Газовая арматура газобаллонной установки автомобиля выполняет запорно-предохранительные функции и обеспечивает подачу газа от баллона к двигателю. К автомобильной газовой арматуре предъявляются повышенные требования по герметичности узлов и соединений. Утечка газа в результате негерметичности вентилей и газовых коммуникаций, кроме потери исходного топлива, связана с образованием пожаро- и взрывоопасных ситуаций. Степень герметичности арматуры обеспечивается конструкцией. Автомобильные вентили отвечают нормам герметичности по 1 классу (ГОСТ 9544—75). При испытании воздухом на рабочее давление утечка из вентилей,, применяемых в установках для сжиженного газа, не должна превышать 0,2 см^мин, для сжатого —2,0 см3/мин.
Конструкция трубопроводов обеспечивает подвижность соединяемых узлов за счет компенсационных витков и гибких шлангов и герметичность стыков беспрокладочньш ниппельным соединением.
Классифицируют арматуру по рабочему давлению и виду газа.
Арматура баллона ДЛя сжиженного газа. Сюда входят два расходных вентиля со скоростными клапанами наполнительное устройство вентиль максимального наполнения баллона, датчик указателя уровня газа и предохранительный клапан.
Наполнительное устройство (рис. 2) состоит из наполнительного вентиля и обратного клапана. Входное отверстие для газа перекрывается клапаном при посадке его на седло в процессе вращения штока вентиля по часовой стрелке. Внешняя герметичность вентиля обеспечивается разделительной диафрагмой.
В аварийных случаях (отрыв заправочного шланга, неисправность вентиля и т. п.) выход газа из баллона предотвращается обратным клапаном, который выполнен совместно с вентилем в корпусе. Герметичное закрытие клапана достигается под действием давления газа в баллоне и усилия пружины. Заправочное отверстие в корпусе вентиля закрывается пробкой, которая служит для предотвращения попадания влаги и грязи в баллон и для выпуска газа из внутренней полости вентиля после заправки баллона. При завертывании пробки обратный клапан отжимаетси штоком и через дренажное отверстие газ выпускается в атмосферу.
Расходный вентиль (рис. 3) служит для отбора газа.
Конструктивно расходный вентиль не отличается от наполнительного и по основным де^ гялям (клапана, седло диафрагма, шток и др.) унифицирован С ним.
Вентиль максимального заполнения баллона (рис. 4) служит ДЛЯ определения момента окончания заправки. Отверстие для выхода газа перекрывается клапаном, при вращении штока по часовой стрелке. Герметизация штока вентиля обеспечивается уплотнением. При заполнении баллона извлекается пробка.
Предохранительный клапан (рис. 5) предназначен для предотвращения повышения давления газа в баллоне выше допустимого.
Открытие клапана происходит при давлении 16,8 кгс/см2. Под давлением газа, находящегося в баллоне, клапан отходит от седла, преодолевая усилие пружины, и через дренажные отверстия в корпусе обеспечивает выход паровой фазы газа в атмосферу. Усилие пружины подбирают регулировочными шайбами. На отрегулированный предохранительный клапан устанавливается пломба. Конструкция клапана позволяет принудительно проверять его работоспособность вытягиванием штока клапана.
Указатель уровня сжиженного газа в баллоне — дистанционного типа, состоит из датчика и собственно указателя. На баллоне устанавливается датчик уровня сжиженного газа, представляющий собой устройство, которое работает на принципе изменения тока в цепи указателя вследствие изменения сопротивления реостата при перемещении поплавка. Электрическая часть датчика унифицирована с датчиком уровня бензина, что позволяет использовать бензиновый указатель, установленный в кабине автомобиля.
Магистральный вентиль (рис. 7) предназначен для прекращения подачи газа из баллона к двигателю. Маховик управления вентилем расположен в кабине водителя. При вращении маховика шток перемещается вдоль оси и закрывает или открывает клапан. Герметизация штока обеспечивается двумя резиновыми кольцевыми уплотнениями.
Скоростные клапаны (рис. 8) устанавливают на выходных штуцерах паровых и жидкостных вентилей газового баллона и служат для перекрытия газовой магистрали в аварийных случаях (обрыв шланга, негерметичность газового редуктора и т. п.). При расходе газа, соответствующем нормальной работе двигателя, клапан под действием пружины находится в открытом положении и прижат к стопорному кольцу. При увеличении расхода газа скоростной поток преодолевает усилие пружины и клапан закрывает газовую магистраль.
Арматура баллона для сжатого газа. Сюда относятся переходники, которые ввертываются в горловину баллоиовГ два баллонных вентиля, служащих для подключения секций баллонов к общей магистрали, наполнительный и магистральный вентили и соединительные трубопроводы.
Переходники баллонов выполнены из стали, имеют внут-рннюю и наружную коническую резьбу, такую же, как ,в гор-ре ине баллона и на вентилях. Устанавливаются переходники и вентили с применением свинцового глета, разведенного на натуральной олифе, или свинцового сурика, разведенного на олифе оксоль.
Расходный и наполнительный вентили (рис. 10) газобаллонной установки имеют одинаковое конструктивное исполнение. Они состоят из корпуса, клапана, штока, сальника штока, крышки и маховика. Для присоединения трубопроводов с ниппельным уплотнением на баллонные и магистральные вентили устанавливается переходной штуцер. На штуцер наполнительного вентиля устанавливается заглушка, предохраняющая от попадания грязи и влаги и обеспечивающая дополнительную герметизацию запорного устройства во время эксплуатации автомобиля. Вентили обеспечивают герметичность по клапану и резьбовому соединению переходника. Герметичность по штоку вентиля обеспечивается только в полностью открытом положении вентиля. В процессе открытия (закрытия) вентиля допускается пропуск газа через сальник штока.
Газовые трубопроводы. По рабочему давлению могут быть разделены на три группы. К первой группе относятся трубопроводы, работающие под давлением до 200 кпс/см2. Они изготавливаются из стальных бесшовных трубок с наружным диаметром 10 мм и толщиной стенок 2,0 мм. Подвижность соединений узлов обеспечи-вается в этом случае компен. сационным кольцом трубки.
Ко второй группе относятся трубопроводы с рабочим давлением до 16 кгс/см2. Материалом для изготовления трубопроводов служат стальные трубки диаметром 10 мм и толщиной стенок 1 мм. В тех местах, где трубопроводы подвергаются постоянной вибрации, вместо стальных трубок применяют гибкие шланги высокого давления со специальной заделкой наконечников (рис. 11).
Герметичность соединений в трубопроводах высокого давления первой и второй групп обеспечивается ниппельным соединением. При затягивании гайки ниппель упирается в коническую поверхность штуцера и, деформируясь, врезается в тело трубки, герметизируя соединение.
К третьей группе относятся трубопроводы низкого давления до 0,1 кгс/см2- Они выполняются из шлангов и тонкостенных стальных трубок. Места их соединений уплотняются проволочными или ленточными хомутами. Трубопроводы, изготовленные из стали, для предохранения от коррозии окрашивают красной краской, стальные детали соединений защищают гальваническим покрытием.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Газовая арматура автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы