Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Публикация:
   Гидроусилитель рулевого управления тракторов

Читать далее:




Гидроусилитель рулевого управления тракторов

Усилитель рулевого управления (или гидрообъемное рулевое управление — ГОРУ) предназначен для маневрирования трактором и снижения усилия на рулевом колесе.

Гидрообъемное рулевое управление состоит из насоса-дозатора с блоком клапанов, рулевого механизма, насоса с приводом от дизеля, гидроаккумулятора и трубопроводов. Масляный бак ГОРУ объединен с емкостью гидроагрегатов раздельно-агрегатной гидросистемы.

Устройство и работа ГОРУ. Рулевой механизм установлен на переднем брусе трактора, насос-дозатор НД-80К с блоком клапанов расположен на дизеле, гидроаккумулятор — на корпусе масляного бака гидронавесной системы. Насос-дозатор соединен маслопроводами с силовыми цилиндрами рулевого механизма, с насосом НШ-10ЛЗ и гидроаккумулятором.

Масло от насоса поступает к насосу-дозатору и от него через гидроаккумулятор — в бак гидросистемы трактора. Полости цилиндров рулевого механизма при отсутствии поворота рулевого колеса заперты поясками золотника насоса-дозатора.

При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается, обеспечивая подачу масла в силовой цилиндр рулевого механизма в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.

При неработающем дизеле и вращении руля дозатор работает как насос, перекачивая масло в соответствующую полость силового цилиндра, и обеспечивает поворот направляющих колес.

Рис. 1. Гидравлическая схема гидрообъемного рулевого управления:

Насос-дозатор НД-80К с блоком клапанов — аксиально-поршневого. типа и снабжен насосом с шаровыми поршнями, золотником, установленным в корпусе, и шариковым обратным клапаном (на рисунке не показан), обеспечивающим подпитку из бака при неработающем дизеле. В крышке расположены предохранительный, два противоударных и обратный клапаны.

Поршни установлены в двух блоках и взаимодействуют с расположенной между ними двусторонней кулачковой шайбой. Золотник соединен с рулевым валом винтовой парой и при вращении вала перемещается в осевом направлении. В нейтральном положении золотник удерживается с помощью пружин. Рулевой вал через штифт жестко соединен с кулачковой шайбой, вращение которой приводит к осевому перемещению шаровых поршней (преодолевая усилие пружин) и подаче масла под давлением в систему ГОРУ. Поршневые полости заполняются при движении поршней под действием пружин, т. е. в момент, когда выступ шайбы 6 освобождает их и поршень, попадает в лунку шайбы.

Рис. 2. Насос-дозатор: 1 — золотник; 2 — корпус; 3 и 13 — обратные клапаны, 4 — шаровой поршень; 5 — блок; 6 — кулачковая шайба; 7 — рулевой вал, 8 и 9 — пружины, 10 — крышка; 11 — предохранительный клапан; 12 — два противоударных клапана.

Обратный клапан предохраняет приводимый от дизеля насос от пиковых давлений, возникающих при ударах колес о дорогу во время движения трактора, и позволяет сохранить давление в сливной магистрали, соединенной с гидроаккумулятором, при неработающем дизеле.

Предохранительный клапан ограничивает максимальное давление в нагнетательной магистрали до 9,8+0-98 МПа.

Клапаны ограничивают давление в магистралях при ударной нагрузке. Давление срабатывания этих клапанов 15,7+0,98 МПа.

Гидроаккумулятор предназначен для поддержания давления в системе управления при неработающем дизеле. Он состоит из гильзы, поршня, в котором расположены клапаны.

Рабочая жидкость от насоса-дозатора поступает в гидроаккумулятор через отверстие А в крышке гидроаккумулятора и начинает перемещать поршень, сжимая пружину. Пружиной шарик клапана поджимается к клапану, который пружиной прижат к седлу. Перемещение поршня продолжается до упора шарика в толкатель, при дальнейшем движении поршня шарик отходит от клапана и поток масла через отверстие Б корпуса гидроаккумулятора сливается в масляный бак. Клапан открывается, преодолевая усилие пружины, при неисправности гидроаккумулятора (например, зависание поршня в гильзе, не достигнув упора шарика в толкатель). Давление срабатывания клапана-0,78…0,98 МПа (8…10 кгс/см2). Таким образом предохраняется вся система от недопустимо больших нагрузок.

После прекращения подачи рабочей жидкости от насоса-дозатора при неработающем дизеле пружина 6 перемещает поршень, шарик клапана отходит от толкателя и пружиной поджимается к клапану, перекрывая поток масла со сливной магистрали насоса-дозатора в бак. При этом в сливной магистрали достигается давление 0,147…0,294 МПа (1,5…3 кгс/см2), что обеспечивает надежное управление поворотом трактора при неработающем дизеле. Гидроаккумулятор расположен на корпусе гидроагрегатов.

Рулевой механизм поворота включает в себя два цилиндра, поршни которых соединены между собой штоком. Шток связан с поворотным валом через сухарь и палец.

На шлицах поворотного вала, установленного в двух опорах , закреплена сошка. В крышке размещен клапан блокировки Дифференциала заднего моста.

Масло, подаваемое от насоса-дозатора в один из цилиндров, передвигает оба поршня и шток. В это же время масло, вытесняемое из второго цилиндра, поступает к насосу-дозатору. Шток с помощью сухаря и пальца проворачивает вал вместе с сошкой, которая связана с рулевыми тягами.

Рис. 3. Гидроаккумулятор:
1 — гильза; 2 — поршень; 3 — отсечной клапан; 4 — предохранительный клапан; 5 — крышка; 6 — пружина поршня; 7 и 8 — пружины клапанов; 9 — седло; 10 — толкатель.

Рис. 4. Рулевой механизм: 1 — корпус; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — поворотный вал; 6 — сухарь; 7 – палец; 8 — крышка; 9 — болт; 10 — рулевая сошка; 11 — втулка; 12 — крышка корпуса; 13 — клапан блокировки дифференциала.

Привод механизма поворота предназначен для передачи усилия от рулевого колеса к насосу-дозатору рулевого управления. Колонка рулевого привода установлена на балке передней стенки кабины.

Труба колонки рулевого привода приварена к вилке, шарнирно соединенной с кронштейном винтами. Рулевое колесо установлено на шлицах полого вала, внутри которого проходит винт, соединенный с маховичком. Винт вворачивают в гайку, в которую также запрессован штифт, фиксирующий ее от проворачивания в промежуточном валу.

На гайке и валу выполнены скосы с выступом на валу и пазом на гайке. При вворачивании винта гайка и вал взаимно перемещаются по скосам и прижимаются к внутренним стенкам вала, обеспечивая этим фиксацию рулевого вала в промежуточном валу в заданном положении.

Положение рулевого колеса регулируется в осевом направлении (по высоте) бесступенчато в пределах 100 мм. Для изменения положения рулевого колеса отворачивают маховичок 8 на 3…5 оборотов, прикладывая усилие в осевом направлении, устанавливают рулевое колесо в требуемое положение, заворачивают маховичок до упора и проверяют надежность фиксации.

Конструкцией колонки рулевого привода предусмотрено регулирование угла наклона к горизонту рулевого колеса (колонки) в пределах от 25 до 40° с фиксацией в четырех положениях через 5° с помощью фиксатора и сектора.

Фиксатор закреплен на оси кронштейна и прижимается пружиной к сектору, который жестко связан с вилкой рулевой колонки.

Для изменения положения (по углу наклона) рулевого колеса тягу перемещают на себя (фиксатор при этом выйдет из паза сектора) и рулевое колесо (колонку) устанавливают в требуемое положение. Далее отпускают тягу, плавно поворачивают рулевую колонку назад —вперед до совпадения фиксатора, прижимаемого пружиной, с пазом сектора.

Усилие вращения от рулевого колеса к насосу-дозатору рулевого управления передается через выступ на рулевом валу, паз на гайке, штифт , промежуточный вал и сдвоенный карданный шарнир. Насос-дозатор закреплен на кронштейне. Промежуточный вал вращается в трубе на пластмассовых втулках, которые для снижения вибрации на рулевом колесе установлены в резиновых амортизаторах.

Рис. 5. Колонка рулевого привода:
1 — труба рулевой колонки; 2 — вилка; 3 — винт; 4 — кронштейн; 5 — рулевое колесо; 6 — вал; 7 — винт маховичка; маховичок; 9 и 19 — гайки; 10 — штифт; 11 — промежуточный вал; 12 — фиксатор; 13 — сектор; 14 — пружина сектора; 15 — тяга фиксатора; 16 — насос-дозатор; 17—втулка; 18 — амортизатор; 20 — контргайка; 21 — сдвоенный карданный шарнир.

От осевых перемещений вал зафиксирован и законтрен гайками. Затяжка гайки должна быть такой, чтобы исключался осевой свободный ход вала, но не затруднялось его вращение.

Промежуточный вал смазывают Литолом-24 перед сборкой.

Прокачка системы рулевого управления включает в себя следующие операции.
1. Поднятие переднего моста трактора до отрыва колес от поверхности.
2. Пуск дизеля и поворачивание руля на малых оборотах в обе стороны до упора по 8… 10 раз вначале медленно, затем быстро, не удерживая рулевое колесо в крайних положениях.
3. Остановка дизеля, опускание переднего моста.

На тракторах МТЗ-50, МТЗ-52 и Т-40 в рулевое управление включают гидроусилитель, что облегчает условия труда, уменьшает утомляемость трактористов и способствует повышению производительности.

Усилитель состоит из шестеренчатого насоса, приводимого от дизеля, распределителя с золотником, соединенного с червяком, вала с двумя секторами — червячным и зубчатым, зацепленным с зубчатой рейкой. Когда не изменяют положение направляющих колес трактора, золотник находится в нейтральном положении, давление в полостях А и Б одинаково, поршень цилиндра неподвижен, масло сливается по маслопроводу в масляный бак.

При повороте колес (например, вправо) червяк стремится повернуть сектор, удерживаемый сопротивлением направляющих колес. Поэтому червяк с золотником поднимается (по рисунку), и нагнетательный канал отъединяется от сливного маслопровода и сообщается с маслопроводом. В этом случае масло насосом нагнетается в полость А силового цилиндра. Одновременно масло из полости Б по маслопроводу перетекает в корпус гидроусилителя. Рейка штока повернет сектор и через вал сошку, которая переместит поперечные тяги и поворотные рычаги, вследствие чего направляющие колес-а повернутся вправо.

Рис. 6. Схема гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ-50:
А и Б — полости силового цилиндра; 1— емкость для масла; 2 — насос; 3 — клапац постоянного потока; 4— предохранительный клапан; 5 — золотник распределитель; 6 — ползун; 7 — пружина; 8 — червяк; 9 — поворотный вал; 10 — червячный сектам 11 — зубчатый сектор; 12 — рейка; 13 — силовой цилиндр; 14— поршень; 15, 16 я 17 — маслопроводы; 18 — поперечная тяга; 19 — поворотный рычаг; 20 — рулевое колее 21 — рулевая сошка.

Если прекратить действовать на рулевое колесо, направляющие колеса перестанут поворачиваться.

При неработающем масляном насосе рулевое колесо связано с направляющими колесами механически, как в обычном рулевом механизме.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Гидроусилитель рулевого управления тракторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства