Грузовые лебедки башенных кранов отличаются большим разнообразием. Рассмотрим конструкции наиболее распространенных лебедок, применяемых на кранах БКСМ5-5А, МКС-5-20, серии КБ и автобашенном кране АБКС-5.
Грузовая лебедка крана БКСМ-5-5А (рис. 58) имеет образную компоновку. Электродвигатель с помощью втулочно-пальцевой муфты связан с двухступенчатым редуктором 3. Полумуфта, сидящая на валу редуктора, одновременно служит тормозным шкивом.
На лебедке установлен длинноходовой тормоз KMT-104. Редуктор имеет разъемный корпус и закладные крышки. Ось барабана опирается на выходной вал редуктора. Для передачи вращения барабан соединен с редуктором зубчатой муфтой 4. Барабан рассчитан на че-тырехслойную навивку каната. Крепление каната вынесено на торцовую поверхность реборды бараба-2=№ на. Чтобы предохранить канат от схода с барабана, по бокам последнего сделано ограждение из листа. Все валы лебедки установлены на подшипниках качения. Недостаток этой лебедки в том, что она дает только одну рабочую скорость.
Рис. 58. Кинематическая схема грузовой лебедки крана БКСМ-5-5А:
1 — электродвигатель, 2 — тормоз, 3 — редуктор, 4 — зубчатая муфта, 5 — барабан
Для повышения эксплуатационных качеств крана созданы лебедки, позволяющие получить несколько скоростей подъема: и спуска груза, например, на кранах МСК. На этих лебедках применен двухредук-торный привод с самостоятельным электродвигателем для каждого редуктора. Кинематическая связь между редукторами осуществляется через дифференциал, расположенный либо в барабане, либо в главном редукторе. Наибольшее применение имеют грузовые лебедки со встроенными в бар.абан дифференциалами. Такими лебедками оснащены краны МСК — и МСК-8-20.
Рис. 59. Грузовая лебедка крана МСК-5-20 с дифференциалом в барабане:
1 — барабан со встроенным дифференциалом, 2 — кулачковая (крестовая) муфта, 3 — редуктор, 4 — тормоз, 5 — втулочно-пальцевая муфта, 6, 7 — электродвигатели
Максимальная скорость достигается при одновременном включении на подъем (спуск) обоих двигателей. При включении одного из двигателей получается промежуточная средняя скорость и при встречном включении двигателей — малая посадочная скорость. Общий диапазон регулирования скоростей 1 : 6.
Принцип работы дифференциала (планетарной передачи) барабана состоит в следующем (рис. 60, а). При вращении солнечной шестерни 1 от одного из редукторов начинают вращаться находящиеся с ней в зацеплении сателлиты (на рисунке для простоты показан лишь один из двух сателлитов). Сателлиты находятся в зацеплении с сателлитами, которые в свою очередь находятся в зацеплении с солнечной шестерней, связанной со вторым редуктором. Если шестерня заторможена, сателлиты при вращении обегают вокруг нее, передавая вращение через водило барабану. При вращении шестерен и в одну сторону их движение суммируется и Водило вращает барабан с повышенной скоростью. Аналогично происходит передача вращения и при включении двигателей в разные стороны. При этом скорость водила определяется как разность двух движений, вызываемых вращением шестерен в разные
стороны.
Лебедка со встроенным в барабан дифференциалом в главном редукторе (рис. 60, б) приводится в движение электродвигателем с фазным ротором и электродвигателем 8 с короткозамкнутым ротором (привод вспомогательного редуктора). Работа электродвигателей в разном сочетании обеспечивает получение трех скоростей спуска и двух скоростей подъема груза.
При спуске груза малая посадочная скорость получается при работе электродвигателя с короткозамкнутым ротором, вторая промежуточная скорость — при работе двух электродвигателей (при этом большой электродвигатель работает с подтормаживанием),
Рис. 61. Конструктивная схема унифицироваиных лебедок:
1 — выносная опора, 2 — барабан, 3 — тормозной генератор, 4 — редуктор, 5 — электродвигатель, 6 — тормоз; К, М, N, Nt — при-вяаочные размеры (цифровые значения — см. табл. 7).
третья максимальная — при работе двух электродвигателей с номинальным числом оборотов. При подъеме груза малая скорость подъема достигается включением одного малого электродвигателя, увеличение скорости — подключением в работу электродвигателя с фазным ротором. Скорость вращения последнего изменяется пускорегу-лирующими сопротивлениями, включенными в цепь ротора. В этой лебедке нет крестовых муфт, что повышает надежность работы лебедки. Лебедка с дифференциалом в редукторе более компактна, что улучшает условия ее размещения на поворотной платформе.
Наиболее широко распространены унифицированные лебедки кранов серии КБ. Унифицированные лебедки Л-450, Л-500 и Л-600 * на этих кранах применяются не только как грузовые, но и как стреловые. Так, лебедка Л-450 на кране КБ-100 используется как стреловая, а на кранах с грузовым моментом 16 и 25 тс • м может использоваться как грузовая. На кранах КБ-160.2 лебедка Л-600 служит как грузовая и как стреловая.
Все лебедки изготовляют по единой конструктивной схеме (рис. 61). Электродвигатель 5, редуктор 4, барабан 2 соединены в единый блок. Электродвигатель прикреплен к корпусу редуктора на фланце, а барабан жестко связан с выходным валом редуктора. При такой конструкции исключается необходимость тщательной выверки сооо» ности соединений, что упрощает монтаж и эксплуатацию лебедок.
Лебедки представляют собой безрамную конструкцию и имеют три точки опоры. Две опоры находятся под редуктором, третьей опорой служит выносная опора 1 барабана. Хотя выносная опора и крепится к металлоконструкции двумя болтами, ее можно рассматривать как одну балансирную опору, так как оба болта работают как одно целое; допуская поворот выносной опоры относительно прямой линии, проходящей через центр этих болтов.
При трехопорном опирании лебедки исключается необходимость применения выравнивающих прокладок и устраняется влияние на лебедку упругого изгиба рамы поворотной платформы, происходящего во время работы крана. При такой конструкции выходной вал редуктора, жестко связанный с барабаном, опирается на три подшипника: два в редукторе и один в выносной опоре.
Трехопорные валы нужно тщательно выверять при установке, чтобы исключить дополнительные нагрузки на какой-либо из трех подшипников опор из-за их несоосности. Однако в унифицированных лебедках опасность перегрузки подшипников опор исключена благодаря шарнирному креплению самого редуктора к поворотной платформе. При искривлении вала за счет неточности изготовления (эксцентриситет, перекосы) подшипники его не испытывают дополнительных нагрузок, так как редуктор может наклоняться на шарнирных опорах и поворачиваться на необходимый угол вокруг одной из опор.
Опоры лебедки выполнены каждая из двух втулок с шаровыми головками, вставленных с зазором в отверстие лапы редуктора (выносной опоры). Головки втулок охватываются сферическими шайбами. Сквозь шайбы и втулки пропущен анкерный болт, соединяющий опору с металлоконструкцией крана. Все унифицированные лебедки имеют П-образную компоновку, т. е. электродвигатель и барабан расположены по одну сторону относительно редуктора.
Грузовые лебедки наряду с нормальными скоростями подъема и опускания груза имеют плавную посадку груза, что очень важно при монтаже сборных конструкций. Для обеспечения плавной посадки груза лебедки Л-500 и Л-600 снабжены тормозным генератором. Применение тормозных генераторов позволяет снизить в 4—5 раз скорость не только опускания, но и подъема груза, что дает возможность повысить плавность отрыва груза от земли.
У лебедки Л-450 редуктор двухступенчатый цилиндрический с неразъемным корпусом. В нижней части редуктора имеются две лапы, которыми он устанавливается на опоры поворотной платформы. Вал электродвигателя соединен с валом редуктора зубчатой муфтой. Четыре крышки подшипников редуктора фланцевые с болтовым креплением; крышки промежуточного и быстроходного валов вставные, крепящиеся разжимными кольцами. Тормозной шкив располагается на втором конце быстроходного вала редуктора. Тормоз закрепляется на корпусе редуктора двумя шпильками.
Лебедки Л-500 (Л 3,2-11) и Л-600 (рис. 62) аналогичны между собой конструкции и отличаются лишь размерами и числами зубьев.
НА этих лебедках в отличие от лебедки Л-450 применены двигатели Двумя концами вала. На валу, противоположном редуктору, закреплен тормозной шкив. Тормоз крепят на раме, прикрепленной к лапам двигателя. Редуктор также двухступенчатый, но выполнен с разъемным корпусом, что облегчает сборку и обслуживание редуктора. Быстроходный вал одним концом соединен через зубчатую муфту с электродвигателем. На другом конце быстроходного вала редуктора насажей ротор тормозного генератора.
В крышке тихоходного и быстроходного валов со стороны электродвигателя сделаны лабиринтные уплотнения. Второй конец быстроходного вала (со стороны тормозного генератора) имеет манжетное резиновое уплотнение. Все крышки подшипников редуктора закладные. Между этими крышками и подшипниками валов предусмотрен суммарный осевой зазор 0,4 мм. Этот зазор необходим для предотвращения защемления подшипников и достигается регулировочными кольцами. Барабаны, используемые в этих лебедках, имеют фланцевое болтовое крепление к выходному валу редуктора. Их выполняют литыми из чугуна. Канат крепится к барабану с помощью клина, вставленного в отлитое клиновое отверстие.
Лебедка автобашенного крана АБКС-5 выполнена сдвоенной из монтажной и грузовой лебедок. На одной оси посажены два барабана, имеющих самостоятельный привод (рис. 63, в). барабаны имеют одинаковый диаметр, но разную канатоемкость. й качестве редукторов в обеих лебедках использованы стандартные Редукторы РМ-350. Вращение бараб анам передается с помощью открытых передач, зубчатыми колесами которых являются вёнцовые шестерни барабанов. В грузовой лебедке применена редукционная муфта, позволяющая изменять скорость навивки каната при, затормаживании корпуса муфты тормозом.
Рис. 63. Кинематические схемы грузовых лебедок:
а — Л-500, (ЛЗ, 2-11), б — Л-600, в – крана АБКС-5; 1 — тормоз, 2 — электродвигатель, 3 — зубчатая муфта, 4 — тормозной генератор, 5 — редуктор, 6 — барабан,-7 — выносная опора, 8 — редукционная муфта
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузовые лебедки башенных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы