На рис. 96 показана типовая электрическая схема пассажирского лифта с асинхронным односкоростным короткозамкнутым двигателем Ml, устанавливаемого в жилых зданиях с числом этажей от 3 до 10. Грузоподъемность лифта 320 кг, скорость кабины 0,5 м/с, двери шахты — распашные одностворчатые, двери кабины — распашные двустворчатые.
Схемой предусмотрены три вида (режима) управления лифтом: соответствующее нормальному режиму работы лифта; с крыши кабины, необходимое для ревизии оборудования, расположенного в шахте; из машинного помещения, выполняемое для наладки лифта.
Для перевода управления лифтом с одного режима в другой служат переключатель режимов работы ВР2, занимающий два положения (HP—нормальная работа, МП — управление из машинного помещения), и два штепсельных разъема (вставки) ШР2 и ШРЗ. В режиме «Нормальная работа» лифтом управляют, когда переключатель ВР2 стоит в положении HP, штепсельный разЪем ШР2 вставлен в гнезда ШР1, а разъем ШРЗ удален из этих гнезд.
Управление лифтом кнопочное, внутреннее с вызовом пустой кабины на любой этаж. Кнопки приказа 1КнП, 2КнП, ЗКнП, 4КнП и 5КнП, с помощью которых пассажир отправляет кабину на требуемый этаж, установлены в кнопочном аппарате кабины, а вызывной аппарат пустой кабины с соответствующей кнопкой 1Кн, 2Кн, ЗКн, 4Кн, 5Кн и лампой 1ЛЗ—5ЛЗ, сигнализирующей о занятости кабины, установлен на каждом этаже. Приказы или вызовы пустой кабины регистрируются этажными реле 1РЭ—5РЭ, которые включаются после того, как нажата кнопка приказа или вызова, и отключаются после прихода кабины на заданный этаж.
В рассматриваемой схеме не предусматривается регистрация попутных вызовов или одновременно нескольких приказов. Поэтому из всех этажных реле одновременно может быть включено только одно. В этом и состоит принцип регистрации приказа или вызова этажными реле. В пассажирских лифтах, работающих без проводников, можно вызывать пустую кабину с открытыми дверями кабины. Кабина с пассажирами должна перемещаться обязательно при закрытых дверях. Чтобы определить, есть пассажир в кабине или нет, используют ее подвижный пол, воздействующий на блокировочные контакты ВБП-1 и ВБП-2. При пустой кабине эти блокировочные контакты находятся в нормальном состоянии, т. е. замыкающие контакты разомкнуты, а размыкающие— замкнуты. Когда на подвижный пол кабины встанет пассажир или будет положен груз массой более 15 кг, то блокировочные контакты ВБП-1 и ВБП-2 изменяют свое нормальное состояние, замыкающие контакты замыкаются, а размыкающие контакты размыкаются.
Двери шахты и кабины пассажиры закрывают и открывают вручную. Положение створок шахтных дверей контролируют блок-контактами 1Д1Л—5ДШ.
Рис. 96. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта с односкоростным двигателем.
Для исправления зарегистрированного приказа или в других аналогичных случаях лифт останавливают кнопкой «Стоп» на панели лифтера. Неработающий лифт отключается автоматическим выключателем А и главным рубильником PP.
На рис. 96 показана типовая электрическая схема пассажирского лифта с асинхронным односкоростным короткозамкнутым двигателем Ml, устанавливаемого в жилых зданиях с числом этажей от 3 до 10. Грузоподъемность лифта 320 кг, скорость кабины 0,5 м/с, двери шахты — распашные одностворчатые, двери кабины — распашные двустворчатые.
Схемой предусмотрены три вида (режима) управления лифтом: соответствующее нормальному режиму работы лифта; с крыши кабины, необходимое для ревизии оборудования, расположенного в шахте; из машинного помещения, выполняемое для наладки лифта.
Для перевода управления лифтом с одного режима в другой служат переключатель режимов работы ВР2, занимающий два положения (HP—нормальная работа, МП — управление из машинного помещения), и два штепсельных разъема (вставки) ШР2 и ШРЗ. В режиме «Нормальная работа» лифтом управляют, когда переключатель ВР2 стоит в положении HP, штепсельный разъем ШР2 вставлен в гнезда ШР1, а разъем ШРЗ удален из этих гнезд.
Управление лифтом кнопочное, внутреннее с вызовом пустой кабины на любой этаж. Кнопки приказа 1КнП, 2КнП, ЗКнП, 4КнП и 5КнП, с помощью которых пассажир отправляет кабину на требуемый этаж, установлены в кнопочном аппарате кабины, а вызывной аппарат пустой кабины с соответствующей кнопкой 1Кн, 2Кн, ЗКн, 4Кн, 5Кн и лампой 1ЛЗ—5ЛЗ, сигнализирующей о занятости кабины, установлен на каждом этаже. Приказы или вызовы пустой кабины регистрируются этажными реле 1РЭ—5РЭ, которые включаются после того, как нажата кнопка приказа или вызова, и отключаются после прихода кабины на заданный этаж.
В рассматриваемой схеме не предусматривается регистрация попутных вызовов или одновременно нескольких приказов. Поэтому из всех этажных реле одновременно может быть включено только одно. В этом и состоит принцип регистрации приказа или вызова этажными реле. В пассажирских лифтах, работающих без проводников, можно вызывать пустую кабину с открытыми дверями кабины. Кабина с пассажирами должна перемещаться обязательно при закрытых дверях. Чтобы определить, есть пассажир в кабине или нет, используют ее подвижный пол, воздействующий на блокировочные контакты ВБП-1 и ВБП-2. При пустой кабине эти блокировочные контакты находятся в нормальном состоянии, т. е. замыкающие контакты разомкнуты, а размыкающие— замкнуты. Когда на подвижный пол кабины встанет пассажир или будет положен груз массой более 15 кг, то блокировочные контакты ВБП-1 и ВБП-2 изменяют свое нормальное состояние, замыкающие контакты замыкаются, а размыкающие контакты размыкаются.
Двери шахты и кабины пассажиры закрывают и открывают вручную. Положение створок шахтных дверей контролируют блок-контактами 1ДШ—5ДШ.
Когда все шахтные двери закрыты, включено реле контроля шахтных дверей РКД- Если в кабине находится пассажир, то через замкнувшийся контакт ВБП-1 (171—259) включается реле подпольного контакта РПК. Состояние двух створок дверей кабины контролируют блок-контактами ДК1 и ДК2. Когда кабинные двери закрыты, эти контакты замкнуты.
Электрическая блокировка контроля запирания шахтных дверей осуществляется блок-контактами дверных замков 1ДЗ—5ДЗ. Эти контакты закрыты, когда двери заперты, и открыты, когда двери отперты. Открыть двери шахты пассажир может только в том случае, если кабина находится на уровне соответствующей этажной площадки. Замок шахтной двери в этом положении отпирается с помощью подвижной отводки с электромагнитным приводом ЭмО, укрепленной в кабине. Если электромагнит ЭмО включен, то подвижная отводка отходит от ролика замка шахтных дверей и дверь запирается. Наоборот, когда эле-тромагнит отводки отключен, то шахтная дверь того этажа, на котором находится кабина, отперта.
Выбор направления движения кабины и ее автоматическая остановка на заданном этаже производятся этажными переключателями 1ЭП—5ЭП. В данной схеме использованы только два контакта этажных переключателей (I и II), так как здесь не предусмотрена сигнализация о положении кабины в шахте.
Лебедка лифта растормаживается тормозным электромагнитом постоянного тока ЭмТ, подключенным параллельно приводному двигателю Ml через диоды Д1 и Д2.
В цепь защиты лифта включены контакты следующих предохранительных и блокировочных устройств:
– контакт концевого выключателя ВК, размыкающийся при подъеме кабины выше пятого (последнего) этажа и спуске кабины ниже уровня первого этажа;
– контакт ловителя BJI, размыкающийся при срабатывании ловителя;
– контакты шахтных дверей 1ДШ— 5ДШ, размыкающиеся при открывании соответствующей двери;
– контакт реле РКД, размыкающийся, если хотя бы одна из шахтных дверей открыта;
– контакты замков шахтных дверей 1ДЗ—5ДЗ, размыкающиеся при отпирании соответствующей двери;
– контакт выключателя натяжного устройства ВИУ, размыкающийся при ослаблении каната ограничителя скорости;
– контакт СПК, размыкающийся при обрыве или вытяжке одного или нескольких подъемных канатов лифта;
– контакт выключателя В2, размыкающийся при проведении ремонтных работ в приямке шахты;
– контакты кнопок К-Кн «Стоп» и М-Кн «Стоп», расположенные соответственно в кабине и машинном помещении.
Цепь защиты лифта разрывается и происходит аварийное торможение кабины, если открыт хотя бы один из контактов защитных устройств. Когда один из этих контактов разомкнут, то ни- пуск, ни регистрация приказа или вызова невозможны.
В цепь защиты включены также контакты дверей кабины ДК1 и ДК2, которые шунтируются размыкающим блокировочным подпольным контактом ВБП1. Следовательно, если в кабине находится пассажир и двери кабины открыты, то цепь защиты лифта разорвана. Когда пассажира в кабине нет, то независимо от состояния дверей кабины цепь защиты между точками 161 —171 замкнута. Таким способом пустую кабину можно вызывать с открытыми дверями.
Автоматическое отключение приводного двигателя, сопровождаемое наложением тормоза, происходит также при срабатывании электромагнитного или теплового расцепителя автоматического выключателя ВА1, при срабатывании максимальной защиты в цепи управления (отключении автоматического выключателя ВА2 или перегорании плавкого предохранителя Пр1) и при исчезновении напряжения в сети.
Подготовка лифта к работе сводится к включению рубильника вводного устройства ВУ и автоматических выключателей ВА1 и ВА2. В схеме, подготовленной для нормальной работы лифта, кроме того, переключатель ВР2 установлен в положение HP, штепсельный разъем ШР2 вставлен, разъем ШРЗ удален и включен выключатель В2.
В приведенной на рисунке схеме ее элементы находятся в положении, когда пустая кабина стоит на первом этаже (контакты ВБП1 и ВБП2— в нормальном состоянии, разомкнуты контакты этажных переключателей 1ЭП—4ЭП и замкнуты контакты II переключателей 2ЭП—5ЭП). Двери кабины открыты (контакты ДК1 и ДК2 разомкнуты), все двери шахты закрыты (контакты 1ДШ—5ДШ замкнуты), дверь шахты первого этажа отперта (контакт 1ДЗ разомкнут), а шахтные двери остальных этажей заперты (контакты 2ДЗ—5ДЗ замкнуты). При этом включено реле РКД.
Пассажир открывает шахтную дверь первого этажа и входит в кабину, закрывая за собой все двери. При этом реле РКД на время, в течение которого шахтная дверь открыта, выключается и снова включается. Включается также реле РПК и встает на самоблокировку с помощью замыкающего контакта РПК (171—259). Включением реле РПК фиксируется, что в кабину вошел пассажир. В кабине загорается свет (включается лампа -/70), а на всех этажных площадках (лампы 1JI3—5ЛЗ) и в машинном помещении (лампа М-ЛЗ) включаются лампы «Занято», сигнализирующие о том, что лифт занят и вызовы пустой кабины система управления не регистрирует.
Пассажир нажимает на кнопку приказа 4КнП нужного, например четвертого, этажа. Реле 4РЭ включается по цепи: 101—249—171—161А—161— 201—03—05—15—45—43—102 и замыкаются его контакты в цепи самоблокировки (59—43), в цепи электромагнита подвижной отводки ЭмО (03—49) и в цепи контактора KB (57—41). Включение электромагнита
ЭмО ведет к замыканию блок-контакта двери шахты первого этажа 1ДЗ и включению контактора КВ. Время, в течение которого должна быть нажата кнопка приказа, равняется времени последовательного включения этажного реле 4РЭ, электромагнита ЭмО и контактора КВ. Благодаря включению контактора KB включаются реле движения кабины РД, реле времени РВ2, подключается приводной двигатель лифта Ml к сети, включается тормозной электромагнит ЭмТ. После рас-тормаживания лебедки кабина идет вверх.
Во время движения кабины из-за того, что включено реле РД и разомкнут его контакт в цепи этажных реле (03—05), исключается регистрация как новых приказов, так и вызовов кабины с этажных площадок. После ее прохода вверх мимо промежуточных этажей переключаются контакты этажных переключателей 1ЭП—ЗЭП: контакты / переключателей 1ЭП, 2ЭП и ЗЭП замыкаются, а контакты II переключателей 2ЭП и ЗЭП размыкаются.
При подходе кабины к заданному (четвертому) этажу размыкается контакт II переключателя 4ЭП, отключается контактор KB, что приводит к отключению реле 4РЭ, реле РД, электромагнита отводки ЭмО, приводного двигателя Ml, тормозного электромагнита ЭмТ и разрыву цепи реле времени РВ2. Кабина останавливается на заданном этаже, подвижная отводка отпирает шахтную дверь и размыкает блок-контакт замка 4ДЗ.
Пассажир выходит из кабины (размыкаются контакты ДК1 и ДК2), освобождает подвижный пол (контакты ВБП-1 и ВБП-2 принимают исходное состояние) и, открывая дверь шахты, размыкает контакт 4ДШ. Реле РКД и РПК отключаются. Когда шахтная дверь за вышедшим пассажиром закрывается, реле РКД снова включается. Пока не отключится реле времени РВ2 (после разрыва его цепи контактом KB), в системе управления не может быть зарегистрирован вызов пустой кабины и не погаснут лампы «Занято» (1ЛЗ— 5ЛЗ, М-ЛЗ). Это сделано для того, чтобы после выхода пассажиров из кабины в нее могли войти пассажиры, находящиеся на этом этаже. После отключения реле РВ2 гаснут лампы «Занято» и кабина может быть отправлена на любой этаж.
Пустую кабину вызывают с помощью кнопок 1Кн—5Кн. Для вызова пустой кабины, например на первый этаж, нажимают на кнопку 1Кн и реле 1РЭ включается по цепи: 101—249— 171—161—201—03—05—15—35—75— 13—102. Так как контакт I этажного переключателя 1ЭП замкнут, включается реверсирующий контактор КН и кабина опускается. Элементы системы управления работают в той же последовательности, что и во время движения кабины по приказу.
Для управления лифтом из машинного помещения переключатель режимов работы ВР2 переводится в положение МП. Управление по приказам и вызовам отключается (разомкнут контакт ВР2-2), включается электромагнит ЭмО подвижной отводки (все шахтные двери запираются) и включаются все лампы «Занято». В режиме управления из машинного помещения предусмотрено движение кабины с автоматической остановкой только на крайних этажах (на первом и пятом в рассматриваемой схеме). Лифт пускают кнопками М-Кн «Вверх» и М-Кн «Вниз». В промежуточном положении между крайними этажами кабину останавливают кнопкой М-Кн «Стоп».
Для управления с крыши кабины необходимо вынуть штепсельный разъем ШР2 и вставить штепсельный разъем ШРЗ (положение переключателя ВР2 не имеет значения). В этом режиме возможно движение кабины только вниз. Для спуска кабины с любого верхнего уровня нажимают кнопку К-Кн «Вниз» и держат ее все время до подхода кабины к нужному уровню. Лифт останавливается, как только отпускают кнопку К-Кн «Вниз» или после подхода кабины к уровню первого этажа.
При работе в этом режиме управления, так же как в режиме управления из машинного помещения, включен электромагнит ЭмО подвижной отводки, благодаря чему пассажиры или обслуживающий персонал не могут открыть шахтные двери.
Схемой предусмотрена звуковая сигнализация вызова обслуживающего персонала в случае неисправности лифта. Для этого нажимают кнопку КнВП в кабине, включающую звонок ЗвВП, установленный в помещении дежурного. Ремонтное освещение подключается к розеткам Ш1, Ш2 и ШЗ, расположенным в различных местах лифта.
После окончания рабочего дня или для проведения профилактических, работ лифт отключают автоматическим выключателем ВА1 и рубильником вводного устройства ВУ. При ремонтных работах в приямке лифт отключают выключателем В2.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрическая схема пассажирского лифта с односкоростным асинхронным двигателем"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы