Проектирование и строительство автотранспортных предприятий является одной из важнейших проблем, от решения которой зависит дальнейшее развитие автомобильного транспорта. Современная производственно-техническая база автотранспортного предприятия должна обеспечить высокий коэффициент технической готовности парка, сокращение материальных и трудовых затрат на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава, облегчение и улучшение условий труда всех работников.
При проектировании автотранспортного предприятия подлежат обоснованию и разработке экономические, технические и организационные задачи, тесно связанные между собой. В зависимости от размера предприятия, сложности предстоящих инженерных решений и условий строительства проектирование автотранспортных предприятий ведется в две или в три стадии.
При возможности широкого использования типовых проектов или проектов аналогичных действующих предприятий, получивших положительную оценку, проектирование ведется по двум стадиям:
1) разрабатывается проектное задание со сметно-финансовым расчетом;
2) разрабатываются рабочие чертежи.
При проектировании новых, крупных автотранспортных предприятий с новым, неосвоенным производством и сложным технологическим процессом проектирование ведется по трем стадиям:
1) проектное задание со сметно-финансовым расчетом;
2) технический проект со сводной сметой;
3) рабочие чертежи.
Число стадий устанавливается при выдаче задания на проектирование. В проектном задании дается обоснование необходимости строительства данного предприятия, краткая характеристика и перспективы его развития. В отдельных случаях в задании указывается только назначение предприятия. Тогда детальную разработку проектного задания осуществляет проектная организация.
Разработке проектного задания предшествует сбор предпроектных материалов и их анализ. Характер и объем предпроект-ных материалов в значительной степени зависят от того, в какой форме будет дано задание на проектирование предприятия.
При подготовке задания на проектирование предприятия для грузовых автомобилей в предпроектные материалы включают:
— подробные данные, характеризующие условия перевозок;
— объем и характеристику грузооборота;
— маршруты перевозок и схемы грузопотоков;
— изменения грузооборота по периодам года;
— режим работы автомобилей;
- -типы подвижного состава и основные технико-экономические показатели их использования; графики, характеризующие работу автомобилей на линии и профилактория-мастерских.
При разработке проектного задания на проектирование пассажирских парков прилагают материалы, характеризующие пассажирооборот и пассажиропотоки, изменение их по периодам года и времени суток, режим работы автомобилей на линии и основные технико-экономические показатели их использования.
Кроме того, прилагают материалы, в которых подробно освещены дорожные и климатические условия работы автомобилей, географические, климатические и дорожные условия района строительства, геологическая характеристика земельного участка, энергоснабжения и водоснабжения автотранспортного предприятия.
При составлении задания на проектирование автотранспортного предприятия его необходимо максимально приблизить к наиболее подходящему типовому проекту. Это даст возможность сократить сроки проектирования и строительства предприятия, применить новейшие достижения в этой области и максимально удешевить строительство.
Проектное задание разрабатывается на основе утвержденного планового задания на проектирование и предпроектных материалов. Проектное задание имеет целью на основе укрупненных показателей установить основные технические решения проектируемого предприятия, общую стоимость строительства и его технико-экономические показатели. Проектное задание состоит из трех частей: технологической, строительной и экономической.
Технологическая часть проектного задания состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части.
Расчетно-пояснительная записка содержит:
1) материалы о назначении предприятия, его производственных функциях и общей организации технологического процесса;
2) расчет производственной программы;
3) расчет отдельных элементов производственного процесса (поточных линий, количества постов для технического обслуживания и ремонта автомобилей и др.);
4) расчет рабочей силы;
5) выбор технологического оборудования и его характеристику;
6) расчет площадей производственных и вспомогательных помещений;
7) штаты предприятия;
8) задание для смежных специальностей проектирования строительно-архитектурной части, санитарно-технической, энергетической и др.;
9) экономическую часть.
Графическая часть проекта состоит из генерального плана, на котором указываются расположение зданий и сооружений на территории объекта и схемы движения транспорта и пешеходов, расположение рабочих и запасных ворот, принципиальная планировка зданий с расстановкой автомобилей, прицепов и основного оборудования, вычерчиваются фасады и разрезы зданий.
В экономической части записки дается характеристика и анализ капиталовложений, расчет оборотных средств, калькуляция себестоимости продукции, расчет срока окупаемости предприятия, технико-экономические показатели и их анализ.
В проектном задании дается также план освоения проектируемого предприятия и очередность строительства.
Технический проект разрабатывается на основании утвержденного проектного задания и заключается в детальной разработке всех основных элементов проекта; технологической, архитектурно-строительной, санитарно-технической, энергетической, транспортной и экономической.
Кроме этого, в техническом проекте производится уточненный расчет оборудования, приспособлений, инструментов, рабочей силы, площадей производственных и вспомогательных помещений, потребности в энергии для оборудования, технической и питьевой воде, паре, газе и т. д., а также детальная конструктивная разработка отдельных узлов сооружения, приспособлений и устройств.
В техническом проекте разрабатываются основные положения по технике безопасности, противопожарной технике и промышленной санитарии, а также основные положения по организации производства и управлению предприятием.
Рабочие чертежи разрабатываются в соответствии с утвержденным техническим проектом и имеют целью осуществление строительства и монтажа оборудования. В рабочих чертежах указываются все необходимые размеры, спецификация и количество необходимых материалов для изготовления деталей и узлов.
Рабочие чертежи по технологической части проекта включают в себя планы расстановки оборудования в масштабе 1 : 5— 1 : 100, привязочных размеров, потребителей электрической энергии, пара и воды, планы и разрезы отдельных участков, детали основных и вспомогательных приспособлений, необходимых для монтажа и эксплуатации оборудования. Планы и разрезы участков выполняются обычно в масштабе 1 : 2—1 : 50, а чертежи приспособлений и устройств — в масштабе 1:2, 1:5, 1 : 10 в зависимости от степени сложности.
Проектирование новых и реконструкция действующих автотранспортных предприятий осуществляется в соответствии со «Строительными нормами и правилами» 1962 г. (СНиП-62), утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР), изложенными в следующих главах:
СНиП П-Д. 9-62. Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования 1
СНиП II-A.4-62. Единая модульная система. Основные положения проектирования.
СНиП II-M.2-62. Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования.
СНиП II-M.3-62. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования.
СНиП Н-А:5-62. Противопожарные требования. Основные положения проектирования.
СНиП II-M.1-62. Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования и др.
При проектировании технологической части и выборе оборудования необходимо руководствоваться действующим положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, табелем технологического оборудования автотранспортных предприятий, каталогами-справочниками треста ГАРО, а также каталогами-справочниками соответствующих промышленных предприятий, министерств и ведомств.
В зависимости от назначения и размера объекта строительства существуют три способа финансирования капитального строительства в автотранспортных предприятиях: капитальные вложения, ссуда Стройбанка СССР и амортизационные отчисления. В ряде случаев строительство осуществляется за счет-ссуды Стройбанка СССР вместе со средствами амортизации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Порядок проектирования автотранспортных предприятий"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы