Главная муфта экскаватора предназначена для плавного соединения и быстрого разъединения вала двигателя внутреннего сгорания е трансмиссией экскаватора. Главная муфта представляет собой управляемую с места машиниста фрикционную муфту открытого или замкнутого типа.
Потребность в главной муфте при при-, воде экскаватора от дизеля определяется следующими обстоятельствами. Во время запуска двигатель должен быть отключен от трансмиссии, что необходимо не только для облегчения запуска, но и для соблюдения правил техники безопасности.
Кроме того, двигатель внутреннего сгорания, особенно дизель, нельзя быстро остановить, тогда как при аварийных случаях может понадобиться быстрая остановка всех механизмов экскаватора. Это достигается с помощью главной муфты и сблокированного с нею специального тормоза трансмиссии, автоматически включаемого при выключении главной муфты. Такой тормоз установлен почти на всех применяемых на экскаваторах главных муфтах.
Фрикционная главная муфта открытого типа. Корпус муфты закреплен болтами к картеру двигателя. На внутренней цилиндрической поверхности маховика дизеля укреплены сухари, образующие направляющие шлицы, по которым перемещаются в осевом направлении ведущие диски. Ведомые диски перемещаются на шлицах зубчатого барабана, установленного на подшипниках качения на конце вала. Барабан внутренними зубьями соединен с валом, на котором закреплены на шпонке звездочка четырехрядной цепи передачи вращения на горизонтальный вал механизма реверса, а на шлицах — тормозной диск. Вал установлен в подшипниках качения в корпусе.
Фрикционная муфта включается при подаче сжатого воздуха в полость между торцом поршня и фланцем. При этом поршень перемещает ведущий (внешний) и ведомый диски муфты, сжимая их между собой и соединяя маховик через барабан и вал со звездочкой.
Рис. 1. Однодисковая фрикционная главная муфта открытого типа:
1, 2 — диски, 3, 13 — пружины, 4 — манжета, 5— корпус, 6 — подшипник, 7 — звездочка, 8 — диск, 9 — колодка, 10 — рычаг, 11—кронштейн, 12 — палец, 14 — мембранный пневмотолкатель, 15 — фланец, 16 — поршень, 17 — вал, 18 — зубчатый барабан, 19 — шпилька, 20 — маховик
Колодками тормоза управляют с помощью рычагов, установленных на кронштейне. Нижние концы рычагов распирает пружина, которая поворачивает их относительно осей кронштейна и сжимает колодки на диске, тормозя вал. Для выключения тормоза пневмотолкатель с помощью тяг сводит нижкие концы рычагов, сжимает пружину и выключает тормозные колодки.
Рис. 2. Однодисковая фрикционная главная муфта замкнутого типа:
а — главная муфта, б — тормоз; 1— маховик, 2, 11 — валики, 3, 4 — накладки, 5, 14, 21 — пружины, 6, 13 — рычаги, 7, 9 — муфты, 8 — тормоз, 10 — вилка, 12 — корпус, 15 — ось, 16 — отжимные болты, 17 — кожух, 18, 19, 23 — диски, 20 —болты, 22 — стакан, 24 — ступица
Одновременно с включением пневмо-толкателя выключается тормоз главной муфты. При выпускании воздуха из пнев-мотолкателя возвратные пружины освобождают диски и муфта выключается.
Фрикционную главную муфту замкнутого типа поставляют вместе с дизелем.
Шлицевой валик муфты смонтирован на подшипниках, один из которых установлен в маховике, вращающемся вместе с коленчатым валом двигателя, а второй — в корпусе. Таким образом, валик свободно вращается относительно маховика. Вращение валику может быть передано через ведомый диск, к обеим сторонам которого прикреплены фрикционные накладки.
Ведущими дисками являются маховик и укрепленный на нем болтами нажимный диск, перемещающийся по шлицам кожуха. Возвратная пружина поворачивает рычаг включения вместе с валиком и вилкой по часовой стрелке, отодвигая вправо отжимную муфту. Торец муфты отходит от концов рычагов, качающихся на осях, и освобождает их. Фрикционная муфта включается двенадцатью расположенными в два ряда рабочими пружинами, зажатыми между кожухом и диском. Пружины сдвигают влево диск и зажимают диск между диском и торцом маховика, соединяя таким образом валик с валом двигателя. От валика вращение передается главной трансмиссии экскаватора через эластичную муфту.
Для выключения главной муфты нажимают на рычаг в направлении стрелки, показанной на рисунке. При этом муфта перемещается влево, торец ее нажимает на концы рычагов; последние, поворачиваясь на осях, оттягивают болтами диск, сжимая пружины и освобождая диск.
Валик и трансмиссия экскаватора быстро останавливаются во время выключения главной муфты благодаря специальному тормозу, конструкция которого показана на рис. 2, б.
При включенной главной муфте диск с муфтой находятся в крайнем правом положении и между торцовой поверхностью диска и фрикционной накладкой, приклепанной к фланцу ступицы, образуется зазор, т. е, тормоз не мешает вращению валика.
При выключении главной муфты муфта перемещается влево и через стаканы, пружины и болты тянет за собой диск, прижимая его к фрикционной накладке. Так затормаживаются ступицы и валик, а с ним и главная трансмиссия экскаватора. Пружины нужны для того, чтобы при упоре диска во фрикционную накладку не ограничивалось перемещение муфты.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Главные муфты одноковшовых экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы