Чтобы обеспечить постоянную готовность машины к работе, необходимо поддерживать в исправности все ее устройства, причем наряду с быстрым устранением неисправностей обслуживание должно быть правильным и своевременным. В процессе эксплуатации в результате износа и появления различных повреждений (трещины, изгибы, скручивания, искривления, изломы) изменяются первоначальные качества и форма деталей, т. е. непрерывно изменяется техническое состояние машины. Различные повреждения могут быть устранены, а износ уменьшен, если соблюдаются известные правила эксплуатации и регулярно проводятся центрирование и регулировка . отдельных узлов машины. Для этого необходимо знать определенную последовательность операций, способы регулирования и величины зазоров (люфтов), давлений и прогибов, которые обеспечат нормальную работу машины, предписанную в соответствующих инструкциях по эксплуатации.
Осмотры и обслуживание отдельных узлов машин выражаются в выполнении следующих действий.
Ежемесячное обслуживание (ЕО). Проводят внешний осмотр, машины после того, как она вымыта и вычищена; проверяют закрепление всех доступных узлов, механизмов и деталей; уплотнение ведущего моста; состояние соединительных мостов и кабельных наконечников аккумуляторной батареи; напряжение аккумуляторной батареи и уровень электролита в клетках, в случае необходимости электролит доливают.
Техническое обслуживание № 1 (Т01)
1. Выполняют все операции, предусмотренные в ежесменном осмотре.
2. Проверяют состояние аккумуляторной батареи, очищают ее от расплескавшегося электролита и окиси, промазывают чистым техническим вазелином мосты между клетками и все неизолированные провода и контакты.
3. Подвергают аккумуляторную батарею цикличной зарядке согласно инструкции.
4. Проверяют натяжение колесных гаек.
5. Проверяют на электрооборудовании наличие оборванных или оголенных проводов.
6. Проверяют нормальную работу роликов подъемного устройства и состояние ограничителей, предохраняющих ролики от выхода.
7. Проверяют и при необходимости смазывают тормозные тросы.
8. Проверяют состояние трубопроводов тормозной и гидравлической систем, а также уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре.
9. Проверяют состояние шин.
10. Проверяют все уплотнения.
11. Проверяют и при необходимости регулируют свободный ход руля
12. Проверяют состояние цепи, которая поворачивает ведущую колонну машин ЕТ 506, БВ 416 и др.
13. Проверяют рычаги и шарнирные соединения устройств управления.
14. Проверяют натяжение цепей двигательных’механизмов, при необходимости натяжения регулируют.
15. Смазывают машины согласно карте смазки.
Проверяют исправное состояние электрических аппаратов и систем, состояние и исправность работы гидравлической системы и подъемного устройства электротележек с низким подъемом и электропогрузчиков, причем в случае необходимости доливают масло в резервуар. Проверяют, нет ли утечки масла. Проверяют состояние цепей, цепных болтов и подвешивание балансирного устройства; функционирование замка мачты, клыки вилок на деформацию и трещины в заварочных швах, исправность командного устройства и тормозной системы (при этом машина несколько раз двигается вперед — назад), давление в шинах.
Во время работы водитель следит за всеми системами машины и при появлении необычных явлений и шумов принимает необходимые меры. Особое внимание следует уделять командной и тормозной системам и системе управления.
После работы машину чистят и моют, а затем устраняют все возникшие неисправности. При необходимости обращаются за помощью в ремонтные мастерские. Затем снова осматривают машину. Если есть необходимость в подзарядке батарей, то машину подключают к сети (если имеется собственный выпрямитель тока) или к стационарному выпрямителю. Перед выездом из гаража водитель покрывает машину чехлом. После этого водитель должен описать в дневнике машины характерные моменты рабочего дня и проведенное обслуживание. Ведение такого дневника помогает техническому руководству систематически контролировать водителя, полезен он и самому водителю при эксплуатации.
Если машина работает без перерыва по две или три смены, то, кроме указанных действий, разряженную батарею заменяют заряженной. В этом случае обслуживание осуществляется двумя водителями.
При односменной работе техническое обслуживание № 1 проводится еженедельно.
Техническое обслуживание № 2 (Т02)
Во время технического обслуживания № 2, кроме работ, совершаемых при ежесменных обслуживаниях и при техническом обслуживании № 1, проверяют лучше все узлы и агрегаты машины. Допускается снятие отдельных узлов и агрегатов и их проверка в мастерской. Дополнительно проводится следующее:
1. Регулируют зазоры между тормозными колодками и барабанами пли между тормозным диском и задним щитом тягового электродвигателя.
2. Проверяют гидравлическую систему при перегрузке, равной 20%.
3. Откачивают воздух из тормозной и гидравличеокой систем.
4. Прочищают фильтры масляного и тормозного резервуаров.
5. Проверяют зашплинтованные болты и гайки.
6. Осматривают шасси на наличие трещин и разрывов в сварочных швах.
7. Проверяют закрепление и состояние электродвигателей и их коллекторов.
8. Проверяют и очищают токопроводящие поверхности контроллера и контакторов, причем в случае необходимости регулируют зазоры в предписанных пределах.
9. Проверяют закрепление и состояние рессор.
10. Проверяют и регулируют при необходимости зазоры в подшипниках колес.
11. Проверяют и при необходимости регулируют зазоры в поперечном направлении поперечных роликов и соответствующих рам подъемного’ устройства (при каждом втором техническом обслуживании № 2).
При односменной работе машины техническое обслуживание № 2 проводят приблизительно один раз в месяц.
Техническое обслуживание № З(ТОЗ)
В течение года проводят два сезонных технических обслуживания (техническое обслуживание № 3): при переходе к весенне-летней и к осенне-зимней эксплуатации. В техническое обслуживание № 3 включают все работы, которые проводят при техническом обслуживании № 2, и дополнительно следующие:
1. Проверяют зубчатые передачи и при необходимости регулируют зацепление.
2. Сменяют масло в картере ведущего моста или колонне и в рулевом механизме.
3. Демонтируют тормозную и гидравлическую системы, промывают и продувают их сжатым воздухом.
4. Разбирают, чистят и регулируют контроллер.
5. Очищают клетки аккумуляторной батареи от осадка.
6. Разбирают и чистят ролики, проверяют и регулируют зазоры между роликами и рамками подъемного устройства.
7. Проверяют состояние электрических устройств и аппаратов.
8. Регулируют рычажные системы для устранения недопустимых зазоров.
9. Проверяют и в случае необходимости регулируют зазоры подшипников ведущих и ходовых колес.
10. На каждом втором техническом обслуживании № 3, т. е. приблизительно через 2000 ч работы, разбирают, чистят и проверяют подшипники, электродвигатели, устройство управления и тормозную систему (для управляемых с пола машин); заменяют смазку согласно карте смазки, а всю машину красят.
11. Проверяют и регулируют устройства управления рулевого механизма и тяг.
12 Проверяют состояние изоляции всех проводов. Если машина работает в условиях повышенной влажности воздуха, то эту проверку проводят через 1000 ч работы.
13. Разбирают подъемное устройство, чистят и смазывают игольчатые подшипники больших роликов, оси малых роликов и игольчатые подшипники роликов цепей.
Регулярное проведение технического обслуживания гарантирует безотказную работу и продолжительный пробег машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание электротягочей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы