Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Общие сведения о автомобильных кранах

Публикация:
   Система охлаждения автомобильных кранов

Читать далее:




Система охлаждения автомобильных кранов

Общее устройство и принцип работы

В работающем двигателе температура газов в течение рабочего цикла повышается до 800—900 °С. Однако из общего количества тепловой энергии, выделяющейся при сгорании горючего, только часть ее (около 40%) превращается в полезную механическую работу. Остальное тепло передается деталям двигателя, вызывая их сильный нагрев, и уносится отработавшими газами.

Перегрев двигателя недопустим, так как при этом происходит разложение и коксование масла, повышается интенсивность изнашивания деталей. Кроме того, в результате теплового расширения может произойти заклинивание поршней. Под действием высоких температур обгорают поверхности клапанов, прогорают днища поршней, ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью и соответственно снижается мощность двигателя.

Также отрицательно сказывается на работе двигателя и переохлаждение его. Неполное испарение топлива у переохлажденного двигателя ухудшает процесс сгорания; неиспарившиеся частицы топлива оседают на стенках цилиндров и смывают с них масляную пленку, увеличивая износ стенок цилиндров и поршней. Топливный конденсат попадает в картер и разжижает в нем масло. Кроме того, увеличение потерь тепла вызывает увеличение расхода топлива и снижение мощности двигателя.

Для поддержания необходимого температурного режима двигателя служит ряд устройств и приборов, объединяемых в систему охлаждения двигателя. Система охлаждения должна обеспечивать наивыгоднейший температурный режим, который находится в пределах 80—90 °С.

В двигателях автомобилей, используемых в качестве базовых машин для автомобильных кранов, в основном применяется замкнутая жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости, осуществляемой центробежным насосом. Замкнутой она называется потому, что не имеет непосредственного сообщения с атмосферой, в результате чего уменьшается расход жидкости на испарение.

В качестве охлаждающих жидкостей используют воду, а при низких температурах —антифризы (смеси с низкой температурой замерзания). Вода должна быть мягкой, т. е. не содержать солей, образующих при работе двигателя накипь на стенках трубок радиатора и водяной рубашки. Антифризы представляют собой раствор этиленгликоля в дистиллированной воде. В настоящее время выпускают этиленгликолевые антифризы М-40 и М-65 с температурой замерзания соответственно 40° и 65 °С. Применение антифризов предотвращает размораживание радиатора и блока цилиндров при длительной остановке двигателя в холодное время года.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130: 1 — радиатор, 2 — компрессор, 3 — водяной насос, 4 — термостат, 5 — кран отопителя, 6 — подводящая трубка, 7 — отводящая трубка, 8 — радиатор отопителя, 9 — датчик указателя температуры воды, 10 — сливной кран блока цилиндров, 11 — сливной кран патрубка радиатора

В систему охлаждения двигателя входят водяная рубашка головки и блока цилиндров, радиатор, водяной насос,вентилятор с приводным ремнем, соединительные патрубки, термостат, указатель температуры охлаждающей жидкости, сливные краны и жалюзи.

При работе двигателя водяной насос засасывает охлажденную воду из радиатора и нагнетает ее в водораспределительную трубу. Из этой трубы вода через специальные отверстия поступает к наиболее нагретым частям двигателя, омывая их, забирает часть тепла. Нагретая вода поступает в верхний бачок радиатора, а затем через его сердцевину перетекает снова в нижний бачок. Вентилятор, установленный на валу водяного насоса, создает поток воздуха, который проходит через сердцевину радиатора и охлаждает протекающую через него воду.

В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 центробежный водяной насос, установленный на переднем торце блока цилиндров, двумя патрубками соединен с водяными рубашками обоих рядов цилиндров. Водяные рубашки головок блока сообщаются каналами с общим патрубком, внутри которого установлен термостат. Во время прогрева двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по водяной рубашке двигателя и компрессора, минуя радиатор.

Когда температура воды достигает 80 °С, открывается термостат и охлаждающая жидкость по гибкому шлангу отводится в верхний бачок радиатора, из него по трубам переливается в нижний бачок радиатора и по подводящему патрубку снова поступает к водяному насосу.

В систему охлаждения двигателя включен радиатор 8 отопителя. Для подачи горячей воды в отопитель открывают кран.

Система охлаждения двигателя ЯМЗ-236 отличается тем, что привод водяного насоса осуществляется клиновым ремнем непосредственно от коленчатого вала. Каждая головка цилиндров имеет верхний трубопровод с отдельным термостатом. Коробки термостатов левого и правого трубопроводов соединены между собой трубой. Пока двигатель не прогрет и термостаты закрыты, жидкость, подаваемая насосом, поступает в правую нижнюю часть крышки распределительных шестерен. Отсюда она по каналам поступает в рубашки правого и левого рядов цилиндров и выходит по двум каналам в верхние трубопроводы. Из них жидкость по соединительной и перепускной трубам возвращается в насос. При открытых термостатах нагретая жидкость двумя потоками поступает в верхний бачок радиатора.

Приборы системы охлаждения

В радиаторе вода, нагревшаяся в двигателе, разбивается на ряд тонких струек, поверхность теплоотдачи от воды к воздуху значительно увеличивается, вследствие чего повышается интенсивность охлаждения воды.

Радиатор состоит из сердцевины и верхнего и нижнего бачков с патрубками. Сердцевина радиатора имеет трубчато-пластинчатую или трубчато-ленточную конструкцию. Радиаторы выполнены в виде нескольких рядов трубок овальной формы, к которым припаяны ребра охлаждения в виде пластин или ленты из латуни или красной меди.

На верхнем бачке радиатора имеется заливная горловина с герметически закрывающейся пробкой. В нижнем бачке установлен кран для слива воды. У V-образных двигателей для слива воды предусмотрены три крана: по одному в правой и левой частях блока и один в нижнем бачке радиатора.

Чтобы предохранить радиатор от разрушения при повышении или понижении в нем давления, в пробке заливной горловины радиатора устанавливают паровоздушный клапан, представляющий собой два автоматически действующих клапана: паровой и воздушный.

Впереди радиатора устанавливают жалюзи, представляющие собой шарнирно укрепленные пластины. В закрытом состоянии жалюзи ограничивают поток воздуха, проходящий через радиатор, и снижают интенсивность охлаждения воды. Управляют ими рукояткой из кабины водителя.

Вентилятор служит для увеличения количества воздуха, проходящего через радиатор. Он состоит из крыльчатки с лопастями. Привод вентилятора осуществляется обычно посредством ремня от коленчатого вала. На двигателе ЗИЛ-130 установлены три приводных ремня: один для привода водяного насоса с вентилятором и насоса гидроусилителя руля, второй для привода насоса с вентилятором и генератором, третий охватывает шкивы вентилятора и компрессора и служит для привода последнего. У двигателя ЯМЗ-236 привод вентилятора шестеренный.

Термостат служит для автоматического регулирования температуры воды в системе охлаждения двигателя и для ускорения прогрева двигателя после его пуска. Термостат размещен в выходном патрубке головки блока цилиндров. Наиболее распространены термостаты жидкостного типа (сильфонные) с двойным клапаном. Такой термостат состоит из закрытого тонкостенного гофрированного латунного баллона, внутри которого находится небольшое количество жидкости с низкой температурой кипения (смесь этилового спирта с дистиллированной водой). Одно дно термостата закреплено неподвижно, а второе соединено со штоком запорного клапана.

При температуре жидкости, выходящей из головки блока цилиндров, ниже 65—68° С клапан термостата закрыт и охлаждаюв системе охлаждения, минуя радиатор, по малому кругу: насос — водяная рубашка двигателя — термостат — насос.

Рис. 2. Циркуляция охлаждающей жидкости при закрытом (с) и открытом (б) клапане сильфонного термостата: 1 — гофрированный баллон, 2 — запорный клапан

По мере нагревания охлаждающей жидкости жидкость, заполняющая цилиндр термостата, начинает испаряться, увеличиваясь в объеме, и, преодолевая упругость стенок цилиндра, растягивает цилиндр и перемещает клапан, приоткрывая его. Циркулирующая в системе охлаждения вода (или другая охлаждающая жидкость) начинает частично поступать в радиатор. При повышении температуры воды до 80-85 °С клапан открывается полностью и вода начинает циркулировать по большому кругу: насос — водяная рубашка двигателя — радиатор — насос.

В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 применен термостат с твердым наполнителем. В качестве наполнителя применен нефтяной воск (перезин) с медной стружкой, обладающий большим коэффициентом объемного расширения при нагревании.

Водяной насос центробежного типа служит для создания принудительной циркуляции воды или другой охлаждающей жидкости в системе охлажводится в движение от коленчатого вала двигателя посредством ременной передачи.

Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниках, имеющих уплотнения. Место выхода заднего конца вала из корпуса подшипников уплотнено самоподжимным сальником. Сальник состоит из графитизированной текстолитовой уплотняющей шайбы, резинового уплотнения и пружины с двумя обоймами. Полость между подшипниками заполняют смазкой через масленку. На заднем конце вала установлена крыльчатка насоса, закрытая кожухом, на переднем конце — ступица вентилятора. Ступица закреплена на валу разрезной конусной втулкой и гайкой. Такое крепление дает возможность подтягивать ступицу при ослаблении посадки шкива. Привод насоса и вентилятора осуществляется клиновыми ремнями.

Рис. 3. Водяной насос и вентилятор двигателя ЗИЛ-130: 1 — вал, 2 — ступица, 3 — вентилятор, 4 — клиновой ремень, 5 — корпус подшипника, 6 — масленка, 7 — кожух, 8 — крыльчатка, 9 — самоподжимной сальник, 10 — шкив

ехническое обслуживание

Основными неисправностями системы охлаждения являются: подтекание воды, образование накипи на стенках рубашки охлаждения и трубках радиатора, уменьшение интенсивности работы водяного насоса и вентилятора вследствие ослабления натяжения приводных ремней, засорение пространства между трубками и пластинами радиатора. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению теплового режима, снижению мощности и сокращению срока службы двигателя.

Ежедневное техническое обслуживание системы охлаждения заключается в осмотре системы с целью проверки герметичности всех соединений, уровня охлаждающей жидкости в радиаторе, а также натяжения, ремня привода вентилятора.

При осмотре системы проверяют:
— наличие осевого зазора оси вентилятора и крепление его лопастей; если обнаружен осевой зазор, вентилятор снимают и подвергают ремонту;
— затяжку гаек шпилек крепления радиатора и болтов крепления водяного насоса; при необходимости их подтягивают;
— отсутствие подтекания жидкости в трубках и шлангах; для устранения течи жидкости из-под шлангов подтягивают хомутики поворотом соединительных шплинтов или гайки соединительных болтов;
— исправность прокладки и действие паровоздушного клапана пробки радиатора; при нажатии пальцем на клапан он должен действовать без заеданий, прокладка пробки не должна иметь разрывов.

На двигателе ЗИЛ-130 необходимо периодически проверять затяжку гайки крепления ступицы шкива. При ослаблении гайку подтягивают усилием в пределах 5,5—7 кГм. После затяжки гайку зашплинтовывают.

Натяжение ремня привода вентилятора проверяют, нажимая на него в средней части. При нажиме с усилием 3—4 кГ прогиб ремня должен быть не более 10—15 мм. Если величина прогиба превышает 15 мм, натяжение ремня регулируют. Для этого на двигателе ЗИЛ-130 ослабляют болты крепления кронштейна генератора и насоса гидроусилителя руля и перемещают их до получения нормального натяжения ремня. После чего затягивают болты крепления.

При ТО выполняют работы, относящиеся к ежедневному техническому обслуживанию, и, кроме того, смазывают подшипники валика водяного насоса тугоплавкой водостойкой кальциевонат-риевой смазкой 1—13. Подшипники заправляют маслом до тех пор, пока не появится свежая смазка из контрольного отверстия.

Проверяют исправность действия привода жалюзи и плотность их закрытия, а также надежность и герметичность крепления корпуса водяного насоса и исправность действия термостата. Весной и осенью при очередном ТО промывают систему и заменяют в ней антифриз водой или наоборот — воду антифризом.

Для проверки исправности водяного насоса снимают пробку горловины радиатора, проверяют наличие в нем воды и при необходимости доливают ее до требуемого уровня, пускают двигатель, прогревают его до нормальной температуры и проверяют на ощупь температуру нижней части радиатора и патрубка, через который вода поступает от радиатора к водяному насосу. При нормальной циркуляции воды патрубок и нижняя часть радиатора должны быстро нагреваться. Если нагрев слабый или нижняя часть радиатора не нагревается, значит циркуляция недостаточна, что свидетельствует о неисправности водяного насоса или термостата. Неисправный насос разбирают и ремонтируют.

Для проверки исправности термостата сливают воду из системы охлаждения, отсоединяют верхний шланг, отвертывают патрубок головки цилиндров, вынимают термостат и очищают его от накипи. Затем термостат и соединенный с ним термометр опускают в сосуд с водой, нагретой до 90 °С, и наблюдают за его действием. Закрытие клапана термостата должно начаться при температуре 80° и закончиться при 70 °С. Неисправный термостат заменяют новым.

Систему охлаждения двигателя заполняют мягкой водой; жесткую воду предварительно кипятят. При заполнении системы антифризами следует иметь в виду, что антифриз при нагревании расширяется сильнее, чем вода, поэтому его заливают в систему на 5—7% меньше полного ее объема. При пользовании антифризами надо соблюдать меры предосторожности, так как эти жидкости ядовиты.

Для промывки системы охлаждения двигателей, имеющих чугунную головку блока цилиндров, применяют щелочные растворы (например, 1 кг бельевой соды и 0,5 л керосина на 10 л воды). Раствор заливают в двигатель на 10—12 ч, после чего двигатель запускают и дают ему поработать 15—20 мин на малых оборотах. Затем смесь выливают и систему заполняют чистой водой.

Системы охлаждения двигателей с алюминиевой головкой промывают раствором тринатрийфосфата или чистой водопроводной водой под давлением.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Общие сведения о автомобильных кранах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства