Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   ТО трактора

Публикация:
   Электрооборудование и контрольно-измерительные приборы трактора

Читать далее:




Электрооборудование и контрольно-измерительные приборы трактора

Параметры технического состояния

К параметрам технического состояния основных агрегатов электрооборудования относятся:
— уровень электролита в аккумуляторах;
— плотность электролита и разряженность аккумуляторных батарей;
— натяжение ремня генератора; напряжение на фазах генератора; напряжение, поддерживаемое реле-регулятором; величина тока, регулируемого ограничителем тока, напряжение включения и величина тока отключения реле обратного тока;
— зазор между шестерней привода и упорной шайбой стартера, а также момент включения основных контактов включателя или момент замыкания контактов электромагнитного реле; ток, потребляемый стартером при полностью заторможенном якоре;
— сила и тональность звукового сигнала.

При проверке технического состояния электрооборудования применяют следующие диагностические средства: стенд КИ-8927-ГОСНИТИ (КИ-8948-ГОС-НИТИ) или переносный вольтамперметр КИ-Ю93-ГОС-НИТИ, нагрузочную вилку, аккумуляторный денсиметр или плотномер КИ-13917-ГОСНИТИ, приспособление для проверки уровня электролита в аккумуляторах батареи.

Ввиду ограниченного количества приборов КИ-1093 и их громоздкости при заявочном (внеплановом) диагностировании электрооборудования, обусловленном возникновением эксплуатационных неисправностей и отказов, используют малогабаритный комбинированный прибор Ц-4324 (портативный тестер), с помощью которого измеряют силу тока, напряжение и сопротивление в цепях постоянного и переменного тока. В корпус прибора вмонтированы стрелочный индикатор, переключатели схем измерения и гнезда для подключения к проверяемым внешним цепям. На передней панели прибора размещены переключатель рода работ с тремя клавишами и шкала индикатора. К прибору прикладывается комплект проводников с однополюсными наконечниками.

Прибор Ц-4324 входит в переносный диагностический комплект КИ-13901Ф-ГОСНИТИ.

Переносный вольтамперметр КИ-1093-ГОСНИТИ предназначен для контроля генераторов, реле-регуляторов, стартеров, звуковых сигналов, стартерных аккумуляторных батарей. Он выполнен в металлическом футляре, в котором вмонтированы амперметр, тахометр, вольтметр и нагрузочный реостат. Для управления прибором и подключения его к проверяемым объектам на передней панели размещены органы управления, перечисленные в подписи под рисунком 1. Ящик закрывается съемной крышкой.

В ящике имеется пространство, в котором размещен выносной шунт и уложен комплект проводов, необходимый для подключения прибора к испытываемым объектам.

Амперметр имеет шунт на 30 А, используемый при испытании генераторов, реле-регуляторов, звуковых сигналов, электродвигателей, а также выносной шунт на 300 А, используемый при испытании стартеров. При введении выносного шунта в гнездо 1 предел измерения расширяется до 1500 А за счет введения в цепь добавочного резистора. Вольтметр имеет диапазоны измерения 0., .3 В; при введении в электрическую цепь добавочного резистора диапазон измерения напряжения расширяется до 30 В.

Для измерения величины напряжения переменного тока в цепь вольтметра введен германиевый диод и резистор.

Тахометр прибора электроимпульсный, с пределами измерения 0.. .5000 об/мин, предназначен для измерения частоты вращения коленчатого вала карбюраторных двигателей, оборудованных 12-вольтовой системой зажигания. Принцип действия тахометра основан на считывании импульсов тока, выдаваемых прерывателем магнето или распределителя.

Нагрузочный реостат прибора имеет полное сопротивление 6 Ом и рассчитан на максимально допускаемый ток при испытании генераторов до 25 А в течение 5 мин.

Рис. 1. Передняя панель переносного вольтамперметра КИ-1093-ГОСНИТИ: 1 — амперметр; 2 — вольтметр; 3—тахометр; 4 — рукоятка переключателя вольтметра; 5 — клемма подключения вольтметра; 6 — клемма подключения вольтметра и тахометра; 7 — клемма подключения тахометра; 8 — рукоятка переключения амперметра, объединенная с переключателем тахометра; 9 — клемма подключения амперметра; 10 — клемма подключения прибора к «Массе» испытываемого оборудования; 11 — клемма подключения реостата; 12 — рукоятка нагрузочного реостата

Нагрузочная вилка ЛЭ-2 служит для выявления неисправностей и определения разряженности аккумуляторов батарей по величине напряжения каждого аккумулятора в отдельности. Она включает в себя вольтметр, закрепленный шарнирно на двух контактных ножках, которыми вилка присоединяется к клеммам аккумуляторов батареи. Ножки подключаются к вольтметру двумя нагрузочными сопротивлениями, выполненными из нихромовой проволоки.

Наличие двух сопротивлений позволяет получить три варианта нагрузки аккумуляторов, которую создают в зависимости от емкости батареи:
1) при проверке аккумуляторных батарей емкостью 40.. .65 А-ч завинчивают левую клемму, при этом включается большое сопротивление (0,018—0,020 Ом); правая клемма должна быть отвинчена;
2) при проверке батарей емкостью 70—100 А-ч завинчивают правую клемму, включив таким образом малое (короткое) сопротивление (0,010.. .0,012 Ом); в этом случае левая клемма должна быть отвинчена;
3) при проверке аккумуляторных батарей емкостью 100…135 А-ч завинчивают обе клеммы, благодаря чему в измерительную цепь включаются оба сопротивления параллельно.

Время выдержки при проверке каждого аккумулятора под нагрузкой должно составлять не более 5 с.

Нагрузочной вилкой можно также измерить электродвижущую силу аккумулятора, отвинтив обе клеммы и тем самым отключив нагрузочные сопротивления.

Аккумуляторный денсиметр (ГОСТ 895—66) служит для определения плотности электролита в пределах 1,08.. .1,32 г/см3 с точностью до ±0,01 г/см3 по шкале ареометра, цена одного деления которой равна 0,01 г/см3. Шкалу градуируют при +15 °С.

Он состоит из ареометра, помещенного в стеклянную колбу, резиновой груши, пробки с отверстиями и резиновой пробки с эбонитовым наконечником.

Плотномер КИ-13917 предназначен для экспресс-оценки плотности электролита в аккумуляторах батареи. Он состоит из пластмассового корпуса с наконечником, резиновой груши и четырех цилиндрических тарированных поплавков, рассчитанных на значения плотности: 1,23; 1,25; 1,27; 1,29 г/см3.

Чтобы измерить плотность, наконечник денсиметра или плотномера прибора погружают в электролит и, сжав резиновую грушу, набирают его в колбу денсиметра или корпус плотномера. После того как ареометр денсиметра всплывает и уровень электролита в стеклянной колбе перестанет подниматься, отсчитывают величину плотности по шкале ареометра против нижнего мениска электролита. При определении плотности электролита с помощью плотномера после наполнения корпуса в нем всплывает поплавок, соответствующий измеряемой плотности электролита в аккумуляторе, а также поплавки, рассчитанные на меньшую плотность.

Для определения уровня электролита в аккумуляторах с помощью денсиметра в его наконечнике просверливают отверстие диаметром 2 мм на расстоянии 15 мм от края. Для этой же цели можно использовать резиновую грушу № 4, просверлив в ее наконечнике указанное отверстие.

Проверка уровня электролита в аккумуляторах батареи

Очищают батарею от пыли и грязи и протирают ее поверхность. Проверяют, нет ли трещин на баке и мастике. При наличии трещин и течи электролита батарею заменяют.

Вывертывают пробки из банок аккумуляторов. Опускают в заливное отверстие аккумулятора наконечник денсиметра до упора в защитную решетку. Сжав и разжав грушу, вынимают денсиметр из банки аккумулятора и проверяют, нет ли в колбе электролита. Отсутствие электролита в колбе указывает на то, что его уровень в аккумуляторе не превышает нормальной величины.

Заполняют колбу денсиметра дистиллированной водой и выливают воду в аккумулятор. Затем, опустив наконечник, как и прежде, до упора в защитную решетку, снова проверяют уровень электролита, сделав отсос грушей. Если в колбе не окажется электролита, доливают в аккумулятор еще дистиллированную воду и опять делают отсос. При избытке электролита в аккумуляторе (уровень превышает 15 мм над поверхностью защитной решетки) груша отсосет его через контрольное отверстие.

Аналогично проверяют уровень электролита с помощью резиновой груши № 4, приспособленной для этой цели.

После проверки уровня электролита во всех аккумуляторах и долива дистиллированной воды ввертывают на место пробки, предварительно осмотрев и прочистив вентиляционные отверстия.

Проверка плотности электролита и степени разряженное™ аккумуляторной батареи

Измеряют плотность электролита. Для этого погружают поочередно в каждый элемент наконечник денсиметра, предварительно сжав резиновую грушу, и набирают в пипетку такое количество электролита, при котором ареометр всплывает. Если в элементы доливали дистиллированную воду, то плотность следует измерять после 30.. .40 мин работы дизеля.

Измеряют температуру электролита. Если температура электролита меньше или больше +15 °С, то к измеренной плотности электролита вносят поправку, пользуясь следующими данными:

Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 0,02 г/см3. При большей разнице батарею следует заменить.

По наименьшей плотности электролита, измеренной в одном из аккумуляторов, определяют разряженность батареи.

Если плотность электролита неизвестна, определяют разряженность батареи по напряжению под стартерной нагрузкой. Для этого поочередно подключают ножки нагрузочной вилки к клеммам каждого аккумулятора батареи на 5 с и определяют показания вольтметра. Разность напряжений в аккумуляторах одной батареи не должна превышать 0,2 В. При большей разности батарею следует заменить.

Батарею, разряженную более чем на 50% летом и более чем на 25% зимой, подзаряжают.

Проверка состояния электропроводки, системы освещения и сигнализации

Проверяют надежность присоединения проводов к приборам электрооборудования и крепления пучков проводов скобами, а также состояние изоляции проводов в местах крепления и пересечения с металлическими частями машины. Поврежденную изоляцию следует обмотать изоляционной лентой.

Проверяют состояние клемм. При необходимости зачищают поверхность наконечников и зажимов, подтягивают болты.

Проверяют работу системы освещения при различных положениях включателей и переключателей и надежность крепления осветительной аппаратуры.

Проверяют состояние электрических цепей указателей поворота и переключателей. Для этого, устанавливая рукоятку переключателя вправо и влево, убеждаются в том, что мигание света указателей поворота равномерное и устойчивое. Затем, поворачивая рулевое колесо вправо и влево, проверяют, обеспечивается ли выключение указателей поворота при выходе трактора из поворота на прямую. Если указатель поворота ие выключается, необходимо отрегулировать положение переключателя.

Проверяют работу «Стоп-сигнала», нажав два-три раза на тормозные педали. «Стоп-сигнал» должен работать четко, без перебоев.

Если какой-либо прибор освещения и сигнализации не работает, проверяют исправность лампочки и проводки, а также убеждаются, не перегорел ли плавкий предохранитель в цепи данного прибора или в цепи заряда.

Проверяют состояние электропроводки: нет ли плохого контакта соприкасающихся поверхностей клемм и наконечников проводов, а также обрыва проводов. Для этого измеряют падение напряжения в проверяемой цепи, пользуясь вольтметром прибора КИ-1093 при включенных потребителях электроэнергии в следующем порядке.

Присоединяют к клеммам и прибора два провода с игольчатыми щупами, Переключатель устанавливают в положение «—3 В». Игольчатые щупы присоединяют к началу и к концу проверяемой цепи.

Проверка и регулировка натяжения ремня генератора

На тракторах, оборудованных раздельными приводами вентилятора и генератора, проверяют натяжение ремня генератора с помощью устройства КИ-8920-ГОСНИТИ. Устройство прикладывают к средней части ветви ремня между шкивом генератора и шкивом его привода.

Если прогиб не соответствует приведенным данным, необходима регулировка. Натяжение ремня регулируют путем поворота генератора вокруг оси его крепления,

Проверка реле-регуляторов РР362-Б и РР385-Б* на стенде КИ-8927-ГОСНИТИ (КИ-8948-ГОСНИТИ)

Проверка регулятора напряжения. Включают включатель «Массы» и побочные потребители электроэнергии трактора. Подключают реле-регулятор к приборам стенда (рис. 3). Включают включатель «Массы», пускают дизель и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Включают стенд в режим проверки электрооборудования трактора, устанавливают нагрузку генератора 14±1 А (при проверке реле-регулятора РР362-Б) или 40 ± 5 А (при проверке реле-регулятора РР385-Б) и измеряют величину регулируемого напряжения).

Рис. 3. Схема проверки регулятора напряжения контактно-транзисторного реле-регулятора и генератора на стенде КИ-8927-ГОС-НИТИ (КИ-8948-ГОСНИТИ): 1— генератор; 2 — реле-регулятор; 3 — вольтметр; 4 —- реостат; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — амперметр

Пределы величины напряжения соответственно должны быть: 13,2. ..14,0 и 13,5…14,3 В (лето); 14,0. ..15,2 и 14,3.. .15,5 В (зима).

Если пределы величины регулируемого напряжения не соответствуют указанным данным, проверяют состояние контактов и регулируют реле напряжения, сняв крышку. Контакты реле должны быть чистыми и не иметь следов подгара. Чтобы повысить величину регулируемого напряжения, увеличивают натяжение пружины реле, а для снижения величины регулируемого напряжения уменьшают натяжение пружины.

Проверка реле защиты. Включают включатель «Массы» и побочные потребители элекюоэнергии трактора. Подключают реле-регулятор к приборам стенда (рис. 4).

Включают включатель «Массы» и, медленно увеличивая реостатом ток, фиксируют его максимальную величину при срабатывании реле. Величина тока должна быть 4…4,5 А.

Если величина тока срабатывания реле не соответствует приведенным данным, проверяют состояние контактов и регулируют реле защиты, увеличивая натяжение пружины для повышения тока срабатывания или уменьшая натяжение для понижения тока срабатывания реле.

Если требуемые режимы работы реле напряжения и реле защиты невозможно установить изменением натяжения пружины, проверяют и регулируют зазоры между сердечниками и якорями, а также между контактами обоих реле.

При разомкнутом реле напряжения зазор между якорем и сердечником должен быть 1,4. ..1,5 мм, между контактами — 0,2.. .0,3 мм. При разомкнутом реле защиты зазор между якорем и сердечником должен быть 0,7,, ,0,8 мм, между контактами — 0,2,, .0,3 мм; при замкнутом реле защиты зазор между якорем и сердечником— 0,15. ..0,25 мм.

Рис. 4. Схема проверки реле зашиты контактно-транзисторного реле-регулятора на стенде КИ-8927-ГОСНИТИ (КИ-8948-ГОС-НИТИ): 1 — амперметр; 2 — реостат; 3 — реле-регулятор; 4 — генератор

Зазор между якорем и сердечником изменяют перемещением контактов, а между контактами — подгибанием ограничителя хода якоря.

Проверка генератора на стенде КИ-8927-ГОСН ИТИ (КИ-8948-ГОСНИТИ)

Выключают включатель «Массы». Подключают прибор стенда. Устанавливают ПРР в положение «Зима».

Включают включатель «Массы», пускают дизель, устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала и выключают включатель «Массы». После пуска дизеля стендом поднимают электроды реостата. Включают стенд в режим проверки электрооборудования и задают генератору нагрузку 71,5 А (для генераторов

Г285 и Г275 тракторов К-700 и К-701) или 28,5 А (для генераторов других марок). При этом величина напряжения генератора должна быть 14. ..12,5 В. Колебание величины тока и напряжения не допускается.

Если при исправном реле-регуляторе напряжение нагрузки менее допускаемого, генератор подлежит ремонту,

Проверка выпрямителя В-150* на стенде КИ-8927-ГОСНИТИ (КИ-8948-ГОСНИТИ)

Включают включатель «Массы» и отсоединяют от клеммы «~» генератора провода.

Выводят реостат блока проверки реле защиты стенда, включают включатель «Массы».

Измеряют обратный ток выпрямительных шайб прямой проводимости, поочередно присоединяя клеммы » генератора на «Массу» через блок проверки реле защиты.

Отсоединяют и изолируют от «Массы» провод «+» выпрямителя.

Измеряют обратный ток выпрямительных шайб обратной проводимости, поочередно присоединяя клеммы «~» генератора через блок проверки реле защиты к от-соединительному проводу «+».

При обратном токе хотя бы в одном из плеч более 2 А выпрямитель подлежит замене.

Проверка и регулировка стартера

Проверка состояния стартера. Отсоединяют провода от стартера, снимают стартер с дизеля и очищают от пыли и грязи. Снимают защитный кожух или защитную ленту, закрывающую коллекторно-щеточный узел. Проверяют коллектор, щетки и щеточную арматуру.

Если коллектор имеет подгар или замаслен, его протирают чистым обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если следы подгорания не смываются, коллектор зачищают мелкой стеклянной шкуркой, после чего внутреннюю полость стартера продувают сжатым воздухом.

Проверяют состояние шестерни привода и венца маховика. Если на их торцах имеются забоины, то их запиливают.

У стартеров с электромагнитными тяговыми реле снимают крышку реле с контактными болтами и осматривают рабочую поверхность контактных болтов и диска. При подгорании их зачищают стеклянной шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом. В случае чрезмерного износа или сильного подгара контактных болтов в местах соприкосновения их с контактным диском болты следует повернуть на 180°, а диск перевернуть другой стороной. Убеждаются в свободной посадке контактного диска на штоке якоря реле.

Устанавливают снятые составные части на место и смазывают трущиеся сочленения, согласно таблице смазки.

Проверка и регулировка привода стартера. Правильность регулировки привода стартера проверяют по положению шестерни привода относительно упора на валу якоря в момент замыкания контактов тягового реле или включателя. Для этого соединяют 12-вольтовую (при проверке стартера СТ103 24-вольтовую) лампочку одним проводом со свободным выводным зажимом (болтом) обмоток тягового реле или с зажимом включателя и другим проводом с плюсовой клеммой 12-вольтовой (при проверке стартера СТ103 24-вольтовой) аккумуляторной батареи. Подсоединяют провод с наконечником к минусовой клемме батареи.

Закладывая между шестерней привода и упором поочередно прокладки толщиной, соответствующей максимальному и минимальному допускаемым зазорам между указанными деталями, замыкают цепь путем присоединения наконечника свободного конца провода, подключенного к минусовой клемме батареи, к неокрашенной части корпуса стартера. При проверке стартеров типа СТ103, СТ352, СТ353, СТ362, СТ212, СТ222 в момент замыкания цепи сработает тяговое реле; при проверке стартеров типа СТ350, СТ204 после замыкания цепи нажимают рукой на рычаг привода (включения) до отказа.

Если привод отрегулирован правильно, то при постановке прокладки максимальной толщины контакты не должны замыкаться (лампочка не должна загораться), а при постановке прокладки минимальной толщины контакты должны замыкаться (лампочка должна загораться). Если же контакты реле или включателя замыкаются при зазоре, превышающем максимальное допускаемое значение, или не замыкаются при минимальном допускаемом зазоре, то это указывает на необходимость регулировки привода стартера.

Привод регулируют следующими способами:
— у стартеров СТ103, СТ352-Д, СТ353 — регулировочным винтом, ввернутым в якорь тягового реле;
— у стартера СТ350-Б — регулировочным болтом кнопки включателя (путем поворота колпачка);
— у стартера СТ204 — регулировочным винтом, ввернутым в рычаг включения при отпущенных контргайках;
— у стартеров СТ212-А, СТ212-Б — перемещением серьги рычага привода по тяге при отпущенном стопорном винте;
— у стартера СТ222 — поворотом эксцентриковой оси рычага привода при отпущенной контргайке.

По окончании регулировки устанавливают стартер на дизель и подключают к нему питание от аккумуляторной батареи.

Проверка системы пуска с помощью приборов стенда КИ-8927-ГОСНИТИ (КИ-8948-ГОСНИТН)

Проверка стартера. Подключают вольтметр стенда к стартеру (к клемме «+» стартера и к «Массе» трактора) и измеряют напряжение. Напряжение должно быть не менее 10,5 В.

Затормаживают дизель, включив передачу и затормозив трактор. Включают стартер на 4…5 с и повторно измеряют напряжение на клемме «+» стартера. У исправного стартера при заряженной аккумуляторной батарее напряжение должно быть не менее значения, приведенного в таблице 53.

Проверка реле блокировки*. Отсоединяют провода генератора от клеммы «~» реле блокировки. Присоединяют проводом одну клемму реле к клемме «В» реле-регулятора, а вторую клемму — через блок проверки реле защиты стенда на массу трактора.

Присоединяют к клеммам реле провода вольтметра 0.. .30 В блока проверки реле-регулятора стенда.

Включают включатель «Массы» и медленно повышают реостатом напряжение на входе реле блокировки до включения контрольной лампы электрооборудования трактора.

Напряжение включения реле должно быть 9…10 В.

Если величина напряжения включения не соответствует указанным данным, проверяют и регулируют зазор между якорем и сердечником реле, который должен быть 0,35.. .0,45 мм; изменяя натяжение пружины, добиваются срабатывания реле при 9. ..10 В.

Повторяют проверку реле, изменив направление проходящего через него тока. Для этого следует поменять местами концы проводов, подводимых к реле. Напряжение включения реле должно быть 9—10 В.

Проверка реле-регулягоров РР362-Б и РР385-Б прибором КИ-Ю93-ГОСНИТИ

Проверка регулятора напряжения. Проверяют величину регулируемого напряжения. Для этого подключают прибор КИ-1093 (рис. 5), включают включатель «Массы», пускают дизель и выключают включатель «Массы»

Рис. 5. Схема подключения прибора КИ-Ю93-ГОСНИТИ при проверке регулятора напряжения контактно-транзисторного реле-регулятора и генератора: 1 — включатель «Массы»; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — амперметр; 4 — реле-регулятор; 5—генератор; 6 — прибор КИ-1093; Р, А, М, Т, В — клеммы для подключения диагностируемых объектов соответственно к нагрузочному реостату, амперметру, «Массе», тахометру и вольтметру прибора

Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала (см. табл. 20). Устанавливают с помощью реостата прибора КИ-1093 величину тока нагрузки 40+5 А (генераторы Г285 и Г275) или 14±1 А (генераторы других марок) и измеряют величину регулируемого напряжения.

Пределы величины регулирования напряжения должны быть: для генераторов Г285 и Г275— 13,5.. .14,3 В (лето) и 14,3. ..15,5 В (зима); для генераторов других марок— 13,2.. .14,0 В (лето) и 14,0. ..15,2 В (зима),

Если пределы величины регулирования напряжения не соответствуют приведенным данным, реле регулирования необходимо снять и проверить в мастерской.

Реле защиты проверяют в мастерской при наличии стендов КИ-532М и КИ-568 и амперметра с пределами измерения 0,, ,5 или 0., ,10 А,

Проверка генератора прибором КИ-Ю93-ГОСНИТИ

Проверяют минимальную частоту вращения ротора генератора, при котором происходит отдача номинальной мощности. Для этого подключают прибор КИ-Ю93-ГОС-НИТИ (см. рис. 5), включают включатель «Массы», пускают дизель и устанавливают частоту вращения коленчатого вала, указанную в таблице 54.

С помощью реостата прибора устанавливают ток нагрузки. При этом напряжение на зажимах генератора должно быть не менее значений, приведенных в таблице 54.

В случае несоответствия параметров генератора допускаемым значениям и при наличии повышенного шума или стука генератор следует снять и направить в мастерскую.

Проверка выносного выпрямителя В150 прибором КИ-Ю93-ГОСНИТИ

Проверка выпрямительных плеч прямой проводимости. Проверяют величину обратного тока выпрямительных плеч прямой проводимости. Для этого выключают включатель «Массы», отсоединяют провода, подходящие к клеммам «~» выпрямителя и отводят их в сторону так, чтобы они не касались «Массы» трактора. Подсоединяют прибор КИ-1093 (рис. 6), включают включатель «Массы» и, поочередно касаясь клемм «~» выпрямителя, проводят измерения.

У исправного выпрямителя обратный ток на каждом плече не должен превышать 2 А. Если величина обратного тока более 2 А, выпрямитель заменяют.

Рис. 6. Схема подключения прибора КИ-Ю93-ГОСНИТИ при проверке выпрямителя прямой проводимости; 1 — реле-регулятор; 2 — выпрямитель; 3 —генератор; 4— прибор КИ-1093; Р, А, М, Т, В (см. обозначения в подписи под рис. 60)

Проверка выпрямительных плеч обратной проводимости. Проверяют величину обратного тока выпрямительных плеч обратной проводимости. Для этого выключают включатель «Массы», отсоединяют провода, подходящие к клеммам «~» выпрямителя и отводят их в сторону так, чтобы они не касались «массы» трактора. Подсоединяют прибор КИ-1093 (рис. 7), включают включатель «Массы» и, поочередно касаясь клемм «~» выпрямителя, проводят измерения.

Рис. 7. Схема подключения прибора КИ-ЮЭЗ-ГОСНИТИ при проверке выпрямителя обратной проводимости (обозначения позиций см. в подписи под рис. 60)

У исправного выпрямителя обратный ток на каждом плече не должен превышать 2 А.

Если величина обратного тока более 2А, выпрямитель подлежит замене.

Проверка системы пуска прибором КИ-1093-ГОСН ИТИ

Проверка стартера. Проверяют мощность, потребляемую стартером в режиме полного торможения дизеля. Цля этого выключают включатель «Массы» или убеждаются в том, что он выключен. Подключают к клемме батареи шунт и переключают прибор КИ-1093 на измерение тока 1500 А (при проверке стартера дизеля) или 300 А (при проверке стартера пускового двигателя).

К клемме стартера подключают вольтметр прибора КИ-1093 (рис. 8). Включают любую передачу и затормаживают трактор. Включают стартер не более чем на 10 с и быстро отсчитывают величину тока, потребляемого стартером, и напряжение на его клеммах.

Рис. 8. Схема подключения прибора КИ-Ю93-ГОСНИТИ при проверке стартера) 1 — включатель «Массы»; 2 — аккумуляторная батарея; 3—стартер; 4 — прибор КИ-1093-ГОСНИТИ

Потребляемый ток и напряжение соответственно не более и не менее значений, приведенных в таблице 53.

Если эти параметры не соответствуют приведенным данным, то по полученным показаниям прибора на основании таблицы 55 выявляют характер неисправности.

Проверка реле блокировки*. Выключают включатель «Массы», отсоединяют провода от клеммы «~» реле и отгибают их так, чтобы они не касались других клемм и массы трактора. Подключают прибор К.И-1093 (рис. 9).

Рис. 9. Схема подключения прибора К.И-Ю93-ГОСНИТИ при проверке реле блокировки: 1 — прибор КИ-1093-ГОСНИТИ; 2 — реле-регулятор; 3—реле блокировки

Включают включатель «Массы». Реостатом прибора КИ-1093 плавно повышают напряжение до тех пор, пока не сработают контакты реле и не загорится контроль-пая лампа на щитке приборов трактора.

Величина напряжения срабатывания реле должна быть 9. ..10 В.

Если этот параметр не соответствует приведенным данным, проверяют и регулируют зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах. Зазор должен быть 0,35.. .0,45 мм.

Если реле блокировки не срабатывает, то его необходимо снять и отправить в мастерскую.

Рис. 10. Схема проверки цепей питании стартера с помощью при-ра КИ-Ю93-ГОСНИТИ: 1 — включатель «Массы»; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — стар* р; 4 — промежуточное реле; 5 — реле блокировки; 6 — электрофа-чьный подогреватель; 7 — добавочное реле; 8 — контрольный эле-пт; 9—пусковой включатель; 10 — амперметр; 11 — прибор !-Ю93-ГОСНИТИ; Р, А, М, Т, В

У звуковых сигналов тракторов и самоходных шасси силу и тональность звука регулируют путем изменения зазора между якорем и электромагнитом и между контактами прерывателя с помощью соответствующих регулировочных винтов. Номинальный зазор между якорем и электромагнитом равен 0,35…0,40 мм. С увеличением этого зазора сила звука возрастает, вызывая резкое увеличение силы тока.

Зазор между якорем и электромагнитом регулируют при снятой крышке корпуса сигнала, ослабив контргайку регулировочного винта и вращая винт отверткой. Зазор между контактами прерывателя регулируют с помощью бокового винта, расположенного сзади корпуса. Чтобы увеличить частоту колебаний мембраны и силу тока, зазор между контактами уменьшают и наоборот.

Проверка правильности установки фар

Подготавливают экран, повесив светлый материал на стену.

Устанавливают трактор на ровной площадке на расстоянии I (рис. 11) от экрана или стенки до рассеивателей фар. Плоскость экрана должна быть перпендикулярна площадке, ширина экрана 2,5 м, высота — 1,5 м. На площадку для установки тракторов наносят линию А — А, соответствующую продольной оси трактора, и обозначают места расположения колес трактора.

Рис. 11. Схема проверки правильности установки фар 1 — гнездо для подключение шнура питания; 2 — гнездо дл.1 подключения нагревателя; 3 — переключатель «12—24 В»; 4— микроамперметр; 5 — гнездо для подключения присоединительного шнура; 6 — присоединительный шнур; 7 — кнопка «Отсчет»; 8 — шнур для подключения нагревателя к гнезду «Нагрев» прибора; 9 — проверяемый датчик; 10— контрольный термометр; 11 — нагреватель; 12 — аккумуляторная батарея

На расстояниях m от линии В—В, равных половине расстояния между центрами рассеивателей фар, наносят линии Д — Д и Е — Е соответственно против центров левого и правого рассеивателей.

Включают дальний свет и одну из фар закрывают светонепроницаемым материалом. Центр светового пятна должен совпадать с точкой пересечения вертикальной линии Д — Д (Е — Е) и горизонтальной С—С.

При необходимости регулируют положение фары путем поворота ее относительно кронштейна или оптического элемента регулировочными винтами.

Аналогично проверяют и, если необходимо, регулируют вторую фару, предварительно закрыв первую.

Световые пятна обеих фар должны быть на одинаковой высоте и давать общее растянутое световое пятно.

Проверка показаний конгрольно-измерительных приборов

Контрольно-измерительные приборы: электротепловые импульсные манометры и термометры, термометры логометрические с термосопротивлениями, мембранные манометры, сигнализаторы аварийного давления и температуры, электромагнитные указатели уровня топлива, амперметры проверяют прибором модели Э-204 непосредственно на тракторе (самоходном шасси). Прибор позволяет проверять датчик и указатель в комплекте или каждый в отдельности.

Прибор Э-204 выполнен в металлическом корпусе со съемной крышкой. В крышке предусмотрены специальные зажимы и гнезда для крепления принадлежностей.

Микроамперметр служит для проверки амперметров, датчиков и указателей электротепловых импульсных манометров и термометров, датчиков логометрических термометров и электромагнитных указателей уровня топлива. Манометр и насос используют при проверке мембранных и электротепловых импульсных манометров и сигнализаторов аварийного давления. С помощью нагревателя и контрольного термометра проверяют датчики температуры и сигнализаторы аварийной температуры. Угломер применяют для проверки датчиков электромагнитных указателей уровня топлива. Воздушная система предназначена для создания требуемого давления при проверке датчиков давления и манометров. Давление в системе создается поршневым воздушным насосом.

Прибор питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 или 24 В. Нагреватель питается напряжением 12 или 24 В (в зависимости от напряжения батареи). Питание к нагревателю подключается с помощью переключателя «12—24 В».

С помощью этого устройства контрольно-измерительные приборы проверяют в следующем порядке.

Проверка мембранных манометров. Отсоединяют трубку штатного манометра от дизеля и с помощью штуцера соединяют с муфтой (рис. 12) прибора Э-204. Ввертывают до упора спускной вентиль воздушной системы.

При большей разности показаний штатный манометр заменяют.

Проверка логометрических манометров. Проверяют указатель в комплекте с датчиком.

Для этого снимают датчик с трактора, навинчивают на датчик переходный штуцер и, не нарушая соединения датчика с электрической схемой трактора, соединяют его с муфтой 8 прибора. Насосом создают необходимое давление и сравнивают показания проверяемого и контрольного манометров. Разность показаний манометров не должна превышать следующих значений:

Рис. 12. Схема проверки датчика логометрического манометра 1 — гнездо для подключения шнура питания; 2 — микроамперметр; 3 — гнездо для подключения присоединительного шнура; 4 — присоединительный шнур; 5 — рукоятка насоса; 6 — манометр; 7 — кнопка «Отсчет»; 8 — соединительная муфта; 9 — проверяемый датчик; 10 — аккумуляторная батарея

Если разность показаний манометров превышает допускаемые значения, проверяют датчик Для э;ии. подключают к прибору проверяемый датчик и батарею. При этом провод с красной отметкой присоединяют к положительной клемме батареи. Переключатель рода проверок ставят в положение Д в секторе Т и Р.

Сначала проверяют показание микроамперметра при отсутствии давления. Затем с помощью насоса устанавливают по контрольному манометру прибора давление 5 и 10 кгс/см2, выдерживая его в течение 2 мин на каждой контрольной точке. >

По результатам проверки определяют, какой элемент неисправен (указатель или датчик) и заменяют его новым.

Проверка термометров. Снимают с трактора датчик термометра и, не нарушая соединения датчика с электрической схемой трактора, устанавливают его в нагреватель вместе с контрольным термометром. Нагреватель должен быть -заполнен на 3Д дистиллированной водой. Подключают нагреватель к гнезду «Нагрев» прибора. Через гнездо «Сеть» к прибору подключают аккумуляторную батарею. Провод с красной меткой присоединяют к положительной клемме батареи. Ставят переключатель «12—24 В» в положение 12 или 24 В (в зависимости от напряжения батареи), тем самым включив нагреватель.

Сравнивают показания проверяемого и контрольного термометров. Разница в показаниях не должна превышать ±5 °С. При большей разнице парожидкостный термометр заменяют, а у логометрического термометра проверяют датчик в следующем порядке.

Подключают датчик к гнезду (рис. 13) прибора. Ставят переключатель рода проверок «500» в секторе «Омметр». Включают нагреватель переключателем 3 и нагревают воду до 40, 80 и 100° С. Для этого при достижении температуры 39, 79 и 100° С переключатель 3 ставят в нейтральное положение и после 2-минутной выдержк снимают показание прибора.

Рис. 13. Схема проверки датчика логометрического термометра; 1 — гнездо для подключения шнура питания; 2 — гнездо для подключения нагревателя; 3 — переключатель «12—24 В»; 4— микроамперметр; 5 — гнездо для подключения присоединительного шнура; 6 — присоединительный шнур; 7—кнопка «Отсчет»; 8 — шнур для подключения нагревателя к гнезду «Нагрев» прибора; 9 — проверяемый датчик; 10 — контрольный термометр; 11 — нагреватель; 12 — аккумуляторная батарея

По результатам проверки определяют, какой элемент неисправен (датчик или указатель) и заменяют его новым.

Проверка сигнализаторов аварийного давления и температуры. Переключатель рода проверок прибора ставят в положение «Сигнал». Снимают сигнализатор с трактора и выполняют следующие операции.

При проверке сигнализатора давления его соединяют с муфтой (через переходный штуцер) и собирают схему, аналогичную схеме на рисунке 67. С помощью насоса повышают давление в воздушной системе до момента вспышки сигнальной лампы и фиксируют показание манометра.

В случае проверки сигнализатора ММ106-А, устанавливаемого на тракторах Т-150 и Т-150К, сигнальная лампа должна загораться при давлении замыкания контактов 1,7 кгс/см2.

Если проверяют сигнализатор аварийной температуры, то его устанавливают в нагреватель и собирают схему, аналогичную схеме на рисунке 67. Включив нагреватель, подогревают воду до момента вспышки сигнальной лампы и фиксируют показание контроленого термометра.

Лампа должна загореться: при проверке сигнализаторов ТМ100, ТМ103 при температуре 98…104гС, а при проверке сигнализатора ММ7 при температуре 92. ..98 °С.

Проверка ампермефа. Включают шнур питания в разъем (рис. 14) прибора. Снимают с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи трактора провод и присоединяют к нему провод шнура питания. Второй провод шнура (с красной отметкой) подключают к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Ставят переключатель рода проверок в положение А.

Включают потребители электроэнергии 1 и, нажав на кнопку 4, фиксируют показания проверяемого амперметра и микроамперметра.

Если разница в показаниях проверяемого и контрольного приборов превышает ±15% верхнего предела измерения проверяемого амперметра, его следует заменить.

Рис. 14. Схема проверки амперметра: 1 — потребители электроэнергии; 2—проверяемый амперметр; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — кнопка «Отсчет»; 5 — мнкроамперметр; 6 — шнур питания; 7 — гнездо для подключения шнура питания при проверке амперметров
Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - ТО трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Электрооборудование и контрольно-измерительные приборы трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства