Параметры технического состояния
К основным параметрам технического состояния механизмов управления поворотом гусеничных тракторов относятся: износное состояние муфт поворота и упругость нажимных пружин; свободный и полный ход рычагов управления поворотом; износное состояние тормозов и ход тормозных педалей.
Управляемость гусеничных тракторов зависит главным образом от состояния муфт поворота и тормозов. При чрезмерном износе фрикционных накладок муфт уменьшается сила сжатия дисков нажимными пружинами, а также площадь соприкосновения ведущих и ведомых дисков (из-за коробления и неравномерного износа их рабочих поверхностей). В результате снижается сила трения между дисками и муфты начинают пробуксовывать.
Пробуксовка дисков возможна также при попадании масла в отсеки муфт через дефектные сальники главной и конечных передач, а также при отсутствии свободного хода рычагов управления поворотом. При чрезмерно большом свободном ходе рычагов диски полностью не разъединяются, что затрудняет повороты трактора и ухудшает качество полевых работ.
Действие тормозов зависит от состояния тормозных лент и барабанов, а также хода педалей управления, который необходимо периодически проверять и регулировать.
Управляемость тракторов Т-4А, ДТ-75М, ДТ-75 зависит от состояния планетарного механизма поворота и правильности его регулировки.
Механизмы управления поворотом гусеничных тракторов Т-4А, Т-130, Т-100, Т-54В, Т-70С оборудованы гидроусилителями, от состояния которых зависит усилие на рычагах управления. При неисправном гидроусилителе это усилие резко возрастает, что повышает утомляемость тракториста.
Параметрами технического состояния механизмов управления и тормозов колесных тракторов являются свободный ход рулевого колеса и усилие на его ободе, износное состояние составных частей тормозов и ход тормозных педалей; у тракторов, оборудованных гидроусилителем рулевого управления,— давление открытия предохранительного клапана, состояние клапана потока масла в гидроусилителе, износное состояние распределителя и подача гидравлического насоса.
У тракторов, оборудованных пневматической системой тормозов, надежность работы тормозной системы зависит от состояния компрессора, натяжения ремня привода компрессора, герметичности системы, давления воздуха в ней, состояния регулятора давления и износ-ного состояния составных частей тормозной системы.
Обобщенным и оценочным параметром состояния механизмов управления поворотом и тормозов гусеничных и колесных тракторов являются легкость и удобство управления и надежность торможения при любых условиях работы тракторных агрегатов. Это обеспечивается прежде всего соблюдением правил эксплуатации и технического обслуживания перечисленных составных частей.
Проверка и регулировка механизмов управления поворотом гусеничного трактора
У гусеничных тракторов проверяют и, если необходимо, регулируют ход рычагов и педалей управления. Перечисленные параметры регулируют в следующем порядке.
У тракторов Т-4А снимают крышку регулировочных люков, расположенных на задней плоскости корпуса заднего моста.
Тормоз солнечной шестерни регулируют регулировочной гайкой: вращая гайку, затягивают тормозную ленту на шкиве до утопания контрольного штифта, расположенного на задней стенке корпуса заднего моста против рычага тормоза солнечной шестерни. Затем проверяют зазор между рычагами управления тормозами и планкой пола кабины, который регулируют изменением длины тяги механизма управления поворотом.
Остановочный тормоз регулируют гайкой. Для этого полностью затягивают тормозную ленту на шкиве, после чего отпускают на 3,5. ..4 оборота. Проверяют положение педалей управления тормозами. Педали должны упираться в планку пола кабины. Положение педалей регулируют, изменяя длину тяг управления тормозами.
У трактора Т-130 для регулировки свободного хода рычага механизма управления поворотом снимают панели пола кабины, открывают крышки люков корпуса силовой передачи и отсоединяют от рычага тяги сервомеханизма; завинчивая шаровые гайки, поджимают рычагами поршни сервомеханизма до отказа. Устанавливают рычаг механизма управления вертикально и, отрегулировав длину тяг регулировочными вилками, присоединяют их к рычагу. После этого, отвинчивая шаровые гайки, устанавливают номинальный свободный ход рычага механизма управления поворотом по концу рукоятки.
Чтобы отрегулировать тормоза, снимают задний щиток, закрывающий доступ к сервомеханизму, и крышки верхних люков корпуса силовой передачи. Выключив муфту поворота со стороны проверяемого тормоза, переводят рычаг механизма управления поворотом назад до отказа. При этом должна быть обеспечена полная затяжка ленты тормоза; при переводе рычага вперед пружина должна обеспечить полное возвращение системы тяг и ленты в положение полного отключения тормоза. В случае необходимости изменяют длину тяг регулировочными вилками. При положении двуплечего рычага, соответствующем полному отключению тормоза, верхняя лента силой собственной упругости должна поджиматься упором в сферу регулировочной гайки. Регулировку проводят, вращая регулировочную гайку.
У трактора Т-100М свободный ход рычагов механизма управления поворотом регулируют через открытые смотровые люки, расположенные сзади, шаровой гайкой при отпущенной контргайке. Натяжение тормозных лент регулируют специальной гайкой при снятых крышках люков, находящихся на верхнем листе корпуса муфт поворота.
У тракторов ДТ-75 и ДТ-75М для регулировки свободного хода рычагов механизма управления поворотом снимают крышки регулировочных люков коробки управления и крышки двух средних люков, расположенных на задней стенке корпуса силовой передачи. Затягивают каждую регулировочную гайку до совмещения проточки на штоке с плоскостью проушины. При этом параллельные грани регулировочных гаек выставляют в вертикальное положение. Измеряют свободный ход рычагов. Если он не соответствует номинальным значениям, регулируют длину тяг тормозов планетарных механизмов.
Чтобы отрегулировать ход педалей остановочных тормозов, снимают крышки двух крайних регулировочных люков, расположенных на задней стенке корпуса силовой передачи, и устанавливают зуб проверяемой педали в первую впаднну сектора. Полностью завинчивают регулировочную гайку и обтягивают тормозную ленту на шкиве остановочного тормоза. Параллельные грани этой гайки выставлят в вертикальное положение.
Для проверки правильности регулировки длины тяг отсоединяют их от педалей остановочных тормозов и подают вперед до упора пальцев тормозных лент во впадины кронштейнов (при этом слышится характерный щелчок). Удерживая обе тяги в переднем положении, выставляют педали вертикально так, чтобы они не касались упоров. При указанных положениях тяг и педалей отверстия в вилках должны совпадать с отверстиями педалей. Если необходимо, регулируют длину тяг педалей.
У тракторов Т-74, ДТ-54А снимают сиденье тракториста. Для регулировки свободного хода рычагов управления поворотом отпускают стяжной болт наконечника тяги управления. Изменяя длину тяги вращением наконечника с шаровой головкой, добиваются требуемого свободного хода каждого рычага управления поворотом, после чего затягивают стяжной болт до отказа.
Чтобы отрегулировать тормоза, устанавливают педаль каждого тормоза в крайнее заднее положение и, изменяя длину тяги управления тормозом, устанавливают рычаг тормоза под углом 15° назад от вертикали. Завинчивают регулировочную гайку до отказа, а затем отвинчивают ее на шесть-семь оборотов. Проверяют полный ход педали.
У тракторов Т-54В и Т-70С полный (Т-54В) и свободный (Т-70С) ход рычагов управления регулируют изменением длины тяг, предварительно отсоединив их. Затем у трактора Т-54В проверяют и, если необходим, регулируют зазор между упорами рычагов управления (см. табл. 42), перемещая вперед или назад неподвижные упоры, а у трактора Т-70С — полное перемещение поршня гидроусилителя (при работающем дизеле).
Тормоза у этих тракторов регулируют путем завинчивания регулировочной штанги до полного выбора зазора между тормозной лентой и барабаном и последующего вывинчивания на четыре оборота, обеспечив номинальный ход тормозной педали.
У трактора Т-38М снимают крышки люков на верхнем листе заднего моста, отпускают стяжной болт и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт отводки, устанавливают зазор между опорной чашкой винта и коленчатым рычагом 1,2. ..2 мм. Убеждаются в правильности регулировки по свободному ходу рычага управления. Затем, сняв крышку люка тормозной коробки п отпустив контргайку на шпильке верхнего конца тормозной ленты, затягивают гайку на конце шпильки до упора и отпускают на 2,5.. .3 оборота.
У тракторов всех марок после регулировки тормозов устанавливают равномерный зазор между тормозной лентой и шкивом каждого тормоза. Для этого, отпустив контргайку установочного винта, расположенного снизу, завинчивают винт до отказа (до соприкосновения тормозной ленты с поверхностью барабана), а затем, отвинтив его па 1.,.1,5 оборота, затягивают контргайку.
Проверка и регулировка механизма управления поворотом трактора Т-150
Проверяют зазор между барабанами тормозов и тормозными лентами. Для этого при отпущенной педали тормоза ставят двуплечий рычаг под углом 4°30’ к горизонтали. Удерживая рычаг в указанном положении, измеряют щупом зазор между барабаном и колодками тормозной ленты. При правильно отрегулированном тормозе зазор должен быть 1,5. ..2 мм по всей окружности.
Если зазор не соответствует приведенным значениям, его изменяют регулировочной гайкой. Для этого завинчивают гайку до отказа, а затем вывинчивают на 5…6 оборотов. После регулировки измеряют щупом зазор в верхней и нижней частях тормоза. Если он окажется неодинаковым, регулируют равномерность зазора регулировочным винтом.
Проверяют правильность регулировки привода тормозов. Для этого, подведя педаль (рис. 1) горного тормоза вверх до касания ее резиновым упором в полик кабины, убеждаются, что рычаг управления тормозом находится в вертикальном положении. При необходимости регулируют длину тяги управления тормозом. Затем при указанном положении рычага убеждаются, что площадки рычага упираются в пальцы В и А рычагов управления тормозами. При необходимости регулируют длину вертикальных тяг. При указанных положениях рычагов звенья тяг должны быть вытянуты в прямую линию, а тормозные ленты расторможены.
Проверяют механизм управления клапанами сброса давления в следующей последовательности.
Отсоединяют тяги от рычагов клапанов сброса давления и снимают пружины. Установив рулевое колесо поочередно в левое и правое второе фиксированное положение (путем поворота на 42° — до щелчка фиксатора), проверяют положения пальцев Б и Г рычагов. Пальцы должны слегка касаться площадок соответственно левого и правого рычагов. При необходимости регулируют положение рычагов регулировочной муфтой. Возвратив рулевое колесо в исходное положение, установив на место пружины и присоединив тяги к рычагам, проверяют щупом зазор между рычагами и поводком. Зазор должен быть 0,5.. .1 мм. При необходимости регулируют величину зазора регулировочной муфтой.
Проверяют механизм управления гидравлическими распределителями в следующей последовательности.
Установив рычаги распределителей в крайнее нижнее положение (первая передача), убеждаются, что рычаги находятся в горизонтальном положении, а расстояние между проушинами этих рычагов, соединенных с тягами, и верхней площадки корпуса коробки передач равно 76.. .80 мм. При этом рычаги переключения передач (поворота трактора с фиксированными радиусами) должны быть в одной плоскости и находиться у прорези первой передачи, В противном случае регулируют длину тяг.
Установив рычаги в положение первой и четвертой передач, убеждаются в наличии между ними и упорами указателя зазора. При отсутствии зазора регулируют длину тяг.
Проверка муфт поворота
Техническое состояние муфт поворота оценивают по усилию, прикладываемому к рычагу управления поворотом в момент трогания соответствующей гусеницы. Это усилие измеряют пружинным динамометром ДПУ-0,02-2.
Состояние муфт проверяют в следующей последовательности. Устанавливают трактор на ровную горизонтальную площадку с покрытием и останавливают дизель. Проверяют и, если необходимо, регулируют механизмы управления поворотом.
Пускают дизель, устанавливают минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала и, выключив главную муфту сцепления, включают первую передачу.
Выключают обе муфты поворота, переместив рычаги (рис. 2) управления назад до отказа и удерживая при этом один из рычагов с помощью динамометра. Включают главную муфту сцепления и, плавно отпуская рычаг, удерживаемый с помощью динамометра, фиксируют его показание в момент трогания гусеницы с места. Измерения проводят три раза. Аналогично измеряют усилие на другом рычаге управления поворотом, соответствующее моменту начала трогания гусеницы с места. Результаты измерений сравнивают со следующими данными.
Если измеренное усилие хотя бы на одном рычаге, достигло предельного значения, муфты ремонтируют.
Трогание гусеницы с места должно быть плавным, без рывков. Наличие рывков свидетельствует о неисправности муфты поворота (короблении или расслоении фрикционных накладок, ослаблении заклепок, поломке пружин).
Примечание. Во избежание несчастных случаев во время проверки состояния муфт поворота описанным способом запрещается находиться вблизи трактора. .
Проверка и регулировка свободного хода рулевого колеса и усилия на его ободе
Указанные параметры определяют с помощью универсального прибора НИИАТ К-402 (рис. 3).
Состоит из двух самостоятельно действующих приспособлений: динамометра для измерения усилия на ободе и люфтомера для определения свободного хода рулевого колеса. Динамометр закрепляют на ободе рулевого колеса хомутом. К динамометру шарнирно прикреплена шкала люфтомера. Указатель люфтомера закрепляют неподвижно на рулевой колонке.
Свободный ход рулевого колеса и усилие на его ободе определяют в следующем порядке.
Устанавливают на рулевое колесо прибор К-402. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазора в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход — 20 … 25°; допускаемый — 36°.
Примечание. У трактора Т-25 свободный ход рулевого колеса не регулируется. При свободном ходе, превышающем 60°, заменяют изношенные составные части.
Определяют усилие на ободе рулевого колеса, характеризующее трение в рулевом механизме. Для этого отсоединяют продольную тягу от рулевой сошки. При наличии гидроусилителя руля (тракторы К-701, К-700, Т-150К, МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50Г1Л, Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ) пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Устанавливают рулевое колесо в среднее положение; приближают к корпусу динамометра фиксаторное кольцо на одной из рукояток динамометра и, медленно потягивая за противоположную рукоятку, как показано на рисунке 44, повертывают рулевое колесо до отказа. Осторожно освобождают рукоятку динамометра и по положению фнксаторного кольца на шкале противоположной рукоятки отсчитывают усилие. Аналогично измеряют усилие на ободе колеса при повороте его в другую сторону.
При исправном состоянии рулевого механизма усилие на ободе рулевого колеса должно быть не более 8 кгс (у тракторов с гидроусилителями руля — не более 5 кгс).
В случае отсутствия прибора К-402 свободный ход рулевого колеса проверяют жидкостным угломером КИ-13912, а усилие на его ободе — динамометром..
Если свободный ход рулевого колеса превышает 36°, его регулируют описанными ниже способами.
У тракторов К-700 и К-701 устраняют зазоры в шарнирах тяг следящего устройства. Для этого устанавливают трактор на горизонтальную площадку и останавливают дизель. Покачивая рулевое колесо в обе стороны, проверяют зазоры в головках шаровых пальцев следящего устройства. При наличии зазора между сухариками и пальцем расшплинтовывают пробку шарнира и ввертывают пробку до отказа. Затем, вывернув пробку до совпадения ближайших шплинтовочных отверстий, зашплинтовывают ее.
При необходимости регулируют роликовые конические подшипники вала сошки и зацепление червячной пары, изменяя толщину уплотнительных прокладок под боковыми крышками картера рулевого механизма. Во избежание смещения сектора по отношению к червяку толщина прокладок под каждой крышкой должна быть одинаковой.
У трактора Т-150К сначала устраняют зазор в шарнирах тяги обратной связи. Для этого, вынув шплинт, завинчивают пробку шарового соединения до отказа, а затем, отвинтив ее до совмещения прорези с ближайшими отверстиями в головке штанги, зашплин-товывают пробку.
Затем проверяют зазор в зацеплении червяк — сектор. Для этого подводят к торцу А (рис. 4) вала сектора ножку индикатора или шток приспособления для измерения зазоров. Перемещая вал в осевом направлении, фиксируют показания индикатора. При номинальном зазоре в зацеплении осевое перемещение вала равно: в среднем положении — до 0,05 мм, в крайних положениях— 0,25.. .0,60 мм. Если зазор в средней части превышает 0,10 мм, необходима регулировка.
Прежде чем регулировать зацепление, проверяют правильность сборки рулевого механизма. При среднем положении сектора риски Е (на валу сектора), К (на корпусе рулевого механизма) и Л (на сошке) должны совпадать.
Зацепление регулируют в следующем порядке.
Отсоединяют от сошки 9 тягу обратной связи. Снимают крышку и упорную шайбу с регулировочной шайбой. Измерив толщину шайбы, подбирают вместо нее шайбу такой толщины, чтобы после сборки узла обеспечивалось номинальное осевое перемещение вала сектора. Ставят на место снятые детали и, тщательно затянув крышку болтами, снова проверяют осевое перемещение вала. Если при номинальном осевом перемещении вала в среднем положении перемещение в крайних положениях окажется менее 0,25 мм, червячную пару заменяют.
Проверяют плавность зацепления червячной пары: при вращении рулевого колеса из одного крайнего положения в другое в обоих направлениях сектор должен обкатываться по червяку без заедания и прихватов.
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50ПЛ сначала устраняют зазор в шарнирных соединениях рулевых тяг. Расстопорив регулировочные пробки, ввертывают каждую пробку до устранения зазора в шарнирном соединении и стопорят.
Если после этого свободный ход рулевого колеса превышает допускаемое значение, регулируют зацепление червячной пары эксцентриковой втулкой. И, наконец,при необходимости регулируют зацепление сектора механизма управления с рейкой штока силового цилиндра. Зазор в зацеплении устраняют, удалив необходимое количество регулировочных прокладок из-под фланца, закрепленного на корпусе гидроусилителя.
У тракторов ПМЗ-6Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС сначала устраняют зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг. Затем регулируют подшипники червяка с помощью прокладок при снятой крышке корпуса рулевого механизма, полностью устраняя осевое перемещение вала рулевого колеса. После этого, если необходимо, регулируют зацепление червячной пары, для чего снимают рулевой механизм, отвинчивают контргайку регулировочного винта и завинчивают винт до устранения ощутимого зазора в зацеплении.
По окончании регулировки затягивают контргайку и устанавливают на место гайку-колпачок.
У самоходного шасси Т-16М сначала проверяют зазор между сектором и малой конической шестерней промежуточного вала —по колебанию большой конической шестерни при снятой рулевой колонке. Указанный зазор регулируют при колебании шестерни по наружному диаметру, превышающем 1 мм, с помощью регулировочных прокладок. Затем, если необходимо, регулируют боковой зазор между зубьями большой шестерни промежуточного вала и шестерни рулевого вала. Этот зазор регулируют с помощью разрезных регулировочных прокладок, помещенных между фланцем кронштейна рулевой колонки и верхней плоскостью заднего бруса.
Обслуживание гидравлической системы управления поворотом
Чтобы обеспечить четкую, бесперебойную и долговечную работу рулевого управления тракторов, оборудованных гидроусилителями руля, необходимо прежде всего своевременно и качественно выполнять работу по тех-ническому обслуживанию гидросистемы управления поворотом. Нужно также следить за состоянием резьбовых соединений, не допуская течи масла из емкостей.
Масляный бак гидравлической системы следует заправлять чистым, профильтрованным маслом соответствующего сорта. Необходимо регулярно проверять уровень масла в емкостях и доливать свежее масло до верхней метки на масломерной линейке (К-700, К-701, МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-50, МТЗ-бОЛ, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50ПЛ), до середины масломер-ного стекла бака гидросистемы управления поворотом (Т-150К), до уровня отверстия контрольной пробки (Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ).
Следует регулярно смазывать солидолом пальцы шарниров гидроцилиндров управления поворотом (К-700, К-701, Т-150К) и другие трущиеся сочленения, снабженные масленками.
При ТО-3 нужно заменять масло в емкости с промывкой гидросистемы дизельным топливом при работе трактора в течение 5. ..7 мин. Перед этим очищают и промывают фильтры в следующем порядке.
У тракторов К-700, К-701 и Т-150К вынимают из бака корпус основного фильтра с фильтрующими элементами, разбирают фильтр и тщательно промывают в дизельном топливе фильтрующие элементы и другие детали. Снимают, очищают и промывают магнит (К-700, К-701), сапун (Т-150К), а также крышку и фильтр заливной горловины.
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-50, МТЗ-бОЛ, МТЗ-52, МТЗ-52Л и МТЗ-50ПЛ очищают и промывают сливной фильтр гидроусилителя руля. Для этого поднимают облицовку радиатора, отсоединяют дренажный трубопровод от крышки корпуса фильтра, отпускают контргайку и вывертывают из крышки на пол-оборота регулировочный болт, Затем, вывернув болты крышки и ввернув два монтажных болта в монтировочные резьбовые отверстия крышки, снимают ее. Отсоединяют сливной трубопровод, вывертывают редукционный клапан (МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л) или штуцер для подсоединения трубопровода (МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50ПЛ) и вынимают фильтр. Промывают его в чистом дизельном топливе, проверяют и, если необходимо, подтягивают гайку крепления сектора. После сборки и постановки на место фильтра и остальных частей регулируют осевое перемещение поворотного вала, ввернув регулировочный болт до упора в торец вала, а затем вывернув его на Vio-.-Ve оборота. Затягивают контргайку и устанавливают на место облицовку радиатора.
Состояние гидроусилителей без их разборки прове-ряют устройством КИ-5473-ГОСНИТИ для определения технического состояния гидросистем тракторов. Оно со-стоит из дросселя-расходомера с манометром, входного и сливного шлангов и комплекта присоединительных штуцеров.
С помощью данного устройства определяют подачу насосов гидросистем управления поворотом и навесного устройства, состояние распределителей и гидроцилиндров, давление открытия предохранительных клапанов, а также автоматического возврата золотников (гидросистема навесного устройства) и другие параметры гидросистем.
Подачу насосов измеряют при давлении в гидросистеме 100 кгс/см2.
Гидроусилители диагностируют в следующем порядке.
Проверка давления открытия предохранительного клапана. Подключают прибор КИ-5473-ГОСНИТИ к гидросистеме управления поворотом.
У тракторов К-700 и К-701 отсоединяют от распределителя нагнетательный маслопровод, идущий от регулятора расхода (К-701) или от насоса (К-700). Присоединяют к корпусу распределителя пустотелый технологический штуцер с тройником. К одному из штуцеров тройника присоединяют нагнетательный маслопровод, а ко второму — входной шланг прибора КИ-5473.
Вывертывают пробку заливной горловины из бака гидросистемы, ввертывают вместо пробки переходный штуцер и присоединяют к нему сливной шланг прибора.
У трактора Т-150К отсоединяют от клапана расхода нагнетательный маслопровод, идущий к распределителю, и подсоединяют к маслопроводу половину запорного устройства, применяемого для подключения к гидросистеме навесного устройства выносных цилиндров. К клапану расхода подсоединяют шланг с другой половиной запорного устройства.
Вывертывают штуцер из угловой муфты клапана расхода и на место этого штуцера устанавливают техноло-
логический штуцер- с тройником. К одному из штуцеров тройника присоединяют нагнетательный маслопровод, а к другому — входной шланг прибора КИ-5473, К свободному штуцеру тройника присоединяют шланг с половиной запорного устройства.
Вывертывают пробку заливной горловины из бака гидросистемы, ввертывают вместо пробки переходный штуцер и присоединяют к нему сливной шланг прибора.
У трактора «Беларусь», ЛТЗ (Т-40 и его модификации) вывертывают из клапанной коробки (тракторы «Беларусь») из корпуса гидроусилителя (тракторы ЛТЗ) коническую пробку заглушку, ввертывают вместо нее переходный штуцер (рис. 5) и присоединяют к штуцеру входной шланг 4 прибора КИ-5473. Сливной шланг соединяют с баком гидросистемы. У тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л устанавливают рычаг управления автоматической блокировкой дифференциала в позицию «Выкл.».
Пускают дизель, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала и, создав давление в нагнетательной магистрали 40.. .50 кгс/см2, прогревают масло в гидроусилителе до температуры 45…50 °С.
Устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Повертывают рукоятку прибора в позицию «Закрыто» и, удерживая рулевое колесо в крайнем левом или правом положении, определяют по манометру прибора давление, ограничиваемое предохранительным клапаном.
Если давление окажется ниже допускаемого или выше номинального значения, клапан регулируют. Для этого отвинчивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.
У трактора К-701 при невозможности достижения номинального давления открытия предохранительного клапана увеличивают подачу масла к распределителю путем вывинчивания регулировочного винта регулятора расхода, установленного на масляном насосе.
Если и в этом случае не будет получено требуемого давления, насос с регулятором расхода подлежит ремонту.
Диагностирование распределителя по расходу масла.
При проверке гидроусилителя на тракторе Т-150К останавливают дизель и соединяют между собой половины запорных устройств, подключенных к нагнетательному маслопроводу и клапану расхода. Пускают дизель. Устанавливают номинальную частоту вращения (см. табл. 20) и, удерживая рулевое колесо в одном из крайних положений, поворотом рукоятки прибора КИ-5473 устанавливают давление по манометру 50 кгс/см2 (у тракторов К-700 и К-701 — 70 кгс/см2). Записывают показание прибора и определяют расход масла, умножив это показание на 0,71 (для тракторов К-700 и К-701 —на 0,84).
Если расход масла окажется менее допускаемого значения (см. табл. 43), определяют подачу масляного насоса и оценивают состояние насоса и распределителя (у трактора К-701 проверяют состояние регулятора расхода).
У тракторов Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ, прежде чем определять подачу насоса, проверяют количество масла, поступающего в гидроусилитель через клапан потока. Для этого отсоединяют входной шланг прибора от переходного штуцера, вывертывают из крышки гидроусилителя штуцер и ввертывают на место пробку-заглушку. Отсоединяют нагнетательный маслопровод от гидроусилителя и присоединяют к маслопроводу входной шланг прибора (с помощью переходного штуцера),
Устанавливают рукоятку прибора в позицию «Открыто» и пускают дизель. Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивая рукоятку прибора, доводят давление до 50 кгс/см2 и по отметке на шкале прибора против стрелки определяют расход масла через клапан потока, умножив это показание на 0,71.
Расход масла через клапан потока должен быть равен 10.. .12 л/мин.
Если измеренный расход масла окажется не менее 10 л/мин, а расход в гидроусилителе — ниже 7 л/мии, гидроусилитель подлежит ремонту. Если расход масла через клапан потока менее 10 л/мин, определяют подачу, насоса гидросистемы и оценивают состояние насоса в клапане потока.
У тракторов К-701, К-700, Т-150К, прежде чем определять подачу насоса, проверяют состояние остальных составных частей гидросистемы управления поворотом. Благодаря этому снижается трудоемкость диагностирования.
Проверка состояния гидроцилиндров на тракторах К-700 и К-701. Заполняют полости гидроцилиндров прогретым маслом, сделав несколько поворотов колес трактора в обе стороны. Устанавливают колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению трактора, и останавливают дизель. Отсоединяют штоки гидроцилиндров от полурамы трактора.
Отсоединяют от гидроцилиндров маслопроводы, подключенные к задним (штоковым) полостям. На штуцеры и маслопроводы устанавливают заглушки. Пускают дизель и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала.
Проверяют герметичность уплотнений левого цилиндра. Для этого поворачивают рулевое колесо вправо и удерживают его в этом положении. Вращая рукоятку прибора КИ-5473 по часовой стрелке, создают давление 70 кгс/см2 и линейкой измеряют расстояние от головки штока до крышки гидроцилиндра. Через 3 мин повторяют измерение, после чего поворачивают рукоятку прибора в позицию «Открыто».
Если будет обнаружено перемещение штока, гидроцилиндр подлежит ремонту. При наличии течи масла через уплотнение между штоком и крышкой необходимо заменить уплотнительные кольца.
Аналогично проверяют герметичность уплотнений правого цилиндра, повернув рулевое колесо влево.
Останавливают дизель. Сняв заглушки, присоединя-ют маслопроводы к гидроцилиндрам.
Проверка состояния запорных клапанов на тракторе К-701. Отсоединяют от технологического штуцера тройник, вывинчивают штуцер из корпуса распределителя и завинчивают вместо него глухой технологический штуцер, предотвращающий доступ масла в распределитель. Присоединяют к этому штуцеру тройник с присоединенными к нему нагнетательным маслопроводом и входным шлангом прибора КИ-5473.
Проверяют герметичность левого запорного клапана. Для этого отсоединяют маслопровод от правого запорного клапана и устанавливают на штуцер клапана заглушку. Снимают со свободного штуцера технологического тройника заглушку и присоединяют к нему с помощью технологического шланга маслопровод, отсоединенный от правого запорного клапана. Пускают дизель и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. Поворачивая рукоятку прибора по часовой стрелке, доводят давление до 100 кгс/см2. Линейкой измеряют расстояние между головкой штока и крышкой гидроцилиндра и включают секундомер. Через 3 мин повторяют измерение, после чего поворачивают рукоятку прибора в позицию «Открыто».
Если будет обнаружено перемещение штока, запорный клапан подлежит ремонту.
Аналогично проверяют герметичность второго запорного клапана.
Останавливают дизель. Отсоединяют от тройника маслопровод и присоединяют его к штуцеру запорного клапана, сняв заглушку. Закрывают заглушкой освободившийся штуцер.
Проверка состояния регулятора расхода на тракторе К-701. Пускают дизель. Устанавливают минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала. Поворачивая рукоятку прибора по часовой стрелке, создают давление 70 кгс/см2 и, зафиксировав показание прибора, переводят рукоятку в позицию «Открыто».
Определяют количество масла, проходящего через дроссель регулятора расхода, умножив показание прибора на 0,84.
Номинальный расход масла через дроссель регулятора расхода равен 120 л/мин, допускаемый — 90 л/мин.
Если расход масла через дроссель регулятора окажется менее допускаемого значения, насос с регулятором следует проверить на стенде КИ-4200. Если расход масла в распределителе менее 78 л/мин, а расход через дроссель регулятора — не ниже 90 л/мин, определяют подачу насоса.
Проверка состояния гидроцилиндров на тракторе Т-150К. Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, заполняют полость гидроцилиндра прогретым маслом. Устанавливают поршень в гидроцилиндре в среднее положение и останавливают дизель. Отсоединяют шток гидроцилиндра от рамы. От правого запорного клапана 15 (рис. 6) отсоединяют маслопровод, идущий к задней (штоковой) полости гидроцилиндра. На клапан и маслопровод устанавливают заглушки.
Пускают дизель и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. Поворачивают рулевое колесо вправо до упора и, удерживая его в этом положении, поворотом рукоятки прибора создают давление 50 кгс/см2. Линейкой измеряют расстояние от головки штока до крышки цилиндра и включают секундомер. Через 3 мин еще раз измеряют указанное расстояние.
Если будет обнаружено перемещение штока, гидроцилиндр подлежит текущему ремонту (замена уплотнений).
При наличии течи масла через уплотнение между штоком и крышкой необходимо подтянуть уплотнение.
Проверка герметичности запорных клапанов на тракторе Т-150К. При среднем положении поршня в гидроцилиндре останавливают дизель. Отсоединяют от распределителя нагнетательный маслопровод, снимают с ранее отсоединенного от правого запорного клапана маслопровода заглушку и соединяют указанные маслопроводы между собой шлангом. На штуцер распределителя устанавливают заглушку.
Пускают дизель и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. Рукояткой прибора устанавливают давление 50 кгс/см2 и измеряют линейкой расстояние от головки штока до крышки гидроцилинд-ра. Через 3 мин повторяют измерение. Если будет обнаружено перемещение штока, запорный клапан подлежит замене.
Аналогично проверяют второй запорный клапан.
Проверка состояния клапана расхода на тракторе
Т-150К. Останавливают дизель. Вывертывают из угловой муфты клапана расхода тройник, отсоединив от него нагнетательный маслопровод насоса, входной шланг прибора и технологический шланг, соединенный с нагнетательным маслопроводом распределителя. Ввертывают в угловую муфту штуцер и присоединяют к нему маслопровод насоса. Отсоединяют технологический шланг от клапана расхода и присоединяют к клапану входной шланг прибора.
Пускают дизель и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. С помощью рукоятки прибора устанавливают по лимбу расход масла 36 л/мин. При этом давление, определяемое по манометру прибора, должно быть 50 кг/см2. Если давление не соответствует приведенному значению, необходимо отрегулировать клапан с помощью регулировочного винта.
Определение подачи насоса. Останавливают дизель.
У трактора К-701 отсоединяют от перепускного клапана маслопровод, подключенный к масляному радиатору. Закрывают заглушкой освободившийся штуцер и маслопровод.
У трактора Т-150К отсоединяют от клапана расхода нагнетательный маслопровод, идущий от насоса, и присоединяют к этому маслопроводу с помощью переходного штуцера входной шланг прибора КИ-5473.
У тракторов «Беларусь» отсоединяют входной шланг прибора от переходного штуцера, вывертывают штуцер из клапанной коробки и устанавливают на место коническую пробку-заглушку (рис. 7). Отсоединяют нагнетательный маслопровод 8 от гидроусилителя и присоединяют к нагнетательному маслопроводу входной шланг прибора с помощью переходного штуцера.
У тракторов Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ отсоединяют входной шланг прибора от нагнетательного маслопровода гидроусилителя и закрывают маслопровод заглушкой. Отсоединяют нагнетательный маслопровод от корпуса клапана потока и присоединяют к корпусу входной шланг прибора.
При диагностировании гидросистем всех тракторов сливной шланг прибора соединяют с баком гидросистемы.
Устанавливают рукоятку прибора в позицию «Открыто» и пускают дизель. Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала и прогревают масло в баке гидроусилителя до 45.. .55° С, пропуская его через прибор под давлением 50.. .60 кгс/см2. Поворачивая рукоятку 5 прибора по часовой стрелке, создают следующее значение давления: для тракторов К-700 и К-701 —70 кгс/см2; для тракторов Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ—100 кгс/см2; для тракторов Т-150К, «Беларусь»— 50 кгс/см2. По показанию прибора определяют подачу насоса.
При определении подачи на тракторах К-700 и К-701 показание прибора нужно умножить на 0,84, а на тракторах Т-150К, «Беларусь» — на 0,71.
При определении подачи насоса гидравлической системы навесного устройства и гидроусилителя на тракторах Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ показание прибора соответствует фактической подаче насоса.
Номинальные и допускаемые значения подачи насосов гидросистем управления поворотом приведены в таблице 43.
Если подача оказалась менее допускаемого значения, насос подлежит ремонту.
Если у трактора К-701 подача насоса и расход масла через дроссель регулятора расхода не ниже допускаемых значений, а расход в распределителе ниже 78 л/мин, распределитель подлежит ремонту.
Если у тракторов Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ подача насоса не ниже допускаемого значения, а расход масла через клапан потока менее 10 л/мин, необходимо разобрать клапан и устранить неисправности.
Если у тракторов К-700, Т-150К, «Беларусь» подача не ниже допускаемого значения, а расход масла в распределителе менее допускаемого, распределитель подлежит ремонту.
Проверка гидроусилителя в работе. Останавливают дизель, отсоединяют от гидросистемы прибор и приводят гидросистему в рабочее состояние.
Пускают дизель. Делают 5.. .6 поворотов трактора на месте в одну и другую сторону. Рулевое колесо должно поворачиваться легко и без заеданий. При повороте не должно быть рывков. Время поворота не должно превышать 5.. .6 с. Проверяют, нет ли течи масла в местах соединения маслопроводов, протерев поверхности, смоченные маслом.
Обслуживание пневматической системы
Проверка и регулировка натяжения ремня привода компрессора (дизели ЯМЗ-240Б, ЯМЭ-238НБ, СМД-62). Проверяют с помощью устройства КИ-8920-ГОСНИТИ, описанного ранее. Для этого устанавливают устройство на середину проверяемой ветви ремня между шкивами: вентилятора и генератора (дизель ЯМЗ-240Б), компрессора и натяжного устройства (дизель ЯМЗ-238НБ), коленчатого вала и компрессора (дизель СМД-62) и нажимают на рукоятку до достижения усилия, указанного в таблице 44.
Если величина прогиба не соответствует приведенным в таблице данным, необходима регулировка.
На дизеле ЯМЗ-240Б натяжение ремня регулируют поворотом корпуса генератора вокруг оси крепления его к кронштейну, на дизеле ЯМЗ-2Э8НБ — болтом натяжного устройства, на СМД-62 — изменением толщины регулировочных прокладок между боковинами шкива.
Проверка регулятора давления (К-700, Т-150К, МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л). Полностью выиу-екают воздух из пневмосистемы, нажимая несколько раз на тормозную педаль. Пускают дизель и, установив максимальную частоту вращения коленчатого вала, проверяют время заполнения пневмосистемы до момента Отключения компрессора, определяемого по прекращению заметного на глаз движения стрелки манометра, и давление отключения компрессора. Затем, постепенно выпуская воздух из системы до давления, при котором компрессор начнет работать, фиксируют это давление.
Давление отключения компрессора должно быть равно: у тракторов К-700 и К-701 — 6,8 ,,. 7,5 кгс/см2, v трактора Т-150К — 7,3 … 7,6 кгс/см2, у тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л — 7,3.. .7,5 кгс/см2, давление включения — соответственно 5,3.. .5,9, 6., ,6,4 и 6,5.. .6,7 кгс/см2.
Время заполнения системы воздухом до момента отключения компрессора должно быть не более 2 мин. Причинами медленного заполнения системы воздухом могут быть утечки воздуха в соединениях или неисправности компрессора.
Если давление включения и отключения компрессора не соответствует приведенным значениям, необходимо отрегулировать регулятор давления регулировочной гайкой (К-700 и К-701), регулировочным колпаком и прокладками, расположенными под седлом клапана (Т-150К), или регулировочной крышкой (МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л).
Если регулятор давления не работает или работает с перебоями, его следует снять, разобрать, промыть в бензине и просушить детали, обдув их сжатым воздухом.
Проверка герметичности пневматической системы.
Проверяют при включенных и выключенных тормозах в следующей последовательности.
Заполнив систему до максимального давления, останавливают дизель и, понизив давление в системе на 0,5,, ,0,6 кгс/см2, наблюдают за положением стрелки манометра при отпущенной тормозной педали. Затем нажимают на педаль и после стабилизации давления снова наблюдают за положением стрелки манометра. В обоих случаях не должно быть заметного на глаз движения стрелки манометра в течение 1 мин.
Утечка воздуха при выключенных тормозах свидетельствует о разгерметизации всей пневматической системы, а утечка при включенных тормозах — о разгерметизации тормозных камер. Для выявления мест утечки покрывают соединения системы и компрессора мыльной эмульсией. Обнаруженные утечки устраняют.
Промывка и проверка на герметичность воздушных баллонов. Открывают спускные краны и спускают из баллонов конденсат и воздух. Отсоединяют и снимают баллоны с трактора. Заглушив отверстия и воздухопроводы, промывают баллоны и спускные краны горячей водой или продувают паром.
Укладывают баллоны спускными кранами вверх, одно отверстие баллона оставляют заглушённым (кол-пачковой гайкой с резиновой прокладкой), а через другое наполняют баллоны водой до вытекания из спускных кранов. Подсоединяют к манометру насос высокого давления, покрывают баллоны мыльной эмульсией и, создав давление 14 кгс/см2, проверяют баллоны на герметичность (при закрытых спускных кранах). Баллоны, не выдерживающие указанного давления, отправляют в ремонт, а годные устанавливают на трактор.
Проверка и регулировка предохранительного клапана. Пускают дизель и, заполнив систему до давления 5,5. . .6 кгс/см2, останавливают дизель. Потянув плоскогубцами стержень клапана (К-700, К-701, Т-150К, ЮМЗ-6Л), убеждаются в утечке воздуха через клапан.
При отпущенном стержне утечка воздуха недопустима. В случае повышенной утечки воздуха снимают клапан, разбирают, промывают детали в керосине и просушивают.
Проверяют состояние рабочего пояска седла и шарика, которые не должны иметь повреждений.
Если давление в пневмосистеме повышается более чем до 10,5 кгс/см2 (у МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л — более чем до 7 кгс/см2), необходимо отрегулировать предохранительный клапан, После регулировки давление открытия клапана должно быть равно 9.. .10,5 кгс/см2 (у МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л— 8,5.. .9 кгс/см2).
Проверка и регулировка тормозного крана. Проверяют давление воздуха в секции прицепа. Для этого подключают к секции контрольный манометр (через переходный штуцер) и пускают дизель. При давлении в воздушных баллонах 6,5.. .7 кгс/см2 (К-700, К-701, Т-150К, МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л) или 5,5.. .6 кгс/см2 (ЮМЗ-6Л) по показанию контрольного манометра определяют давление в магистрали прицепа, которое должно быть равно 4,8. ..5,3 кгс/см2. Резко нажимают на тормозную педаль до отказа. При этом давление в секции прицепа должно упасть с 4,8.. .5,3 кгс/см2 до нуля, что свидетельствует о включении тормозов прицепа. При удержании педали утечка воздуха недопустима.
Если давление в магистрали прицепа не соответствует приведенным значениям, а при нажатии на педаль оно не падает до нуля, регулируют давление затяжки пружины штока, врашая направляющую втулку штока при отпущенной контргайке (К-700, К-701, Т-150К, 10МЗ-6Л).
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л сначала проверяют привод к тормозному крану, который должен быть отрегулирован таким образом, чтобы при отпущенной педали тормоза рычаг крана соприкасался с поверхностью упора корпуса крана. Привод регулируют с помощью регулировочной тяги. Давление, поддерживаемое тормозным краном (6,7.. .7,3 кгс/см2), регулируют поворотом тарелки уравновешивающей пружины через выпускное окно при выжатых педалях тормозов.
У трактора ЮМЗ-6Л тормозной кран должен срабатывать при перемещении педали на 20.. .25 мм.
Проверяют свободный ход впускных клапанов тормозного крана. Для этого останавливают дизель, вывинчивают из пробки соединительный штуцер или тройник и, потянув за рычаг управления тормозным краном до полного выбора его свободного хода, глуби-номером через отверстие в пробке измеряют ход впускного клапана.
При полном ходе рычага управления тормозным краном ход впускного клапана должен быть равен 2,5…3 мм (у МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л — 2 … 2,5 мм). Если ход клапана выходит за пределы допускаемых значений, его регулируют прокладками.
У тракторов к-700, К-701 и Т-150К, кроме того, проверяют (без подвода сжатого воздуха) свободный ход рычага ручного привода секции прицепа и рычага управления тормозным краном. Для этого открывают доступ к указанным рычагам, отсоединяют от них тяги привода и, покачивая рычаг, определяют величину его свободного хода. Свободный ход рычагов должен нахо-диться в пределах 1…2 мм. Его регулируют регулиро-вочнымп болтами. Затем проверяют и, если необходимо, регулируют рабочий ход штока полости прицепа. Проверяют его при давлении воздуха 6,8.. .7 кгс/см2. Ход штока должен быть равен 5 мм. При необходимости рабочий ход штока регулируют упорным болтом.
При неудовлетворительной работе тормозов после выполнения перечисленных выше работ снимают с трактора тормозной кран и, не нарушая регулировок, разбирают его. Промывают трущиеся детали керосином, протирают и смазывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201, Собрав кран и убедившись в легкости хода подвижных сочленений, устанавливают его на место.
Проверка компрессора. Если компрессор не обеспечивает необходимого давления в системе, проверяют состояние трубопроводов и их соединений, а также герметичность клапанов. В случае чрезмерного выброса масла компрессором, определяемого при сливе конденсата из воздушных баллонов, и снижения производительности следует разобрать компрессор и заменить изношенные детали цилиндро-поршневой группы. При появлении в компрессоре стуков нужно проверить и, если необходимо, заменить подшипники коленчатого вала.
Сняв головку цилиндра, проверяют состояние клапана. При обнаружении больших осадков кокса очищают клапаны. Проверяют плотность прилегания клапанов к гнездам. Перед сборкой компрессора тщательно очищают и промывают все его детали.
Проверка и регулировка тормозов колесных тракторов
У тракторов К-700, К-701 и Т-150К проверяют ход штоков тормозных камер. Для этого пускают дизель и заполняют пневматическую систему до рабочего дав« ления: у тракторов К-700 и К-701—да 6 8. ..7,5 кгс/см2, у трактора Т-150К — до 7,3.. .7,6 кгс/см2. Затем, остановив дизель, нажимают на педаль тормоза и измеряют ход штока 2 (рис. 50) линейкой 6. Номинальный ход штоков: у тракторов К-700, К-701 — 30 … 40 мм; у трактора Т-150К — 15 … 20 мм. Допускаемый ход равен соответственно 50 и 30 мм. Разница хода штоков тормозных камер не должна превышать: у тракторов К-700 и К-701 — 7 мм, у трактора Т-150К — 3 мм.
Если ход штоков тормозных камер превышает допускаемые значения, его регулируют, вращая ось червяка тормозного рычага.
После проверки и регулировки хода штоков тормозных камер проверяют и при необходимости регулируют свободный ход тормозной педали, который должен быть равен 10…25 мм.
У тракторов К-700, К:701, Т-150К, ЮМЗ-6Л проверяют стояночный (ручной) тормоз в следующем порядке. У тракторов К-700, К-701 и Т-150К выключают тормоз, установив рычаг тормоза в крайнее переднее положение, и измеряют щупом (рис. 10) зазор между колодками тормозной ленты и барабаном. У тракторов К-700 и К-701 этот зазор должен быть 0,3. ..1 мм, у трактора Т-150К— 1,5…2 мм по всей окружности.
При необходимости регулируют величину зазора регулировочной гайкой и упорными винтами, а также натягивают оттяжные пружины.
У трактора К-701 при необходимости регулируют натяжение троса, обеспечив затяжку тормоза за 3…5 щелчков стопора и зазор между лентой и барабаном не менее 0,3 мм. Натяжение троса регулируют с помощью гаек крепления оболочки троса.
Включают тормоз, переведя рычаг в крайнее заднее положение. При правильно отрегулированном тормозе рычаг не должен переходить за вертикальное положение. В противном случае следует отрегулировать длину тормозной тяги.
У тракторов всех марок, кроме К-701, К-700 и Т-150К, измеряют линейкой полный ход педалей тормозов по подушкам, оттягивая поочередно педаль каждого тормоза. Номинальный и допускаемый ход педалей приведен в таблице 45.
Если ход педалей разный и не соответствует приведенным значениям, его регулируют следующими способами.
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, МТЗ-50ПЛ и самоходного шасси Т-16М изменяют длину тормозной тяги.
У тракторов ЮМЗ-6Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС ход педалей регулируют регулировочным конусом (ввернув его до отказа, затем вывернув до момента утопания концов опорных пальцев в выемки) и тормозной тягой.
У тракторов Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ ход педалей регулируют с помощью гайки регулировочного болта. Для этого устанавливают педаль в крайнее заднее положение, завинчивают гайку до отказа, а затем отвинчивают на 3,5 оборота. Регулировать можно также, изменяя длину тормозной тяги.
У тракторов Т-25, Т-25А1 ход педалей регулируют нажимными болтами (ввернув их до отказа, а затем вывернув на 1,5.. .2 оборота) и с помощью шарнира, ввернув его до соприкосновения с конусной поверхностью рычага.
У тракторов Т-40, Т-40А, Т-25, Т-25А1 и самоходного шасси Т-16М после регулировки хода педали выравнивают положения тормозной ленты относительно барабана установочным винтом, расположенным снизу. Для этого сначала ввертывают винт до отказа, после чего вывертывают на 3U.. А оборот (Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ, самоходное шасси Т-16М) или на 1,5.. .2 оборота (Т-25 и Т-25А1).
При установке на трактор привода управления гидравлическими тормозами прицепов проверяют и, если необходимо, регулируют длину тяги толкателя. Для этого устанавливают рычаг управления в крайнее переднее положение (до упора в полик), а в случае блокировки привода с педалями тормозов трактора устанавливают педали в крайнее заднее положение. Измеряют расстояние между задним сферическим концом тяги толкателя и внутренней привалочной плоскостью седла крепления главного тормозного цилиндра прицепа.
При правильной регулировке конец тяги должен выступать на 34., .36 мм. Если указанное расстояние не соответствует приведенным значениям, необходимо от-регулировать длину тяги.
По окончании технического обслуживания трактора пускают дизель и трактор и проверяют работу тормозов на надежность и равномерность торможения.
Тормозные системы колесных тракторов (самоход* ных шасси) и составленных на их базе тракторных поез-дов должны обеспечивать остановку указанных транс-портных средств при движении по сухой бетонированной или асфальтированной дороге с начальной скоростью 20 км/ч на пути, указанном в таблице 46,
Если тормозной путь превышает допускаемое значение, тормоза следует разобрать, промыть и заменить изношенные детали.
Диагностирование тормозов на стенде КИ-8297-ГОСНИТИ. Устанавливают трактор на приводной блок стенда постоянно включенным ведущим мостом, выключают непостоянно включенный мост. Колеса трактора не должны касаться отбойных роликов стенда.
При необходимости (в случае значительного износа протекторов шин) включают насос гидравлической системы навесного устройства и закрепляют на прицепной скобе захват устройства для догрузки заднего моста трактора.
Усилие нажатия на педаль с механическим приводом тормозов должно быть не более 70 кгс, а давление в тормозных камерах пневмосистемы — не более 3,5 кгс/см2.
Состояние стояночного тормоза проверяют путем плавной затяжки с помощью рычага на 1/3 полного хода. При необходимости регулируют привод стояночного тормоза.
При диагностировании тракторов К-700, К-701 и Т-150К по окончании проверки тормозов задних колес проверяют тормозные силы на передних колесах, установив трактор передними колесами на приводной блок.
Если тормозные силы не достигнут допускаемых значений, тормоза подлежат ремонту.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизмы управления поворотом и тормоза трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы