На сжатом газе в настоящее время работают автомобили ГАЗ-51Б, ЗИЛ-156 и ЗИЛ-166. Газобаллонные установки этих автомобилей имеют общую схему и конструктивно мало отличаются друг от друга. Двигатели данных автомобилей могут работать на бензине и на сжатом газе. Рабочий процесс у газового двигателя такой же, как и у карбюраторного двигателя, но устройство и работа приборов системы питания у них имеют существенные различия.
К недостаткам газобаллонных автомобилей относится следующее:
1) уменьшение мощности двигателя, если он не переделан для работы на газе;
2) уменьшение полезной грузоподъемности автомобиля из-за наличия баллонов;
3) более трудоемкий уход из-за ряда ограничений (нельзя, например, пускать двигатель даже при незначительных пропусках газа).
На рис. 1 изображена схема газобаллонной установки автомобилей ЗИЛ-156 и ЗИЛ-166, предназначенная для работы на природном, канализационном или промышленном газе.
Рис. 1. Схема газобаллонной установки для автомобилей ЗИЛ-156 и ЗИЛ-166, работающих на сжатом газе:
В состав установки входят: восемь стальных баллонов для сжатого таза, наполнительный, расходный и магистральный вентили, подогреватель сжатого газа, манометры высокого и низкого давления, редуктор с фильтром и дозирующим устройством, газопроводы высокого и низкого давления и карбюратор-смеситель.
Трубка соединяет разгрузочное устройство редуктора с впускным трубопроводом двигателя.
Баллоны емкостью по 50 л расположены под грузовой платформой. Горловины их направлены в разные стороны, благодаря чему увеличивается длина и упругость газопровода, что снижает вероятность поломки его при перекосах рамы.
Для удобства монтажа газобаллонной установки на автомобиле баллоны имеют угольники, тройники и крестовину наполнительного вентиля.
Во время работы двигателя вентили открыты. Сжатый газ под большим давлением проходит в подогреватель, фильтр и поступает в двухступенчатый газовый редуктор. По пути к редуктору сжатый газ подогревается, иначе может замерзнуть вода, выделяющаяся при уменьшении давления газа. В редукторе давление газа снижается примерно до 1 кГ/см2 (100 кн/м2), затем газ, пройдя дозирующее устройство, по газопроводу поступает к карбюратору-смесителю, где образуется газовоздушная смесь. Разрежение, создаваемое в цилиндре при такте впуска, передается к карбюратору-смесителю, и горючая смесь поступает в цилиндры двигателя.
Работу газобаллонной установки контролируют по двум манометрам. По манометру высокого давления определяют давление и количество газа, находящегося в баллонах.
Емкость всех баллонов автомобиля ЗИЛ-16& составляет 8 х 50 = 400 л, или 0,40 м3. Объем газа зависит от давления; при давлении 200 кГ/см2 (20 Мн/м2) объем газа равен 0,40×200=80 м3; при 100 кГ/см2 (10 Мн/м2) он составляет 40 м3, при 50 кГ/см2 (5 Мн/м2) — 20 м3 я т. д. Следовательно, для определения количества газа в баллонах при любом давлении необходимо емкость всех баллонов умножить на величину давления, определяемого по манометру.
Манометр низкого давления показывает давление газа в первой ступени редуктора.
Наполнение газобаллонной установки газом происходит через вентиль, установленный в крестовине баллона.
Для работы на жидком топливе (бензине) газобаллонный автомобиль имеет топливный бак, фильтр-отстойник, топливный насос и топливопроводы.
Газобаллонная установка для сжиженного газа (автомобиль ЗИЛ-166А) имеет баллон, снабженный расходными вентилями, указателем уровня жидкости и предохранительным клапаном. Сжиженный газ перед использованием необходимо испарить, т. е. перевести в газообразное состояние. Поэтому из баллона газ по газопроводу подводится к магистральному вентилю, а от него (если он открыт) по упругому газопроводу в испаритель, подогреваемый горячей водой из системы охлаждения двигателя.
Из испарителя газ подается по упругому газопроводу в фильтр и в двухступенчатый редуктор, где давление газа снижается до постоянной величины (примерно до 1 кГ/см2 или 100 кн/м2). Далее газ проходит через дозирующее экономайзерное устройство и по газопроводу поступает в карбюратор-смеситель. Горючая смесь, образующаяся в карбюраторе-смесителе, при такте впуска поступает в цилиндры двигателя.
Работу газобаллонной установки контролируют по манометрам. Манометр показывает давление газа в баллоне после магистрального вентиля, а манометр — давление в редукторе после первой ступени.
Трубка 9 соединяет вакуумную полость экономайзера и разгрузочного устройства редуктора с впускным трубопроводом.
Запас газа в баллоне пополняют через наполнительный вентиль, а контроль осуществляют, используя вентиль-указатель. Баллоны нельзя наполнять сжиженным газом полностью, так как с повышением температуры окружающего воздуха сжиженный газ расширяется и баллон может быть разрушен. Поэтому баллоны наполняют сжиженным газом на 90% объема, а 10% объема составляет паровая фаза. Таким образом, сжиженные газы находятся в баллонах в двух агрегатных состояниях — жидком и газообразном. Если давление газа в баллоне превысит 16,8 кГ/см2 (1680 кн/м2), то срабатывает предохранительный клапан и газ выходит в окружающее пространство. Для пуска и прогрева холодного двигателя лучше использовать газ паровой фазы.
Рис. 2. Схема газобаллонной установки для сжиженного газа автомобиля ЗИЛ-166А:
1 — вентиль-указатель максимального уровня наполнения баллона; 2 — предохранительный клапан; 3 — указатель уровня жидкости; 4 — наполнительный вентиль баллона; 5 — баллон в сборе с арматурой; 6 — магистральный вентиль; 7 — манометр баллона; 8 — манометр газового редуктора; 9 — трубка для соединения вакуумной полости экономайзера и разгрузочного устройства редуктора с впускным трубопроводом; 10 — упругий газопровод между испарителем и фильтром; 11 — фильтр; 12 — двухступенчатый редуктор; 13 — дозирующее экономайзерное устройство; 14 — газопровод к карбюратору-смесителю; 15 — карбюратор-смеситель; 16 — испаритель; 17 — упругий газопровод между магистральным вентилем и испарителем; 18 — вентиль для пара; 19 — вентиль для жидкости
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Газобаллонные установки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы