Процессы управления навесной машиной протекают весьма ограниченное время. Так, подъем навесной машины в конце гона должен происходить в течение не более чем 2—3 сек, иначе обработка почвы не будет качественной. Поэтому насос гидросистемы, называемый объемным, должен подать в силовой цилиндр в единицу времени некоторое количество жидкости под высоким давлением.
В объемных насосах используется принцип перемещения определенных объемов жидкости из всасывающей полости в нагнетательную и передачи ей избыточного давления, необходимого для преодоления возникающих нагрузок.
В зависимости от рабочего («вытеснительного») элемента объемные насосы разделяют на шестеренчатые, поршневые, лопастные и некоторые Другие.
мер, устанавливаются на гидрообъемных передачах, предусматривает возможность изменения рабочего объема q в зависимости от режима нагрузки. У насосов постоянной производительности рабочий объем q остается неизменным, как это имеет место у шестеренчатых насосов.
В тракторных гидросистемах применяются объемные шестеренчатые насосы постоянной производительности. Основные достоинства этих насосов — компактность, малый вес, надежность, отсутствие регулировок, простой уход, высокий к.п.д.
Объемный к.п.д. шестеренчатого насоса, характеризующий в основном утечки жидкости через радиальный зазор между дуговой поверхностью корпуса и внешней цилиндрической поверхностью шестерни, а также через торцовый зазор, образуемый боковыми стенками корпуса и торцами шестерен, достигает 0,9.
Для гидросистем тракторов разных тяговых классов выпускаются унифицированные насосы трех основных типоразмеров: НШ-10, НШ-32 и НШ-46. Буквы НШ в марке насоса расшифровывают как «насос шестеренчатый», а цифры характеризуют рабочий объем (слъ/об). Рабочее, давление насосов —100 кГ[см2, диапазон рабочих оборотов— 1100—1650 об!мин.
Насос состоит из корпуса, крышки, шестерен, двух пар опорных втулок, уплотнений и деталей крепления. Ведущая шестерня, изготовленная как одно целое с приводным валом, и ведомая шестерня установлены в опорных бронзовых втулках, расположенных в корпусе. На внешнем конце приводного вала находятся шлицы для посадки муфты включения привода насоса. Крышка насоса привинчивается к корпусу и имеет фланец для крепления на машине. В ее расточке установлен самоподжимной сальник, зафиксированный стопорным кольцом. В соединении с корпусом и опорными втулками крышка уплотняется кольцами из маслостойкой резины. Опорные втулки замыкают торцовые поверхности шестерен и фиксируются попарно установочными пружинами. В верхней и нижней части насоса сделаны площадки для крепления всасывающего и нагнетательного патрубков (на рисунке показана только верхняя площадка). Принцип работы насоса такой же, как шестеренчатых насосов системы смазки двигателя.
При вращении шестерен насоса в камере всасывания А создается разрежение, под действием которого туда поступает жидкость из бака. Вращаясь, шестерни захватывают жидкость и подают ее в камеру нагнетания, а далее в распределитель, как это показано стрелкой.
Утечка жидкости по торцам шестерен и втулок устраняется гидравлическим поджатием втулок. Из камеры нагнетания В по специальному пазу (на схеме условно показан темной пунктирной линией) жидкость под высоким давлением поступает в кольцевую полость Г со стороны крышки насоса, давит на торцы опорных втулок и прижимает их к торцам шестерен, которые с противоположной стороны прижимаются к торцам втулок. Со стороны камеры всасывания А установлена опорная пластина с резиновым уплотнением, изолирующим часть торцовой поверхности от высокого давления жидкости и способствующим равномерному поджатию втулок к торцам шестерен. Пластина имеет продолговатое отверстие для отвода просочившейся жидкости в камеру всасывания А.
Рис. 1. Шестеренчатый насос:
а — устройство; б — схема работы; в — положение втулок в корпусе насоса: 1 — крышка; 2 — стопорное кольпо: 3 — самоподжимной сальник; 4 — резиновые уплотнительные кольца; 5 — пластина; 6 — ведущая шестерня с приводным залом; 7 — ведомая шестерня с полым валом; 8 — неподвижная задняя опорная втулка; 9 — корпус насоса; 10 — подвижная передняя втулка; 11 — полость гидравлического поджима передних подвижных опорных втулок; 12 — отверстия на валу ведомой шестерни и в крышке насоса для отвода утечек масла; 13 — установочные пружины втулок; А—камера всасывания; Б —- зона низкого давления, ограниченная контуром пластины с резиновым уплотнением; В — камера нагнетания; Г — кольцевая полость (зона высокого давления).
Просочившаяся из камеры нагнетания В жидкость через зазоры между втулками и цапфами шестерен и уплотнительные кольца отводится по отверстиям — на схеме это показано светлой пунктирной линией —в камеру всасывания.
Насосы НШ приводятся во вращение от двигателя и могут быть отключены, когда навесная система не используется. Так, насос трактора МТЗ-50 прикреплен шпильками к корпусу привода, установленному на корпусе муфты сцепления. Ведущая шестерня насоса получает вращение от вала привода ВОМ через промежуточную и приводную шестерни. Включение привода — сцепление шестерен — выполняется при неработающем двигателе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидравлические насосы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы