В процессе длительной работы автомобиля в его механизмах, агрегатах и системах возникают неисправности, которые приводят к ухудшению его эксплуатационных свойств и снижению эффективности использования.
Все неисправности автомобиля можно разделить на две группы:
1) возникающие в результате изнашивания, усталостного разрушения или деформации деталей;
2) обусловленные выходом рабочих характеристик автомобиля (или его элементов) за допустимые пределы вследствие нарушения регулировки, ослабления креплений, изменения посадок, образования накипи, нагара, смолистых отложений, загрязнений и пр.
Износ деталей является главной причиной, вызывающей неисправности автомобиля в процесе эксплуатации и характеризуется изменением формы и размеров деталей. В результате носа трущихся поверхностей увеличиваются зазоры в подвижных сопряжениях деталей, изменяется взаимное их расположение что нарушает регулировку механизмов и систем.
Изменения размеров и формы деталей приводят к перераспределению действующих нагрузок и увеличению контактных давлений; при этом возникают стуки в сопряжениях, которые ускоряют процессы изнашивания. При значительном увеличении зазоров могут произойти поломки деталей вследствие динамических нагрузок.
Некоторые детали автомобиля выходят из строя от усталостного разрушения металла или совместного действия усталостных явлений и износа.
На рис. 1 показан график изменения величины зазора между цилиндром и поршнем двигателя ЗИЛ-120. В начальный период более интенсивно изнашивается поршень. При увеличении зазора до 0,15—0,18 мм темп изнашивания поршня уменьшается, цилиндра — резко увеличивается. Еще более интенсивно изнашиваются поршневые кольца, так как они работают в тяжелых условиях: подвергаются тепловому и корродирующему действию продуктов сгорания и высоким давлениям при недостаточной смазке рабочих поверхностей. С увеличением изнашивания поршневых колец увеличиваются зазоры в замках колец, а упругость колец резко снижается.
При износе поршневых колец усиливается проникновение масла в камеру сгорания и отработавших газов в картер двигатателя (рис. 2); происходит интенсивное отложение лака и нагара на стенках камер сгорания, днищах поршней, поршневых кольцах и клапанах. Низкая теплопроводность нагара вызывает калильное зажигание и детонационное сгорание горючей смеси. Кроме того, нагар, попадая в картерное масло, засоряет маслопроводы и фильтры, нарушает циркуляцию масла в системе смазки. Газы, проникая в картер двигателя, сдувают смазку со стенок цилиндров, повышают температуру масла, интенсифицируют процесс его старения.
Таким образом, при увеличении зазора между поршнем и стенкой цилиндра создаются условия для повышенного износа деталей поршневой группы, подшипников и шеек коленчатого вала, распределительных шестерен, кулачков распределительного вала и др.
При износе деталей распределительного механизма нарушаются фазы газораспределения, уменьшается коэффициент наполнения двигателя (что приводит к снижению его мощности) и возникают стуки в распределительном механизме.
В двигателях с воспламенением от сжатия вследствие износа прецизионных пар насосов и форсунок происходит запаздывание впрыскивания топлива, уменьшается подача топлива на цикл, ухудшается качество распыления и неравномерная подача топлива по цилиндрам двигателя.
При износе подшипников и шеек коленчатого вала нарушается режим смазки этих деталей, возникают стуки в подшипниках и вибрация двигателя.
Основной причиной снятия двигателя с эксплуатации для ремонта является повышенное дымление (вследствие большого расхода масла), а также стуки подшипников, цилиндро-поршневой группы и распределительного механизма. Однако при своевременной замене износившихся деталей и надлежащей регулировке двигателя мощность и экономичность его продолжительное время сохраняется в допустимых пределах.
Мощность двигателя и расход топлива зависят от регулировки системы питания, приборов зажигания и механизма газораспределения, а также от интенсивности образования накипи в системе охлаждения, нагара в камерах сгорания и смолообразования во впускном трубопроводе.
Накипь, обладая малой теплопроводностью, затрудняет отвод тепла от нагретых стенок двигателя в охлаждающую воду и вызывает перегрев двигателя. При этом масло в картере двигателя разжижается, происходит разрыв масляной пленки на трущихся поверхностях деталей и их интенсивное изнашивание.
Экспериментальные исследования показали, что в процессе работы автомобиля во всасывающих трубопроводах карбюраторных двигателей образуются смолистые отложения, уменьшающие проходное сечение трубопроводов. Вследствие увеличения гидродинамического сопротивления трубопроводов и нарушения равномерности наполнения цилиндров горючей смесью мощность двигателя снижается и увеличивается удельный расход топлива. Так, например, при испытании двигателя ГАЗ-51 с отложениями во всасывающем трубопроводе мощность его при больших оборотах снизилась на 35—40%, а удельный расход топлива увеличился на 12%.
Существенные изменения происходят в агрегатах и механизмах силовой передачи: увеличивается свободный ход педали сцепления и пробуксовывание дисков при работе вследствие износа подшипников и шестерен, увеличиваются ротери мощности на трение в силовой передаче, возникают стуки и шумы во время работы.
Износ механизмов рулевого управления, деталей передней подвески, подшипников колес вызывает изменение углов установки управляемых колес, что сокращает путь свободного качения автомобиля, увеличивает износ шин и расход топлива. В результате износа фрикционных накладок тормозов и тормозных барабанов, а также деталей привода тормозов увеличивается путь и время торможения до полной остановки автомобиля.
Комплексное воздействие отмеченных дефектов приводит к ухудшению динамических и экономических качеств автомобиля, снижению производительности автомобиля и увеличению себестоимости перевозок!
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы