Важнейшее условие повышения производительности труда при погрузочно-разгрузочных работах—механизация и автоматизация их.
Физический труд человека заменяется работой машин и приспособлений поэтапно. При элементной механизации машины выполняют наиболее трудоемкие и тяжелые работы, а вспомогательные подсобные операции остаются ручными, например, перегружают пакеты погрузчиками, а укладывают их на поддоны и снимают с них вручную. Часто такие работы называют просто механизированными. При комплексной механизации машины и установки выполняют не только основные трудоемкие и тяжелые работы, но и ряд вспомогательных операций, а вручную — только те из них, которые не требуют больших физических усилий; Обычно это — управление машиной.
К комплексно-механизиро-ванным погрузочно-разгрузочным работам на грузовых районах станций, в пунктах перегрузки и сортировки грузов относятся:
— выгрузка из железнодорожного подвижного состава и автомобилей грузов в универсальных контейнерах, пакетами, на поддонах, различного тяжеловесного оборудования в ящиках и без упаковки, лесоматериалов, металлов с последующей погрузкой в вагоны и автомобили при помощи кранов, автопогрузчиков и электропогрузчиков;
— погрузка и выгрузка из вагонов и автомобилей насыпных и навалочных грузов грейферными кранами, тракторными ковшовыми погрузчиками, автопогрузчиками с ковшами, экскаваторами, а также выгрузка из саморазгружающихся полувагонов, думпкаров, хопперов на эстакадах и повышенных путях с последующей погрузкой грузоподъемными машинами на автомобиль;
— выгрузка или перегрузка навалочных и насыпных грузов ваго-ноопрокидывателями;
— погрузка и выгрузка насыпных грузов пневматическими установками;
— погрузка и выгрузка металлов электромагнитами;
— выгрузка грузов самотеком (под действием силы тяжести) из автомобилей, бункеров и других аналогичных устройств, а также при помощи самозахватывающих машин (скребковых конвейеров, механических лопат и других машин без подкладки или подноски грузов вручную).
Пример 1. На грузовой район железнодорожной станции за сутки прибыло 1000 т тарно-штучных грузов; из них 700 т на поддонах. Они выгружены из вагонов электропогрузчиками в склад, а затем погружены на автомобиль. Остальные 300 т без поддонов предварительно уложены на поддоны вручную и также выгружены электропогрузчиком. В этом случае выгрузку 700 т груза из вагонов и погрузку на автомобиль следует учитывать как комплексно-механизированные работы—1400 тонно-операций, а 300 т — как механизированные—600 тонно-операций.
Пример 2. На повышенном пути грузового района железнодорожной станции выгружено из полувагонов самотеком и погружено грейферным краном на автомобиль 100 т угля. И выгрузку, и погрузку учитывают как комплексно-механизированные работы —200 тонно-операций.
При автоматизации погрузочно-разгрузочных работ производственный процесс осуществляется без участия человека. Роль его сводится к наладке, пуску машин и контролю за их работой. Если автоматизированы лишь отдельные процессы контроля, управления и действия машин, то автоматизация называется частичной. В дальнейшем она будет заменена комплексной. Это одна из главных задач научно-технического прогресса на транспорте. Для определения уровня комплексной механизации установлен единый укрупненный показатель, %,
Аналогично находят У„ и См для механизированных работ. Основные направления повышения уровня комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ можно разделить на следующие группы: совершенствование и применение нового железнодорожного и автомобильного подвижного состава; дальнейшее развитие контейнерных и пакетных перевозок грузов; совершенствование и применение новых типов погрузочно-разгрузочных и складских машин и роботов; автоматизация управления погрузочно-разгрузочными и складскими машинами; создание транс-портно-складских и транспортно-технологических комплексов.
Крытые железнодорожные вагоны старой постройки модернизируются при заводском ремонте. При этом на крыше вагона устраиваются люки для загрузки насыпных грузов, а двери выполняются самоуплотняющимися. Уже сейчас более 70 % парка крытых вагонов имеют загрузочные люки на крыше вагона и более 20 %— самоуплотняющиеся двери. В крытых цельнометаллических вагонах увеличена ширина дверных проемов до 4 м для улучшения выполнения погрузочно-разгрузочных работ с помощью погрузчиков.
Подвижной состав железных дорог пополняется за счет специализированных вагонов для перевозки порошкообразных и пылевидных грузов (цемента, минеральных удобрений и др.), оборудованных устройствами для пневматической разгрузки. Калининградский вагоностроительный завод выпускает думпкары для перевозки кусковых навалочных грузов. Они имеют угол наклона кузова при разгрузке 45…50 поэтому не требуют повышенных путей и эстакад.
На автомобильном транспорте особое внимание уделяется созданию нового подвижного состава для контейнерных и пакетных перевозок грузов, а также различных типов автомобилей-самопогрузчиков и саморазгружающихся автопоездов с дву- и трехсторонней разгрузкой. Например, автомобиль-самопогрузчик для перевозки тяжеловесов имеет кран консольного типа грузоподъемностью 1250 кг и вылетом стрелы 3,5 м. На базе автомобиля ГАЗ-53А создан автопогрузчик в виде автофургона с грузоподъемным задним бортом и тележками внутри кузова. Он служит для перевозки и перегрузки пакетированных тарно-штучных грузов. Автоцистерны с пневматической разгрузкой используют для доставки цемента, пылевидных удобрений, муки и др.
Пакетные перевозки тарно-штучных грузов позволяют увеличить производительность труда на погрузочно-разгрузочных и складских работах в 3…5 раз и более, в 2…4 раза сокращается простой подвижного состава под грузовыми операциями, в 1,5 раза увеличивается вместимость складов за счет многоярусного складирования. Применение пакетоформирующих и пакеторазборных машин для формирования и разборки пакетов, последующая перегрузка пакетов вилочными погрузчиками позволяют комплексно механизировать перегрузочные операции.
Контейнерная система перевозок грузов более чем в 2 раза снижает себестоимость перегрузочных операций, резко сокращает расходы на тару, в 4…5 раз повышает производительность труда, создает условия для комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому в планах развития народного хозяйства непрерывно растет перевозка грузов пакетами и в контейнерах.
Всесоюзным институтом автоматизированных складских систем (ВИАС) и ВНИИПТмашем разработаны типы, технико-эксплуатационные требования и стандарты новых мостовых и козловых кранов, кранов-штабелеров, конвейеров, пакетоформирующих и других машин, позволяющих обеспечить высокий уровень механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Внедрены эффективные системы автоматического (программного) и дистанционного управления кранами и конвейерами.
Ленинградский завод строительно-дорожного машиностроения выпускает пневморазгрузчики всасывающе-нагнетательноготипа, которые могут подавать цемент на высоту до 30 м. На Львовском заводе автопогрузчиков изготовляют портальные контейнеровозы для пере— работки крупнотоннажных контейнеров. Для их перегрузки используют также фронтальные автопогрузчики грузоподъемностью до 50 т, изготовляемые в СССР и других странах.
Развитие микроэлектронной техники, микропроцессоров и микро-ЭВМ позволяет полностью автоматизировать управление погрузочно-разгрузочными и складскими машинами. Наряду с созданием автоматического управления отдельными машинами создаются ав-матические системы управления всего перевозочного процесса с контейнерами, пакетами, массовыми навалочными, наливными и другими грузами. В настоящее время успешно внедряется на практике «АСУ Контейнер».
Транспортно-технологические и транспортно-складские комплексы объединяют производственные или складские процессы с перевозочными. Гибкие производственные системы производства способны быстро перенастраиваться. Комплексы позволяют изменять функционирование транспорта, складов и погрузочно-разгрузочных операций.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Элементная и комплексная механизация и автоматизация. Уровень механизации и автоматизации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы