Глубинные вибровозбудители (иногда их называют внутренними, или погружными) предназначены главным образом для уплотнения бетонных смесей при их укладке в монолитные бетонные и железобетонные конструкции. Глубинный вибровозбудитель является одновременно машиной-двигателем, создающим вибрацию, и машиной-орудием, осуществляющим технологический процесс. Рабочим органом машины служит ее корпус, погружаемый в уплотняемую среду и приводящий ее в колебательное движение.
С помощью глубинных вибровозбудителей можно уплотнять пластичные и малоподвижные бетонные смеси с осадкой стандартного конуса не менее 1 см. Радиус эффективного действия глубинных вибровозбудителей в бетонной смеси увеличивается с ростом амплитуды виброперемещения в диапазоне до 3,5 мм при постоянной частоте. Увеличение сначала происходит быстро, а с дальнейшим возрастанием амплитуды замедляется. Кривые зависимости радиуса эффективного действия от частоты вибрации в диапазоне 6000 … 18000 мин-1 при постоянной амплитуде виброперемещения имеют максимум, наступающий при тем более низкой частоте, чем выше амплитуда перемещения. Увеличение диаметра корпуса вибровозбудителя приводит н возрастанию радиуса эффективного действия.
Глубинные вибровозбудители подразделяют на ручные, которые обслуживаются рабочими, и подвесные, висящие на крюках грузоподъемных устройств или на самодвижущихся машинах. В нашей стране и за рубежом выпускают дебалансные и фрикционно-планетарные глубинные вибровозбудители. К достоинствам дебалансныя относятся простота изготовления и удобство эксплуатации. Отличаясь от наиболее распространенных вибровозбудителей общего назначения повышенной частотой вибрации и гораздо большими ускорениями, дебалансные глубинные вибровозбудители должны быть укомплектованы подшипниками, обладающими очень высокой вибростойкостью.
Преимуществом планетарных вибровозбудителей является отсутствие сильнонагруженных подшипников. Если применять бегунки, разбаланси-рованные относительно оси собственного вращения, вибровозбудитель будет создавать двухчастотную вибрацию — с частотой обкатки и частотой собственного вращения. При вынесенном электродвигателе вращение шпинделю вибровозбудителя передает гибкий вал, который присоединен к двигателю через муфту, допускающую только правое вращение гибкого вала, соответствующее его навивке.
На рис. 1, а изображена конструктивная схема планетарного вибровозбудителя с внутренней обкаткой. Шпиндель установлен в подшипниках. Через упругий шарнир шпиндель передает вращение бегунку, который своей внутренней конической поверхностью обкатывается по конической боковой поверхности (беговой дорожке) сердечника, запрессованного в днище корпуса. Для исключения проскальзывания при обкатке вершины обеих конических поверхностей должны располагаться в центре шарнира. Шпиндель защищен крышкой, которую снимают перед присоединением гибкого вала.
Рис. 1. Планетарный глубинный внбровозбудитель
а — с внутренней обкаткой; б — с наружной обкаткой
Конструктивная схема вибровозбудителя с наружной обкаткой представлена на рис. 7.4, б. Шпиндель расположен в подшипниках. Он передает вращение бегунку через упругий шарнир. Бегунок своей наружной конической поверхностью обкатывается по внутренней конической поверхности (беговой дорожке) втулки, приваренной к корпусу.
На рис. 1, а, б показаны конструкции вибровозбудителей, работающих в вертикальном или крутонаклонном положении. В иных положениях они могут работать только короткое время.
В большинстве конструкций вибровозбудителей с малым диаметром корпуса принята наружная обкатка, поскольку трудно обеспечить необходимый статический момент массы бегунка с внутренней обкаткой. При большем диаметре корпуса можно использовать как наружную, так и внутреннюю обкатку. В таких случаях в отечественных конструкциях применяют внутреннюю обкатку.
Вибровозбудитель с наружной обкаткой, отличаясь большей технологической простотой и меньшей трудоемкостью изготовления, имеет следующие недостатки: для возбуждения обкатки необходимо слегка ударить нижней частью корпуса о какой-либо твердый предмет; при обкатке по коническим поверхностям возникает значительное осевое растягивающее усилие, дополнительно нагружающее упругий элемент шарнира.
Широко применяются дебалансные ручные глубинные вибровозбудители со встроенным электродвигателем, дебаланс в которых расположен по одну сторону двигателя (снизу), высокочастотное питание осуществляется от преобразователя частоты.
Рис. 2. Дебалансный вибровозбудитель с пристроенным электродвигателем
Подвесные глубинные вибровозбудители значительной мощности обычно имеют пристроенный электродвигатель, расположенный сверху. Конструктивная схема такой машины приведена на рис. 2. Фланцы корпуса электродвигателя и корпуса вибровозбудителя скреплены резьбовым соединением. Общий вал ротора электродвигателя и дебаланса установлен в подшипниках. Жидкая смазка при вращении вала подается к подшипникам по центральному и радиальным отверстиям вала. При большой длине корпуса вибровозбудителя валы дебаланса и двигателя делают раздельными и соединяют шпинделем.
Фирма «Ваккер» предлагает пять моделей ручных планетарных глубинных вибровозбудителей с гибким валом (диаметры корпуса 18, 25, 40, 57, 65 мм, частоты колебаний соответственно 14000, 13500, 13000, 12500, 11000 мин-1) и комплектует их по желанию потребителей коллекторным (только для диаметра 18 мм) или трехфазным электродвигателем, бензиновым двигателем (двухтактным и четырехтактным), дизельным двигателем одной из двух моделей. Она же предлагает три модели ручных пневматических глубинных вибровозбудителей (диаметры корпуса 40, 57, 70 мм, частота колебаний 18000 мин-1).
Фирма «Ингерсолл—Рэнд» (Канада) выпускает пять моделей ручных пневматических глубинных вибровозбудителей (диаметры корпуса 25, 35, 44, 63, 76 мм, частоты колебаний соответственно 16500, 18000, 16000, 10000, 9000 мин-1).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Глубинные вибровозбудители"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы