Детали рабочих органов строительных машин подвергаются абразивному изнашиванию, скорость которого колеблется в широких пределах (5…2000 мкм/ч).
Передние стенки ковшей экскаваторов наиболее интенсивно изнашиваются в межзубьевых участках и по бокам. Продолжительность службы передних стенок в зависимости от условий эксплуатации колеблется в пределах от 1 года на разработке скальных грунтов до 8 лет на разработке слабых грунтов. Зубья ковшей экскаваторов наиболее быстро изнашиваются с торца и могут работать от нескольких суток до 6…7 мес.
Ножи бульдозеров, скреперов и автогрейдеров изнашиваются по режущей кромке и в зависимости от абразивности перерабатываемых грунтов их долговечность составляет 10.. …100 сут.
Дробящие плиты, била, валки и молотки дробилок подвергаются интенсивному изнашиванию, и срок их службы составляет от нескольких суток до месяцев.
Рабочие органы строительных машин типа лопастей смесительных машин в связи с меньшей изнашиваемостью работают в течение нескольких месяцев.
Стальные канаты подвергаются усталостному и абразивному изнашиванию, пластическим деформациям и контактному схватыванию. Большое разнообразие конструктивных схем строительных машин, а следовательно, и условий работы канатов приводит к значительным колебаниям в сроке их службы — 10… …200 сут. Байтовые канаты могут работать несколько лет.
Предельный износ стальных канатов наступает при утрате ими равномерности свивки, обнажении сердечника, обрыве целой пряди, числе оборванных проволочек на одном шаге свивки в зависимости от конструкции каната 6…40, при износе и коррозии проволочек более 40%.
Изнашивание стальных канатов (особенно у подъемно-транспортных машин) может привести к серьезным авариям.
Зубчатые колеса в зависимости от действующих нагрузок и присутствия абразивных частиц подвергаются абразивному, усталостному изнашиванию при заедании. Скорость изнашивания зубчатых колес в среднем 0,1…1,5 мкм/ч.
Предельный износ тихоходных зубчатых колес наступает при достижении им 30 % по начальной окружности, быстроходных— 3…10%. Для чугунных зубчатых колес эти цифры снижаются на 40 %. Если в зубьях есть упрочненный слой, то предельный износ наступает после его срабатывания до толщины слоя 0,2…0,25 мм.
При усталостном изнашивании предельный износ наступает в случае его распространения более чем на 50% поверхности зубьев.
В сопряжениях типа вал — втулка предельный износ при посадках с зазором наступает после увеличения номинального зазора в 2 раза для ответственных соединений и в 3…4 раза для неответственных. При посадках с натягом предельный износ наступает в случае уменьшения натяга ниже максимально допускаемого. Для шлицевых соединений зазор может увеличиваться в 15…20 раз.
У подшипников качения предельный износ наступает при увеличении радиального зазора в 3…4 раза по сравнению с нормальным и достижении осевого зазора 0,3 мм для подшипников диаметром до 100 мм и 0,4 мм — для подшипников большего диаметра.
У подшипников скольжения предельный износ допускается до 1…3 % диаметра вала. Скорость изнашивания зависит от условий нагружения и смазывания и лежит в диапазоне 0,01… …0,5 мкм/ч.
Скорость изнашивания валов ниже скорости изнашивания подшипников скольжения в 2…3 раза, что объясняется большей износостойкостью стали, из которой изготовлены валы, по сравнению с материалом подшипников, а также более равномерным изнашиванием шейки вала в связи с ее вращением.
У фрикционных муфт и тормозов предельный износ зависит от толщины накладок и составляет 3…6 мм. Скорость изнашивания этих элементов — в среднем 25…125 мкм/ч и зависит как от качества материала, из которого они изготовлены, так и от режима работы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Износ типовых деталей машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы