План взаимного расположения производственных и вспомогательных зданий, сооружений, площадок для хранения подвижного состава и коммуникаций на территории, занимаемой предприятием, называется генеральным планом автотранспортного предприятия. В зависимости от стадии проектирования различают генеральный план на стадии проектного задания, технического проекта и рабочих чертежей.
Основой для построения генерального плана является производственный процесс автотранспортного предприятия.
Участок для строительства автотранспортного предприятия выбирают, исходя из назначения предприятия и специфики его работы, а также на основе технико-экономического сравнения условий строительства и эксплуатации предприятия в отдельных пунктах района.
Комплексные грузовые автотранспортные предприятия целесообразно размещать в центре грузопотоков с таким расчетом, чтобы можно было осуществлять кольцевые маршруты перевозок. При централизованных перевозках грузов может оказаться рациональным размещение автотранспортного предприятия вблизи постоянных пунктов сосредоточения грузов (грузовых, железнодорожных станций и складов, кирпичных заводов, заводов строительных конструкций, нефтебаз, складов металлов, хлебозаводов, мясокомбинатов, холодильников и др.). Автобусные и таксомоторные предприятия целесообразно размещать вблизи от центров основных пассажиропотоков, которые они обслуживают.
Станции технического обслуживания автомобилей и специализированные мастерские следует размещать по возможности ближе к центру района сосредоточения обслуживаемого подвижного состава.
При выборе площадки для строительства автотранспортного предприятия должны быть учтены следующие требования:
1) размеры площадки и ее очертания должны отвечать условиям хорошей компоновки генерального плана и удобного подъезда к ней;
2) рельеф площадки должен быть относительно ровным с небольшим уклоном для отвода поверхностных вод. Планировка площадки не должна быть связана с выполнением большого объема земляных работ;
3) площадка не должна подвергаться задымлению или загрязнению со стороны окружающих предприятий;
4) инженерно-геологические условия (грунты, уровень грунтовых вод и особенности местной геологии) не должны вызывать усложнения и удорожания строительства;
5) площадка должна быть расположена возможно ближе к источникам водо-, тепло- и энергоснабжения. Площадки должны быть на отметке, не вызывающей больших расходов по подъему воды и обеспечивающей незатопляемость их паводковыми водами;
6) при выборе площадки и проектирования генерального плана должна предусматриваться возможность расширения предприятия, оснащения его новыми моделями подвижного состава, применения прицепов, полуприцепов и др.
При проектировании генерального плана особое значение имеют данные о направлении ветров, их повторяемости и силе. Поэтому для каждой площадки строят график (называемый розой ветров), ориентированный по направлению частей света.
Помещения, в которых устанавливают агрегаты, выделяющие в атмосферу газ, дым- и пыль (кузнечные цехи, испытательные станции, котельные и др.), следует располагать по отношению к другим зданиям с подветренной стороны.
Территории автотранспортных предприятий, располагаемых на специально отведенных участках, должны быть ограждены и обсажены деревьями или кустарником. На территории предприятия целесообразно также разбивать цветники и скверы.
В зависимости от количества автомобилей, находящихся на территории автотранспортного предприятия, число ворот должно быть от 2 до 3 и одни запасные.
На рис. 186 показана схема правильного расположения въездов и выездов на территорию автотранспортного предприятия.
Расстояние от автомобилей, хранимых на открытых площадках, допускается: до стен зданий не менее 10 м, до брандмауэров зданий и до ограждения территории площадки не менее 2 м.
Расстояние от подземных резервуаров для хранения жидкого топлива или от топливораздаточной колонки до здания при раздаточной колонке на территории автотранспортного предприятия должно быть не менее 5 м.
На территории автотранспортного предприятия могут располагаться следующие помещения:
1) для технического обслуживания подвижного состава;
2) для ремонта подвижного состава;
3) для хранения подвижного состава;
4) административно-конторские и культурно-бытовые;
5) подсобные (производственные склады, котельная, трансформаторная подстанция и др.).
Здания автотранспортного предприятия должны быть не выше II класса. Класс здания может быть повышен в том случае, если это вызывается требованиями долговечности основных конструктивных элементов или перспективой развития предприятия.
Кроме того, на территории автотранспортного предприятия должны быть предусмотрены: площадки для стоянки автомобилей, ожидающих технического обслуживания или ремонта, площадки или эстакады для уборки и мойки автомобилей (в теплое время года), площадки для хранения угля, шлака, лесоматериалов и утиля, а также склады топлива, масел и топливозаправочные колонки. При безгаражном хранении автомобилей оборудуют площадки или навесы для хранения подвижного состава.
В зависимости от степени концентрации помещений различают следующие способы застройки территории автотранспортного предприятия:
1) объединенную (все производственные, административно-конторские, культурно-бытовые и подсобные помещения размещают в одном здании);
2) разобщенную (основные и подсобные помещения располагают в отдельных зданиях);
3) смешанную (часть помещений располагают в одном здании, а часть — в отдельных зданиях).
При объединенной застройке снижается стоимость строительства и эксплуатации автотранспортного предприятия, уменьшается необходимая площадь для его размещения, а также сокращается внутригаражный пробег автомобилей. Объединенную застройку целесообразно применять в условиях сурового климата, так как это сокращает расход топлива на отопление зданий.
При разобщенном и смешанном типах застройки несколько удорожается строительство предприятия, – однако достигается более рациональная организация технологического процесса автотранспортного предприятия, улучшаются условия труда рабочих (уменьшается задымляемость помещений и более широко используется боковое освещение рабочих мест), облегчается соблюдение очередности строительства и ввода отдельных объектов в эксплуатацию.
Разобщенную или смешанную застройку целесообразно применять на автотранспортных предприятиях, эксплуатирующих крупногабаритные автомобили, автоприцепы и автопоезда.
Застройка участка может быть одноэтажной, многоэтажной и смешанной. Технологический процесс автотранспортного предприятия наиболее рационально осуществляется в одноэтажных помещениях. Однако при размещении автотранспортного предприятия на ограниченном земельном участке или в черте города, когда по требованиям горсовета необходимо соблюдать определенный архитектурный ансамбль, приходится переходить к смешанной застройке. В этом случае многоэтажную застройку применяют в первую очередь для административно-конторских и культурно-бытовых помещений, затем для производственных цехов и в последнюю очередь (при необходимости) для стоянки или автотранспортного предприятия в целом.
Все проезды и площадки, расположенные на территории автотранспортного предприятия, должны иметь твердое покрытие (асфальтобетонное, черное щебеночное или гравийное). Ширина проездов на территории должна быть при одностороннем движении не менее 3,5 м и при двухстороннем — не менее 5,5 м.
Пункт заправки автомобилей топливом должен быть расположен так, чтобы были независимые подъезды и отъезды к каждой топливораздаточной колонке. Территория пункта заправки и подъезды к нему должны иметь твердое покрытие из нефте-устойчивых материалов.
При рациональном размещении зданий и сооружений сокращаются расходы на устройство и эксплуатацию всех коммуникаций и освоение площадки за счет уменьшения территории.
Использование территории площадки оценивается коэффициентами застройки (отношение площади, занятой производственными зданиями, крытыми или открытыми стоянками и складами, к территории автотранспортного предприятия).
Коэффициент застройки в зависимости от места расположения автотранспортного предприятия, типа подвижного состава и способа застройки территории, принимают равным: при одноэтажных основных зданиях 0,25—0,5, при многоэтажных зданиях 0,5—0,7.
На генеральном плане также наносят: отмостки зданий, экспликацию зданий с указанием основного материала, из которого они изготовлены, и размер их площади, разрешенные направления движения подвижного состава, скверы и озелененные участки, подземные противопожарные резервуары, площадки для уборки автомобилей и эстакады для мойки и технического обслуживания автомобилей.
В зависимости от степени детализации генеральный план выполняют в масштабах 1 : 1000, 1 : 500 и 1 : 250. Для отдельных участков при необходимости могут быть приняты масштабы 1 : 100 и 1 : 50.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проектирование генерального плана автотранспортного предприятия"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы