Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Общие сведения о автомобильных кранах

Публикация:
   Газораспределительный механизм автомобильных кранов

Читать далее:




Газораспределительный механизм автомобильных кранов

Устройство и принцип работы

Газораспределительный механизм служит для впуска в цилиндры двигателя свежего заряда горючей смеси или воздуха и выпуска отработавших газов соответственно рабочему процессу. У большинства современных двигателей применяют систему газораспределения с верхним расположением клапанов, при котором клапаны установлены в головке цилиндров и открываются вниз (в направлении к коленчатому валу). Если клапаны расположены в блоке цилиндров и открываются при движении вверх (в направлении от коленчатого вала), то они называются нижними клапанами.

Газораспределительный механизм состоит из распределительного вала, шестерен привода, толкателей, направляющих толкателей, клапанных пружин, впускных и выпускных клапанов и направляющих втулок клапанов.

В двигателе с верхним расположением клапанов (ЗИЛ-130; ЯМЗ-236) давление кулачка распределительного вала воспринимается толкателем, который передает его через штангу на плечо коромысла. Коромысло, поворачиваясь на оси и сжимая пружину, открывает клапан.

Распределительный вал состоит из опорных шеек, впускных и выпускных кулачков, эксцентрика привода топливного насоса и шестерен привода масляного насоса и распределителя зажигания. На передней части вала укреплена шестерня привода распределительного вала. Между шестерней и передней опорной шейкой установлены опорное кольцо и упорный фланец, удерживающий вал от осевых смещений. Распределительный вал вращается в подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, внутренние поверхности которых покрыты тонким слоем баббита.

Для повышения износостойкости рабочие поверхности кулачков, опорных шеек, эксцентриков и шестерен стальных распределительных валов подвергают термической обработке с меньшим шумом. На новых моделях двигателей ЗИЛ-130 шестерня распределительного вала сделана из чугуна.

Рис. 1. Схема устройства верхнеклапанного распределительного механизма: 1 — кулачок распределительного вала, 2 — толкатель, 3 — штанга, 4 — регулировочный болт, 5 — коромысло, 6 — ось коромысла, 7 — тарелка пружины, 8 — пружина, 9 — клапан, 10 — направляющая втулка клапана

Распределительные шестерни привода, из которых ведущая установлена на коленчатом валу, а ведомая — на распределительном, соединяют между собой при строго определенных положениях распределительного и коленчатого валов по меткам на зубе одной и около впадины между зубьев другой шестерни. Шестерни имеют косой зуб, благодаря чему работают

Толкатели передают усилия от кулачков к клапанам или штангам и разгружают клапаны (штанги) от боковых усилий. У рассматриваемых двигателей применяют стальные цилиндрические (ЗИЛ-130) и роликовые (ЯМЗ-236) толкатели. Направляющими втулками толкателей у двигателей ЗИЛ-130 служат отверстия, выполненные в специальных приливах блока. Подвесные роликовые толкатели двигателя ЯМЗ-236 устанавливаются на разрезных осях, расположенных в опорах над распределительным валом.

Все толкатели установлены на общей оси, расположенной в средней части двигателя, и могут свободно качаться на этой оси. Часть толкателя, опирающаяся на кулачок распределительного вала, имеет ролик, установленный на оси и вращающийся в игольчатых подшипниках. Над роликом в толкатель запрессована стальная пята, имеющая сферическую выемку, в которую входит стальная полая с запрессованными сферическими наконечниками штанга, передающая движение коромыслу. Каждое коромысло выполнено за одно целое со своей осью и установлено на отдельной стойке. От осевого перемещения коромысла фиксируются стопорными кольцами. Для регулирования теплового зазора на концах коромысел установлены регулировочные винты с контргайками.

Клапаны открывают и закрывают впускные и выпускные каналы. Клапан имеет головку с фаской, которую тщательно притирают к седлу, и стержень. Клапаны работают в очень тяжелых температурных условиях, поэтому изготовляют их из высокопрочных жаростойких сталей.

Обычно диаметр впускного клапана больше диаметра выпускного, что улучшает наполнение цилиндра горючей смесью. Кроме того, чтобы ускорить процесс заполнения цилиндра горючей смесью, на некоторых двигателях применяют впускные клапаны с углом фаски 30, а выпускные — 45°.

Седла впускных клапанов выполняют вставными для замены после износа. Выпускные клапаны ЗИЛ-130 для повышения срока их службы принудительно поворачиваются во время работы двигателя специальным механизмом. При закрытом выпускном клапане усилие пружины через упорную шайбу передается на наружную кромку дисковой пружины, опирающейся внутренней кромкой в заплечик корпуса. Во время открытия клапана усилие клапанной пружины увеличивается. Под действием возросшего усилия дисковая пружина, опираясь на шарики, распрямляется. Между внутренней кромкой пружины и заплечиком корпуса появляется зазор, и усилие пружин начинает передаваться на шарики, которые, перекатываясь по наклонным поверхностям углублений, поворачивают на некоторый угол дисковую пружину и упорную шайбу, а с ними вместе клапанную пружину и клапан.

Во время закрытия клапана усилие клапанной пружины уменьшается, вследствие чего возрастает прогиб дисковой пружины. Она упирается в заплечик корпуса и освобождает шарики, которые под действием пружин возвращаются в исходное положение.

Рис. 2. Механизмы вращения выпускного клапана: 1 — выпускной клапан, 2 — неподвижный корпус, 3 — шарик, # — упорная шайба. 5 — замочное кольцо, 6 — пружина клапана, 7 — тарелка пружины, 8 — сухарь, 9— дисковая пружина механизма вращения, 10 — возвратная пружина механизма вращения, 11 — натриевый наполнитель, 12 — рабочая фаска клапана. 13 — заглушка, 14 — головка цилиндра

Направляющие втулки клапанов предотвращают перекосы их при посадке в седла и отводят от клапанов тепло. Обычно втулки бывают чугунными или металлокерамическими.

Пружина клапана обеспечивает плотную посадку клапана на седло и прижимает толкатель к кулачку распределительного вала. На двигателе ЗИЛ-130 на каждом клапане установлена одна пружина. Один конец ее упирается в опорную шайбу, а другой — в надетую на стержень клапана тарелку. На клапанах двигателя ЯМЗ-236 установлены по две пружины с разными направлениями навивки, что предотвращает их заклинивание.

Между толкателем (или носком коромысла при верхнем расположении клапанов) и стержнем клапана имеется небольшой температурный зазор. Этот зазор для выпускных клапанов делается несколько большим, чем для впускных. Объясняется это тем, что выпускные клапаны под действием раскаленных отработавших газов сильно нагреваются и их стержни удлиняются больше, чем стержни впускных клапанов.

Зазоры между стержнями клапанов и толкателями (носками коромысел) имеют строго определенную величину, мм-, у двигателя ЗИЛ-130 эти зазоры для впускного и выпускного клапанов одинаковы и составляют 0,4—0,45; у двигателя ЯМЗ-236 для впускного клапана — 0,25, для выпускного — 0,25—0,3. Нарушение величин зазоров ухудшает работу двигателя и повышает скорость изнашивания деталей газораспределительного механизма.

Фазы газораспределения

Для лучшего наполнения цилиндра свежим зарядом горючей смеси и наиболее полной очистки их от отработавших газов моменты открытия и закрытия клапанов не совпадают с положениями поршня в в. м. т. и н. м. т., а происходят с определенным опережением или запаздыванием.

Рис. 3. Диаграмма фаз газораспределения двигателей ЗИЛ-164А (а), ЗИЛ-130 (б) и ЯМЗ-236 (а)

Моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах поворота коленчатого вала по отношению к соответствующим мертвым точкам, называются фазами газораспределения. Фазы газораспределения обычно изображают в виде круговых диаграмм, из которых видно, что выпускной клапан открывается раньше прихода поршня в н. м. т. При этом газы, находящиеся в цилиндре под большим давлением, быстро начинают выходить из цилиндра. Поршень продолжает движение к н. м. т. После перехода н. м. т. поршень, двигаясь к в. м. т., выталкивает оставшиеся в цилиндре газы. Угол опережения открытия выпускного клапана находится в пределах 40—70°.

Выпускной клапан закрывается, когда поршень, пройдя в. м. т., начнет движение к н. м. т. Запаздывание закрытия выпускного клапана равно 15—30°. Следовательно, время, в течение которого выпускной клапан остается открытым, значительно больше времени, затрачиваемого на полуоборот коленчатого вала, что позволяет цилиндру лучше очищаться от отработавших газов.

Впускной клапан начинает открываться до прихода поршня в в. м. т. Опережение открытия впускного клапана составляет 5— 30°. Закрытие впускного клапана происходит с запаздыванием, т. е. когда поршень пройдет н. м. т. и начнет движение к в. м. т. Это значит, что, несмотря на начавшийся такт сжатия, заполнение цилиндра продолжается за счет имеющегося в цилиндре разрежения, а также за счет инерции движения горючей смеси. Величина запаздыв-ания закрытия впускного клапана находится в пределах 40—70°. Следовательно, время, в течение которого впускной клапан открыт, значительно больше времени, затрачиваемого на один полуоборот коленчатого вала, что позволяет увеличить объем свежего заряда рабочей смеси в цилиндре.

Угол поворота коленчатого вала, соответствующий положению, при котором впускной и выпускной клапаны одновременно открыты, называется углом перекрытия клапанов.

Величины углов опережения и запаздывания открытия и закрытия клапанов по отношению к в. м. т. и н. м. т. зависят от быстроходности двигателя. Чем больше число оборотов коленчатого вала при максимальной мощности, тем больше величина фаз газораспределения.

Техническое обслуживание

В процессе эксплуатации автомобильного крана необходимо систематически следить за работой газораспределительного механизма и периодически прослушивать работу двигателя. При ТО проверяют плотность затяжки болтов крышек клапанной коробки и картера распределительных шестерен, что позволяет устранять возможность подтекания масла.

Если при работе двигателя слышен стук клапанов, необходимо проверить и отрегулировать зазор между стержнями клапанов и толкателями (носками коромысел).

Зазоры в клапанном механизме регулируют на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коромысла. На двигателе ЗИЛ-130 для регулировки зазора поршень первого цилиндра устанавливают в верхнюю мертвую точку такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно располагаться под меткой в. м. т. на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимального числа оборотов. В этом положении регулируют впускной и выпускной клапаны первого цилиндра, выпускной клапан второго цилиндра, впускной — третьего, выпускной — четвертого, выпускной — пятого и впускные клапаны седьмого и восьмого цилиндров. По окончании регулировки указанных клапанов коленчатый вал двигателя проворачивают на 360° (один полный оборот) и регулируют остальные клапаны.

Рис. 4. Регулировка зазоров при верхнем расположении клапанов

Для определения величины зазора щуп вводят между клапаном и концом коромысла. Регулируют зазор, поворачивая винт коромысла или штангу, завернутую верхним концом в вильчатый наконечник коромысла.

Снимая головку блока цилиндров, следует обязательно проверить состояние пружин, шариков механизма вращения выпускного клапана, а также состояние рабочих поверхностей тарелок и седел клапанов. Одной из причин неплотного закрытия клапанов является образование рисок и раковин на рабочих поверхностях. Если риски и раковины велики, то клапан и его гнездо подлежат ремонту. При незначительных повреждениях клапан притирают к гнезду.

Перед притиркой поверхности клапанов, их гнезд и камер сгорания очищают от нагара и промывают. Вынутые клапаны помечают, чтобы при сборке не поменять их местами. Для грубой притирки пользуются пастой, содержащей абразивную пыль с маслом. Окончательно клапан притирают стеклянной пудрой, а затем чистым маслом.

Во время притирки под клапан ставят слабую пружину, а на его фаску наносят тонкий слой притирочной пасты. Затем при помощи ручной дрели или специального приспособления клапан равномерно поворачивают, слегка нажимая на него, сначала по часовой стрелке на 1/2—1/3 оборота, а затем в обратном направлении на 1/3—1/2 оборота. При каждом изменении направления вращения нажим на притирочный прибор на некоторое время прекращают, вследствие чего пружина, находящаяся под клапаном, поднимает его и паста в необходимом количестве попадает на фаски.

Притирку пастой ведут до появления на фасках клапана и гнездах непрерывных кольцевых матовых полосок шириной 2—3 мм. После этого клапаны, их гнезда, впускные и выпускные каналы промывают и насухо протирают. Качество притирки проверяют следующим способом. Карандашом поперек фаски клапана наносят 6—8 черточек на равном расстоянии друг от друга. Если при повороте клапана на 1/4 оборота эти черточки будут стерты, значит плотность прилегания клапана к гнезду удовлетворительная.

При обнаружении на витках пружины следов износа ее необходимо повернуть выработанным участком вниз. При сборке механизма врашения клапана надо добиваться правильной установки шариков и пружин. Правильно установленная пружина располагается позади шариков относительно выбранного направления вращения клапана.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Общие сведения о автомобильных кранах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Газораспределительный механизм автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства