Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили БелАЗ

Публикация:
   Эксплуатация автомобилей БелАЗ

Читать далее:




Эксплуатация автомобилей БелАЗ

Подготовка автомобиля к эксплуатации

При подготовке автомобиля к эксплуатации проверяют его комплектность, техническое состояние и заправку систем, агрегатов и узлов соответствующими эксплуатационными материалами.

Особое внимание обращают на техническое состояние рулевого управления, ручного и колесных тормозов.

Наличие на автомобилях большого количества гидравлических устройств требует высокой чистоты топлив и масел. Топливные баки автомобилей заправляют дизельным топливом, прошедшим 10-дневный отстой.

Уровень масла в узлах, агрегатах и системах, а также охлаждающей жидкости в двигателе постоянно контролируют и поддерживают в заданных пределах. Проверку производят перед пуском двигателя или не ранее чем через 5 мин после его остановки. Уровень масла в гидромеханической передаче определяют проверкой в прогретом агрегате через 15 мин после остановки двигателя.

Уровень масла при установке автомобиля на ровной горизонтальной площадке должен быть:

в емкостях с маслоизмерительными стержнями — между верхней и нижней метками стержня (стержень вставляют в отверстие, не заворачивая);

в емкостях с контрольными приборами — на уровне нижнего среза контрольного отверстия (за исключением картера заднего моста автомобилей-самосвалов БелАЗ-540, БелАЗ-540А и картера рулевого механизма, где уровень масла должен быть на 40 мм ниже контрольного отверстия).

Уровень масла в колесных передачах определяют в положении ступицы колеса пазом под вентиль вверх.

Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должен соответствовать половине емкости расширительного бачка.

Пуск и прогрев двигателя

В зимний период эксплуатации (при температуре ниже +5 °С) перед пуском двигатель прогревают при помощи пускового подогревателя или подавая горячий воздух в подкапотное пространство, или заправляя горячей водой и маслом, или при помощи другого способа. Пуск холодного двигателя без подогрева ведет к аварийному повреждению его вследствие неудовлетворительного поступления масла к трущимся парам.

Перед пуском двигателя рычаг переключения передач должен стоять в нейтральном положении.

Для пуска двигателя необходимо: – установить рукоятку ручной подачи топлива в положение, соответствующее минимальным оборотам двигателя (при низких температурах рукоятку ручной подачи топлива установить в положение, соответствующее средним оборотам двигателя); – на автомобилях с двигателями ЯМЗ рукоятку останова двигателя передвинуть до упора в стенку кабины; – вставить ключ в замок-включатель до упора, при этом должна подключиться к аккумуляторным батареям электрическая сеть автомобиля (включается масса); – повернуть ключ в замке-включателе по ходу часовой стрелки на 45° и, удерживаявего в таком положении, прокачать систему смазки двигателя маслозакачивающим насосом до создания в системе давления масла Не ниже 3 кГ/см2 для двигателя Д12А-375Б и не ниже 1,5 кг/см2 для двигателей ЯМЗ; – повернуть пусковой ключ по ходу часовой стрелки еще на 45°. При этом дополнительно к маслозакачивающему насосу должен включиться стартер двигателя.

Как только двигатель начнет устойчиво работать, отпустить ключ. Одновременно с отключением стартера, плавно нажимая на педаль управления подачей топлива, увеличить обороты двигателя до средних. Если двигатель не работает, повторный пуск можно производить только после перерыва не менее 1 мин. В случае невозможности пустить двигатель с трех попыток проверить исправность двигателя.

Сразу после пуска двигатель не нагружать (не начинать движение автомобиля), так как это вызывает повышенный износ двигателя. После пуска двигатель прогреть до температуры охлаждающей жидкости не ниже +45 °С на минимальных и средних оборотах.

Не допускать работу холодного двигателя на больших оборотах для ускорения его прогрева, так как в этом случае повышается износ двигателя.

При прогреве двигателя температура охлаждающей жидкости и масла в системах должна повышаться постепенно. В случае резкого повышения температуры охлаждающей жидкости и масла или падения давления масла в системе смазки двигатель следует остановить, выяснить причину и устранить неисправность.

Прогрев гидромеханической передачи

В зимний период эксплуатации (при температуре ниже +5 °С) после прогрева двигателя необходимо прогреть гидромеханическую передачу. Для этого надо затормозить автомобиль ручным и колесными тормозами (давление воздуха в пневматической системе колесных тормрзов должно быть не менее 5 кг/см2), включить третью передачу, увеличить скорость вращения вала двигателя до 1000— 1200 об/мин и прогреть масло в гидромеханической передаче до температуры не ниже +45 °С.

Прогрев гидромеханической передачи следует производить на площадке, свободной от людей, механизмов и автомобилей, при этом нельзя производить на автомобиле какие-либо другие работы.

Особенности эксплуатации автомобилей

Перед троганием автомобиля проверить давление воздуха в тормозной системе. Начинайте движение при давлении воздуха в тормозной системе не ниже 5 кг/см2.

Трогание автомобиля с места следует начинать на первой или второй передаче (в зависимости от дорожных условий) плавно, что способствует повышению долговечности дисков фрикционов и других деталей трансмиссии. Для обеспечения плавности включения передачи и плавности трогания автомобиля с места включать передачу надо при минимальных оборотах двигателя (не свыше 600 об/мин).

После включения передачи подать сигнал о начале движения, опустить рычаг ручного тормоза в крайнее нижнее положение и, плавно увеличивая подачу топлива (нажимая на педаль), начинать движение, переходя по мере разгона автомобиля на последующие передачи.

Переключение передач производить плавно, без резких движений и без приложения значительных усилий к рычагу.

Во избежание случайного нажатия фиксатора и включения передачи заднего хода при переключении передач переднего хода рычаг переключения передач держат правой рукой ладонью вниз и только при включении передачи заднего хода руку держат ладонью вверх.

Необходимо стремиться к сокращению количества переключений передач до минимума, так как каждое переключение передач (особенно неправильное) сокращает долговечность фрикционов гидромеханической передачи.

При переключении передач с низшей на высшую следует производить промежуточное снижение оборотов коленчатого вала двигателя. После разгона автомобиля одновременно с выключением низшей передачи быстро отпустить педаль управления подачей топлива, включить высшую передачу и затем увеличить подачу топлива. В момент снижения оборотов коленчатого вала двигателя происходит притормаживание ведущего вала коробки передач и таким образом происходит уравнивание скоростей вращения шестерен, т. е. наступает наиболее благоприятный момент для включения фрикциона.

При переключении передач с высшей на низшую нельзя снижать (лучше увеличивать) подачу топлива. Подача топлива при переходе на низшую передачу в большинстве случаев получается максимальной и в момент выключения передачи двигатель разгоняет ведущий вал коробки передач, т. е. скорости вращения шестерен уравниваются и получается безударное включение фрикциона.

Включать передачу для изменения направления движения автомобиля на противоположное можно только после полной остановки, так как в противном случае происходит резкое нагружение и пробуксовка дисков включаемого фрикциона, что приводит к повреждению фрикционов переднего и заднего хода.

В процессе работы автомобиля постоянно следует контролировать техническое состояние его агрегатов, узлов и систем по показаниям контрольно-измерительных приборов, поддерживать регулируемые параметры в заданных пределах. Для увеличения межремонтных пробегов автомобилей и повышения срока службы шин надо избегать экстренного торможения колесными тормозами. Этого можно достигнуть за счет своевременного снижения скорости путем использования наката автомобиля, а также путем использования на автомобилях гидродинамического тормоза-замедлителя при движении на спусках.

Во время движения на затяжных спусках нельзя превышать следующие скорости движения: на первой передаче — 15; на второй передаче — 30; на третьей передаче — 55 км/ч, так как при превышении указанных скоростей обороты валов коробки передач и карданного вала заднего моста могут превысить допустимую величину.

Применение гидротормоза-замедлителя позволяет снижать и поддерживать постоянную скорость движения автомобиля на затяжных спусках. За счет применения гидротормоза-замедлителя достигается уменьшение износов деталей (в первую очередь фрикционных накладок) колесных тормозов, что увеличивает межремонтные пробеги автомобилей. Нарастание и снижение тормозного момента, развиваемого гидротормозом-замедлителем, происходит медленно (в течение нескольких секунд), поэтому включать и выключать гидротормоз следует заранее.

При работе гидротормоза-замедлителя происходит быстрый нагрев масла в гидромеханической передаче, так как вся механическая энергия, затрачиваемая на торможение автомобиля, превращается в тепло. Поэтому во избежание перегрева гидромеханической передачи на затяжных спусках гидротормоз следует периодически включать и после нагрева масла свыше +120 °С немедленно выключать для охлаждения гидромеханической передачи.

При включенном гидротормозе-замедлителе не переключать передачи, так как в этом случае сильно нагружается трансмиссия автомобиля и возможна поломка ее деталей.

При недостаточном тормозном моменте на высшей передаче надо снизить скорость движения (торможением), выключить гид-ротормоз-замедлитель, включить низшую передачу и снова включить гидротормоз-замедлитель.

Тормозной момент при работе гидротормоза-замедлителя возникает только при включенной передаче. При этом чем выше включенная передача, тем меньше тормозной момент.

Наибольшая эффективность гидротормоза достигается при следующих скоростях движения: первая передача — 12—15; вторая передача — 20—25; третья передача — 40—50 км/ч.

Рекомендуемые передачи, на которых целесообразно движение на спуске при включенном гидротормозе, следующие: при уклоне до 6% — третья передача; при уклоне 6—10% — вторая передача; при уклоне 10—15% — первая передача.

Для долговечной работы автомобиля большое значение имеет техническое состояние цилиндров пневмогидравлической подвески. Эксплуатация автомобилей при неправильно заряженных цилиндрах подвески ведет к повреждению не только деталей подвески, но и других деталей и узлов автомобиля.

Шины следует предохранять от попадания на них нефтепродуктов и других веществ, разрушающих резину. Не следует допускать стоянку на шинах автомобилей без груза более 10 дней, груже-пых — более двух дней. В случае более длительной стоянки автомобиль поставить на подставки, полностью разгрузив шины.

В зимний период эксплуатации (особенно при низких температурах) после длительной стоянки автомобиля на открытом воздухе в течение первых 15—20 мин надо двигаться с малой скоростью (не свыше 10 км/ч) для того, чтобы детали трансмиссии и ходовой части и особенно шины прогрелись на малых нагрузках, что повысит их работоспособность при возрастании нагрузок.

При загрузке автомобилей экскаваторами выполнять следующие требования: – автомобиль установить таким образом, чтобы погрузка производилась сбоку или сзади; перенос экскаваторного ковша над кабиной запрещается; – автомобиль надежно затормозить, а двигатель оставить работать на минимальных оборотах; – ковш экскаватора должен раскрываться на минимально возможной высоте от днища платформы, так как при падении с большой высоты глыбы груза могут привести к повреждению платформы и рамы, особенно при низких температурах, когда снижается ударная вязкость металла. Груз должен располагаться равномерно по платформе; – автомобиль ставить под погрузку и отъезжать от экскаватора после погрузки только с разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

При эксплуатации одноосного автомобиля-тягача БелАЗ-531 со скрепером на выемке грунта в качестве вспомогательного тягача (толкача) применяют тракторы с гидромеханической или электрической трансмиссией (например, трактор ДЭТ-250), так как в этом случае обеспечивается наилучшая согласованность в работе всего комплекса и до минимальной величины снижаются динамические нагрузки в узлах скрепера, автомобиля-тягача и толкача. Грунт забирают на первой передаче и включенной понижающей ступени в дополнительной коробке автомобиля-тягача.

Остановка автомобиля и двигателя

Для остановки автомобиля нужно: – отпустить педаль управления подачей топлива; – установить рычаг переключения передач в нейтральное положение; – при необходимости притормозить автомобиль колесным тормозом; – после полной остановки автомобиля затянуть до отказа рычаг ручного тормоза; – остановить двигатель (предварительно охладив его), прекратив подачу топлива перемещением рукоятки ручной подачи топлива (на автомобилях с двигателями типа Д12А) или потянув к себе, рукоятку останова двигателя (на автомобилях с двигателями ЯМЗ); – выключить электрическую сеть автомобиля (выключить массу), вынув из замка-включателя ключ.

Не следует останавливать двигатель при температуре охлаждающей жидкости в системе выше +75 °С, а также при высоких оборотах коленчатого вала, так как возникающие в таких случаях тепловые и инерционные нагрузки отрицательно сказываются на его работоспособности.

Помните, что длительная работа двигателя на холостом ходу более 10 мин нежелательна, так как приводит к закоксовыванию форсунок и повышенному нагарообразованию.

В случае экстренной остановки двигателя в аварийной ситуации при температуре охлаждающей жидкости и масла выше +75 °С периодически производят прокачку системы смазки двигателя мас-лозакачивающим насосом с проворотом коленчатого вала стартером (если такой проворот возможен по‘состоянию двигателя) при выключенной подаче топлива.

При остановке двигателя ЯМЗ-240Н не снижать резко обороты, так как при этом могут быть повреждены трубокомпрессоры.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили БелАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Эксплуатация автомобилей БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства