Усилитель рулевого управления (или гидрообъемное рулевое управление — ГОРУ) предназначен для маневрирования трактором и снижения усилия на рулевом колесе.
Гидрообъемное рулевое управление состоит из насоса-дозатора с блоком клапанов, рулевого механизма, насоса с приводом от дизеля, гидроаккумулятора и трубопроводов. Масляный бак ГОРУ объединен с емкостью гидроагрегатов раздельно-агрегатной гидросистемы.
Устройство и работа ГОРУ. Рулевой механизм установлен на переднем брусе трактора, насос-дозатор НД-80К с блоком клапанов расположен на дизеле, гидроаккумулятор — на корпусе масляного бака гидронавесной системы. Насос-дозатор соединен маслопроводами с силовыми цилиндрами рулевого механизма, с насосом НШ-10ЛЗ и гидроаккумулятором.
Масло от насоса поступает к насосу-дозатору и от него через гидроаккумулятор — в бак гидросистемы трактора. Полости цилиндров рулевого механизма при отсутствии поворота рулевого колеса заперты поясками золотника насоса-дозатора.
При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается, обеспечивая подачу масла в силовой цилиндр рулевого механизма в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.
При неработающем дизеле и вращении руля дозатор работает как насос, перекачивая масло в соответствующую полость силового цилиндра, и обеспечивает поворот направляющих колес.
Рис. 1. Гидравлическая схема гидрообъемного рулевого управления:
Насос-дозатор НД-80К с блоком клапанов — аксиально-поршневого. типа и снабжен насосом с шаровыми поршнями, золотником, установленным в корпусе, и шариковым обратным клапаном (на рисунке не показан), обеспечивающим подпитку из бака при неработающем дизеле. В крышке расположены предохранительный, два противоударных и обратный клапаны.
Поршни установлены в двух блоках и взаимодействуют с расположенной между ними двусторонней кулачковой шайбой. Золотник соединен с рулевым валом винтовой парой и при вращении вала перемещается в осевом направлении. В нейтральном положении золотник удерживается с помощью пружин. Рулевой вал через штифт жестко соединен с кулачковой шайбой, вращение которой приводит к осевому перемещению шаровых поршней (преодолевая усилие пружин) и подаче масла под давлением в систему ГОРУ. Поршневые полости заполняются при движении поршней под действием пружин, т. е. в момент, когда выступ шайбы 6 освобождает их и поршень, попадает в лунку шайбы.
Рис. 2. Насос-дозатор: 1 — золотник; 2 — корпус; 3 и 13 — обратные клапаны, 4 — шаровой поршень; 5 — блок; 6 — кулачковая шайба; 7 — рулевой вал, 8 и 9 — пружины, 10 — крышка; 11 — предохранительный клапан; 12 — два противоударных клапана.
Обратный клапан предохраняет приводимый от дизеля насос от пиковых давлений, возникающих при ударах колес о дорогу во время движения трактора, и позволяет сохранить давление в сливной магистрали, соединенной с гидроаккумулятором, при неработающем дизеле.
Предохранительный клапан ограничивает максимальное давление в нагнетательной магистрали до 9,8+0-98 МПа.
Клапаны ограничивают давление в магистралях при ударной нагрузке. Давление срабатывания этих клапанов 15,7+0,98 МПа.
Гидроаккумулятор предназначен для поддержания давления в системе управления при неработающем дизеле. Он состоит из гильзы, поршня, в котором расположены клапаны.
Рабочая жидкость от насоса-дозатора поступает в гидроаккумулятор через отверстие А в крышке гидроаккумулятора и начинает перемещать поршень, сжимая пружину. Пружиной шарик клапана поджимается к клапану, который пружиной прижат к седлу. Перемещение поршня продолжается до упора шарика в толкатель, при дальнейшем движении поршня шарик отходит от клапана и поток масла через отверстие Б корпуса гидроаккумулятора сливается в масляный бак. Клапан открывается, преодолевая усилие пружины, при неисправности гидроаккумулятора (например, зависание поршня в гильзе, не достигнув упора шарика в толкатель). Давление срабатывания клапана-0,78…0,98 МПа (8…10 кгс/см2). Таким образом предохраняется вся система от недопустимо больших нагрузок.
После прекращения подачи рабочей жидкости от насоса-дозатора при неработающем дизеле пружина 6 перемещает поршень, шарик клапана отходит от толкателя и пружиной поджимается к клапану, перекрывая поток масла со сливной магистрали насоса-дозатора в бак. При этом в сливной магистрали достигается давление 0,147…0,294 МПа (1,5…3 кгс/см2), что обеспечивает надежное управление поворотом трактора при неработающем дизеле. Гидроаккумулятор расположен на корпусе гидроагрегатов.
Рулевой механизм поворота включает в себя два цилиндра, поршни которых соединены между собой штоком. Шток связан с поворотным валом через сухарь и палец.
На шлицах поворотного вала, установленного в двух опорах , закреплена сошка. В крышке размещен клапан блокировки Дифференциала заднего моста.
Масло, подаваемое от насоса-дозатора в один из цилиндров, передвигает оба поршня и шток. В это же время масло, вытесняемое из второго цилиндра, поступает к насосу-дозатору. Шток с помощью сухаря и пальца проворачивает вал вместе с сошкой, которая связана с рулевыми тягами.
Рис. 3. Гидроаккумулятор:
1 — гильза; 2 — поршень; 3 — отсечной клапан; 4 — предохранительный клапан; 5 — крышка; 6 — пружина поршня; 7 и 8 — пружины клапанов; 9 — седло; 10 — толкатель.
Рис. 4. Рулевой механизм: 1 — корпус; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — поворотный вал; 6 — сухарь; 7 – палец; 8 — крышка; 9 — болт; 10 — рулевая сошка; 11 — втулка; 12 — крышка корпуса; 13 — клапан блокировки дифференциала.
Привод механизма поворота предназначен для передачи усилия от рулевого колеса к насосу-дозатору рулевого управления. Колонка рулевого привода установлена на балке передней стенки кабины.
Труба колонки рулевого привода приварена к вилке, шарнирно соединенной с кронштейном винтами. Рулевое колесо установлено на шлицах полого вала, внутри которого проходит винт, соединенный с маховичком. Винт вворачивают в гайку, в которую также запрессован штифт, фиксирующий ее от проворачивания в промежуточном валу.
На гайке и валу выполнены скосы с выступом на валу и пазом на гайке. При вворачивании винта гайка и вал взаимно перемещаются по скосам и прижимаются к внутренним стенкам вала, обеспечивая этим фиксацию рулевого вала в промежуточном валу в заданном положении.
Положение рулевого колеса регулируется в осевом направлении (по высоте) бесступенчато в пределах 100 мм. Для изменения положения рулевого колеса отворачивают маховичок 8 на 3…5 оборотов, прикладывая усилие в осевом направлении, устанавливают рулевое колесо в требуемое положение, заворачивают маховичок до упора и проверяют надежность фиксации.
Конструкцией колонки рулевого привода предусмотрено регулирование угла наклона к горизонту рулевого колеса (колонки) в пределах от 25 до 40° с фиксацией в четырех положениях через 5° с помощью фиксатора и сектора.
Фиксатор закреплен на оси кронштейна и прижимается пружиной к сектору, который жестко связан с вилкой рулевой колонки.
Для изменения положения (по углу наклона) рулевого колеса тягу перемещают на себя (фиксатор при этом выйдет из паза сектора) и рулевое колесо (колонку) устанавливают в требуемое положение. Далее отпускают тягу, плавно поворачивают рулевую колонку назад —вперед до совпадения фиксатора, прижимаемого пружиной, с пазом сектора.
Усилие вращения от рулевого колеса к насосу-дозатору рулевого управления передается через выступ на рулевом валу, паз на гайке, штифт , промежуточный вал и сдвоенный карданный шарнир. Насос-дозатор закреплен на кронштейне. Промежуточный вал вращается в трубе на пластмассовых втулках, которые для снижения вибрации на рулевом колесе установлены в резиновых амортизаторах.
Рис. 5. Колонка рулевого привода:
1 — труба рулевой колонки; 2 — вилка; 3 — винт; 4 — кронштейн; 5 — рулевое колесо; 6 — вал; 7 — винт маховичка; маховичок; 9 и 19 — гайки; 10 — штифт; 11 — промежуточный вал; 12 — фиксатор; 13 — сектор; 14 — пружина сектора; 15 — тяга фиксатора; 16 — насос-дозатор; 17—втулка; 18 — амортизатор; 20 — контргайка; 21 — сдвоенный карданный шарнир.
От осевых перемещений вал зафиксирован и законтрен гайками. Затяжка гайки должна быть такой, чтобы исключался осевой свободный ход вала, но не затруднялось его вращение.
Промежуточный вал смазывают Литолом-24 перед сборкой.
Прокачка системы рулевого управления включает в себя следующие операции.
1. Поднятие переднего моста трактора до отрыва колес от поверхности.
2. Пуск дизеля и поворачивание руля на малых оборотах в обе стороны до упора по 8… 10 раз вначале медленно, затем быстро, не удерживая рулевое колесо в крайних положениях.
3. Остановка дизеля, опускание переднего моста.
—
На тракторах МТЗ-50, МТЗ-52 и Т-40 в рулевое управление включают гидроусилитель, что облегчает условия труда, уменьшает утомляемость трактористов и способствует повышению производительности.
Усилитель состоит из шестеренчатого насоса, приводимого от дизеля, распределителя с золотником, соединенного с червяком, вала с двумя секторами — червячным и зубчатым, зацепленным с зубчатой рейкой. Когда не изменяют положение направляющих колес трактора, золотник находится в нейтральном положении, давление в полостях А и Б одинаково, поршень цилиндра неподвижен, масло сливается по маслопроводу в масляный бак.
При повороте колес (например, вправо) червяк стремится повернуть сектор, удерживаемый сопротивлением направляющих колес. Поэтому червяк с золотником поднимается (по рисунку), и нагнетательный канал отъединяется от сливного маслопровода и сообщается с маслопроводом. В этом случае масло насосом нагнетается в полость А силового цилиндра. Одновременно масло из полости Б по маслопроводу перетекает в корпус гидроусилителя. Рейка штока повернет сектор и через вал сошку, которая переместит поперечные тяги и поворотные рычаги, вследствие чего направляющие колес-а повернутся вправо.
Рис. 6. Схема гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ-50:
А и Б — полости силового цилиндра; 1— емкость для масла; 2 — насос; 3 — клапац постоянного потока; 4— предохранительный клапан; 5 — золотник распределитель; 6 — ползун; 7 — пружина; 8 — червяк; 9 — поворотный вал; 10 — червячный сектам 11 — зубчатый сектор; 12 — рейка; 13 — силовой цилиндр; 14— поршень; 15, 16 я 17 — маслопроводы; 18 — поперечная тяга; 19 — поворотный рычаг; 20 — рулевое колее 21 — рулевая сошка.
Если прекратить действовать на рулевое колесо, направляющие колеса перестанут поворачиваться.
При неработающем масляном насосе рулевое колесо связано с направляющими колесами механически, как в обычном рулевом механизме.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидроусилитель рулевого управления тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы