На двигателе установлен генератор типа Г250-Ж1 переменного тока, представляющий собой трехфазную шестиполюсную синхронную электрическую машину защищенного исполнения с приточной вентиляцией и шестью встроенными кремниевыми диодами, соединенными в трехфазную мостовую схему выпрямления.
Рис. 1. Генератор:
1 — щеткодержатель; 2 — полюсный наконечник; 3 — обмотка статора; 4 — пакет статора: 5 — винт крепления держателя переднего подшипника; 6 — держатель переднего подшипника; 7 — вентилятор; 8 — передний шариковый подшипник; 9 — шпонка; 10 — шкив; 11 — крышка со стороны привода; 12 — стальная втулка; 13 — обмотка возбуждения; 14 — крышка со стороны контактных колес; 15 — диод; 16 — винт крепления крышки заднего подшипника; 11 — задний шариковый подшипник; 18 — контактные кольца; 19 — щетки-20 — болт крепления щеткодержателя; 21 — стяжная шпилька
Контрольная проверка генератора. Исправность генератора и правильность его сборки определяют проверкой минимальной частоты вращения, при которой достигается напряжение 12,5 В во время работы генератора вхолостую и под нагрузкой. Проверять генератор рекомендуется на универсальном стенде для проверки автомобильного электрооборудования. При этом необходимы следующие контрольно-измерительные приборы: вольтметр постоянного тока класса 0,5 со шкалой 0—30 В; амперметр постоянного тока класса не ниже ,1 со шкалой 0—50 А; тахометр со шкалой, позволяющей измерять частоту вращения коленчатого вала от 0 до 5000 об/мин.
Электродвигатель стенда позволяет плавно менять частоту вращения коленчатого вала до 5000 об/мин, а реостат — изменять нагрузку в пределах до 28 А.
Без нагрузки, когда генератор холодный, вольтметр должен показывать 12,5 В при 950 об/мин (не более) ротора генератора. При силе тока нагрузки 28 А и напряжении 12,5 В частота вращения ротора генератора должна быть не более 2200 об/мин.
На автомобиле генератор проверяют при помощи вольтамперметра переносного типа и нагрузочного реостата. При этом генератор испытывают в тех же режимах, что и на стенде (на холостом ходу и под нагрузкой генератор приводится во вращение от двигателя автомобиля). Следует помнить, что при присоединении и отъединении проводов, подтяжке болтов и гаек зажимов генератора необходимо предварительно отъединить аккумуляторную батарею, так как случайные замыкания на массу могут привести к отказу в работе диодов генератора.
Разборка генератора. Приспособления: съемник для шкива и крышки со стороны привода.
Рис. 2. Электрическая схема генератора:
1 — обмотка ротора; 2 — обмотка статора; 3 — диоды
Рис. 3. Схема соединения генератора для проверки на стенде:
1 — тахометр; 2 — электродвигатель; 3 — муфта; 4 — генератор
Порядок разборки генератора следующий. Отвернуть два болта крепления щеткодержателя к крышке и снять щеткодержатель со щетками. Отвернув стяжные шпильки и винты, снять крышку заднего шарикоподшипника.
При помощи съемника, лапы которого упираются в буртик крышки, а стержень в торец вала, снять заднюю крышку вместе со статором. Отъединить фазные выводы обмотки статора от соединительной колодки в задней крышке. Отвернуть гайку крепления шкива и при помощи съемника снять шкив. Снять вентилятор и вынуть шпонку. При помощи съемника снять с вала переднюю крышку вместе с подшипником. Отвернуть четыре винта крепления держателя подшипника, снять держатель и выпрессовать подшипник из гнезда передней крышки.
Осмотр, проверка и устранение неисправностей генератора. Оборудование и приборы: компрессор, омметр и контрольная лампа.
После разборки и очистки деталей генератора от пыли и грязи необходимо осмотреть обмотку статора и проверить с помощью омметра сопротивление фаз (при исправной обмотке статора сопротивление всех фаз должно быть одинаковым). Проверить сопротивление катушки ротора (если нет замыкания или обрыва сопротивление катушки, замеренное между контактными кольцами, должно быть 3,7±1,8 Ом). Осмотреть подшипники (при наличии подтеканий смазки из уплотнений подшипника его следует заменить). Проверить состояние щеточного узла генератора и легкость перемещения щеток в щеткодержателе.
Отказ в работе генератора может произойти из-за отказа в работе диодов. Диоды проверяют только на разобранном генераторе при отъединенной статорной обмотке.
Проверка и замена диодов. В качестве источника тока может служить автомобильная аккумуляторная батарея или другой источник постоянного тока напряжением не выше 12 В. К выводам диода через контрольную лампу (в качестве которой можно использовать любую автомобильную лампу) присоединяют «плюс» и «минус» источника тока. Затем полюсы источника тока меняют (т. е. ток через диод идет в противоположном направлении).
Если лампочка в первом случае горит, а во втором — нет, то диод исправный. Если лампа горит в обоих случаях, диод пробит и его необходимо заменить годным. Если лампа в обоих случаях не горит, то в диоде обрыв и его также нужно заменить.
Следует помнить, что при проверке диодов запрещается использовать источник постоянного тока напряжением более 12 В, пользоваться источником переменного тока, включать диод в цепь без последовательно подсоединенной контрольной лампы.
Для снятия и замены неисправного диода следует предварительно отпаять подведенный к нему провод, после чего отвернуть гайку крепления диода и снять его. При установке нового диода его следует привернуть к теплоотводящей пластине (латунному радиатору) или к крышке, после чего припаять провода к электроду диода при температуре не выше 150°С припоем ГТОС-61. Время пайки — не более 5 с. При замене диодов необходимо обращать внимание на их маркировку. Диоды типа Д242А устанавливаются на латунном радиаторе, диоды обратной полярности типа Д242АП — на крышке. Замена диодов одного типа другим недопустима.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Генератор Москвич-214"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы