Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   ТО трактора

Публикация:
   Силовая передача трактора

Читать далее:




Силовая передача трактора

Параметры технического состояния

Силовая передача предназначена для передачи крутящего момента от дизеля к ходовой системе трактора, а также к рабочим органам некоторых сельскохозяйственных машин (через ВОМ и приводной шкив).

К наиболее ответственным составным частям силовой передачи относятся: муфта сцепления, коробка передач, главная и конечная передачи, испытывающие всегда нагрузку при движении трактора. Несвоевременное и некачественное проведение технического обслуживания и нарушение правил эксплуатации (например, .строгание в зимнее время при застывшем трансмиссионном масле) резко сокращает срок службы механизмов силовой передачи и приводит к аварийным отказам.

Муфта сцепления должна обеспечивать надежную передачу крутящего момента, быстрое и полное отключение коробки передач от дизеля, а также плавное нагруже-ние остальных составных частей силовой передачи при трогании трактора с места. Плавное трогание трактора и кратковременные перегрузки, неизбежные при работе тракторных агрегатов, обусловливают пробуксовывание дисков муфты сцепления, а значит, и изнашивание фрикционных накладок.

Износ фрикционных накладок влечет за собой перемещение нажимного диска в сторону маховика и вследствие этого уменьшение силы нажатия нажимных пружин или кулачков. По этой причине диски пробуксовывают чаще, вызывая усиленный нагрев их рабочих поверхностей.

В результате нагревания диски коробятся, а пружины теряют упругость, что, в свою очередь, усиливает пробуксовывание муфты и разрушает рабочую поверхность фрикционных накладок.

По мере изнашивания фрикционных накладок и механизма управления муфтой сцепления нарушаются первоначальные регулировки. Если своевременно их не восстанавливать, то это приведет к аварии.

Работоспособность механизмов силовой передачи зависит от состояния зубьев шестерен, подшипников, валов, вилок переключения, а также базисных деталей (корпусов): У вилок переключения шестерен изнашиваются поверхности щек, вследствие чего шестерни включаются не полностью. При этом поверхности зубьев шестерен испытывают повышенную удельную нагрузку, интенсивно изнашиваются на конус, выкрашиваются и даже ломаются.

Зубья шестерен силовой передачи под влиянием ог-ромных контактных напряжений, возникающих при резком трогании трактора с места, частых перегрузках и других явлениях, также изгибаются, выкрашиваются и ломаются. Зубья непостоянно включенных шестерен при переключении передач изнашиваются и скалываются с торцов, особенно в тех случаях, когда муфта сцепления «ведет».

Механизмы силовой передачи работают в условиях переменных нагрузок, которые зависят от вида выпол-няемой работы, частоты переключения передач, тягово-го усилия, состояния базисных деталей и других факторов. Поэтому создается неодинаковая нагрузка на опоры валов, вызывающая неравномерный износ подшипников и перекос валов.

По мере изнашивания зубьев шестерен по толщине, шлицевых соединений и подшипников увеличивается боковой зазор между зубьями. Чрезмерное увеличение этого зазора сопровождается возникновением ударных нагрузок на зубья, обусловленных неравномерным изнашиванием зубьев и шлицевых соединений, а также значительными колебаниями тягового усилия. Кроме того, при чрезмерном износе зубьев шестерен по толщине уменьшается их прочность.

Очень часто шестерни и подшипники сильно изнашиваются под воздействием абразивов, попадающих в корпуса передачи через дефектные сальниковые уплотнения, а также из-за несвоевременной замены трансмиссионного масла и промывки механизмов силовой передачи. Абразивы в трансмиссионном масле вызывают преждевременный износ шестерен и подшипников.

Оценить износное состояние механизмов силовой передачи можно по суммарному боковому зазору, который, как правило, возрастает пропорционально наработке. Однако этот показатель является интегральным и не дает полного представления о состоянии отдельных сопряжений и деталей. Тем не менее, как показывают многочисленные наблюдения, перечисленные выше дефекты механизмов силовой передачи возникают, как правило, после их длительной работы, т. е. когда суммарный угловой зазор достигает большой величины.

Таким образом, чрезмерно большой суммарный зазор в механизмах силовой передачи может служить основанием для вскрытия коробки передач и заднего моста для непосредственного измерения зазоров в подшипниках и износа зубьев шестерен, а также визуального осмотра деталей. По этим параметрам окончательно оценивают износное состояние сопряжений коробки передач и заднего моста и на основании этого выполняют необходимые регулировочные и другие планово-предупреди* тельные работы, устраняют обнаруженные неисправности, а также определяют остаточный ресурс перечисленных механизмов.

Об общем техническом состоянии фрикционных муфт судят по степени пробуксовки дисков под нагрузкой. Правильность регулировки постоянно замкнутых муфт сцепления определяют по зазору между концами отжимных рычагов и подшипником отводки и по свободному ходу педали (рычага) механизма управления муфтой, а правильность регулировки непостоянно замкнутых муфт — по усилию, приложенному к рычагу механизма управления муфтой в момент ее включения.

Проверка и регулировка муфты сцепления

Проверка общего состояния муфты. Пускают дизель, включают рабочую передачу и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. При движении по ровному горизонтальному участку полностью затормаживают трактор, не выключая муфту сцепления. Если дизель при этом остановится, значит муфта сцепления работает нормально. Если же дизель только сбавит обороты и будет продолжать работать, то это указывает на пробуксовку дисков.

Останавливают трактор и дизель, открывают люк и проверяют состояние муфты сцепления. Наличие дыма, чрезмерный нагрев корпуса и специфический запах в пространстве около люка свидетельствуют о пробуксовке дисков.

Проверка и регулировка механизмов управления постоянно замкнутыми муфтами сцепления. Определяют разницу в зазорах между отжимными рычагами и подшипником отводки, измерив щупом зазор между концом каждого отжимного рычага и обоймой подшипника; у тракторов Т-150 и Т-150К, — между упором отжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов.

Если разница превышает 0,5 мм, необходимо выровнять положения рычагов относительно подшипника отводки. После регулировки разница в зазорах не должна превышать 0,3 мм.

Если зазор выходит за пределы допускаемых значений, приведенных в таблице 30, то его регулируют изменением длины тяги педали (рычага) сцепления.

Трактор ДТ-54А. Проверяют и, если необходимо, регулируют тормозок. Для этого при включенной муфте сцепления и крайнем заднем положении педали измеряют зазор между нажимным диском тормозка и накладкой ступицы. Номинальный зазор равен 7…8 мм, допускаемый 4…12 мм. Его регулируют изменением длины тяги педали. После проверки и регулировки тормозка измеряют и, если необходимо, регулируют зазоры между концами отжимных рычагов и обоймой подшипника отводки.

Регулировку проводят путем изменения положения отжимных рычагов относительно обоймы подшипника с помощью регулировочных гаек.

После проверки и регулировки зазора между отжимными рычагами и подшипником отводки проверяют свободный ход педали сцепления. Если он превышает допускаемое значение, приведенное в таблице 30, то это указывает на значительный износ шарнирных сочленений механизма управления муфтой.

Тракторы ДТ-75 иДТ-75М. При крайнем заднем положении рычага муфты сцепления проверяют и, если необходимо, регулируют зазор между упором пружины и двуплечим рычагом сервомеханизма. Номинальный зазор равен 1… 1,5 мм. Регулируют изменением длины тяги сервомеханизма.

После регулировки рычаг муфты сцепления должен надежно удерживаться в крайних положениях. Это достигается натяжением пружины сервомеханизма с помощью регулировочного винта.

Тракторы Т-150, Т-150К, ДТ-75М, Т-74. Измеряют полный ход отжимного стакана муфты, переместив рычаг муфты вперед до упора. При правильной регулировке тяги управления муфтой полный ход стакана должен находиться в пределах, указанных в таблице 30 (у тракторов Т-150 и Т-150К—в пределах 21…22 мм при полном ходе педали 150…160 мм).

Тракторы МТЗ-8 0, МТЗ-80Л, МТЗ-8 2, МТЗ-82Л, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50ПЛ, 10МЗ-6Л, Т-54В. Проверяют, не зависает ли педаль на участке свободного хода. При зависании педали регулируют механизм управления муфтой в следующем порядке.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л отсоединяют тягу тормозка от рычага.

Ввертывают болт до упора в кронштейн, чтобы освободить педаль муфты сцепления от воздействия пружины сервоустройства, отпускают болты, чтобы обеспечить возможность перемещения кронштейна. Отсоединяют тягу от рычага выключения муфты или от рычага педали и, регулируя длину тяги, добиваются номинального свободного хода педали. Затем устанавливают кронштейн в крайнее верхнее положение вращением его вокруг оси К против часовой стрелки до упора в болт, после чего затягивают болты крепления кронштейна. После этого отводят педаль вперед на величину свободного хода и, вывертывая упорный болт, добиваются самопроизвольного возврата педали в исходное положение (до упора в пол кабины). В случае зависания недали на участке свободного хода следует отпустить болты и переместить кронштейн вокруг оси К по часовой стрелке.

Рис. 1. Механизм управления муфтой сцепления и тормозном тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л: 1 — тяга сцепления; 2 — тяга тормозка; 3— рычаг тормозка; 4 — педаль сцепления; 5 —болт упорный; 6, 8—болты крепления кронштейна; 7—кронштейн; 9 — пружина сервоустройства

Если невозможно устранить зависание педали, заменяют фрикционные накладки ведомого диска.

Трактор Т-70С. Освобождают оттяжные пружины и отсоединяют тягу тормозка от рычага выключения муфты. Повертывают двуплечий рычаг по часовой стрелке до упора в кронштейн. Изменяя длину тяги педали, устанавливают педаль до упора в наклонный полик. Изменяя длину тяги гидроусилителя, добиваются номинального свободного хода педали.

Тракторы Т-150, Т-150К, Т-4А, ДТ-75М, ДТ-75, Т-74, МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-80, МТ3-82Л, Т-70С. По окончании регулировки муфты сцепления проверяют и, если необходимо, регулируют тормозок в следующем порядке.

У тракторов Т-150 и Т-150К. полностью выключают муфту сцепления и вращением гайки серьги тормозка устанавливают зазор между торцом бонки тормозной колодки и торцом регулировочной гайки 3…4 мм.

У трактора Т-4А при включенной муфте прижимают колодку тормозка к шкиву и измеряют зазор между опорными поверхностями регулировочного болта и рычага тормозка. Номинальный зазор равен 19…21 мм, допускаемый в эксплуатации —16…24 мм. Если величина зазора выходит за пределы допускаемых значений, его регулируют с помощью регулировочного болта.

У трактора ДТ-75 выключают муфту сцепления. Проверяют и, если необходимо, регулируют с помощью упорного болта зазор между подпятником и буртом рычага выключения тормозка. Номинальный зазор равен 4…5 мм, допускаемый —2…7 мм.

У трактора Т-74 выключают муфту сцепления и полностью завинчивают регулировочный винт, прижав колодку к шкиву тормозка, а затем включают муфту и дополнительно завинчивают винт на 2,5 оборота.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л при отсоединенной тяге (см. рис. 1) от рычага тормозка и включенной муфте сцепления (педаль находится в крайнем заднем положении) повертывают рычаг против часовой стрелки до отказа, присоединяют к нему тягу, отрегулировав при необходимости ее длину. Затем отсоединяют тягу от рычага и, укоротив на 7 мм, присоединяют ее к рычагу и законт-ривают.

У трактора Т-70С при отсоединенной тяге тормозка от рычага выключения муфты поворачивают рычаг тормозка против часовой стрелки настолько, чтобы отверстие в вилке тяги тормозка совпало с отверстием в рычаге выключения муфты, и укорачивают тягу тормозка на семь оборотов вилки (на 8,75 мм). Присоединяют тягу тормозка к рычагу выключения муфты и устанавливают на место оттяжные пружины, которые должны возвращать педаль в исходное положение.

Надежность работы механизма управления муфтой и тормозком, а также гидроусилителя проверяют при работающем дизеле.

Проверка и регулировка механизмов управления непостоянно замкнутыми муфтами сцепления. Плавно включая муфту, проверяют динамометром максимальное усилие на рычаге. Номинальные и допускаемые значения указанных усилий приведены в таблице 31. Если усилие на рычаге не соответствует этим значениям, муфту сцепления регулируют в следующей последовательности.

Трактор Т-100М. При полностью выключенной муфте сцепления повертывают через смотровой люк муфту за крестовину до тех пор, пока стяжной болт крестовины не установится в положение, удобное для вывертывания. Расконтривают болт и ослабляют его за» тяжку. Включают какую-либо передачу. Для увеличения усилия повертывают крестовину на несколько градусов в направлении, обратном вращению маховика, а для уменьшения усилия — в противоположном направлении.

Проверяют пружинным динамометром правильность регулировки и, если необходимо, повторяют ее до получения номинального усилия на рычаге. При правильной регулировке включение муфгы сопровождается щелчком при переходе кулачками «мертвого» положения.

По окончании регулировки затягивают и законтрива-ют болт крестовины и ставят на место крышку смотрового люка кожуха муфты.

Трактор Т-38М. При полностью выключенной муфте сцепления и снятой крышке смотрового люка устанавливают муфту в такое положение, чтобы защелка крестовины находилась против люка корпуса муфты. Включают какую-либо передачу и, вытянув защелку из крестовины, поворачивают крестовину в нужную сторону до тех пор, пока штифт защелки не войдет в соседнее отверстие нажимного диска.

Проверка состояния муфты после ее регулировки. Проверяют общее состояние муфты, как описано ранее. В случае пробуксовки дисков после регулировки муфты промывают диски и снова проверяют общее состояние муфты. Если муфта пробуксовывает и после промывки, значит, необходим ее ремонт.

Примечание. По окончании регулировки муфты сцепления следует обязательно проверить и при необходимости отрегулировать увеличитель крутящего момента (тракторы ДТ-75 и ДТ-75М), механизм управления ВОМ, если он сблокирован с механизмом управления муфтой сцепления трактора, и механизм блокировки коробки передач.

Обслуживание увеличителя крутящего момента тракторов ДТ-75 и ДТ-75М

Увеличитель крутящего момента (УКМ) следует включать только на время разгона при трогании трактора с большой нагрузкой на крюке, а также при преодолении подъемов и других кратковременных перегрузках.

Длительная работа с включенным УКМ приводит к преждевременному выходу из строя.

Техническое обслуживание УКМ заключается в соблюдении условий смазки трущихся сопряжений, в своевременном выявлении и устранении течи масла и своевременной проверке и регулировке механизмов управления. Во избежание замасливания дисков фрикционной муфты следует периодически сливать масло, скопившееся в сухом отсеке корпуса УКМ. Во время работы трактора необходимо следить за давлением масла в магистрали УКМ. При работе дизеля на максимальном скоростном режиме давление масла по манометру должно быть 0,5…1,4 кгс/см2. Работа УКМ при меньшем или большем давлении масла в магистрали недопустима. При избытке масла в редукторе УКМ оно захватывается водилом и чрезмерно нагревается, что приводит к преждевременному выходу из строя резиновых уплотнений и быстрой порче масла.

При недостатке масла может прекратиться его подача и УКМ выйдет из строя.

Корпус УКМ промывают одновременно с промывкой всех корпусов силовой передачи при замене масла. Передний подшипник смазывают солидолом в соответствии с правилами технического обслуживания тракторов.

Механизмы УКМ проверяют и регулируют в следующей последовательности.

В первую очередь проверяют и, если необходимо, регулируют муфту сцепления и механизм блокировки. Для этого устанавливают рычаг муфты сцепления трактора в крайнее заднее положение, а рычаг муфты УКМ в крайнее переднее положение. Проверяют зазоры между задней (внешней) стенкой прорези тяги рычага УКМ и пальцем и между передней (внутренней) стенкой прорези тяги блокировки УКМ и пальцем, которые должны быть соответственно не менее 1 мм и не менее 7 мм, чем обеспечивается разгрузка указанных тяг от усилия оттяжной пружины. Зазор 7 мм необходим также для того, чтобы при перемещении рычага муфты сцепления трактора из переднего положения в заднее сначала включалась муфта сцепления УКМ, а затем муфта сцепления трактора. Эти зазоры регулируют изменением длины соответствующих тяг,

Снимают крышку люка муфты УКМ и измеряют зазор между концами отжимных рычагов и подшипником отводки УКМ. Номинальный зазор равен 3,7…4,3 мм.

Если величина зазора выходит за пределы допускаемых значений (3,2…4,8 мм), а разница между зазорами v отдельных рычагов превышает 0,5 мм, муфту сцепления регулируют с помощью корончатых гаек регулировочных болтов.

Переводят рычаг муфты УКМ в крайнее заднее положение и измеряют суммарный ход нажимного диска муфты, который должен быть 1,8…2 мм. Его регулируют изменением длины тяги рычага УКМ или перестановкой этого рычага по шлицам рычага отводки. Переводят рычаги муфты трактора и муфты УКМ в крайнее переднее положение и измеряют суммарный ход нажимного диска муфты УКМ, который должен иметь тот же предел. Этот ход нажимного диска регулируют изменением длины тяги блокировки УКМ.

Рис. 2. Расположение рычажка и тяги тормозка УКМ при крайнем переднем положении рычага главной муфты сцепления и отрегулированном тормозке УКМ тракторов ДТ-75 и ДТ-75М: 1 — палец; 2— рычажок тормозка; 3 — регулировочная вилка тяги тормозка

Проверяют и, если необходимо, регулируют тормозок УКМ. Для этого при крайнем переднем положении рычага муфты сцепления трактора проверяют положение обработанных выступов А (рис. 2) на вилке тяги и рычажке тормозка УКМ. При правильной регулировке указанные выступы должны совпадать. При этом зазор Б между пальцем I вилки и задней стенкой паза рычажка 2 тормозка будет равен 1…1.5 мм. Этот зазор регулируют изменением длины тяги тормозка.

По мере изнашивания накладки колодки тормозка зазор Б увеличивается, т. е. палец приближается к передней стенке В паза рычажка тормозка. Не допускается увеличение зазора до 7…8 мм или до момента касания пальца передней стенки В паза. Чтобы уменьшить зазор, тягу тормозка удлиняют.

Проверка и регулировка механизмов привода ВОМ

Тракторы T-150 и Т-150К. Проверяют и, если необходимо, регулируют клапаны гидравлической системы ВОМ в следующем порядке.

Вывинчивают коническую пробку из крышки клапана плавного включения и устанавливают вместо нее контрольный манометр со шкалой 0…25 кгс/см (через переходник). Пускают дизель и, попеременно включая и выключая ВОМ, прогревают рабочую жидкость до 40…45 ° С.

Установив рычаг (рис. 3) в крайнее правое положение и завинтив регулировочный винт клапана постоянного давления до давления 15…16 кгс/см2, винтом регулируют клапан плавного включения на давление 12… 13 кгс/см2. Регулировочным винтом регулируют клапан постоянного давления на давление 9,5… 10 кгс/см2. После регулировки винты нужно законтрить и опломбировать.

Рис. 3. Клапан постоянного давления гидравлической системы ВОМ тракторов Т-150 и Т-150К: 1 — золотник; 2 — пружина клапана; 3, 7 — регулировочные винты; 4— контргайка; 5—рычаг; 6 — гайка; 8 — проволока с пломбой

Проверяют и при необходимости регулируют длину тяги управления муфтой редуктора ВОМ. Для этого устанавливают длину тяги такой, чтобы при крайнем верхнем положении рычага управления, расположенного в кабине трактора, рычаг упирался в регулировочный винт.

Тракторы МТЗ-8 0, МТЗ-80 Л, МТЗ-82, МТЗ-82 Л, Т – 5 4 В, МТЗ-50, МТЗ-5 0 Л, МТЗ-5 2, МТЗ-52 Л, МТЗ-50ПЛ. Проверяют и регулируют тормоза. Для этого у тракторов «Беларусь» перечисленных модификаций, перемещая рычаг управления задним ВОМ, совмещают отверстие на рычаге валика управления с резьбовым отверстием в корпусе заднего моста и фиксируют это положение рычага, ввернув в отверстие технологический болт размером М10Х60. У трактора ‘Г-54В отсоединяют тягу механизма управления ВОМ от рычага управления и, совместив отверстия рычага и вилки тяги с отверстием поворотного вала, устанавливают в указанные отверстия технологический палец. Затем снимают крышку люка тормозов, ввертывают регулировочные винты до отказа, прилагая момент 0,8… 1 кгс-м, после чего вывертывают каждый шаг на три оборота и проверяют легкость вращения ВОМ за хвостовик от руки. При трудном вращении вывертывают винты еще наполовину — один оборот.

Проверяют правильность регулировки механизма управления задним ВОМ. Для этого у тракторов Т-54В, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л и МТЗ-50Г1Л, не изменяя положения рычага валика, проверяют положение защелки рычага управления относительно сектора. Защелка должна находиться в среднем пазу сектора. У тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л вывертывают из рычага валика управления технологический болт и переводят рычаг управления ВОМ в положение «Вкл.» (крайнее заднее). При этом расстояние от клеммного зажима рычага До пола кабины должно сос-ставлять 45…50 мм. Правильное положение рычага управления ВОМ устанавливают, изменяя длину тяги управления. У тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50Г1Л по окончании регулировки вывертывают из рычага валика управления технологический болт, а у трактора Т-54В удаляют технологический палец и присоединяют тягу механизма управления к рычагу.

Трактор Т-70С. При появлении признаков пробуксовывания тормозов ВОМ механизм управления тормозами и тормоза регулируют в следующем порядке. Отсоединяют тягу механизма управления от промежуточного рычага, соединяющего эту тягу с рычагом механизма управления. Устанавливают рычаг управления в нейтральное положение, а промежуточный рычаг и рычаг управления тормозами — в горизонтальное. Изменяя длину тяги, присоединяют ее к промежуточному рычагу.

Чтобы отрегулировать тормоза, выводят рычаг механизма управления из нейтрального положения и завинчивая один из регулировочных винтов тормозов, следят за перемещением защелки рычага механизма управления по сектору. Когда расстояние от защелки до одного из крайних пазов сектора станет равным 6…7 мм, завинчивание винта прекращают. После этого проделывают такую же регулировку с помощью второго винта тормозов— до достижения расстояния от защелки до другого паза сектора 6…7 мм. По окончании регулировки положение регулировочных винтов необходимо зафиксировать стопорной пластиной.

Тракторы 10МЗ-6Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС и самоходное шасси Т-16М. У тракторов 10МЗ-6Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС регулируют зазор между упорными болтами и передним нажимным диском муфты сцепления ВОМ. Для этого ввертывают каждый болт (при отпущенной контргайке) до упора в диск, после чего вывертывают его на 1/6 оборота, оставив зазор 2 мм между упорным болтом и нажимным диском. Этот зазор обеспечивает полное выключение главной муфты сцепления без выключения муфты привода ВОМ при нажатии на педаль до упора в защелку. Чтобы выключить муфту ВОМ, отводят защелку и нажимают на педаль до отказа.

У самоходного шасси Т-16М аналогично регулируют зазор между упорными болтами при отпущенных контргайках и упорными штифтами. Величина этого зазора также должна быть 2 мм.

Тракторы Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ. Определяют разницу в величинах зазоров между отжимными рычагами и подшипником отводки муфты сцепления ВОМ, измерив щупом каждый зазор в отдельности. Если разница указанных зазоров превышает 0,5 мм, выравнивают положение рычагов относительно подшипника нажимными болтами при отпущенных контргайках.

После регулировки разница в зазорах не должна превышать 0,3 мм.

Измеряют зазор между концом одного из отжимных рычагов и подшипником отводки. Номинальный зазор равен 4,5…4 мм, допускаемый — 3,0…5,5 мм.

Если зазор выходит за пределы допускаемых значений, его регулируют, изменяя длину тяги муфты ВОМ или же положение отжимных рычагов относительно подшипника отводки. По окончании регулировки болты законтривают.

Примечание. У тракторов ДТ-75 последних выпусков (с зависимым приводом ВОМ), Т-4А, ДТ-75М, Т-74, ДТ-54А, Т-25, Т-25А1, Т-25А1 ВОМ при эксплуатации не регулируются.

Проверка и регулировка механизмов блокировки коробки передач

Выключают муфту сцепления трактора и, перемещая рычаг коробки, убеждаются в свободном переключении передач или рядов (Т-150, Т-150К).

Если переключение передач (рядов) затруднено или невозможно, отсоединяют блокировочную тягу механизма блокировки от механизма управления муфтой сцепления и устанавливают блокировочный валик так, чтобы можно было включить какую-либо передачу или ряд. Затем включают передачу (ряд), выключают муфту сцепления и, регулируя длину тяги, соединяют механизм блокировки с механизмом управления муфтой сцепления.

У трактора Т-150 при полностью выжатой педали муфты сцепления риска на наружном рычаге блокировочного валика должна совпадать с риской на колонке переключения. У тракторов Т-150К при указанном положении педали направление оси рычага блокировочного валика должно совпадать с направлением оси указателя.

Проверка и регулировка приводов управления коробки передач тракторов К-700 и К-701

Пускают дизель и, переключая рычаги управления, убеждаются в нормальном действии приводов. При исправном состоянии механизмов и нормальной регулировке приводов рычаги управления включаются и выключаются полностью (до фиксированного положения) без заеданий и больших усилий. Если приводы действуют ненормально, их необходимо отрегулировать,

Останавливают дизель. Выполняют подготовительные работы: снимают сиденье тракториста, коврик и крышку центрального люка пола кабины. Затем регулируют приводы, как описано ниже.

Привод управления зубчатой муфтой раздаточного вала. У трактора К-700 отсоединяют тягу управления муфтой от поводка кулисы и устанавливают рычаг включения муфты в положение «Транспорт», а рычаг управления муфтой — в ближнее к кулисе положение. Регулируя длину тяги управления муфтой, присоединяют ее к поводку кулисы. Сделав рычагом включения муфты раздаточного вала два-три включения положений «Работа» и «Транспорт», убеждаются в четком перемещении поводка кулисы и фиксации указанного рычага без заеданий и заклиниваний.

У трактора К-701 отсоединяют тягу (рис. 4) от поводка рычага управления муфтой раздаточного вала. Устанавливают рычаг в крайнее заднее фиксированное положение. При фиксированном заднем положении вилки переключения режимной муфты на раздаточном валу коробки передач устанавливают рычаг на угол 22°. Регулируя длину тяги, присоединяют ее к поводку рычага. Сделав рычагом два-три включения положений «Повышенный» и «Пониженный», убеждаются в нормальной работе привода.

Рис. 4. Регулировка привода управления зубчатой муфтой раздаточного вала на тракторе К-701: 1 — рычаг управления муфтой; 2, 6 — тяги; 3, 5 —гайки; 4, 7 — рычаги; ,э — рычаг отключения заднего моста; 9 — шплинтовочная проволока

Привод золотника слива механизма переключения передач. У трактора К-700 отсоединяют тягу (рис. 5) от рычага педали слива.

Рис. 5. Регулировка привода золотника механизма переключения передач на тракторе К-700: 1 — рычаг педали слива; 2 — пробка; 3— наконечник тяги привода золотника слива; 4 — рычаг переключения передач; 5 — рычаг золотника слива; 6, 7— болгы; 8 — тяга привода золотника слива; 9 — болт упора рычага

Отводят педаль слива в верхнее крайнее положение до упора рычага в ограничитель, расположенный на механизме переключения передач. При необходимости ввертывают болт упора рычага педали, находящийся на корпусе фильтра коробки передач до соприкосновения с рычагом педали слива, а затем ввертывают на один оборот и законтривают.

Устанавливают рычаг переключения передач в положение «Нейтраль», вывертывают болт до упора в рычаг и законтривают. Устанавливают рычаг в положение «4», вывертывают болт до упора в рычаг и законтривают.

Проверяют четкость возвращения педали слива в исходное положение при каждом из фиксированных положений рычага.

У трактора К-701 отсоединяют тягу от рычага педали слива. Повертывают рычаг золотника слива вперед до упора. Устанавливают рычаг педали слива на расстоянии 425 мм от плоскости верхней половины картера до оси отверстия под педалью. Регулируя длину тяги, соединяют ее с рычагом педали слива.

Отводят педаль слива в верхнее крайнее положение до упора рычага золотника слива в ограничитель, расположенный на механизме переключения передач. При необходимости ввертывают болт упора. Устанавливают болт упора до соприкосновения с уступом на крышке фильтра, вывертывают его на один оборот и законтривают.

Привод включения заднего моста. У трактора К-700 отсоединяют тягу от рычага включения заднего моста, устанавливают этот рычаг в положение «Мост включен». Поворотом рычага коробки передач против часовой стрелки включают зубчатую муфту заднего моста и, регулируя длину тяги отключения заднего моста, присоединяют ее к рычагу.

Сделав рычагом два-три включения и выключения, убеждаются в четкости работы привода включения заднего моста.

У трактора К-701 отсоединяют тягу от поводка рычага. При фиксированном заднем положении вилки муфты отключения заднего моста устанавливают рычаг под углом 5°, устанавливают рычаг в крайнее заднее фиксированное положение и, регулируя длину тяги, присоединяют ее к поводку рычага. Убеждаются в четкости работы привода включения заднего моста.

Привод включения насосов гидравлической системы навесного устройства трактора К-700. Отсоединяют тягу от рычага включения насосов и переводят рычаг в положение «Насосы включены». Устанавливают рычаг управления механизмом включения насосов, расположенный на корпусе коробки передач, в горизонтальное положение, соответствующее включенному положению насосов, и, регулируя длину тяги, присоединяют ее к рычагу.

П римечание. Привод управления зубчатыми муфтами грузового вала и заднего хода регулируют при сборке новой или отремонтированной коробки передач в соответствии с заводским руководством.

Проверка привода переключения передач трактора Т-150К

Перемещая рычаг (рис. 6) переключения передач, устанавливают рычаг распределителя горизонтально в фиксированное положение золотника. При этом рычаг должен находиться в вертикальном положении.

Если ось рычага отклоняется от вертикального положения, необходимо отсоединить регулировочную тягу от рычага переключения передач и при помощи вилки отрегулировать длину тяги, установив ее равной 410 мм. После регулировки присоединяют тягу к рычагу переключения передач и снова проверяют положение рычага при горизонтальном (фиксированном) положении рычага.

Рис. 6. Привод переключения передач трактора Т-150КЗ 1 — рычаг переключения передач; 2 — вилка регулировочная; 3— тяга; 4 — рычаг распределителя

Обслуживание гидравлической системы коробки передач и ВОМ тракторов K-70Q, К-701, Г-150, Т-150К

Необходимо следить за плотностью соединений в гидросистеме, не допуская течи масла, регулярно подтягивать резьбовые соединения, своевременно доливать в емкости масло. Емкости гидравлической системы следует заправлять чистым, профильтрованным дизельным маслом соответствующей марки.

При работе трактора постоянно следить за давлением масла в гидросистеме, которое должно быть 8…9 кгс/см2, независимо от частоты вращения коленчатого вала. При давлении ниже 7 кгс/см2 нужно остановить трактор и устранить дефект.

Важным условием бесперебойной и качественной работы гидросистемы является своевременная очистка и промывка фильтра нагнетающей секции и фильтра-за-борника. При чрезмерном загрязнении фильтра нагнетающей секции масло поступает через перепускной (предохранительный) клапан, минуя фильтр, что влечет за собой усиленное изнашивание трущихся сопряжений и преждевременный выход из строя составных частей гидросистемы. При ТО-3 фильтр линии нагнетания разбирают полностью, тщательно очищают, промывают и продувают сжатым воздухом фильтрующие элементы. Одновременно очищают и промывают заливной фильтр и фильтр-заборник; очищают магнит от металлических частиц, заменяют масло в гидросистеме с промывкой емкостей дизельным топливом. После установки чистых составных частей на место и заправки емкостей свежим маслом пускают дизель и проверяют все соединения. При обнаружении течи масла ее устраняют тщательной подтяжкой резьбовых соединений. Через 4.. .5 мин после пуска дизеля проверяют уровень масла и доливают свежее масло до уровня контрольных пробок, расположенных на картерах коробки передач (К-700, К-701) и редуктора ВОМ (К-700, К-701, Т-150, Т-150К), и до середины масломерного стекла картера коробки передач (Т-150, Т-150К).

Диагностирование зубчатых зацеплений коробки передач по длине зубьев

При переключении передач шестерни непостоянного зацепления изнашиваются по длине зубьев. Этот вид изнашивания обусловлен взаимным проскальзыванием ведущих и ведомых шестерен в момент включения передачи. Интенсивность изнашивания значительно возрастает при разрегулировке главной муфты сцепления (чрезмерном свободном ходе педали) и неисправности тормозка. При этом слышен шум и скрежет зубьев, а включение передач затруднено.

Относительный износ сопрягаемых зубчатых пар (в процентах номинальной длины зубьев) определяют с помощью устройства КИ-5454-ГОСНИТИ *, включающего датчик (первичный измерительный преобразователь), блок сравнения и соединительные шнуры.

Датчик II (рис. 7) служит для формирования электрического сигнала, пропорционального углу поворота рычага переключения передач. Основная составная часть датчика — потенциометр, который состоит из неподвижного корпуса, жестко закрепляемого на рычаге I переключения передач, и ползуна, соединенных электрически с блоком сравнения III. Благодаря наличию противовеса положение корпуса при перемещении рычага переключения передач остается неизменным, а ползун поворачивается относительно корпуса на угол, пропорциональный величине перемещения рычага.

Вследствие этого изменяется сопротивление потенциометра, а следовательно, и величина тока, поступающего в блок сравнения.

Блок сравнения служит для сравнения величины сопротивления датчика с эталонным сопротивлением, на тракторов ДТ-54А, Т-38М, Т-74, холящимся внутри блока, и регистрации измеряемой ве* личины. На лицевой панели блока сравнения расположены все органы управления устройства, обозначены марки диагностируемых тракторов, а также нанесены таблички с условными обозначениями передач, которые введены в связи с многообразием схем переключения передач у тракторов различных марок. Наименование и назначение органов управления и табличек с условными обозначениями передач тракторов различных марок указаны в подписи под рисунком.

Рис. 7. Схема подключения устройства КИ-5454-ГОСНИТИ при диагностировании зубчатых зацеплений коробок передач: I — рычаг переключения передач; II — датчик устройства; III — блок сравнения; 1 — переключатель пределов измерения угловых перемещений и марок диагностируемых тракторов; 2 — тумблер включения устройства в работу; 3 — микроамперметр; 4 — табличка схем условных обозначений тракторов ДТ-54А, Т-38М, Т-4А; 5 — шнур питания; 6 — соединительный шнур датчика; 7 — табличка схем условных обозначений передач “тракторов ДТ-75 (ДТ-75М), МТЗ-5ЛС (МТЗ-5МС), МТЗ-50 (МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50ПЛ), МТЗ-80 (МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л), ЮМЗ-6Л, Т-16М, Т-40 (Т-40А, Т-40М, Т-40АМ); 5 —тумблер рода работы; 9 — переключатель марок диагностируемых тракторов; 10 — переключатель диагностируемых передач тракторов ДТ-75 (ДТ-75М); МТЗ-5Л (МТЗ-5М), МТЗ-50 (МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50ПЛ), МТЗ-80 (МТЗ-80Л, МТЗ-82, MT3-82JI), ЮМЗ-6Л (ЮМЗ-6М), Т-16М, Т-40 (Т-40А, Т 40М, Т-40АМ); 11— ручка регулировки на-напряжепия питания измерительной схемы; 12 — сигнальная лампа включения устройства в работу; 13 — ручка «баланс»; 14 — переключатель диагностируемых передач

Электрическая схема устройства представляет собой измерительный мост на сопротивлениях, составленный из балансировочного потенциометра, расположенного внутри блока сравнения, потенциометра датчика и микроамперметра. Мост измерительной схемы калибруют с помощью регулировочных резисторов так, чтобы при повороте ползуна потенциометра датчика на номинальный угол стрелка микроамперметра переместилась на деление 100. Номинальному углу соответствует величина перемещения рычага переключения передач от легкого соприкосновения торцов проверяемой пары шестерен до полного включения передачи.

Включают в измерительную цепь сопротивление, соответствующее марке трактора и диагностируемой паре шестерен, с помощью переключателя.

С помощью описанного устройства зубчатые зацепления диагностируют в следующем порядке.

Устанавливают трактор на ровной горизонтальной площадке, останавливают дизель и затормаживают движители. Отключают механизм блокировки коробки передач и устанавливают блокировочный валик в нерабочее положение, обеспечивающее включение передачи при выключенной главной муфте сцепления.

Закрепляют датчик II на рычаге так, чтобы консоль датчика располагалась приблизительно горизонтально и перпендикулярно плоскости движения рычага в нейтральном положении.

Убедившись, что тумблер находится в положении «Выкл.», тумблер — в положении «Калибровка», переключатель — в положении, соответствующем пределу 0.. .50°, а одноименный переключатель — в нулевом положении, подключают шнур к блоку сравнения III, а шнур 5 — к блоку сравнения и аккумуляторной батарее или другому источнику питания постоянного тока напряжением 12 В.

Пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала.

Переводят тумблер в положение «Вкл.» и регулируют напряжение питания ручкой так, чтобы стрелка микроамперметра находилась против деления 100. Устанавливают тумблер 8 в положение «Работа», а ручку в положение, при котором стрелка микроамперметра переместится на нулевое деление.

Выключают главную муфту сцепления, включают диагностируемую передачу и, удерживая рычаг во включенном положении, устанавливают ручку в положение, при котором стрелка микроамперметра установится против деления 100. Выключают передачу и муфту сцепления и плавно перемещают рычаг в сторону включения диагностируемой передачи до начала соприкосновения зубьев шестерен торцами, определяемую по легкой вибрации рычага и шуму сопрягающихся зубьев. Не меняя положения рычага, определяют по показанию микроамперметра величину относительного износа зубьев по длине.

Аналогично определяют износ остальных шестерен непостоянного зацепления.

Определение суммарного бокового зазора в механизмах силовой передачи

Суммарный боковой зазор в кинематической цепи силовой передачи определяют с помощью люфтомера КИ-4813, включающего указатель (рис. 32), динамометрический рычаг с набором сменных головок для прокручивания ведущих колес трактора.

Указатель состоит из корпуса со шкалой, электромагнита 1 и стрелки, посаженной в центрах. Электромагнит служит для установки указателя на ведущем колесе гусеничного трактора или полуоси колесного трактора.

Взамен люфтомера КИ-4813-ГОСНИТИ разработано более простое устройство — угломер КИ-13909-ГОСНИТИ, которое состоит из корпуса с магнитами для крепления угломера на ведущем колесе трактора, жидкостной ампулы с пузырьком воздуха и шкалы, расположенной на корпусе.

Суммарный зазор проверяют в следующей последовательности. Разъединяют гусеничные полотна у гусеничного трактора или поддомкрачивают одно из ведущих колес у колесного трактора. Стопорят коленчатый вал. Закрепляют на ведущем колесе или полуоси люф-томер КИ-4813 или угломер КИ-13909.

Сначала определяют суммарный зазор всей кинематической цепи на каждой передаче. Для этого, включив передачу, выбирают зазор в одну сторону и, установив стрелку указателя на нуль (поворотом корпуса), выбирают зазор в другую сторону и записывают показание указателя Затем определяют зазор в каждой конечной передаче. Для этого при прокрутке ведущего колеса затормаживают противоположную передачу, обеспечив тем самым поворот только шестерен проверяемой конечной передачи.

Рис. 8. Проверка суммарного бокового зазора в механизмах силовой передачи колесного трактора люф-агомером КИ-4813-ГОСНИТИ: 1 — электромагнит; 2 — динамометрический рычаг; 3 — сменная головка; 4 — указатель

Максимальный момент прокрутки колеса (при полностью выбранном суммарном зазоре) должен быть равен 10…12 кгс-м.

Если суммарный зазор достиг предельного значения хотя бы иа одной из передач, вскрывают коробку передач и задний мост, осматривают шестерни, измеряют износ зубьев шестерен и осевой зазор подшипников.

Проверка составных частей коробки передач, главной передачи и дифференциала

Проверка зубьев шестерен, шлицев валов коробки передач и вилок переключения передач. Прокручивая вручную валы силовой передачи, осматривают шестерни. При обнаружении поломки зубьев шестерен более чем на 1/3 длины зуба шестерни бракуют. Допускается поломка трех несмежных зубьев одной шестерни до 1/3 длины, а также выкрашивание рабочей поверхности 8уба общей площадью не более 25%.

Штангенциркулем проверяют длину головок зубьев шестерен непостоянного зацепления коробки передач. При укорочении головок зубьев за счет торцового износа до 30% шестерню бракуют.

Зубомером измеряют толщину зубьев и неравномерность их износа по толщине у шестерен, доступных для измерения без разборки коробки передач. Неравномерность износа зубьев по толщине (на конус) проверяют у шестерен непостоянного зацепления. Чтобы измерить толщину зуба, настраивают зубомер на установочную высоту hx. Приставляют инструмент к головке зуба в средней части, сводят губки микрометрическим винтом до соприкосновения с боковыми поверхностями зуба и отсчитывают результат измерения.

Определяют конусность зуба. Для этого сначала измеряют толщину зуба на расстоянии 2 мм от его торца, расположенного с противоположной стороны относительно шестерни, входящей в зацепление с проверяемой шестерней, а затем —на расстоянии 10 мм от места первого измерения. Разность измеренных величин не должна превышать 0,15 мм.

Ширину шлицев валов коробки передач измеряют в местах расположения подвижных шестерен. Ширину прямоугольных шлицев измеряют штангенциркулем, а ширину эвольвентных — зубомером.

Об износе вилок переключения передач судят по величине зазора в сопряжении вилка — шестерня, измеряемого щупом. Номинальный зазор равен 0,2. ..0,6мм, предельный—1,6 мм.

Толщину зубьев шестерен главной передачи измеряют зубомером у большого основания делительного конуса.

Об износе шестерен главной передачи можно также судить по величине бокового зазора в зацеплении при номинальном зазоре в подшипниках вала главной передачи. Зазор измеряют индикатором часового типа, закрепленным на штативе со стойкой. Для этого устанавливают стойку со штативом на корпусе коробки передач и упирают ножку индикатора в поверхность зуба малой шестерни у большого основания делительного конуса. Сдвинув ломиком большую коническую шестерню в осевом направлении в сторону от малой конической шестерни и покачивая вторичный вал коробки передач, по показаниям индикатора определяют величину бокового зазора в зацеплении.

П римечание. Боковой зазор между зубьями конических шестерен для компенсации износа зубьев в эксплуатации не регулируют, так как нормальный контакт зубьев получается в одном взаимном положении, при котором образующие начальных конусов совпадают.

Если указанный зазор достиг 2,5 мм, шестерни заменяют.

Проверка осевого зазора в подшипниках. Зазоры в подшипниках измеряют с помощью приспособления КИ-4850-ГОСНИТИ, которое состоит из стойки с электромагнитом, штатива, индикатора часового типа и штока. Электромагнит подключают к сети и устанавливают на раму или корпусную деталь трактора. Шток, связанный с ножкой индикатора, подводят так, чтобы он упирался в вал, ось или корпус подшипника. Перемещая вал или ось из одного крайнего положения в другое, фиксируют величину зазора с помощью индикатора.

У трактора Т-74 осевой зазор в передних радиально-унорных подшипниках вторичного вала коробки передач проверяют щупом, ГОСТ 882—75.

Шариковые подшипники силовой передачи тракторов и самоходных шасси подлежат замене при осевом зазоре валов, превышающем 0,5 мм. При большем зазоре нарушается нормальная работа зубчатых зацеплений, влекущая за собой быстрое изнашивание и разрушение зубьев шестерен,

Роликовые конические подшипники коробки передач и главной передачи, пригодные к работе, регулируют при зазоре, превышающем 0,3 мм.

Чтобы проверить осевой зазор в подшипниках веду-щей шестерни главной передачи ведущих мостов тракторов К-700, К-701 и Т-150К, а также переднего ведущего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, Т-40А и Т-40АМ, отсоединяют от фланца стакана ведущей шестерни конец карданного вала (у тракторов Т-40А, Т-40АМ отсоединяют торсионный вал от вала ведущей шестерни и вала раздаточной коробки). Устанавливают приспособление КИ-4850 и упирают шток в торец хвостовика ведущей шестерни. Перемещая ломиком шестерню в осевом направлении, по показаниям индикатора определяют зазор в подшипниках.

Если измеренный зазор превышает допускаемые значения (для шариковых подшипников 0,5 мм, для конических роликоподшипников 0,3 мм), снимают с трактора ведущую шестерню в сборе со стаканом и выполняют соответствующие работы:
У К-700 и К-701 заменяют конический двухрядный подшипник;
у Т-150К, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52 и МТЗ-52Л регулируют конические роликоподшипники;
у Т-40А и Т-40АМ заменяют оба шариковых подшипника.

Осевой зазор в подшипниках дифференциала ведущих мостов тракторов К-700, К-701 и Т-150К, а также передних ведущих мостов тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, Т-40А и Т-40АМ проверяют при снятой ведущей шестерне главной передачи в сборе со стаканом. Для этого упирают шток приспособления в венец ведомой шестерни главной передачи и, перемещая ломиком корпус дифференциала в осевом направлении, фиксируют показания индикатора.

У тракторов К-700 и К-701 при осевом перемещении корпуса дифференциала, превышающем 0,3 мм, заменяют двухрядный конический роликоподшипник. У тракто-ров МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52 и МТЗ-52Л в этом слу. чае регулируют конические роликоподшипники дифференциала. У тракторов Т-40А и Т-40АМ при осевом перемещении дифференциала, превышающем 0,5 мм, заменяют шариковые подшипники.

Проверка и регулировка осевого зазора в передни* радиальио-упорных подшипниках вторичного вала ко-робки передач трактора Т-74. Снимают крышку с регу« лировочными прокладками и устанавливают ее без прокладок; затягивают болты и измеряют зазор между фланцем крышки и торцом стакана подшипников. Затеи! снимают крышку и кладут под нее набор прокладок толщиной, превышающей величину измеренного зазора на 0,1 мм. Устанавливают крышку на место и затягивают болты.

Проверка и техобслуживание системы автоматической блокировки дифференциала заднего моста тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л. Необходимо следить за герметичностью системы и надежностью крепления корпуса муфты. Если внутрь муфты попадает масло, следует разобрать муфту и устранить течь, замасленные диски промыть в бензине и просушить. В случае заедания крана управления или золотника в корпусе датчика снимают датчик и промывают детали в чистом дизельном топливе.

Оценка состояния составных частей. При достижении предельного износа шестерен, шлицев валов, вилок переключения, а также при наличии на зубьях шестерен изломов, сколов, трещин и других повреждений силовая передача подлежит ремонту. При предельном износе отдельных пар, например шестерен главной передачи, следует заменить указанные пары и выполнить необходимые регулировки.

Регулировка подшипников главной передачи и дифференциала

Подшипники ведущих шестерен главных передач тракторов Т-150 и Т-150К. Вывернув болты (рис. 5) и действуя двумя длинными болтами как съемниками, вынимают стакан (при отсоединенном карданном вале). Зажав фланец стакана в тиски, затягивают гайку до отказа. Проверяют зазор в подшипниках, проворачивая шестерню рукой. При наличии заметного зазора измеряют его с помощью приспособления КИ-4850. Затем, отвинтив гайку, сняв фланец, крышку корпуса с сальниками, маслосгонное кольцо и подшипник, вынимают прокладки толщиной, равной величине измеренного зазора плюс 0,02.. .0,05 (на натяг).

Рис. 5. Главная передача трактора Т-150К: 1 — болт; 2— гайка; 3 —фланец; 4 — болт; 5 — крышка корпуса; б, 7 — регулировочные прокладки; 8 — стакан подшипников; 9 — ведущая шестерня; 10 — ведомая шестерня; 11,12,13,14 — подшипники

Собирают стакан и, не надевая крышку, проверяют затяжку подшипников по крутящему моменту (без сальников), который должен быть 0,06. ..0,14 кгс-м. Затем, заметив положение гайки относительно торца хвостовика шестерни (путем нанесения меток кернером), отвинчивают ее, ставят на место крышку и затягивают гайку до отмеченного положения.

Примечание. Зазоры в подшипниках дифференциала (Т-150К) и ступиц ведомых шестерен главных передач (Т-150) в процессе эксплуатации не регулируют. Эти подшипники регулируют только при сборке или замене деталей одновременно с регулировкой бокового зазора между зубьями шестерен главной передачи.

Подшипники вторичного вала коробки передач тракторов Т-70С, Т-54В, МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, MT3-82J1, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50ПЛ. Разъединяют коробку передач с задним мостом. Снимают коническую шестерню со вторичного вала, расшплинтовав и отвинтив корончатую гайку, и вывертывают болты крепления стакана заднего подшипника вторичного вала. Ввертывая два болта в де-монтажные отверстия во фланце, выпрессовывают стакан на нужную величину и вводят под его фланец требуемое количество регулировочных прокладок.

Ввертывают болты крепления стакана и убеждаются в правильности регулировки подшипников. При правильной регулировке усилие, необходимое для прокручивания вторичного вала, должно быть равно 7.. .8 кгс на плече 100 мм.

У тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л одновременно с регулировкой подшипников вторичного вала регулируют подшипники промежуточной шестерни раздаточной коробки путем затяжки корончатой гайки до устранения ощутимого зазора, который не должен превышать 0,15 мм.

Подшипники ведущей шестерни главной передачи и дифференциала переднего моста тракторов МТЗ-82, MT3-82JI, МТЗ-52, MT3-52J1. Сняв шестерню в сборе со стаканом, зажимают ее в тиски, расшплинтовывают корончатую гайку и завинчивают ее до отказа ключом с плечом 700 мм. Проверяют зазор в подшипниках, прокручивая шестерню рукой. При наличии заметного зазора измеряют его с помощью приспособления КИ-4850, а затем вынимают одно из колец, после чего сшлифовы-вают его на величину зазора в подшипниках плюс 0,02… 0,05 мм (па натяг). Устанавливают регулировочные кольца и остальные детали, полностью затягивают корончатую гайку до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинтовки.

Освобождают шестерню и зажимают в тиски стакан за фланец. Проверяют динамометром затяжку подшипников шестерни, зацепив крючок за ушко фланца кардана. При правильно отрегулированном натяге в подшипниках стрелка динамометра должна показывать усилие 3.. .7 кгс, что соответствует крутящему моменту 0,12.. .0,28 кгс-м.

Чтобы отрегулировать подшипники дифференциала, вывертывают болты крепления крышки к корпусу переднего моста настолько, чтобы можно было удалять разрезные регулировочные прокладки, находящиеся между фланцами крышки и корпуса. Зная величину измеренного зазора, удаляют соответствующее количество регулировочных прокладок с таким расчетом, чтобы после затяжки болтов осевой зазор в подшипниках находился в пределах 0,05. ..0,10 мм.

Подшипники ведущей шестерни главной передачи и дифференциала переднего моста тракторов Т-40А, Т-40АМ. Проверяют с помощью приспособления КИ-4850 осевой зазор в подшипниках. Если зазор превышает 0,3 мм, заменяют шариковые подшипники. У трактора Т-40А регулируют конические роликовые подшипники ведущей шестерни.

Подшипники вала ведомой шестерни главной передачи (дифференциала) факторов Т-130, Т-100М, Т-54В,

Т-70С, Т-38М, МТЗ-80, MT3-80J1, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52 Л, МТЗ-50ПЛ. Зазор в подшипниках регулируют путем удаления необходимого количества регулировочных прокладок из-под стакана подшипника, расположенного с тыльной стороны ведомой шестерни. При этом добиваются тугого вращения вала, т. е. возможности прокручивания его рукой при затянутых стаканах. Затем добавляют прокладки общей толщиной 0,2 мм и окончательно закрепляют стаканы подшипников.

Чтобы сохранить боковой зазор в зацеплении приработавшихся шестерен главной передачи и обеспечить совпадение вершин образующих конусов, толщину набора прокладок под корпусом подшипника, находящегося со стороны зубьев ведомой шестерни, изменять не рекомендуется.

Подшипники вала ведомой шестерни главной передачи тракторов Т-74, ДТ-54А. Зазор в подшипниках регулируют регулировочной гайкой, расположенной с тыльной стороны ведомой шестерни главной передачи. Для этого ослабляют затяжку болтов крепления листа около люка, отвинчивают на один-два оборота гайки крепления перегородки, расположенной с правой стороны, и снимают маслоотражательный щиток и стопорную пластину с регулировочной гайки. Завинчивают регулировочную гайку до полного устранения осевого перемещения вала, после чего отвинчивают ее на пять — семь зубьев. Передвигают стакан подшипника до упора регулировочной гайки в торец перегородки и повертывают вал ломиком на один оборот. Затягивают до отказа гайки крепления перегородки.

Проверка и регулировка подшипников конечных передач

Тракторы К-700, К-701, Т-150, Т-150К. У тракторов К-700, К-701 и Т-150К поднимают колесо проверяемого редуктора домкратом или другим подъемным устройством до отрыва колеса от пола; у трактора Т-150 снимают с ведущего колеса (рис. 6) гусеницу.

Закрепив около колеса приспособление КИ-4850,упирают шток приспособления в торец колеса. Перемещая колесо в осевом направлении, фиксируют показание индикатора.

Рис. 6. Конечная передача трактора Т-150: 1 — водило; 2 — солнечная шестерня; 3— гайка; 4, 6 — конический роликовый подшипник; 5 — полуось; 7 — ведущее колесо; 8— гайка со штифтом; 9— стопорная шайба; 10 — контргайка

Если осевое перемещение колеса у тракторов К-700 и К-701 превышает 0,5 мм, необходимо заменить шариковые подшипники колесного редуктора. У тракторов Т-150 и Т-150К при осевом перемещении ведущего колеса, превышающем 0,3 мм, устраняют зазор в конических роликоподшипниках следующим образом.

Снимают водило, отвинтив гайки. Вынимают солнечную шестерню с полуосью. Отвинтив контргайку и сняв стопорную шайбу, затягивают гайку так, чтобы получить небольшой натяг. При этом следует поворачивать ведущее колесо в обоих направлениях, чтобы не было перекоса роликов в кольцах подшипников. Отпускают гайку до совпадения стопорного штифта гайки с отверстием в стопорной шайбе после установки ее на место. Установив стопорную шайбу, затягивают контргайку и собирают колесо в последовательности, обратной разборке.

Тракторы Т-4А, Т-100М. Снимают с ведущего колеса гусеницу. Установив индикатор по центру ведущего колеса и перемещая колесо в осевом направлении, определяют величину зазора в подшипниках ведомой шестерни конечной передачи. Если перемещение колеса превышает 0,5 мм, регулируют подшипники в следующем порядке.

У трактора Т-4А приподнимают корпус заднего моста, снимают защитный кожух и разъемный корпус уплотнения. Вывертывают болты крепления подшипника оси, ослабляют болты крепления крышки кулака раскоса гусеничной тележки и опускают тележку. Снимают крышку, упорную шайбу и подшипник оси вместе с пружинами, манжетами и нажимной шайбой. Вывертывают болты крепления ведущего колеса и снимают корпус сальника.

У трактора Т-100М ослабляют затяжку стяжного болта подшипника полуоси.

Затем специальным ключом затягивают регулировочную гайку до отказа с усилием 100 кгс на плече 1 м, одновременно провертывая ведущее колесо на три-четыре оборота (во избежание перекоса подшипников). После этого отвинчивают регулировочную гайку на одно стопорное отверстие (один зубец), обеспечив осевой зазор 0,15. ..0,20 мм в подшипниках ведущего колеса.

Тракторы Г-74, ДТ-54А. Осевой зазор в подшипниках осей ведомых шестерен конечных передач проверяют с помощью приспособления КИ-4943, состоящего из стальной чашки и двух болтов. С противоположной (пустотелой) стороны чашка имеет три прорези для ввода щупа, расположенные по отношению друг к другу под углом 120°.

Чтобы измерить зазор, снимают колпак ведущего колеса, вывертывают два болта, надевают на прижимную шайбу чашку приспособления и ввертывают болты приспособления до отказа в свободные отверстия оси ведомой шестерни. Измеряют щупом через прорези чашки в трех местах зазор между торцами прижимной шайбы и внутренней обоймы подшипника. Номинальный зазор равен 0,15.. .0,20 мм. Если величина зазора превышает 0,5 мм, подшипники регулируют. Для этого снимают приспособление и упорную шайбу и удаляют регулировочные прокладки соответствующей толщины. Закрепляют шайбу одним болтом и вновь проверяют зазор. При номинальном зазоре снимают приспособление, ввертывают болты крепления шайбы, стопорят головки болтов проволокой и устанавливают на место колпак ведущего колеса.

Тракторы МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52 и МТЗ-52Л. Проверяют и, если необходимо, регулируют зазор в подшипниках (рис. 8) полуоси и вертикального вала, а также в подшипниках ступицы ведомой шестерни нижней конической пары каждого колесного редуктора переднего ведущего моста. Зазор в подшипниках полуоси и вертикального вала проверяют, уперев шток приспособления КИ-4850 в торец соответствующей конической шестерни при снятой крышке и перемещая полуось или вал в осевом направлении. Зазор в подшипниках измеряют, уперев шток приспособления в торец приподнятого колеса трактора и перемещая колесо в осевом направлении.

Если осевое перемещение полуоси, вертикального вала или колеса превышает 0,3 мм, проводят соответствующую регулировку в описанной ниже последовательности.

торца одного из регулировочных колец, установленных .между внутренними обоймами подшипников. Для этого вывинчивают пробку и сливают масло. Приподняв передний мост до отрыва колеса от опоры, вывертывают гайки и снимают колесо в сборе с фланцем и ведомой шестерней. Вывертывают болты крепления стакана подшипников к крышке редуктора, расстопорива-ют и вывертывают два болта, после чего разбирают окончательно подшипниковый узел. Затем ошлифовывают торец шайбы до устранения заметного осевого зазора в подшипниках.

У тракторов МТЗ-52 и МТЗ-52Л осевой зазор в подшипниках полуоси и вертикального вала уменьшают шлифовкой дистанционных втулок, находящихся между внутренними обоймами подшипника. В подшипниках ступицы ведомой шестерни нижней конической пары зазор регулируют, завинтив регулировочную гайку до заметного возрастания сопротивления прокручиванию колеса, а затем отвинтив ее на Vio оборота и законтрив. Для этого необходимо снять фланец диска колеса и корпус сальника в сборе с сальником.

Примечание. Во избежание нарушения зацепления нижней пары конических шестерен колесного редуктора при регулировке подшипников ступицы ведомой шестерни у тракторов МТЗ-52 и MT3-52JI необходимо следить за тем, чтобы не провернулся регули-ровочно-стяжной болт.

Тракторы Т-40А, Т-40АМ. Измеряют осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни колесного редуктора переднего ведущего моста, подведя индикатор к торцу вилки соответствующей ведущей шестерни и перемещая вилку в осевом направлении. Если осевое перемещение вилки превышает 0,3 мм, его устраняют путем удаления регулировочных прокладок соответствующей толщины.

Рис. 8. Колесный редуктор переднего ведущего моста тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л: 1 — стакан подшипников; 2 — регулировочные кольца; 3 — болт; 4, 5, 10, 12 — подшипники; 6 — фланец диска колеса; 7—гайка крепления диска; 8— ведомая шестерня; 9 — крышка редуктора; 10 — крышка; 13, 14 — гайки; 15 — ведущая шестерня; 16 — сливная пробка

Осевой зазор в шарикоподшипниках ведомой шестерни колесного редуктора измеряют, подведя шток приспособления к торцу соответствующего переднего колеса и перемещая колесо в осевом направлении в приподнятом состоянии. Если осевое перемещение колеса превышает 0,5 мм, подшипники заменяют.

Тракторы Т-25, Т-25А1, самоходное шасси Т-16М. Поднимают поочередно ведущие колеса до отрыва их от опоры. Снимают колесо с трактора и, перемещая диск в осевом направлении, измеряют индикатором зазор в подшипниках конечной передачи. Если зазор превышает 0,5 мм, необходима регулировка. Для этого снимают защитный колпак, а также корпус сальника вместе с сальником (Т-16М). Отвинчивают корончатую гайку и, ввертывая равномерно два болта во фланец стакана подшипника, вытягивают стакан на 2…3 мм из корпуса, после чего вывертывают оба болта. Подклады-вают под фланец стакана сверху и снизу столько парных половин регулировочных прокладок, чтобы осевой зазор в подшипниках уменьшился до 0,1. . .0,2 мм. Собирают конечную передачу в обратной последовательности.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - ТО трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Силовая передача трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства