Знание рассмотренных устройств позволяет быстро устранить неисправность и обеспечить правильную эксплуатацию электротягачей, электротележек и электропогрузчиков. Однако для правильной оценки возможностей различных машин необходимо знать технические характеристики. Это поможет правильно выбрать необходимый тип машины.
Электротягачи являются безрельсовыми транспортными средствами, предназначенными для перемещения грузов по гладкой и ровной дороге с жестким покрытием (асфальт, брусчатка, бетон) на сравнительно короткие расстояния. Электротягачи используют для внутризаводского транспорта, обслуживания складов, вокзалов, портов и -др. Из практики иностранных фирм-изготовителей электротягачей, а также из опыта Болгарии известен следующий ряд номинальных тяговых усилий: 490 (50); 981 (100); 2450 (250); 3930 (400) Н (кг). Для обеспечения определенного технологического процесса возможно производство электротягачей специального исполнения с большим тяговым усилием. Достаточно упомянуть электротягач с программным управлением ЕВПУ-10 (ЕТ 531).
В номенклатуре электротягачей, производимых ГХО «Балканкар», указаны обозначения ЕТ 501, ЕТ 506, ЕТ 506.1, ЕТ 511, ЕТ 511. 1, соответствующие первым трем величинам типового ряда тяговых усилий — 490 (50), 981 (100), 2450 (250) Н(кг). Прежде чем остановиться на каждом виде в отдельности, следует отметить, что между ними нет никакого геометрического и технологического подобия.
Электротягач типа ЕТ 501 управляется с пола, обладает тяговым усилием до 490 (50) Н (кг) и предназначен для транспортирования на тележках, установленных и не установленных на поддоны грузов. Благодаря небольшим габаритам и скоростям он является самым подходящим для перевозки грузов в помещениях с узкими проходами, в цеховых и внутризаводских условиях. Его можно использовать и в других местах, но следует иметь в виду состояние дорожного покрытия. Эти электротягачи подходят для эксплуатации на ровных грунтах с сухим, жестким и гладким покрытием, таким, как асфальт, бетон и др. В иных условиях -массивные шины небольших размеров быстро изнашиваются, а тяговые возможности резко ухудшаются. Поэтому не рекомендуется их эксплуатация на неровном грунте с поврежденным покрытием.
Электротягач ЕВ 05 (ЕТ 501) показан на рис. 1. Тяговой электродвигатель встроен в ведущую колонну. Управление’ электротягачом и торможение его происходит с помощью рычага, присоединенного соответствующим способом к ведущей колонне. Рычаг оканчивается толовкой и двумя рукоятками. В головку встроены: предохранительный электрический ключ, кнопка звукового сигнала и рычаги привода. Водитель имеет возможность управлять тягачом, двигаясь впереди, сзади или сбоку от него, а также находясь на платформе, что является большим преимуществом. Скорость передвижения с грузом соответствует нормальной скорости идущего человека — 4 км/ч.
Электротягач получает питание от свинцовой аккумуляторной батареи напряжением 24 В, емкостью 150 А-ч.
Разъединитель, расположенный в нижней передней части электротягача, предназначен для отключения устройства от аккумуляторной батареи при аварии, осмотрах, ремонтах или по окончании работы. Кроме того, разъединитель можно использовать для заряда аккумуляторной батареи. Оперативная цепь замыкается секретным ключом. Поворотом ключа вправо или влево при включенном тормозном микропереключателе подается напряжение на шунтовую обмотку электродвигателя и на ручной командоконтроллер. При всех положениях ключа цепь звукового сигнала замкнута.
Ручной командоконтроллер служит для замыкания оперативных цепей контакторов, что приводит к срабатыванию тягового электродвигателя. Командоконтроллер представляет собой металлическую рамку, закрытую с обеих сторон бакелитовыми крышками, прикрепленную к фланцу на конце рычага устройства управления. Пальцы установлены свободно на рукоятках и присоединены неподвижно к профильному бакелитовому валу. При поворачивании пальцев вперед или назад профилями вала включаются три микропереключателя. Пальцы возвращаются в исходное положение спиральной пружиной, насаженной на бакелитовую втулку с правой стороны рамки. В верхней части командокон-троллера расположена кнопка звукового сигнала, а в нижней — ключ оперативной цепи. Контакторы КВПД-10-Л-З (3 шт.) с замыкающими контактами без дугогасительного устройства рассчитаны на номинальное напряжение 24 В и номинальный ток 100 А. Установлены они на приборном щите, прикрепленном к шасси. Два из них служат для реверсирования тягового электродвигателя, а третий — для шунтирования пускового резистора.
Четырехполюсный тяговый электродвигатель ДК IV2, 2/11 постоянного тока имеет смешанное возбуждение. На конце вала установлена вентиляторная шайба для охлаждения электродвигателя, которую можно использовать и для торможения. Нижний конусный конец вала с пазом и шпонкой прижимается гайкой к цилиндрической шестерне ведущей колонны.
Связь между отдельными аппаратами, электродвигателем и аккумуляторными батареями осуществляется по схеме, показанной на рис. 228. Электрическая проводка состоит из медных изолированных проводов разного сечения, одинарных или собранных в два пучка в винилитовых трубках. Провода пронумерованы и имеют различно окрашенную изоляцию. При замыкании ключа оперативной цепи подается питание на шунтовую обмотку электродвигателя и командоконтроллер с ручным управлением. При поворачивании его пальцев в положение Вперед замыкаются контакты первого контактора, а двигатель получает питание через пусковой резистор и разгоняется тяговый электродвигатель. В обоих положениях Назад процесс протекает аналогично, но вместо первого контактора включается второй и ротор двигателя вращается в обратную сторону.
Трехопорный электротягач ЕТ 506.1 с рулевым управлением предназначен для работы с прицепными тележками на жестких, сравнительно гладких дорогах при тяговом усилии до 981 Н (100 кг). Его используют для перевозки грузов в помещениях с узкими проходами в районах вокзалов, заводов и складов. Когда коэффициент сопротивления качению больше 0,03, груз на тележках не должен быть больше 3000 кг.
На электротягаче -можно установить батарею панцирного типа «Варта».
Для получения большей емкости батареи типа «Шатаров» (200—250 А-ч) на электротягачах ЕТ 506 шасси несколько удлиняется. Таким образом, получается модификация ЕТ 506.1, где установкой аккумуляторной батареи панцирного типа «Варта» обеспечивается емкость 320 А-ч.
В настоящее время в ГХО «Балканкар» производят только тягачи ЕТ 506.1, которые благодаря большой емкости пользуются спросом на международном рынке.
Управление электротягачом осуществляется с помощью руля-стержня, цепной передачи с соотношением 1:4,2 и переднего колеса, встроенного в колонну, закрепленную в опорах на наклонной балке к шасси. Таким образом, получается стабилизирующий момент и при выпускании руля из рук водителя управляемое колесо выравнивается. Колесо укомплектовано балонной шиной самого меньшего размера, производимого в Болгарии.
Электротягач приводится в движение электродвигателем ДСА 3/3, 8/18 с часовой мощностью 3 кВт и частотой вращения 1800 об/мин при номинальном напряжении 40 В.
Тяговой электродвигатель смонтирован на ведущем мосту параллельно его оси и передает движение колесам с помощью двухступенчатого цилиндрического редуктора, конического дифференциального механизма и полностью разгруженных полувалов. Работа электродвигателя по реостатной характеристике контролируется сигнадьной лампочкой, установленной на командном щите. Лампочка выключается, когда отключаются пусковые резисторы, благодаря чему достигается самый экономный режим работы.
Задние колеса имеют балонные шины типа 4,00-8, мост жестко прикреплен к шасси.
Тормоза барабанного типа с ферродовыми накладками установлены только на задних колесах и срабатывают под действием тормозной педали посредством гидравлического привода. Ручной тормоз с механическим приводом действует тоже на задние колеса. Для предотвращения перегрузки электродвигателя при тро-гании и неосвобожденном ручном тормозе установлен блокирующий микропереключатель. Кроме этих двух тормозов и электрического тормоза на роторе электродвигателя, по желанию заказчика может быть установлено устройство, управляющее тормозами электромагнитного типа, встроенными в колеса прицепов. Это устройство обеспечивает надежность действия и регулирует степень тормозного эффекта в зависимости от усилия, действующего на педаль. Рычаги и устройства управления расположены удобно перед водителем.
Педаль командоконтроллера и тормоза расположены по обеим сторонам рулевого механизма, причем полностью, исключается возможность повреждения из-за одновременного нажатия на обе педали благодаря встроенному блокировочному устройству, размыкающему электроцепи при нажатии тормозной педали. Специальной блокировкой исключена возможность короткого замыкания и повреждений электрической системы и двигателя из-за неожиданного изменения направления движения.
Управление и обслуживание электротягачей не требуют больших физических усилий.
Электротягач снабжен свинцовой аккумуляторной батареей с напряжением 80В, имеются выводы на 12В для питания оперативной, сигнальной и осветительной цепей. Аккумуляторные батареи установлены в металлической коробке, расположенной между передней и средней стенками шасси.
Разъединитель расположен на передней стенке шасси под сиденьем водителя. Оперативная цепь замыкается секретным ключом, который в положении 1 включает цепь стоп-лампы, контакт для прицепа, оперативную цепь, сигнальную лампу и указатель мощности. В положении, кроме перечисленных цепей, включается и цепь указателей габаритов, а в положении включается цепь питания фары. В положении разъединяются все цепи, за исключением цепи указателей габаритов и контактов для прицепов. Звуковой сигнал питается отдельно от ключа оперативной Цепи.
Ножной командоконтроллер типа S 730 служит для переключения оперативных цепей контакторов, управляющих тяговым электродвигателем. Восемь контакторов предназначены для номинального напряжения 40 В и номинального тока 100 А, из них два имеют тип КВП 100-1, два — тип КВП 100-2, остальные четыре — тип КВПД 100-Б-1-3. Электрические аппараты и устройства отключаются электрическими микропереключателями.
К электрическим аппаратам и устройствам относятся: звуковой сигнал А-12, лобовая фара и комбинированная осветительная фара (выполняющая роль стоп-лампы и указателя габаритов), реверсор и масляный стоп-ключ. Все они работают при напряжении 12 В и питаются от аккумуляторной батареи.
Приводом электротягача служит электродвигатель постоянного тока ДСА 3/3, 8/18 с последовательным возбуждением.
Электрическая проводка соединяет электрические аппараты, электрические устройства, электродвигатель и аккумуляторную батарею. Проводка состоит из многопроволочных медных изолированных проводов, находящихся в винилитовой изоляции. Провода пронумерованы и имеют различно окрашенную изоляцию.
Управление электротягачом осуществляется по принципиальной электрической схеме рис. 230. При нажатии на ключ оперативной цепи подается напряжение на указатель емкости, ножной командоконтроллер, сигнальную лампу, контакт для прицепа, осветительную фару. При нулевом положении ножного комапдокон-троллера и освобожденном ручном (стояночном) тормозе питается шунтовая обмотка электродвигателя, а ротор накоротко замкнут через двухступенчатый пусковой резистор; осуществляется электрическое торможение. При нажатии педали командоконтрол-лера происходит следующее. Размыкается цепь для электрического торможения, подготавливается двигатель для прямого или обратного хода, его возбуждающие обмотки соединяются последовательно и он питается через все три ступени пускового резистора. Происходит шунтирование первой ступени пускового резистора, а за ней и второй ступени. В течение всего этого времени горит сигнальная лампа. В случае шунтирования всего пускового резистора (и третьей ступени) сигнальная лампа гаснет. Происходит параллельное соединение возбуждающих обмоток и повторно включается третья ступень пускового резистора. Сигнальная лампа вновь зажигается. И, наконец, шунтированием третьей ступени пускового резистора двигатель выходит на вторую автоматическую характеристику при ослабленном поле и сигнальная лампа гаснет. В процессе разгона тягача водитель не должен работать длительное время при горящей сигнальной лампе, так как это ведет к повреждениям.
Электротягачи ЕТ511 и ЕТ 511.1 с рулевым управлением предназначены для перемещения грузов по ровному грунту с жестким покрытием. Они развивают тяговое усилие до 2450 Н (250 кг). Используют их для обслуживания вокзалов, складов и в качестве внутризаводского транспорта. Электротягачи оснащены соответствующим образом для движения по городским дорогам.
Электротягачи приводятся в движение электродвигателем ДСБ 6,3/8/10 с часовой мощностью 6,3 кВт, частотой вращения 1000 об/мин и напряжением 8 В. Электродвигатель питается от свинцовой аккумуляторной батареи напряжением 80 В, емкостью 250 А-ч. Различные напряжения на электродвигатель подаются через два контактора, установленных на приборном щите.
Движущий момент от электродвигателя передается тяговым колесам (рессорное подвешивание) через двойную главную передачу и механический дифференциал. Управляемым является передний мост. Электротягач имеет рабочий гидравлический, стояночный ручной и электрический тормоза. Тормозными являются задние колеса. Устройство управления состоит из руля, рулевого механизма типа ГАЗ-51, плиты и тяг. Шасси представляет собой сварную конструкцию, состоящую из стальных жестяных профилей и облицовочной жести.
Электротягач ЕТ 511 обладает бесступенчатым регулированием скоростей движения. Модификация ЕТ 511.1 получается при переходе к электрическим схемам косвенного воздействия, где применяются элементы других электротягачей. Параллельно с этим в модификацию введены некоторые дополнительные улучшения. Так, например, устранен конструктивный недостаток крестовины дифференциала заднего моста.
Батарея расположена в передней части электротягача и удобна для обслуживания, она имеет выводы 12В для питания сигнальной и осветительной цепей. Двигатель работает по двум автоматическим характеристикам — на 40 и 80В. Он прикреплен к картеру заднего моста и соединен с шасси четырьмя пружинами.
Управление тягачом осуществляется посредством бесступенчатого контроллера с ножным приводом. На тягаче используется бесступенчатое изменение пускового резистора, в результате чего уменьшаются токовые, броски и обеспечивается плавное трога-ние с места. Контроллер состоит из двух цилиндрических спиралей, расположенных вертикально между двумя гетинаксовыми плитами около направляющего цилиндра с гетинаксовыми ребрами. Над верхней плитой расположен вал, на котором закреплены контактные сегменты и два кулачка. Вследствие нажима на педаль кулачки перемещают верхнюю плиту с помощью цепи, в результате чего спирали сжимаются до полного соединения их витков. Все элементы бесступенчатого контроллера закреплены, в стальной коробке, погруженной в бачок с трансформаторным маслом. Стенки бачка имеют ребра, которые увеличивают охлаждающую поверхность контроллера. На щите перед водителем расположены: указатель мощности, показывающий мощность аккумуляторной батареи в данный момент; ключ оперативной цепи тягача и прицепов; ключ для включения указателей пути (три позиции); дисковый командоконтроллер; реле для указателей пути;коробка с предохранителями на 8 А; соединительные клеммы.
Командоконтроллер, расположенный под пультом управления, подает напряжение на катушки контакторов, л при определенном положении дискового командоконтроллера достигается подходящее переключение силовой цепи для движения вперед на 1-й и 2-й скорости, для движения назад или электрического торможения.
Электротягач имеет пять контакторов, расположенных под приборным щитом по левую сторону от сиденья. Два из них — реверсивные, два других служат для переключения напряжения с 40 на 8В и обратно и один — для электрического торможения. Электротягач имеет: звуковой сигнал (12В); две лобовые фары с ближним и дальним светом; переключающую кнопку, расположенную под левой ногой водителя; передний и задний указатели габаритов, которые используются и в качестве указателей поворота пути и как стоп-фара с лам-пой для подсветки номера. Под сиденьем водителя расположена кнопка блокировки, которой прерывается оперативная цепь.
Сев за руль и установив ключ оперативной цепи, водитель освобождает стояночный тормоз, и командоконтроллер устанавливается в первую позицию. Медленно нажимая педаль контроллера до упора, производят переключение на автоматическую характеристику. Чтобы перейти на вторую автоматическую характеристику, необходимо отпустить педаль контроллера и повернуть рукоятку командоконтроллера на вторую скорость, после чего вновь нажать педаль до упора. Для движения назад необходимо установить рукоятку командоконтроллера на соответствующую позицию, после этого увеличить скорость электротягача нажатием педали контроллера до упора. Командоконтроллер для электрического торможения устанавливается в положение ЕВ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электротягачи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы