ГТД превращает кинетическую энергию газов в механическую работу и состоит из трех основных элементов — компрессора, где происходит сжатие подводимого воздуха; камеры сгорания, где поступающие сжатый воздух и топливо перемешиваются и образующаяся горючая смесь сгорает, и турбины, где тепловая энергия расширяющихся газов преобразуется в механическую работу.
На рис. 2 показана принципиальная схема простейшего автомобильного ГТД. Он состоит из центробежного компрессора, камеры сгорания, компрессорной и тяговой турбин. Диск тяговой турбины насажен на вал, который через редуктор 8 связан с трансмиссией автомобиля, а диск турбины и крыльчатка компрессора расположены на валу. ГТД с такой кинематической схемой (два не связанных между собой вала) называется двухвальным, и он получил преимущественное распространение в автомобильном газотурбостроении. Кроме указанных выше основных элементов ГТД имеет регулятор частоты вращения, масляный насос, стартер и другое вспомогательное оборудование.
Рис. 1. Роторно-поршневои двигатель
Работа ГТД протекает следующим образом. Вал одноступенчатого осевого компрессора приводится во вращение стартером.
Рис. 2. Схема автомобильной газотурбинной установки
Пусковая частота вращения составляет 25—30% номинальной. Компрессор нагнетает сжатый воздух в камеру сгорания. Одновременно с воздухом через форсунку шестеренчатым насосом в камеру сгорания подается топливо, которое, перемешиваясь с воздухом, воспламеняется электрической искрой и сгорает. Продукты сгорания поступают в турбину, где расширяются до давления, промежуточного между давлением за компрессором и давлением окружающей среды. Этого расширения достаточно для вращения вала компрессора и связанных с ним вспомогательных механизмов. Окончательное расширение продуктов сгорания происходит в тяговой турбине, куда они поступают через сопловое устройство 5. Получаемая при этом механическая энергия расходуется на движение автомобиля. Отработавшие газы выходят из турбины в атмосферу через выпускную трубу.
В ГТД отсутствуют детали с возвратно-поступательным движением. Это позволяет довести частоту вращения вала двигателя до 25000—40000 об/мин. Удельная масса двигателя такой схемы не превышает 0,35—0,5 кг/кВт. Число трущихся пар в ГТД сведено до минимума; потери на трение возникают лишь в подшипниках валов и шестернях редуктора, поэтому упрощается система смазки, а расход масла существенно снижен по сравнению с расходом в поршневом двигателе. Механический КПД двигателя весьма высок (0,92-0,94). Непрерывность процесса сгорания позволяет сжигать в единицу времени больше топлива в заданном объеме и тем самым поднять удельную мощность двигателя, что вместе с высокой частотой вращения дает возможность уменьшить габариты двигателя, упростить применяемую топливную аппаратуру. Газотурбинные двигатели обладают высокими пусковыми качествами, отработавшие в них газы имеют низкую токсичность (в шесть-семь раз ниже, чем у дизелей). Двигатели полностью уравновешены, при установке на автомобилях к ним не требуется сцепление, что значительно упрощает трансмиссию.
Недостатками газотурбинных двигателей рассмотренной схемы являются низкая экономичность на номинальном режиме, большой расход воздуха на единицу мощности, высокие требования к чистоте воздуха, поступающего в компрессор, резкое ухудшение экономичности при работе на режимах частичных нагрузок, невозможность торможения автомобиля двигателем. Кроме того, в связи с опасностью разноса тяговой турбины при внезапном сбросе нагрузки переключение передач требует специального устройства, усложняющего конструкцию коробки передач.
Рис. 3. Схема поршневого двигателя
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Газотурбинные двигатели"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы