Большинство этих автотранспортных средств предназначено в основном для обычных штучных и тарно-штучных грузов. При перевозке в них контейнерных и пакетированных грузов иногда неполностью используется вместимость и грузоподъемность.
Специализированные автомобили, прицепы и полуприцепы имеют грузоподъемность и размеры, специально координированные с грузоподъемностью и размерами контейнеров, а для быстрого закрепления контейнеров оборудуются быстродействующими захватами. Из числа отечественных серийных грузовых автомобилей общего назначения на перевозках 10-тонных контейнеров применяют автомобили семейства МАЗ-500. При использовании автомобиля с прицепом можно одновременно перевозить два 10-тонных контейнера.
Перевозятся контейнеры и пакетированные грузы также и в автопоездах, состоящих из тягача и полуприцепа. Тягачи .ЧАЗ-504, МАЗ-504ВП, МАЗ-515, ЗИЛ-131, ЭИЛ-130В, КАЗ-608А и др. используются для этих целей как в нашей стране, так и в других странах, в том числе в странах — членах СЭВ.
Специализированные полуприцепы-контейнеровозы, приведенные в табл. 19, сконструированы для перевозок контейнеров по автомобильным дорогам. Имеются также специальные полуприцепы для перемещения большегрузных контейнеров в пределах контейнерных пунктов.
Для перевозок 5-, 2,5-тонных и малотоннажных контейнеров в городских условиях широко используют серийный грузовой автомобиль ЗИЛ-130, а для перевозок с опорных линейных станций — автомобиль МАЗ-200. Автомобили повышенной проходимости применяют главным образом в условиях бездорожья.
Таблица 18
Параметры автомобилей повышенной проходимости
Для перевозок 5- и 2,5-тонных контейнеров широко применяют автопоезда автомобилей семейства ЗИЛ-130, например автомобили ЗИЛ-130 с двухосными прицепами ИАПЗ-754В. Единичные 2,5-тонные контейнеры доставляются получателям и вывозятся от отправителя преимущественно автомобилями ГАЗ-51А, ГАЗ-52-03 и ГАЭ-53Ф. Полностью загруженные 3-тонные контейнеры можно перевозить на автомобиле ГАЗ-бЗФ.
Переоборудуя обычные грузовые автомобили, можно увеличить их вместимость, например, размещая на их грузовой площадке большее количество контейнеров так, чтобы грузоподъемность автомобилей была использована полностью. В автокомбинате № 15 Московского управления автомобильных дорог Главмосавтотранса переоборудовали полуприцеп КАЗ-717 для перевозки в нем пяти 2,5-тонных контейнеров. Там учли, что действительная масса груженого контейнера меньше нормируемой (в данном случае 2,5 т). Поэтому общий вес пяти груженых контейнеров, как правило, не превышает грузоподъемности полуприцепа КАЗ-717, равной 11,5 т.
Специализированные низкорамные полуприцепы ЦКБ-А-402 грузоподъемностью 5 т для перевозки 5- и 2,5-тонных контейнеров в пункты перевалки и для доставки грузополучателям в больших количествах выпускаются отечественными предприятиями. Используются они обычно в составе автопоезда с автомобилем-тягачом ГАЗ-51П.
Разработано и выпускается несколько моделей автомобилей и полуприцепов-самопогрузчиков (оснащенных грузоподъемными устройствами), использование которых облегчает обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, не имеющих собственных технических средств для погрузки контейнеров и пакетированных грузов на автотранспорт и выгрузки доставленных им автотранспортом контейнеров и пакетированных грузов. В ГДР, например, полуприцепы CKS 20000 с собственными грузоподъемными средствами используют для вывоза от отправителей и доставки получателям большегрузных (до 30 т) контейнеров^ Процесс снятия контейнера с автомобиля на грунт, перегрузка на другой автомобиль или обратная операция занимают 5 мин. Подобный полуприцеп НИИАТ А-706 разрабатывается и в СССР.
Грузовой автомобиль, оборудованный рамой-подъемником грузоподъемностью 2,5 т с гидроприводом, может за 3 мин снять с собственного кузова 2,5-тонный контейнер и опустить его на грунт или грузовую платформу у грузополучателя, а при необходимости и погрузить новый контейнер.
Грузовой автомобиль ГАЗ-51А, переоборудованный для погрузки, перевозки и выгрузки 1,25- и 0,625-тонных автомобильных контейнеров, оснащен портальным рамным гидравлическим краном НИИАТ П 404 грузоподъемностью 1,25 т, действующим со скоростью подъема 0,14 м/с. Изготовитель крана — Орловский завод.
Автомобиль ГАЗ-51А, оснащенный . стреловым краном JIA3-4030, превращается в специализированный, который может погрузить на свою платформу, например, четыре небольших контейнера, доставить их по назначению, выгрузить и взамен погрузить другие, не прибегая к помощи погрузчиков, кранов и других грузоподъемных средств.
Грузоподъемное устройство, облегчающее погрузку на платформу автомобиля пакетированных грузов массой до 0,5 т, разработано Харьковским КТБ автоуправления. Называется оно «грузоподъемный борт ХКТБ-2-0,5» и монтируется вместо заднего борта на грузовых автомобилях ГАЗ-51, ГАЗ-52 и других марок. Процесс подъема и опускания занимает 20—25 с.
Водителям автотранспортных средств необходимо иметь в виду, что при перевозке большегрузных контейнеров общая высота автомобиля или автопоезда с грузом может превышать стандартный автодорожный габарит—3,8 м. Это требует дополнительных мер предосторожности при выборе трассы следования.
Для транспортирования большегрузных контейнеров на небольшие расстояния в пределах контейнерных пунктов (терминалов) на железнодорожных станциях и в портах используют самоходные и буксируемые транспортеры-контейнеровозы портального и рамного типа, например рамный контейнеровоз 20001 (ГДР). Работает он следующим образом. Контейнеровоз, находящийся на прицепе у трактора-тягача, подводится задним концом к торцу контейнера- так, что опоры оказываются по бокам контейнера. С помощью гидравлического подъемника контейнеров поднимает контейнер над уровнем земли на 350 мм и, буксируемый тягачем, отвозит его в отведенное место. Гидроподъемник действует от привода на тягаче и управляется водителем.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы