Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Трактор Т-150

Публикация:
   Главная муфта сцепления трактора Т-150

Читать далее:




Главная муфта сцепления трактора Т-150

Главная муфта сцепления служит для временного отсоединения трансмиссии от двигателя, а также для плавного их соединения.

На тракторе установлена сухая двухдисковая, постоянно-замкнутая главная муфта сцепления с гасителями (демпферами) колебаний крутящего момента двигателя, размещенными в ведомых дисках.

Муфта (рис. 1) смонтирована на маховике двигателя и снаружи закрыта литым чугунным корпусом, прикрепленным двенадцатью болтами к картеру маховика и центрируемом двумя диаметрально расположенными установочными штифтами.

Муфта состоит из ведущих и ведомых частей и механизма выключения.

Рис. 1. Главная 1 — нажимной диск; 2 — промежуточный диск; 3 —сальник; 4 и 22 — Подшипники; 5 — маховик; 10 — вилка; 11 — стопорная пластина; 12 — регулировочная гайка; 13 — отжимной рычаг; 14 — ско-21 — ось колодки; 23 и 32 — поворотные рычаги; 24 — валик выключения; 25 — регулировочная гайка

Маховик двигателя, промежуточный и нажимной диски — ведущие части, а два ведомых диска — ведомые части муфты.

Нажимной и промежуточный диски четырьмя своими равномерно расположенными шипами входят в прорези обода маховика, что позволяет им перемещаться вдоль оси муфты, вращаясь совместно с маховиком.

Стальной, штампованный кожух прикреплен десятью болтами к маховику и центрируется на двух установочных штифтах.

Два ведомых диска зажаты между маховиком, промежуточным и нажимным дисками усилием двадцати нажимных пружин, расположенных между кожухом и нажимным диском. Пружины центрируются в стаканах нажимного диска и кожуха.

Ведомые диски шлицевыми ступицами надеты на ведомый вал и могут перемещаться вдоль его оси.

Передний конец ведомого вала установлен в шариковом подшипнике маховика, а задний центрируется по сферическому выступу первичного вала коробки передач и соединяется с ним шлицами. Полость шарикового подшипника маховика отделена от полости муфты резиновой манжетой.

С обеих сторон промежуточного диска установлено по четыре отжимные пружины, которые при выключении муфты обеспечивают равномерный разжим ведомых дисков и установку промежуточного диска в среднем положении между маховиком и нажимным диском.

Рис. 2. Ведомый диск: 1 —- упорный штифт; 2 — стяжной болт; 3 — тарельчатая пружина; 4 — накладка; 5 — диск накладок; 6 — защитный кожух; 7 — диск демпфера; 8 — фрикционное кольцо; .9 —ступица; 10 — гайка; Л— опорная пластина; 12 — демпферная пружина: а — зазор между упорным штифтом и подковообразным вырезом во фланце ступицы.

Неразборный ведомый диск (рис. 2) состоит из ступицы диска с накладками и деталей гасителя (демпфера). Две фрикционные накладки приклепаны к диску тридцатьюшестью заклепками.

Пружинно-фрикционный гаситель (демпфер), с сухим трением стали по стали, предназначен для снижения уровней крутильных колебаний в силовой передаче, вызванных неравномерностью работы двигателя.

Два стальных фрикционных кольца зажаты между фланцем ступицы, диском и диском демпфера восемью тарельчатыми пружинами, установленными попарно на стяжных болтах.

Сила сжатия пружин, регулируемая гайками, обеспечивает момент проворачивания диска относительно ступицы моментом 1-f—f-3,5 кгм, что и гасит колебания крутящего момента двигателя.

Для исключения самопроизвольного отворачивания гаек и нарушения величины отрегулированного момента проворачивания концы резьбовых стержней болтов после регулировки расклепываются.

Упругий элемент (демпферы) гасителя представляют восемь равномерно расположенных по окружности демпферных пружин, через которые крутящий момент двигателя передается к ступице ведомого диска. Поэтому при изменении крутящего момента, вызываемого крутильными колебаниями коленчатого вала двигателя, диск перемещается в угловом направлении относительно ступицы, демпферные пружины, сжимаясь и разжимаясь, снижают-частоту собственных колебаний силовой передачи и переносят зону резонанса в диапазон нерабочих оборотов двигателя.

Предварительно сжатые демпферные пружины с установленными по их торцам опорными пластинами It монтируются в фигурных окнах фланца ступицы, диска и диска демпфера. Пластины имеют фиксационные усики, четыре боковые просечки и центральный цилиндрический выступ. Так как высота окон в дисках меньше высоты окон во фланце ступицы, опорные пластины своими усиками фиксируются по боковым поверхностям дисков от проворачивания и выпадения. Четыре боковые просечки каждой пластины дополнительно фиксируют их по боковым поверхностям фланца и дисков. Демпферные пружины надеты на центральные цилиндрические выступы опорных пластин, что удерживает пружины от выпадения.

Ширина окон во фланце и в дисках одинакова, и демпферные пружины, опираясь через пластины на боковые плоскости окон, фиксируют относительное угловое положение дисков и ступицы.

Демпферный узел закрыт двумя защитными кожухами. Диск, диск демпфера и два защитных кожуха склепаны между собой четырьмя упорными штифтами 1, проходящими через подковообразные вырезы во фланце ступицы. Между цилиндрической поверхностью штифта и краями выреза установлен зазор «а». Этот зазор определяет максимальную величину углового перемещения диска накладок относительно ступицы, и, следовательно, максимальную величину сжатия демпферных пружин.

До мая 1973 г. трактор Т-150К выпускался с муфтой, на ведомых дисках которой не устанавливались защитные кожухи демпферов и пластины демпферных пружин не имели боковых выштамповок для дополнительной фиксации.

Механизм выключения муфты устроен следующим образом: четыре стальных кованых отжимных рычага качаются на осях, установленных в отверстия проушин вилок. Хвостовики вилок проходят через отверстия в кожухе. Регулировочные гайки, навинченные на резьбовые концы вилок и опирающиеся своими сферическими поверхностями на конические поверхности отверстий в кожухе служат опорами рычагов на кожухе. Гайки фиксируются стопорными пластинами, прикрепленными к кожуху двумя болтами. Отжимные рычаги коротким плечом с помощью осей соединены с проушинами нажимного диска. К длинному плечу отжимных рычагов скобами прикреплено нажимное кольцо, центрируемое боковыми поверхностями своих пазов по боковым поверхностям сферических лапок рычагов. Возможность самопроизвольного качания рычагов исключают отжимные пружины.

Стакан выключения состоит из стального корпуса, выполненного заодно с цапфами, шарикового подшипника с упором и уплотнением. Вдоль оси муфты стакан выключения перемещается по цилиндрическому выступу заднего стакана.

Цапфы корпуса стакана входят в прорези вилки, закрепленной сегментной шпонкой и двумя болтами на валике. Валик качается на двух металлокерамических втулках, запрессованных в корпус муфты. На обоих концах валика сегментными шпонками и болтами закреплены поворотные рычаги, соединяющие механизмы выключения муфты с педалью и пневмокамерой сервомеханизма. Муфта снабжена тор-мозком колодочного типа, рритормаживающим ведомые детали при ее выключении, что обеспечивает безударное введение в зацепление шестерен заднего хода, рядов и ходоуменыиителя при переключении.

Тормозная колодка тормозка с приклепанной к ней фрикционной накладкой качается на оси, ввернутой резьбовым концом в корпус муфты. Второй конец колодки через серьгу с навернутой на ее резьбовой стержень регулировочной гайкой соединен с рычагом, закрепленным болтом на валике выключения муфты. Регулировочная гайка двумя своими трехугольными выступами входит в прорези на бонке колодки, что фиксирует ее от самопроизвольного отворачивания. Усилие от рычага к колодке передается через пружину, установленную между бонкой колодки и стаканом серьги. Эластичная связь тормозной колодки с валиком выключения через пружину обеспечивает плавное торможение ведомых частей.

Рис. 3. Привод выключения главной муфты сцепления: 1 — оттяжная пружина: 2— вилка тяги; 3 — рычаг; 4 — педаль; 5 — удлинитель; б —тяга; 7 — следящее устройство; 8 и 29 — шланги; 9 — задний стакан} 10 — стакан выключения; 11 — регулировочная гайка; 12 — стопорная пластина; 13 — болт? 14 — вилка; 15 — ось; 16 — кожух муфты; 17 — отжимной рычаг; 18 — нажимной диск; 19 — промежуточный диск; 20— ведомый диск: 21 — маховик; 22—упор подшипника; 23 — нажимное кольцо; 24 и 26 — поворотные рычаги; 25—валик выключения; 27 — кронштейн пневмокамеры; 28 — пневмокамера; 30 — рычаг тормоза; 31 —стопорный болт; 32 — ось рычагов; 33 — кронштейн.

Привод выключения главной муфты сцепления. Для уменьшения усилия, необходимого для выключения муфты сцепления, привод ее выключения (рис. 73) снабжен пневматическим сервомеханизмом следящего типа.

Привод выключения состоит из педали рычага, тяги и узлов сервомеханизма, включающего следящее устройство и пневматическую камеру.

Педаль привода выключения закреплена на удлинителе, проходящем через прорезь в полу кабины. Второй конец удлинителя присоединен к рычагу, качающемуся на оси на двух металлокерамических втулках, запрессованных в его ступицу. Ось установлена в цапфах кронштейна и зафиксирована от перемещений стопорным болтом. Кронштейн прикреплен четырьмя болтами к корпусу коробки передач. Оттяжная пружина удерживает рычаг в верхнем положении с упором через резиновый буфер в пол кабины. Рычаг через тягу и следящее устройство соединяется с правым поворотным рычагом, валика выключения муфты.

Резьбовые концы тяги ввинчены в вилку, соединенную с рычагом пальцем и в переходную гайку следящего устройства.

Корпус следящего устройства (рис. 4) разделен на две полости перегородкой с центральным отверстием. В одной полости, герметично закрытой переходной гайкой, установлен резиновый клапан с пружиной. В другой полости установлен подвижный плунжер, уплотненный двумя резиновыми манжетами и отжимаемый пружиной.

Центральное и боковое сверление в плунжере связывают надплун-жерное пространство с отверстием «Л», соединяющим корпус с атмосферой. Величина перемещения плунжера ограничивается буртом корпуса и торцом регулировочной гайкой. С правым поворотным рычагом валика выключения плунжер соединяется вилкой, ввинченной своим резьбовым концом в плунжер.

Клапанная полость следящего устройства через отверстие «Б» и шланг соединена с магистралью пневматической системы трактора, а надплунжерное пространство через отверстие «В» и шланг — с пневматической камерой сервомеханизма. Пневматическая камера установлена на кронштейне, прикрепленном двумя болтами к корпусу муфты сцепления с левой стороны. Шток пневматической камеры своей вилкой соединен пальцем с левым поворотным рычагом валика.

Рис. 4. Следящее устройство: 1 — переходная гайка; 2 и 4 — пружины; 3 — клапан; 5 —манжета; 6 — плунжер; 7— корпус; 8—регулировочная гайка; 9 — контргайка; 10— вилка; 11 — войлочное кольцо; А — отверстие, соединенное с атмосферой; Б — отверстие, соединенное с пиевмосистемой; В — отверстие, соединенное с пневмокамерой.

Пневматическая камера аналогична тормозным камерам колесных тормозов. Следящее устройство является регулирующим органом сервомеханизма: его клапан соединяет и разъединяет пневматическую систему трактора с пневматической камерой. Оно установлено между управляющим органом (педалью) и исполнительным органом (пневматической камерой). Корпус следящего устройства соединен тягой с педалью, а плунжер через валик выключения и его поворотные рычаги — с пнев-мокамерой.

Клапан следящего устройства открывается и закрывается при воздействии на него взаимно перемещающихся корпуса и плунжера следящего устройства. Педаль выключения с корпусом следящего устройства и шток пневмокамеры с плунжером следящего устройства во время работы сервомеханизма перемещаются в одном направлении. Если при воздействии на педаль перемещают корпус с клапаном к торцу плунжера и стремятся открыть клапан, связав пневмокамеру с пневматической системой трактора, то шток пневмокамеры при ее работе, совершая рабочий ход, воздействует на клапан, стремясь закрыть его и отсоединить пневмокамеру от пневматической системы.

Перемещение штока пневмокамеры происходит только во время перемещения педали, а величина перемещения штока пропорциональна величине перемещения педали. Этим обеспечивается следящее действие сервомеханизма.

Работа главной муфты сцепления и привода ее выключения. Когда педаль отпущена, ведомые диски муфты зажаты между маховиком, промежуточным и нажимным дисками усилием нажимных пружин и вращаются вместе с маховиком двигателя. Оттяжная пружина удерживает рычаг в верхнем положении. Плунжер следящего устройства под действием пружины находится в исходном положении (его торец прижат к торцу регулировочной гайки), а клапан прижат к седлу корпуса. Между торцом плунжера и торцом клапана устанавливается зазор 1,7-5-1,9 мм и пневмокамера через сверления в плунжере и отверстие в корпусе сообщается с атмосферой. Между нажимным кольцом муфты и упором подшипника устанавливается зазор 3,5—4 мм. Суммарный зазор между нажимным кольцом и упором подшипника муфты, а также между клапаном и плунжером сервомеханизма определяет свободный ход педали. При нажатии на педаль рычаг поворачивается вокруг оси и через тягу со следящим устройством поворачивает правый поворотный рычаг 24 с валиком выключения и вилкой, которая перемещает стакан вперед до соприкосновения упора с нажимным кольцом. При этом усилие в тяге незначительно и пружина плунжера удерживает плунжер следящего устройства в исходном положении.

При дальнейшем перемещении педали корпус следящего устройства, сжимая пружину, начинает перемещаться по плунжеру, так как усилие, необходимое для сжатия пружины плунжера следящего устройства, значительно меньше усилия, необходимого для сжатия нажимных пружин муфты. С корпусом перемещается и клапан. При соприкосновении торца клапана с торцом плунжера клапан перекрывает центральный канал в плунжере и отсоединяет пневмокамеру от атмосферы. При дальнейшем перемещении плунжер открывает клапан, соединяя пневмокамеру с пневматической системой трактора. Сжатый воздух из пневматической системы поступает под диафрагму пневмокамеры. Шток пневмокамеры перемещается и поворачивает левый поворотный рычаг и валик выключения. При этом перемещаются стакан выключения и нажимное кольцо . Рычажки поворачиваются вокруг осей вилок и нажимной диск, сжимая нажимные пружины, отводится и освобождает ведомые диски.

Пневматическая камера аналогична тормозным камерам колесных тормозов. Следящее устройство является регулирующим органом сервомеханизма: его клапан соединяет и разъединяет пневматическую систему трактора с пневматической камерой. Оно установлено между управляющим органом (педалью) и исполнительным органом (пневматической камерой). Корпус следящего устройства соединен тягой с педалью, а плунжер через валик выключения и его поворотные рычаги — с пнев-мокамерой.

Клапан следящего устройства открывается и закрывается при воздействии на него взаимно перемещающихся корпуса и плунжера следящего устройства. Педаль выключения с корпусом следящего устройства и шток пневмокамеры с плунжером следящего устройства во время работы сервомеханизма перемещаются в одном направлении. Если при воздействии на педаль перемещают корпус с клапаном к торцу плунжера и стремятся открыть клапан, связав пневмокамеру с пневматической системой трактора, то шток пневмокамеры при ее работе, совершая рабочий ход, воздействует на клапан, стремясь закрыть его и отсоединить пневмокамеру от пневматической системы.

Регулировка главной муфты сцепления и привода ее выключения и уход за муфтой. Для нормальной работы главной муфты сцепления между упором подшипника стакана выключения и нажимным кольцом должен быть зазор 3,5—4 мин, что обеспечивается правильной регулировкой муфты главного сцепления и привода ее выключения. Этот зазор соответствует свободному ходу педали 30— 40 мм. Уменьшение величины свободного хода педали свидетельствует об уменьшении зазора между нажимным кольцом и упором подшипника.

Отсутствие этого зазора вызывает пробуксовку муфты сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков и нажимного кольца, а также выходу из строя подшипника стакана выключения.

При слишком большом свободном ходе педали муфта сцепления выключается не полностью. Неполное выключение муфты можно обнаружить по шуму шестерен в коробке передач при переключении рядов и включении шестерни заднего хода.

Для восстановления зазора между упором подшипника стакана выключения и нажимным кольцом предусмотрены два вида регулировки: изменение длины тяги педали (наружная регулировка) и восстановление первоначального положения отжимных рычагов (внутренняя регулировка) .

Для регулировки зазора изменением длины тяги педали следует отпустить контргайки на двух резьбовых концах тяги и ввертывать ее для увеличения или вывертывать для уменьшения зазора. После установки зазора, равного 3,5—4 мм, между упором и нажимным кольцом необходимо затянуть контргайки тяги.

При значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков и неоднократной регулировке муфты сцепления корпус стакана выключения упирается в торец заднего стакана 9. В этом случае для установления зазора 3,5—4 мм между упором подшипника стакана выключения и нажимным кольцом нужно восстановить первоначальное положение отжимных рычагов.

Для этого необходимо:
1. Снять крышку люка корпуса муфты сцепления.
2. Проворачивая коленчатый вал двигателя, отпустить болты крепления стопорных пластин и отвернуть каждую регулировочную гайку отжимного рычага на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань нажимное кольцо перемещается на 1,1 мм).
3. Изменяя длину тяги, отрегулировать свободный ход стакана выключения, установив зазор 3,5—4 мм между нажимным кольцом и упором подшипника стакана выключения.
4. Проверить равномерность зазора между нажимным кольцом и упором подшипника стакана выключения по всей длине окружности, а также одновременность касания этих деталей по всей длине окружности во время выключения муфты сцепления.
5. После установки зазора 3,5—4 мм регулировочные гайки застопорить стопорными пластинами, надежно затянув болты стопорных пластин.
6. Проверить ход корпуса стакана выключения, который должен быть равен 21—22 мм при ходе педали муфты 150—160 мм от положения включения до положения полного выключения муфты.

Одновременно с регулировкой муфты сцепления необходимо проверить и отрегулировать тормозок. Регулировку проводят при выключенной муфте сцепления. В этом положении зазор между регулировкой гайкой 25 серьги и торцом бонки колодки 35 должен быть в пределах 3—4 мм. При необходимости зазор регулируют, навинчивая или свинчивая гайку.

Работу привода выключения муфты сцепления проверять при давлении воздуха в пневматической системе не менее 5 кгс/см2.

Муфту сцепления и ее привод регулируют через каждые 240 ч работы двигателя. В это же время смазывают подшипники вала муфты и стакана выключения. Для этого нужно снять крышки люков корпуса муфты и картера маховика и через масленку на маховике произвести 25—30 нагнетаний, а через масленку на корпусе стакана выключения —20—25.

Первую смазку подшипников проводят в начале эксплуатации трактора после шестидесятичасовой его обкатки.

При работающем двигателе не разрешается держать ногу на педали муфты сцепления в положении выключенной муфты, так как это приведет к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и к выходу из строя подшипника стакана выключателя, упора подшипника и нажимного кольца.

При необходимости регулировки зазора между клапаном и плунжером следящего устройства следящее устройство следует снять с трактора, отсоединив вилки плунжера и тяги от рычагов и шланги от следящего устройства. Затем отвернуть переходную гайку следящего устройства и, вынув клапан с пружиной, выворачивая или заворачивая регулировочную гайку отрегулировать расстояние от торца плунжера до посадочного торца под клапан в корпусе в пределах 1,7—1,9 мм. После регулировки надежно законтрить регулировочную гайку контргайкой.

Так как муфту сцепления и двигатель балансируют в сборе, при установке муфты сцепления на двигатель для сохранения первоначальной балансировки нажимной диск с кожухом муфты необходимо устанавливать, совместив метки, набитые на нажимном диске, кожухе и маховике.

Ведомые диски нужно сцентрировать с коленчатым валом, а также одинаково выставить шлицы на ступицах обоих дисков при помощи вала муфты или шлицевой оправки. Тарельчатые пружины дисков должны быть обращены к маховику.

После каждой разборки и сборки муфты необходимо отрегулировать ее и привод выключения, а также произвести смазку подшипников.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Главная муфта сцепления трактора Т-150"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства