Схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 в основном одинаковы. Единственное отличие схемы ВАЗ-2109 от ВАЗ-2108 — это дополнительные выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей, поскольку ВАЗ-2109 имеет четыре боковые двери.
За время выпуска автомобилей ВАЗ-2108 в их схему электрооборудования были внесены небольшие изменения, направленные на повышение надежности работы различных систем и узлов. Так, было добавлено реле включения стартера, реле зажигания, лампа освещения вещевого ящика. Была изменена схема включения противогуманного света в задних фонарях (см. главу «Система освещения и световой сигнализации»), добавлена подсветка клавиши выключателя наружного освещения. Возможны какие-то небольшие изменения схемы и в будущем.
На автомобилях применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования. С «плюсом» источников питания потребители соединяются проводом, а с «минусом» — через кузов автомобиля или «массу». Такой метод позволяет уменьшить число проводов и упростить их монтаж. Соединение с массой «минуса» источников питания уменьшает износ металлических деталей кузова вследствие электрохимической коррозии.
На всех схемах, приведенных в разделе «Электрооборудование», цвет проводов обозначен буквами, причем первая буква — это цвет самого провода, а вторая — цвет полоски на проводке (если она имеется). В основном берется первая буква названия цвета: Б — белый, Г — голубой, Ж — желтый, 3 — зеленый, К — коричневый, О оранжевый, Р — розовый, С — серый, Ф — фиолетовый, Ч черный. Исключением является красный цвет, которому присвоена буква П (пурпурный).
Для облегчения монтажа все провода объединены в жгуты, причем большинство жгутов выполнено плоскими. В этих жгутах провода привариваются к ленте из поливипилхлоридпого пластика. Плоские жгуты удобнее монтировать на автомобиле, особенно под деталями обивки кузова. Кроме того, в плоских жгутах лучше условия для охлаждения проводов и поэтому можно применять провода с меньшим поперечным сечением токопроводящей жилы. В результате экономятся медь и пластикат, идущий на изоляцию.
Для соединения проводов применены малогабаритные плоские штекерные наконечники с шириной внутреннего штекера 2,8 мм. Штекерные колодки хорошо защищают соединения от воды и грязи, что способствует надежной работе систем электрооборудования, в особенности системы зажигания.
Связующим узлом всей электропроводки автомобиля является монтажный блок, расположенный в коробке воздухопритока с левой стороны автомобиля. Через него передние жгуты проводов соединяются со жгутом проводов панели приборов и с задним жгутом. Цвета проводов, присоединяемых к штекерам монтажного блока, и условная нумерация штекеров в колодках даны на рис. 3 и 4. Для удобства обслуживания в монтажном блоке помещены все предохранители и вспомогательные реле, включающие фары, очистители и омыватель стекол, обогрев заднего стекла и т. д.
Электрические соединения внутри монтажного блока выполнены на двух двусторонних печатных платах, соединенных пайкой в единый блок. К печатным платам приклепаны и все выводные штекеры монтажного блока. Чтобы случайно не перегорели токопроводящие дорожки печатных плат, не допускается замыкать на массу провода при проверке исправности схемы электрооборудования.
Сверху монтажный блок закрыт прозрачной пластмассовой крышкой, на которой против каждого предохранителя и реле нанесен условный знак (символ), показывающий, какие узлы электрооборудования защищает данный предохранитель или включает то или иное реле. Всего в монтажном блоке размещено 16 плавких предохранителей.
Не защищена предохранителем система зажигания двигателя, чтобы не вводить в нее лишний элемент, снижающий надежность системы в эксплуатации. Цепь пуска двигателя также не защищается, чтобы не снижать надежность пуска. Кроме того, не защищены предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, цепь управления электромагнитным клапаном карбюратора и реле включения ближнего и дальнего света фар.
Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Цепи питания тех узлов электро-оборудования, работа которых может потребоваться при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее (независимо от положения ключа в выключателе зажигания). К таким узлам относятся: звуковой сигнал, лампы стоп-сигнала в задних фонарях, прикуриватель, плафон освещения салона, штепсельная розетка для переносной лампы и цепь питания аварийной сигнализации.
Рис. 1. Схема электрооборудования автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109:
1 – блок-фара; 2 – электродвигатель очистителя фар; 3 – выключатель подкапотной лампы; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – датчик включения электровентилятора; 7 выключатель света заднего хода; 8 – наконечник провода для подключения к датчику износа тормозных колодок; 9 – датчик указателя температуры; 10 — аккумуляторная батарея; 11 стартер; 12 датчик-распределитель зажигания; 13 – свечи зажигания; 14 – генератор; 15 — электромагнитный клапан включения омыва фар; 16 катушка зажигания; 17 — датчик верхней мертвой точки; 18 электромагнитный клапан карбюратора; 19 – концевой выключатель карбюратора; 20 – датчик контрольной лампы давления масла; 21 – электродвигатель омывателя; 22 — электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 23 — электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла; 24 – коммутатор; 25 — датчик уровня тормозной жидкости; 26 — колодка диагностики; 27 — блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 28 — электродвигатель очистителя ветрового стекла; 29 — штепсельная розетка для переносной лампы; 30 — подкапотная лампа; 31 — монтажный блок; 32—выключатель стоп-сигнала; 33 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 34 — табло подсветки рычагов отопителя: 35 — прикуриватель; 36 лампа освещения вещевого ящика; 37 -электродвигатель отопителя; 38 дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 39 — переключатель электродвигателя отопителя; 40 – выключатель освещения приборов; 41 – переключатель указателей поворота, света фар и стояночного света; 42…..выключатель звукового сигнала; 43 — переключатель очистителя и омывателя стекол; 44 выключатель зажигания; 45 — выключатель наружного освещения; 46 — выключатель аварийной сигнализации; 47 – выключатель проти вотум энного свега; 48 – выключатель обогрева заднего стекла; 49…….боковой указатель поворота; 50—выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 51 — выключатель плафона в стойке передней двери. 52 — выключатель плафона в стойке задней двери**: 53 комбинация приборов; 54 — плафон; 55—задний фонарь; 5.6 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 57 — элемент обогрева заднего стекла; 58 фонари освещения номерного.;,знака; 59 — очиститель заднего стекла
Рис. 2. Монтажный блок (крышка снята):
1 — реле включения очистителей фар (Кб): 2 — реле времени омывателя заднего стекла (К1); 3— реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (К2.); 4 — реле стеклоочистителя (КЗ) -, 5—контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп; 6 — реле включения обогрева заднего стекла (К10); 7 — запасной предохранитель; 8 — реле включения дальнего света фар (К5)\ 9—реле включения ближнего света фар (К11); 10—предохранитель; 11 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (К9); 12 — реле включения звукового сигнала (К8)
Рис. 3. Цвета проводов, присоединяемых к монтажному блоку в подкапотном пространстве (цифрами указаны условные номера штекеров):
1115 и 1116— колодки, соединяющиеся с передним жгутом проводов; 1117 и 1118 — колодки, соединяющиеся со жгутом проводов левого брызговика; 11111 — колодка, соединяющаяся со жгутом проводов коробки воздухопритока
Рис. 4. Цвета проводов, присоединяемых к монтажному блоку в салоне автомобиля (цифрами указаны условные номера штекеров):
U19 – колодка, соединяющаяся с задним жгутом проводов; Ш1 — Ш4 — колодки, соединяющиеся со жгутом проводов панели приборов
Рис. 5. Схема соединений монтажного блока (наружная цифра в обозначении наконечника провода — номер колодки, а внутренняя цифра — условный номер штекера):
К1 — реле времени омывателя заднего стекла; К2 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; КЗ — реле стеклоочистителя; К4 — реле контроля исправности ламп (внутри показаны контактные перемычки, которые устанавливаются вместо реле); К5 — реле включения дальнего света фар; Кб — реле включения очистителей фар; К7—реле питания стеклоподъемников (на ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 не устанавливается); К8 — реле включения звукового сигнала; К9 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения; К10—реле включения обогрева заднего стекла; КЧ — реле включения ближнего света фар
Аккумуляторная батарея
Разрядная сила тока при 20-часовом режиме разряда, А 2,75 Разрядная сила тока при стартерном режиме разряда и температуре электролита – -18 С, А…….. 255
Устройство
На автомобилях ВАЗ-2108 устанавливается «малообслуживаемая» аккумуляторная батарея типа 6СТ-55А. Она предназначена для пуска двигателя и питания потребителей при неработающем двигателе, когда генератор не вырабатывает электроэнергию.
Корпус изготовлен из полупрозрачной пластмассы — полипропилена и разделен непроницаемыми перегородками на секции, в которых размещены шесть последовательно соединенных аккумуляторов напряжением по 2 В каждый. Крышка, общая для всего корпуса, также изготовлена из полипропилена и приварена к корпусу с помощью контактно-тепловой сварки. В крышке имеется шесть отверстий для заливки электролита и контроля его уровня. Отверстия закрыты пробками.
В каждом аккумуляторе находится блок из поочередно расположенных положительных и отрицательных пластин. Они выполнены в виде решетки, заполненной пористой активной массой из свинца и свинцовых окислов. Пластины одинаковой полярности собраны в полублоки и приварены к общим пластинам — бареткам.
Рис. 6. Аккумуляторная батарея:
1 — корпус; 2— крышка; 3 — положительный вывод: 4—межэлементное соединение; 5 — отрицательный вывод; 6 — пробка; 7 — индикатор для проверки уровня электролита; 8 — сепаратор; 9, 10 -положительная и отрицательная пластины
Решетки пластин отлиты из сплава свинца (с добавлением кальция) с малым содержанием сурьмы. Благодаря этому замедляется процесс саморазряда батареи и уменьшается разложение электролита в конце заряда. В результате снизилась трудоемкость технического обслуживания аккумуляторной батареи, так как стало возможным реже производить проверку уровня и плотности электролита. Поэтому такие батареи называют «мало-обслуживаемыми» или даже «необслуживаемыми».
Между пластинами в блоках установлены сепараторы из тонкого микропористого поливинилхлорида. Они служат для изоляции разноименных пластин друг от друга, а также для исключения вибрации пластин при тряске. Малая толщина и большая пористость сепараторов уменьшает внутреннее сопротивление батареи и позволяет получить большую силу разрядного тока. А это облегчает пуск двигателя при минусовых температурах электролита.
Электролитом в аккумуляторе служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. При разряде батареи серная кислота электролита взаимодействует с активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца (белого цвета), при этом количество кислоты в электролите уменьшается и его плотность снижается.
При заряде батареи под действием проходящего через батарею тока происходит обратный процесс. Сульфат свинца в активной массе положительных пластин превращается в перекись свинца (коричневого цвета), а у отрицательных пластин превращается в губчатый свинец (серого цвета), при этом в электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается. На заводе автомобили комплектуются аккумуляторными батареями с электролитом плотностью 1,26…1,28 г/см3 (для тропиков — плотностью 1,22…1,24 г/см3).
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
После пробега первых 2000 км и после каждых 15 000 км необходимо проверить уровень и плотность электролита, чистоту и надежность крепления наконечников проводов на клеммах аккумуляторной батареи. Если на клеммах или наконечниках появился белый налет, то удалить его шлифовальной шкуркой и нанести на наружные поверхности (но не на контактные!) клемм и наконечников проводов тонкий слой технического вазелина BTB-1.
Батарея всегда должна быть чистой и сухой. Следы электролита на поверхности батареи необходимо удалять чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или питьевой соды. Необходимо регулярно следить за чистотой вентиляционных отверстий в пробках.
Проверка уровня электролита. Уровень электролита должен находиться между метками «MIN» и «МАХ», нанесенными на полупрозрачный корпус аккумуляторной батареи. Если меток нет, то уровень должен быть на 5… 10 мм выше края сепараторов и не подниматься выше нижнего края индикатора. При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита необходимо доливать только дистиллированную воду. Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то необходимо доливать электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, то следует отсосать электролит резиновой грушей с эбонитовым наконечником.
Проверка степени разряженности батареи. Для определения степени разряженности автомобильным ареометром измеряется плотность электролита. Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, то необходимо снять ее с автомобиля и подзарядить. Во время измерения плотности следить за тем, чтобы на поверхность батареи, кузов и другие детали с пипетки не падали капли электролита, содержащие серную кислоту, которая вызывает коррозию, утечку тока и т. д.
Плотность электролита зависит от температуры. С изменением ее на каждые 15 °С плотность изменяется приблизительно на 0,01 г/см3.
Чтобы избежать ошибочных результатов, не следует измерять плотность электролита:
— если его уровень не соответствует норме; если электролит слишком горячий или холодный (оптимальная температура электролита при измерении плотности 15…25 °С);
— после доливки дистиллированной воды. Следует переждать, пока электролит перемешается (если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов);
— после нескольких включений стартера. Надо подождать, пока установится равномерная плотность электролита в элементе батареи;
— при «кипящем» электролите. Необходимо подождать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.
Если плотность электролита слишком низкая (менее 1,22 г/см3) и одновременно наблюдается сильный нагрев батареи в эксплуатации (более чем на 10 °С выше температуры окружающей среды) или плотность электролита в различных элементах батареи отличается более чем на 0,2 г/см3, то необходимо подзарядить батарею током 2…3 А в течение 24 ч. Если после подзаряда напряжение батареи будет меньше 12 В, то она непригодна к эксплуатации.
Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высока (1,3 г/см3 и выше), то ее доводят до нормы, как указано выше.
Заряд аккумуляторной батареи. Снятую с автомобиля батарею необходимо аккуратно очистить, особенно ее верхнюю часть, и проверить уровень электролита. Батарея заряжается током силой 5,5 А в продолжение нескольких часов, пока напряжение не станет постоянным, а плотность электролита неизменной.
В конце заряда плотность электролита иногда отличается от нормы. В этом случае доводят ее до рекомендуемой величины. При повышенной плотности следует отобрать часть электролита из элемента батареи резиновой грушей с эбонитовым наконечником, а затем долить дистиллированную воду, подождать, пока электролит перемешается, и снова замерить плотность. Если плотность электролита ниже нормы, то, частично отобрав его из элемента, доливают электролит повышенной плотности (1,40 г/см3).
При заряде необходимо периодически проверять температуру электролита. Начальная температура должна быть не более + 27 °С. В процессе заряда надо следить, чтобы температура не поднималась выше +40 °С. При достижении ее следует уменьшить наполовину силу зарядного тока или прервать на время заряд и охладить батарею до +20 °С.
Основные неисправности аккумуляторной батареи и способы их устранения
Ускоренный саморазряд батареи. Исправная «малообслуживаемая» аккумуляторная батарея при хранении или неработающем двигателе (когда нет подзаряда от генератора) разряжается постепенно примерно на 0,2…0,3% в сутки. Если в течение месяца батарея разряжается более чем на 10% при температуре окружающей среды (20±5)°С, то такой саморазряд считается ускоренным и является признаком неисправности батареи.
Причины ускоренного саморазряда и способы его устранения: загрязнение электролита посторонними примесями. При приготовлении электролита следует применять только химически чистую серную кислоту и дистиллированную воду. При проверке уровня и плотности электролита требуется соблюдать чистоту и не допускать попадания в батарею различных веществ;
загрязнение поверхности батареи электролитом. В этом случае происходит саморазряд батареи через электролит, находящийся на поверхности батареи. Для его устранения надо следить за чистотой поверхности батареи и удалять электролит ветошью, смоченной 10%-ным водным раствором нашатырного спирта пли питьевой соды. При этом надо следить, чтобы сода или нашатырный спирт не попали в элементы батареи.
Сульфатация пластин батареи. Эта неисправность заключается в том, что на поверхности пластин образуются крупные кристаллы сернокислого свинца, которые не распадаются при заряде батареи. Поры пластин сужаются и затрудняется доступ электролита внутрь активной массы. В результате этого значительно снижается емкость аккумуляторной батареи, она быстро заряжается до высокого напряжения и еще быстрее разряжается. Такую батарею необходимо заменить.
Причины сульфатации и способы ее устранения: глубокие разряды батареи и длительное хранение ее в разряженном состоянии. Не допускать сильного разряда батареи, контролировать степень разряда по плотности электролита и своевременно подзаряжать батарею;
эксплуатация батареи с пониженным уровнем и плотностью электролита. Своевременно контролировать уровень и плотность электролита и доводить их до нормы;
систематический недозаряд батареи, эксплуатация не полностью заряженной батареи. Доводить заряд батареи до конца и не допускать, чтобы стрелка вольтметра автомобиля находилась в красной зоне (в начале шкалы), что указывает на отсутствие заряда батареи.
Короткие замыкания внутри батареи. В процессе эксплуатации происходит износ пластин, характеризующийся постепенным выкрашиванием и сползанием активной массы. Неправильная эксплуатация батареи ускоряет этот процесс, осадки в большом количестве скапливаются на дне и замыкают разноименные пластины. Признаки неисправности — резкое снижение емкости и напряжения батареи, слишком быстрый разряд. Если замыкание происходит во всех элементах, то напряжение на полюсных выводах батареи будет отсутствовать. Такую батарею необходимо сдать в ремонт или заменить новой.
Причины короткого замыкания и способы его устранения: заряд батареи током большой силы и при высокой температуре, частые перезаряды. В результате этого происходит коробление и выкрашивание пластин, повреждение сепараторов. Строго соблюдать рекомендуемый режим заряда батареи, не допускать перезарядов, при которых происходит «кипение» электролита;
замерзание электролита. В этом случае разрушаются пластины и сепараторы, возможно повреждение корпуса батареи. Следить за плотностью электролита и не допускать ее уменьшения ниже рекомендуемой для каждого климатического района;
сильная вибрация батареи из-за ослабления ее крепления на автомобиле. Это приводит к интенсивному осыпанию активной массы пластин. Следить за надежностью крепления батареи.
Выплескивание электролита из элементов батареи. После поездки на автомобиле на поверхности аккумуляторной батареи остается электролит. Капли электролита попадают на детали автомобиля и приводят к их коррозии.
Причины неисправности и способы устранения: повышенный уровень электролита в элементах батареи, приводящий к его выплескиванию. Проверить и довести до нормы уровень электролита;
чрезмерно высокое напряжение генератора. В этом случае происходит бурное «кипение» электролита в батарее и его разбрызгивание. Заменить регулятор напряжения генератора. При эксплуатации автомобиля следить, чтобы стрелка вольтметра не находилась в красной зоне (в конце шкалы);
сульфатирование аккумуляторной батареи. Батарея быстро заряжается и начинается обильное «кипение» электролита, приводящее к его выплескиванию.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрооборудование автомобилей ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы