Проверка и обслуживание жидкостных подогревателей и отопителей
Для предпускового подогрева охлаждающей жидкости и картерного масла применяют жидкостные подогреватели Г1ЖБ трех типов:
ПЖБ-44 теплопроизводительностью 44 кВт — для тракторов Т-130, Т-100М;
ПЖБ-32 теплопроизводительностью 32 кВт — для тракторов Т-150, Т-150К, Т-4А, ДТ-75М, ДТ-54А;
ПЖБ-22 теплопроизводительностью 22 кВт — для тракторов Д-75, Т-74, «Беларусь»,
Тракторы К-700 и К-701 оборудованы спецальными системами для подогрева охлаждающей жидкости и кар-терного масла перед пуском дизеля и отопления кабины в холодное время года.
Жидкостные подогреватели и отопители проверяют и подготавливают к работе, как описано ниже.
Системы обогрева и отопления тракторов К-700 и К-701. Перед началом эксплуатации зимой сливают воду из систем, снимают агрегаты системы обогрева и промывают котел. Проверяют, нет ли течи в трубном пакете котла, залив в водяную полость котла воду и поставив его на ребро выхлопным отверстием вниз. При наличии течи и невозможности ее устранения заменяют трубный пакет.
Осматривают горелку и очищают ее от нагара. При сборке горелки необходимо следить за тем, чтобы спираль свечи накаливания не соприкасалась с корпусом камеры сгорания.
Проверяют исправность электродвигателя нагнетателя, включив его в цепь напряжением 12 В.
Устанавливают агрегаты системы обогрева. Отсоединив топливопровод от горелки и открыв топливный кран, прокачивают систему топливоподачи ручным насосом до появления чистого топлива, после чего присоединяют топливопровод к горелке и закрывают кран.
При эксплуатации тракторов зимой следует обращать внимание на чистоту радиатора отопителя кабины, периодически очищая его от пыли, контролировать плотность соединений шлангов, не допускать течи воды из трубного пакета котла, проверять надежность работы сливного крана. Кран входа воды в радиатор отопителя из системы охлаждения перекрывают при переходе к летнему периоду эксплуатации.
Блок отопления и охлаждения воздуха кабины тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л. Промывают бачок для воды и фильтр. Перед началом эксплуатации тракторов зимой устанавливают режим подогрева воздуха в кабине. Для этого после пуска и прогрева дизеля до температуры охлаждающей воды 70°С включают радиатор отопителя, открыв краник, расположенный на задней стенке блока цилиндров. Через 1…2 мин после включения радиатора отопителя доливают воду в систему охлаждения до нормального уровня (при работающем дизеле). Затем включают вентилятор и, вращая насадки раструбов, направляют струю теплого воздуха в нужном направлении. Температуру воздуха в кабине регулируют с помощью заслонок, рукоятки которых расположены впереди на корпусе охладителя и на внутреннем заборнике. q
При переходе к летней эксплуатации устанавливают л режим охлаждения воздуха. Для этого отключают бачок, блока от системы охлаждения дизеля, закрыв краник, и заполняют его чистой водой. Выключают вентилятор и открывают кран подачи сжатого воздуха. Вращая насадки раструбов, направляют струю охлажденного воздуха в нужном направлении. Избыточное давление в воздухопроводе должно быть 0,4.. .0,8 кгс/см2. Его регулируют дроссельным краном, установленным на воздушном баллоне пневматической системы.
При эксплуатации блока отопления и охлаждения кабины ежесменно проверяют уровень воды в бачке и, если необходимо, доливают воду до нормального уровня, очищают масляный фильтр воздухозаборника и меняют масло. Бачок и фнльтр промывают через каждые 120 мото-ч (при ТО-1), а при повышенной запыленности воздуха — через каждые 60 мото-ч. При сливе воды из системы охлаждения зимой необходимо сливать воду из шлангов блока, открыв два крана в кронштейне под полом кабины.
Подогреватели типа ПЖБ. Вначале проверяют действие вентилятора, электромагнитного клапана и свечи накаливания. Для этого подключают поочередно указанные агрегаты к аккумуляторной батарее. Исправный вентилятор должен начать вращаться. При исправной свече контрольная спираль нагреется до ярко-красного цвета. Если электромагнитный клапан исправен, то при подаче напряжения на его клеммы должен быть слышен характерный металлический щелчок.
Затем проверяют работу подогревателя в следующем порядке.
Заливают в бачок топливо, приготовленное из пятнадцати частей автомобильного бензина и одной части дизельного масла (по объему). Открывают краник фильтра-отстойника и проверяют, не подтекает ли тон-ливо в соединениях топливопровода. Обнаруженную течь устраняют.
Убедившись в наличии воды в системе охлаждения дизеля, открывают заслонку вентилятора, включают вентилятор, установив рукоятку переключателя в положение I, и продувают котел 1,5. ..2 мин. Ставят рукоятку переключателя в положение II на 15. ..30 с (для смачивания футеровки горелки топливом). После этого переводят рукоятку в положение «0», прикрывают заслонку вентилятора, оставив щель 5.. .10 мм, и нажимают на кнопку включателя свечн. Как только контрольная спираль нагреется до ярко-красного цвета, включают подогреватель, установив рукоятку переключателя в положение II, и плавно открывают полностью заслонку вентилятора. Как только подогреватель начнет работать, выключают свечу накаливания.
При работе подогревателя должен быть слышен равномерный гул горения.
Если во время работы подогревателя из выхлопной трубы появляется пламя или горение происходит с прерывистым гулом, следует выяснить причину и устранить неисправность; при необходимости отрегулировать подачу топлива иглой электромагнитного клапана.
В процессе эксплуатации краник фильтра-отстойника следует открывать только на время работы подогревателя. В остальное время его следует держать плотно закрытым. Нужно регулярно осматривать гайки и болты крепления подогревателя и топливного бачка, проверять и очищать их от‘грязи. Электромагнитный клапан и электродвигатель вентилятора необходимо предохранять от попадания в них воды.
При подготовке трактора к весенне-летнему периоду эксплуатации рекомендуется снимать подогреватель с трактора, подвергать консервации и хранить в сухом помещении.
Подготовка к работе электрических предпусковых подогревателей и свечей подогрева воздуха
Чтобы облегчить пуск дизелей в осенне-зимний период эксплуатации, многие из них оборудуют электрическими предпусковыми подогревателями и свечами подогрева воздуха, засасываемого в цилиндры. В весенне-летний период эти устройства не используются. При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации, когда температура воздуха понизится до +5° С, их следует проверять и подготовлять к работе.
Предпусковые подогреватели устанавливают во впускных воздушных патрубках тракторов Т-130, Т-100М, ДТ-75, Т-74, МТЗ-80, МТЗ-82. Их исправность проверяют следующим образом.
У тракторов Т-130, Т-100М вывертывают два болта крепления подогревателя и, не отсоединяя топливопровод и провод центрального электрода, отнимают подогреватель от патрубка воздухоочистителя. Повертывают его так, чтобы отверстие распылителя было направлено в сторону от дизеля. Проверяют искровой зазор между электродами. Он должен быть равен 4.. .5 мм. Проволокой диаметром 0,3 мм прочищают отверстие в корпусе распылителя и проверяют качество распиливания топлива форсункой, прокачав топливо насосом. Распыливание должно быть мелким, а струя проходить через центр скрещивания электродов. При неудовлетворительном распыливании или отсутствии струи топлива снимают и разбирают форсунку; тщательно промывают детали форсунки и фильтр; удаляют нагар с распылителя и ржавчину с деталей форсунки. Прокачкой топлива промывают топливопровод.
Установив собранную форсунку в корпус подогревателя, проверяют его работу. Для этого пускают пусковой двигатель и при его работе на холостом ходу прокачивают топливо насосом. Топливо должно хорошо распыляться, вспыхивать от электрической искры, проходящей между электродами, и давать длинный факел пламени при каждом нагнетательном ходе насоса подогревателя.
Если топливо не воспламеняется, проверяют состояние фарфорового изолятора электрода, резинового колпачка и электрического провода; проверяют и, если необходимо, регулируют зазор между контактами прерывателя магнето пускового двигателя. Устранив обнаруженные неисправности, добиваются появления искры между электродами.
В процессе эксплуатации необходимо периодически промывать пластинчатый фильтр подогревателя и очищать распылитель от нагара. При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации подогреватель рекомендуется снимать и консервировать. Отверстие под него необходимо заглушать крышкой с прокладкой, а два вывода для проводов магнето замыкать на «Массу» специальными пластинками, закрепленными на винтах крышки распределителя и входящими в отверстие под наконечники проводов подогревателя.
У тракторов ДТ-75, Т-74 отсоединяют от корпуса подогревателя нагнетательную и сливную трубки, отсоединяют провод от контакта и вывертывают корпус из впускного патрубка. Проверяют состояние всех соединений и осматривают спираль, обратив внимание, нет ли замыкания витков и их перекоса. Обнаруженные дефекты устраняют.
Подключив подогреватель к аккумуляторной батарее и включив его в электрическую цепь, проверяют равномерность нагрева спирали. Время накаливания спирали до ярко-красного цвета должно быть не более 12. ..15 с.
Заливают в полость топливо и проверяют работу системы топливоподачи, налов на кнопку. Если при этом из канала не будет поступать топливо, нужно промыть подогреватель, очистив его от грязи и прочистив сверления в корпусе клапана и канал медной проволокой.
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 для проверки предпускового электрофакельного подогревателя включают спираль накаливания, установив включатель в положение I, и наблюдают за цветом контрольного элемента. При исправном подогревателе контрольный элемент нагревается до ярко-красного цвета.
Свечи подогрева воздуха, засасываемого в цилиндры, устанавливают либо в головке цилиндров (тракторы Т-54В, МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-5МС), либо во впускном коллекторе (тракторы Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ, Т-25, Т-25А1, самоходное шасси Т-16М). Их проверяют и подготовляют к работе следующим образом.
У тракторов Т-54В, МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-5МС вывертывают свечи из головки цилиндров, предварительно сняв наконечник провода с одной из выводных клемм аккумуляторных батарей и отсоединив провода от свечей. Заглушают отверстия под свечи деревянными пробками и осматривают свечи.
При наличии нагара их кладут на некоторое время в ванночку с бензином. Очищают от нагара спираль и металлическую часть свечи тонкой стальной пластиной, а изолятор — жесткой волосяной щеткой, смоченной в бензине. Затем свечи промывают, удаляют остатки нагара и просушивают их. Рекомендуется также очищать свечи пескоструйным способом при давлении воздуха 1 кгс/см2. Треснувшие свьчи и обгоревшие уплотнитель-ные шайбы заменяют новыми. Устанавливают свечи на место и проверяют их работу по степени нагрева контрольного элемента. При исправном состоянии свечей и электропроводки контрольный элемент нагревается до ярко-красного цвета. При постановке свечи необходимо затягивать с моментом 6…8 кгс-м.
У тракторов Т-40, Т-40А, Т-40М, Т-40АМ, Т-25, Т-25А1 и самоходного шасси Т-16М свеча подогрева особой проверки не требует. Необходимо проверять крепление проводов к свече, контрольному элементу, дополнительному сопротивлению и включателю свечи. Если при включении свечи контрольный элемент не нагревается или нагревается слабо, следует снять свечу, очистить и проверить ее состояние; неисправную свечу заменить новой,
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройства, облегчающие эксплуатацию тракторов зимой"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы