Электрооборудование дизельных экскаваторов состоит в основном из систем пуска двигателя, освещения и сигнализации.
На рис. 168 изображена схема электрооборудования экскаватора Э-652А. Источником электрической энергии служит установленный на дизеле Д-108 генератор марки ГТ-IA с номинальным напряжением 12В и мощностью 300 вт.
Внутри экскаватор освещают тремя плафонами, имеющими общий выключатель. Щиток приборов оснащен лампой с выключателем поворотного типа, расположенным на патроне лампы.
Для освещения узлов экскаватора при техническом обслуживании используют переносную лампу, включаемую в штепсельную розетку. Рабочую площадку впереди экскаватора освещают двумя фарами, имеющими общий выключатель.
Двигатель постоянного тока для привода вентилятора кабины машиниста питается от генератора через выпрямители и выключатель.
На пусковом двигателе установлен электрический стартер марки СТ-204, включаемый перемещением рычага вправо. Для стартерного запуска необходимо повернуть выключатель аккумуляторных батарей, затем включить стартер, нажав кратковременно на рычаг.
Рис. 168. Схема электрооборудования экскаватора Э-652А:
1 — генератор, 2 — блок предохранителей, 3— выключатель плафонов, 4, 5, 6 — плафоны, 7, 9 — фары, 8 — выключатель фар, 10 — двигатель вентилятора, 11 —выключатель вентилятора, 12 — выключатель аккумуляторной батареи, 13 — стартер, 14 — розетка, 15 — рычаг стартера, 16 — аккумуляторная батарея, 17 — амперметр, 18— выпрямитель 1,3 — передние, 2 — генератор, 4 — кнопка сигнала, 5 – выключатель ламп освещения приборов и заднего фонаря, 6 — лампы освещения приборов, 7 — переключатель правой задней фары и розетка, 8— выключатели фар, 9, 13, — задние фары, 10—звуковой сигнал, 11 — штепсельная- розетка, 12 — задний фонарь
Рис. 169. Схема электрооборудования, экскаватора Э-1514:
Во время работы двигателя Д-108 от генератора через выпрямитель подзаряжаются батареи. Контроль за зарядкой и разрядкой батарей ведут по амперметру.
Выключатели фар, плафонов, отопителя, штепсельная розетка и амперметр расположены на щитке приборов.
На рис. 169 изображена схема электрооборудования экскаватора с гидравлическим приводом Э-1514.
Источником электроэнергии служит двухфазный синхронный генератор Г-46Г переменного тока мощностью 180 вт при напряжении 12В.
Каждая цепь генератора предназначена для раздельного питания одной лампы 32 св. Разрешается подключать к одной из цепей параллельно к лампе 32 св две лампы 1,5 св.
Кроме двух передних фар, на экскаваторе Э-1514 установлены задний фонарь, который включают вместе с двумя лампами освещения приборов, и задние фары. Для включения переносной лампы используют штепсельную розетку, подключенную параллельно звуковому сигналу.
На экскаваторе Э-1252А источниками электроэнергии являются генератор типа Г-731 (рис. 170) постоянного тока мощностью 1,5 кет и четыре 12-вольтные аккумуляторные батареи , соединенные параллельно ;в группы по две штуки. Группы в свою очередь соединены последовательно. Параллельное соединение батарей увеличивает емкость, а последовательное соединение группы позволяет повысить напряжение до 24 в.
Потребителями электроэнергии являются стартер, прожекторы, лампы внутреннего освещения, звуковой сигнал. Прожекторы и сигнал находятся на передней части крыши кузова.
При неработающем дизеле все потребители тока питаются от аккумуляторных батарей, а во время работы дизеля — от генерато-pa, который одновременно подзаряжает аккумуляторные батареи.
Рис. 170. Схема электрооборудования экскаватора Э-1252А:
1 — аккумуляторные батареи, 2 — выключатель батарей, 3 — стартер, 4 — реле привода стартера, 5— реле стартера, 6 — шунт вольтамперметра, 7 — вольтамперметр, 8 — пусковое реле стартера, 9 — пусковая кнопка, 10, 1, 26, 27, 28 — предохранители, 12 — реле-регулятор, 13 — генератор, 14, 15 — прожекторы, 16, 17, 18 — лампы внутреннего освещения, 19 — розетка, 20 — звуковой сигнал, 21 — кнопка сигнала, 22—25 — выключатели
Батареи собирают в эбонитовых бачках, которые помещают в общем деревянном ящике. Сверху батареи закрывают крышками и заливают аккумуляторной мастикой. Для заливки электролита в каждой батарее сделано отверстие с пробкой.
Заряженные, но неиспользуемые аккумуляторнь1е батареи с течением времени саморазряжаются примерно на 1—2% в сутки. Поэтому необходимо не реже двух раз в месяц подзаряжать их. На экскаваторе аккумуляторные батареи помещают в сварной рамке под поворотной платформой.
Генератор с реле-регулятором типа РРТ-24С установлен на передней стороне дизеля, обращенной к машинисту. Генератор приводится в движение от коленчатого вала дизеля через систему передач, состоящую из двух пар конических шестерен и двух валиков — наклонного и приводного. Приводной вали Ч соединен с валом генератора упругой муфтой.
Генератор работает одновременно с аккумуляторными батареями. При снижении дизелем числа оборотов или при полном его останове напряжение генератора становится ниже напряжения аккумуляторных батарей и он автоматически отключается от них при •помощи реле обратного тока, являющегося составной частью реле-регулятора. Этим устраняется разрядка,аккумуляторных батарей, которая произошла бы вследствие возникновения обратного тока.
Катушки возбуждения генератора состоят из двух самостоятельных обмоток, каждая из которых работает со своим регулятором напряжения и ограничителем тока, что уменьшает рабочий ток на контактах регуляторов и ограничителей и увеличивает срок их службы.
Для сохранения напряжения генератора в заданных пределах при изменейии числа оборотов и для предохранения генератора от перегрузки реле-регулятор имеет, кроме того, автоматически действующий регулятор напряжения и ограничитель тока.
При уменьшении оборотов генератора регулятор поддерживает в заданных пределах напряжение путем повышения тока в обмотках возбуждения, при увеличении оборотов генератора, наоборот, — путем уменьшения тока возбуждения. Происходит это в результате периодического автоматического включения дополнительного сопротивления в цепь обмоток возбуждения генератора и выключения их.
Для защиты генератора от перегрузки служат ограничители тока, аналогичные по конструкции регуляторам напряжения. До тех пор пока ток генератора не превысит максимально допустимой величины, контакты ограничителей тока замкнуты при любом числе оборотов генератора. Если же ток генератора превысит 45—55 а, то под действием этого тока, проходящего по последовательно включенным обмоткам ограничителей тока, контакты ограничителей тока разомкнутся, включая тем самым в обмотку возбуждения добавочное сопротивление.
Вследствие этого напряжение генератора резко падает, а ток его остается постоянным; при дальнейшем увеличении нагрузки в работу вступают аккумулятивные батареи. Одним из потребителей тока в дизельных экскаваторах Э-1252А является стартер СТ-710 мощностью 15 л. е., представляющий собой электродвигатель постоянного тока, рассчитанный на кратковременную работу от аккумуляторных батарей. Стартер устанавливают на передней стороне двигателя. В нем смонтировано специальное устройство для ввода в зацепление шестерни стартера с венцом маховика.
Приводное устройство состоит из реле привода, рычажного механизма и фрикционной муфты свободного хода. Дистанционный пуск стартера осуществляют при помощи пусковой кнопки и пускового электромагнитного реле после включения выключателя батарей.
На дизеле размещены реле-регулятор, реле стартера, предназначенное для соединения стартера с аккумуляторной батареей, и пусковое реле.
На щитке приборов, установленном в кабине с левой стороны от места машиниста, помещены выключатель аккумуляторных батарей, вольтамперметр, пусковая кнопка, предохранители, кнопка звукового сигнала и розетка.
Вольтамперметр, включенный через шунт, служит для измерения тока аккумуляторной батареи. Напряжение измеряют, включая кнопку на этом приборе.
Реле привода соединяет шестерню стартера с венцом маховика. Кнопка удерживается включенной только до пуска дизеля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрооборудование дизельных экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы