабочих секций с золотником, сливной секции, двух блоков перепускных клапанов, состыкованных с рабочими секциями болтами. Стык между рабочими секциями с золотниками и блокамй перепускных клапанов уплотнен двумя резиновыми кольцами.

Напорная секция подает рабочую жидкость от насоса к рабочим секциям. В рабочей секции размещены обратный и предохранительный клапаны. Рабочие секции направляют поток рабочей жидкости из напорного канала к исполнительному органу — гидромотору или гидроцилиндру. Сливная секция перепускает рабочую жидкость из сливных каналов рабочих секций в гидробак, а также из переливных каналов рабочих секций к четырех-секционному блоку II гидрораспределителя. Поэтому в сливной секции имеется два отвода.

Напорная секция включает в себя корпус с каналами для прохода рабочей жидкости, обратный клапан, предотвращающий проседание рабочего оборудования при включении золотников гидрораспределителя, и предохранительный клапан прямого действия. Клапан поджат к седлу пружиной, которая упирается в пробку, ввернутую в корпус и уплотненную резиновым кольцом.

Рис. 6. Силовая установка:
1,2 — масляный и водяной радиаторы, 3, 7 — опоры дизеля, 4 — пусковой подогреватель, 5 — рычаг управления муфтой сцепления, 6 — дизель, 8, 9— муфты, 10 — насос

Рис. 7. Муфта сдвоенного насоса:
1,5 — полумуфты, 2 — диск, 3 — палец, 4 — втулка, 6,8 — валы, 7 — гайка

Рис. 8. Напорная секция трехсекционного блока гидрораспределителя:
1, 6, 17— пробки, 2, 11, 14 — уплотнительные кольца, 3, 10 — пружины, 4— корпус, 5, 7— обратный и предохранительный клапаны, 8 — втулка, 9 — тарелка, 12, 15 — шайбы, 13 — стакан, 16 — поршень, 18 — контргайка, 19 — винт, 20 — штифт

Предохранительный клапан состоит из стакана, поршня, пружины, тарелки, направляющей втулки. Стакан и поршень уплотнены резиновыми кольцами и защитными шайбами.

Камера а над клапаном связана с отверстиями к зазорами между каналом во втулке и сопрягаемой с ним поверхностью клапана, а также двумя лысками на ней. Между камерой а и отверстиями к при срабатывании клапана возникает перепад давления, благодаря которому камера а выполняет роль буферного устройства, смягчающего удары клапана о седло при его закрытии.

При нейтральном положении всех золотников гидрораспределителя рабочая жидкость от насоса по каналам В, Г и Д в корпусе и переливным каналам рабочих секций перетекает в сливную секцию и далее в напорную секцию четырех-секционного гидрораспределителя.

При рабочей позиции одного из золотников рабочая жидкость подается под давлением через обратный клапан и напорный канал Е к золотникам рабочих секций.

Давление рабочей жидкости в гидросистеме зависит от преодолеваемого исполнительным органом (гидромотором или гидроцилиндром) сопротивления и ограничивается усилием поджатия пружины предохранительного клапана напорной секции.

Давление рабочей жидкости, возникающее в гидросистеме при включенном золотнике, действует на пружину клапана. Когда усилие, созданное этим давлением, превысит усилие поджатия пружины, клапан начнет открываться. При этом между седлом клапана во втулке и самим клапаном будет образовываться щель, через которую весь поток рабочей жидкости от насоса по каналу Ж через сливную секцию гидрораспределителя и трубопроводы будет поступать в гидробак.

Регулируют предохранительный клапан вращением винта, ввернутого в пробку. После регулировки винт контрят гайкой и пломбируют.

Рабочие секции имеют пружинные фиксаторы, которые фиксируют золотники только в нейтральном положении и обеспечивают их возврат из рабочих положений в нейтральное. Фиксатор состоит из хвостовика, ввернутого в золотник, двух чашек и пружины. Для уплотнения золотников в выточках корпусов установлены резиновые манжеты с шайбами, которые прижимаются к корпусам крышками с одной и стаканами — с другой стороны. В корпусе выполнено шесть отверстий И, через которые проходят стяжные шпильки гидрораспределителя, а также каналы Б, В, Г и Д для прохода рабочей жидкости. Каналы Б — сливные, канал В — напорный, Г — сливной для слива рабочей жидкости при срабатывании предохранительного клапана напорной секции. Дренажные отверстия Е соединяют пространство над манжетой со сливным каналом Г и предохраняют манжету от выдавливания.

При нейтральном положении всех золотников гидрораспределителя рабочая жидкость от насоса через каналы напорной секции поступает по переливным каналам Д рабочих секций в сливную секцию.

Рабочие секции отличаются друг от друга расположением переливных каналов Д. Оси входного и выходного отверстий переливных каналов Д смещены относительно друг друга вдоль оси золотника, что позволяет перекрывать переливной канал при установке золотника в рабочие положения.

При перемещении золотника вправо переливной канал Д перекрывается и рабочая жидкость поступает в напорный канал В и далее — в полость Ж. Из полости Ж рабочая жидкость по каналу Л поступает к исполнительному органу (гидроцилиндру или гидромотору), а вытесняемая при этом из исполнительного органа жидкость через канал М перетекает в полость П, откуда в сливной канал Б и далее — в сливную секцию гидрораспределителя. Гидромотор механизма поворота при торможении начинает работать в режиме насоса, и перепускной клапан, открываясь, перепускает рабочую жидкость из полости высокого давления в полость низкого давления. При этом рабочая жидкость начинает циркулировать по системе «гидромотор—клапан—гидромотор» до полной остановки гидромотора.

Четырехсекционный блок II гидрораспределителя включает в себя напорную секцию с предохранительным клапаном; четыре рабочие секции с золотниками, промежуточную секцию, сливную секцию и блок перепускных клапанов, пристыкованный к рабочей секции с золотником.

Напорная секция и рабочие секции аналогичны описанным выше напорной и рабочим секциям трехсекционного блока.

Рабочая секция с золотником управляет гидроцилиндрами стрелы и отличается от остальных рабочих секций конструкцией золотника, резьбовым концом хвостовика и наличием устройства для создания дополнительного усилия на рукоятке рычага управления опусканием стрелы при насосном режиме. Это устройство состоит из упора, пружины и крышки.

Полость Ж корпуса 6 перепускных клапанов соединена каналом Л и трубопроводом с поршневой полостью гидроцилиндров, полость через канал М и трубопровод — со штоковой полостью гидроцилиндров. Золотник 5 полый. Радиальные отверстия Г и Т и осевое отверстие

Рис. 9. Рабочие секции трех- (а) и четырех-секционного (б) блока гидрораспределителя:

И образуют П-образный канал, герметичность которого со стороны торца золотника обеспечивается резиновым смонтированным на поршне кольцом с защитной шайбой. Поршень фиксируется пробкой, ввернутой в отверстие золотника.

Стрела может опускаться принудительно при работе насоса (насосный режим) или под действием веса рабочего оборудования (безнасосный режим).

На безнасосном режиме стрела опускается следующим образом. При перемещении золотника в направлении стрелки рабочая жидкость из полости Ж, соединенной каналом Л с поршневой полостью гидроцилиндров, через отверстия Г, канал И и отверстия Т попадает в полость П, соединенную каналом М со штоковой полостью гидроцилиндров. Таким образом рабочая жидкость начинает перетекать из поршневой полости гидроцилиндров в штоковую — стрела опускается. Так как объем поршневой полости больше объема штоковой полости, то часть рабочей жидкости перетекает по канавкам а на поверхности золотника в полост^ А, соединенную каналом Б со сливной линией гидросистемы. Форма канавок а обеспечивает регулирование скорости опускания стрелы на безнасосном режиме.

Переход к насосному режиму опускания стрелы осуществляется следующим, образом. В конце хода золотника напорная полость К соединяется с полостью П, а отверстия Т устанавливаются против шейки Р золотникового отверстия корпуса. Связь между каналами прерывается. Переливной канал Д при этом полностью перекрыт и стрела начинает опускаться на насосном режиме. Одновременно головка хвостовика 10 через упор сжимает предварительно поджатую пружину, отчего усилие на рукоятке рычага управления опусканием стрелы возрастает, что позволяет машинисту ощутить начало перехода от безнасосного режима опускания стрелы к насосному. При этом рабочая жидкость из поршневой полости гидроцилиндров через канал Л и полость Ж по канавкам а перетекает в сливную линию через канал Б. Канавки а обеспечивают плавное опускание стрелы на насосном режиме.

Рис. 10. Промежуточная секция четырехсек-ционного блока гидрораспределителя:
1, 8 — кольца, 2, 9 — пробки, 3, 5 — пружины, 4, 6 — клапаны, 7 — корпус, 10— демпфер, 11 — вибратор

При обратном движении золотника осуществляется подъем стрелы. При этом рабочая жидкость из напорного канала К поступает через канал Л в поршневую полость гидроцилиндров, а из штоковой полости через канал М и полость Е — в сливную линию через канал Б.

Промежуточная секция обеспечивает возможность последовательного включения гидроцилиндров стрелы рабочего оборудования при совмещении подъема стрелы с движением ковша или рукояти.

Промежуточная секция состоит из корпуса и двух обратных клапанов. По конструкции и принципу действия клапаны одинаковы с обратным клапаном напорной секции. Клапан и пружина длиннее клапана и пружины. Герметизируют клапанные отверстия пробками и кольцами.

В корпусе выполнены Каналы:
Е (сквозной) — для слива рабочей жидкости из поршневой полости гидроцилиндра управления стрелой в сливную секцию гидрораспределителя;
В — напорный (несквозной), закрытый со стороны секции управления стрелой и связанный каналом Г с переливным каналом Д;
Б — сливной (несквозной), закрытый со стороны последующих (после промежуточной) секций. Через этот канал рабочая жидкость из штоковой полости гидроцилиндра стрелы проходит, преодолевая сопротивление клапана, в канал Г и далее — через канал Д в переливной канал гидрораспределителя, что позволяет при включении любой из последующих после промежуточной рабочей секции гидрораспределителя осуществить совмещение операций.

Обратный клапан предназначен для того, чтобы при включении золотников рабочих секций рабочее давление в переливном Д и напорном В каналах не действовало на стык между секцией управления стрелой и промежуточной секцией через канал Б и не нагружало дополнительно стяжные шпильки секций гидрораспределителя.

Рис. 11. Предохранительный клапан:
1 — корпус, 2 — седло, 3 — клапан, 4 — тарелка, 5 — уплотнительное кольцо, 6 — стакан, 7 — пружина, 8 — пробка, 9 — прокладка, 10— регулировочный винт, 11 — заглушка

В корпусе в месте тупика канала Б (сечение А—А) встроено специальное устройство: демпфер и вибратор. Зазор между демпфером и вибратором образует дроссель, через который рабочая жидкость, накапливающаяся в канале Б из-за пропуска клапана, переливается в сливной канал. Таким образом канал Б разгружается от возможного нарастания в нем давления.

Предохранительный клапан прямого действия защищает гидросистему от перегрузки во время копания при повышении давления более 32 МПа в гидроцилиндрах стрелы и рукояти. Устанавливают его на трубопроводах, регулируют винтом.

На трубопроводе, который идет от блоков гидрораспределителя к радиатору охлаждения рабочей жидкости, устанавливают обратный клапан для снижения давления в случае повышения вязкости рабочей жидкости (например, при низких температурах наружного воздуха). Клапан срабатывает и перепускает жидкость при давлении в трубопроводе свыше 0,15 МПа.

Обратный клапан подпитки восполняет утечки рабочей жидкости из полостей гидроцилиндров и гидромоторов.

Крепят его к трубопроводам штуцером с конической резьбой. Корпус клапана выполнен заодно с ниппелем, на котором крепят шланг, соединяющий клапан со сливным трубопроводом.

При давлении в питающем трубопроводе выше давления в сливной гидролинии плунжер прижимается к корпусу пружиной и закрывает проход рабочей жидкости от питающего трубопровода в сливной.

При срабатывании предохранительного или перепускного клапана в одной из полостей гидромотора или гидроцилиндра, а следовательно, и в соответствующем трубопроводе давление рабочей жидкости резко падает. Плунжер под действием давления в сливной гидролинии открывается и пропускает рабочую жидкость в полость гидромотора или гидроцилиндра. При достижении в полости давления, равного сливному, плунжер под действием пружины снова закрывает проход рабочей жидкости.

Крановый гидроаппарат управления тормозами пробкового типа. Корпус его закрыт двумя крышками и стянут тремя болтами. Крайние положения крана фиксируются шариковым фиксатором, состоящим из пружины и шарика. Уплотнительные кольца герметизируют валик пробки и торцовые стыки крышек. Рукоятка фиксируется на валике пробки шпонкой и пружинной шайбой. Поворот пробки фиксируется в двух положениях: тормоз выключен, тормоз включен.

Рис. 12. Обратные клапаны снижения давления (а) и подпитки (6):
1 — корпус, 2 — пружина, 3 — уплотнительное кольцо, 4 — крышка, 5 — плунжер, 6 — болт с гайкой, 7 — штуцер

При включенном тормозе полости гидроцилиндров гидроразмыкателей тормозов соединены со сливом (как показано на рисунке); при этом насо.с НШ-10ЕЛ работает на слив через напорный гидроклапан, так как гидролиния слива в корпусе закрыта заглушкой.

Для выключения тормоза рукоятку повертывают на 45° (второе крайнее положение); при этом полости гидроцилиндров соединяются с полостью, к которой подведено питание от насоса.

Крановые гидроаппараты управления установлены на боковой стенке кабины, справа от машиниста.

Напорный гидроклапан предохраняет гидросистему управления тормозами от перегрузки и поддерживает постоянное давление в ней. Настраивают его на давление 1,5 МПа винтом. Вместо заглушки ввертывают штуцер, который соединяют с гидроаккумулятором. Рабочая жидкость от насоса подается в полость А. При давлении в гидроаккумуляторе выше 1,5 МПа золотник поднимается и рабочая жидкость от насоса поступает в канал Б, соединенный со сливом. Таким образом осуществляется разгрузка насоса.

Рис. 14. Напорный гидроклапан:
1 — поршень, 2 — винт, 3 —. заглушка, 4 — золотник, 5 — корпус, 6 — крышка, 7 — пружина

Дроссельный блок. При применении рабочего оборудования грейфера или прямой лопаты его крепят двумя болтами к корпусу рабочей секции с золотником трехсекционного блока гидрораспределителя.

В корпусе блока сделаны каналы А и Б, соединяющиеся каналом В. Каналы А и Б штуцерами и трубопроводами соединены соответственно с поршневой и штоковой полостями гидроцилиндра.

Скорость поворота грейфера зависит от площади дросселирующего проходного сечения канала В, которое регулируют винтом. Стопорят винт резиновой прокладкой.

При включений золотника рабочей секции гидрораспределителя скорость поворота грейфера (или открывания днища ковша прямой лопаты) снижается, так как при этом часть рабочей жидкости по каналу В перетекает на слив.

Центральный коллектор подает рабочую жидкость от гидрораспределителей, расположенных на поворотной платформе, к гидромоторам и гидроцилиндрам тормозов механизма передвижения. Он состоит из неподвижной части — колонки, имеющей продольные и радиальные каналы, и наружной подвижной шестисекционной части с верхней и нижней крышками. Для создания герметичности устанавливают резиновые манжеты и фторопластовые защитные шайбы.

Рис. 13. Крановый гидроаппарат управления тормозами:
1 — пробка, 2 — заглушка, 3 — болт, 4 — шпонка, 5 — рукоятка, 6 — пружинная шайба, 7 — пружина, 8 — шарик, 9, 12 — уплотнительные кольца, 10, 13 — крышки, 11 — корпус

Между манжетами поставлены распорные кольца, между секциями — центрирующие стальные кольца. На упорном подшипнике, в верхней части колонки, подвешена подвижная часть центрального коллектора. Секции 6…9, 11 и 15 коллектора скрепляют четырьмя шпильками.

Рис. 14. Дроссельный блок:
1 — корпус, 2, 5—штуцера, 3, 9— заглушки, 4— уплотнительное кольцо, 6— резиновая прокладка, 7 — регулировочный винт, 8 — рабочая секция

При работе экскаватора наружная часть коллектора из шести секций вращается с поворотной платформой, а колонка остается неподвижной. Наружная часть коллектора зафиксирована относительно поворотной платформы планкой с вырезом, охватывающим одну из стяжных шпилек коллектора. Планку крепят тремя болтами к нижнему листу поворотной платформы. Планка имеет также боковые упоры.

Гидроцилиндр рабочего оборудования. Гильза с проушиной и втулкой образуют основной рабочий объем гидроцилиндра. Рабочая поверхность штока тщательно обработана и хромирована для снижения силы трения, повышения износостойкости и антикоррозионной стойкости. Поршень крепят на штоке корончатой гайкой и шплинтом. Для уменьшения трения и износа наружную поверхность поршня наплавляют бронзой. Герметичность поршня внутри гидроцилиндра обеспечивается манжетами и защитными шайбами.

Для предотвращения утечек рабочей жидкости по штоку во втулке установлено уплотнение, спереди которого помещено бронзовое кольцо. Переднюю проушину стопорят на штоке штифтом.

Рис. 15. Конструкция (а) и схема (б) центрального коллектора:
1, 14 — шайбы, 2 — масленка, 3 — гайка, 4—подшипник, 5 — верхняя крышка. 6. ..9, 11, 15 — секции, 10 — кольцо, 12—-распорное кольцо, 13 — манжета, 16 — колонка, 17 — шпилька, 18 — планка

Гидроцилиндры ковша погрузчика и ковша грейфера отличаются от описанной конструкции тем, что вместо задней проушины к гильзе приварена крышка без проушины.

На гильзе гидроцилиндра ковша погрузчика и на крышке гидроцилиндра ковша грейфера имеются цапфы для установки подвески ковша в разъемных подшипниках.

Механизм поворота с приводом от низкомоментного гидромотора. С целью увеличения крутящего момента, создаваемого гидромотором, и получения необходимой частоты вращения поворотной платформы устанавливают трехступенчатый редуктор. Вал гидромотора соединен упругой соединительной муфтой с валом-шестерней редуктора. От ведущего вала-шестерни вращение передается к выходному валу через зубчатые передачи.

Обегающая шестерня с помощью шлицев закреплена на консольной части вала и входит в зацепление с зубчатым венцом опорно-поворотного круга.

При включении механизма поворота обегающая шестерня обкатывается относительно зубчатого венца и. приводит во вращение поворотную платформу экскаватора.

Все валы редуктора установлены на подшипниках качения. На машинах последних лет выпуска шарикоподшипники на валах заменены двухрядными роликоподшипниками. Манжеты на валах и в крышках, а также прокладки под крышками предохраняют от утечки масла из корпуса редуктора. Масло сливают из редуктора через отверстия, закрываемые пробками.

Рис. 16. Гидроцилиндр рабочего оборудования:
1, 13— задняя и передняя проушины, 2— гайка, 3 — шплинт, 4— поршень, 5—шайба, 6— резиновая манжета, 7— шток, 8 — гильза, 9 — втулка, 10 — передняя крышка, 11 — грязесъемник, 12 — штифт, 14 — кольцо, 15, 16 — уплотнения

Редуктор механизма поворота устанавливают в центрирующем стакане поворотной платформы на бобышке и крепят тремя болтами, а также болтами, ввернутыми в два упора поворотной рамы для удержания редуктора от проворачивания.

Для упрощения демонтажа редуктора при ремонте в нижнем листе поворотной рамы сделаны два резьбовых отверстия для болтов.

Элементы редуктора механизма поворота унифицированы с элементами редуктора механизма передвижения, за исключением первой пары шестерен и корпуса.

Поставляют экскаваторы также с механизмом повсфота, имеющим дисковый тормоз, аналогичный тормозам редукторов механизма передвижения. В этом случае элементы редукторов этих механизмов не унифицированы.

Дисковый тормоз нормально замкнутого типа устанавливают на верхнем конце вала-шестерни. При отсутствии давления в обеих рабочих гидролиниях питания гидромотора 8 затормаживается диск тормоза.

При Включении золотника управления, от которого рабочая Жидкость подается к гидромотору, тормоз гидроразмыкателем автоматически выключается.

При копании экскаватора поворотная платформа надежно удерживается в заданном положении тормозом, установленным на соединительной муфте редуктора.

Ходовая тележка экскаватора ЭО-4124 имеет два редуктора механизма передвижения. Рама состоит из двух гусеничных балок и приваренных к ним балок. К средней части ходовой рамы приварена литая обечайка, к которой болтами крепят зубчатый венец опорно-поворотного круга. На балке крепят центральный коллектор.

В балках 9 на разъемных подшипниках установлены редукторы, а на направляющих— механизмы натяжения гусеничных лент.

Основными составными частями механизма привода левой гусеничной ленты являются низкомоментный гидромотор и трехступенчатый цилиндрический редуктор. Зубчатые передачи второй и третьей ступеней редуктора с прямыми зубьями, а зубчатая передача первой ступени — с косыми зубьями. Вал гидромотора и вал-шестерня редуктора соединены упругой муфтой, состоящей из полумуфт с цилиндрическими выточками, в которые заложены резиновые шашки.

Валы редуктора установлены в стальном литом корпусе на подшипниках качения.

На экскаваторах последних лет выпуска однорядные шарикоподшипники на валах заменены двухрядными роликоподшипниками, аналогичными роликоподшипнику. На выходном валу редуктора жестко крепится ведущее колесо привода гусеницы.

Реактивный крутящий момент редуктора воспринимается двумя осями и двумя серьгами, которые соединяют проушину корпуса редуктора с проушиной, приваренной к поперечной балке ходовой рамы. В проушинах оси фиксируются шайбами и шплинтами.

Для заливки масла в корпус редуктора, контроля уровня масла при заливке и сливе масла из корпуса служат отверстия, закрываемые пробками.

На экскаваторе применяют резиноме-таллические торцовые и манжетные уплотнения ведущих колес. В последнем случае несколько изменяются по конструкции такие детали, как ведущее колесо, выходной вал и корпус.

Конструкция механизма привода правой гусеничной ленты аналогична конструкции привода левой гусеничной ленты.

Механизм натяжения гусеничной ленты предназначен для натяжения гусеницы экскаватора и смещения натяжного колеса при попадании грунта и твердых предметов между натяжным или ведущим колесом и гусеничной лентой, а также при наезде экскаватора на различные жесткие препятствия. – Натяжное колесо установлено ползунами в направляющие продольных балок рамы ходовой тележки.

Гидроцилиндр натяжения состоит из сварного гидроцилиндра с приваренным фланцем и плунжера. Для предотвращения утечки рабочей жидкости в гильзе цилиндра установлено уплотнение, состоящее из манжеты с резиновым кольцом, бронзовой втулки с грязесъемником и стальной втулки с кольцом для предварительной очистки плунжера. Весь комплект уплотнения в гильзе крепится пружинным кольцом. Плунжер гидроцилиндра через стержень упирается в вилку натяжного колеса.

Рис. 17. Механизм поворота экскаваторов ЭО-4121Б и ЭО-4124:

Рис. 18. Ходовая тележка экскаватора ЭО-4124:
1, 2 — редукторы механизма передвижения, 3— подшипник, 4,12, 28 — рукава гидросистемы, 5 — опорно-поворотный круг, 6— центральный коллектор, 7_поддерживающий каток, 8, 9, 26, 27 — балки, 10 — опорный каток, 11 — механизм натяжения гусеничных лент, 13 — блок клапанов, 14, 17 — уплотнения, 15, 34, 38 — болты, 16 — зубчатый венец, 18—обечайка, 19 — серьга, 20 — ось, 21, 24, 36, 39 — проушины, 22 — шайба, 23 — шплинт, 25 — гусеничная лента, 29 — рама, 30—ролик опорно-поворотного круга, 31, 33 — полуобоймы, 32 — прокладка, 35 — поворотная платформа, 37 — гайка

Рис. 19. Механизм привода левой гусеничной ленты:
1, 4, 5 — пробки, 2 — ведущее колесо, 3—корпус редуктора, 6, 11, 14 — зубчатые передачи, 7, 9, 10 — валы-шестерни, 8 — гидромотор, 12 — выходной вал, 13, 15 — втулки, 16 — роликоподшипник

Рис. 20. Механизм натяжения гусеничной ленты:
1 — гидроцилиндр, 2 — плунжер, 3— пята, 4— скоба, 5 — стержень, 6— натяжное колесо, 7 — ползун, 8 — вилка, 9 — манжета, 10, 12 — втулки, II — грязесъемник, 13, 14 — кольца, 15 — штуцер, 16 — пресс-масленка

С другой стороны гидроцилиндр своим фланцем неподвижно прикреплен болтами к диафрагме продольной балки рамы.

Для нормального натяжения гусеницы, а также для исключения ее перетяжки между пятой промежуточного стержня и диафрагмой продольной балки рамы устанавливают пакет регулировочных скоб, которые ограничивают ход плунжера гидроцилиндра.

Когда провисание верхней ветви гусеничной ленты превысит 65 мм (лента касается рамы), со стержня снимают регулировочные скобы через отверстие в продольной балке, закрываемое крышкой. Нормальное провисание ленты 20…40 мм.

При перетяжке гусеничной ленты (провисание верхних ветвей менее 20 мм) на стержень надевают регулировочные скобы: одна скоба увеличивает провисание ленты примерно на 25 мм.

Поставляют экскаваторы и с ручным натяжением гусеничных лент. В этом случае на гидроцилиндр с внешней стороны продольной балки устанавливают штуцер, в котором смонтированы шариковый обратный клапан и пресс-масленка 16. Для натяжения гусеничной ленты в гидроцилиндр через пресс-масленку нагнетают густую смазку. Чтобы ослабить натяжение гусеничной ленты, вывертывают штуцер и плавно включают ход экскаватора назад.

Сменное рабочее оборудование захват-но-клещевого типа. Это оборудование предназначено для рыхления мерзлых грунтов, разборки старых зданий, взламывания и погрузки асфальтобетонных покрытий, снятия и укладки дорожных плит, труб, установки колодцев и т. п. Поставляют его отдельными комплектами в двух исполнениях (с одно- и трехзубым рыхлителем — захватом) и устанавливают вместо ковша и рукояти обратной лопаты, составную стрелу из двух частей оставляют.

Однозубый рыхлитель оснащают рукоятью с двумя дополнительными отверстиями: в хвостовой части — для установки гидроцилиндров привода рыхлителя, в головной — для установки рыхлителя. Ковш 0,65 м3 в отличие от ковша обратной лопаты имеет более высокие кронштейны для крепления к рукояти и больший радиус траектории, описываемой кромкой зуба. Рыхлитель состоит из сварной коробчатой рамы и шарнирно соединенной с ней стойки, которая может поворачиваться на определенный угол, что необходимо для двустороннего копания.

В верхней части стойки находится тормозное устройство с тарельчатыми пружинами, нижняя часть заканчивается двусторонним зубом, концы которого наплавлены твердым сплавом. Рыхлитель приводится двумя гидроцилиндрами, взаимозаменяемыми с гидроцилиндром ковша обратной лопаты.

Трехзубый рыхлитель более сложной конструкции. Рукоять имеет две дополнительные накладки для усиления отверстий, в которые устанавливают общую ось гидроцилиндров, ковша и рыхлителя. На ковше 0,65 м3 в отличие от ковша обратной лопаты сделаны дополнительные проушины для установки рыхлителя-захвата.

Для привода элементов конструкции оборудования используют гидроцилиндры, рычаг и тяги.

Рыхлитель состоит из сварной рамы и трех съемных зубъев: центрального и двух боковых. Для получения различных по значению усилий рыхления боковые зубья можно устанавливать в трех положениях. Для уменьшения изнашивания зубья наплавляют твердым сплавом.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Экскаваторы ЭО-4121Б и ЭО-4124"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства