Комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности строительных машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации, называется системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. Система называется плановой потому, что все ее мероприятия выполняют по заранее разработанному плану, а предупредительной потому, что входящие в нее мероприятия предназначены для восстановления работоспособности машины или ее деталей до их выхода из строя.
Система регламентирована «Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин» (М.: Стройиздат, 1978).
Данная система основана на обязательном планировании, подготовке и проведении по каждой машине, находящейся в эксплуатации, соответствующих видов технического обслуживания и ремонта с заданной последовательностью и периодичностью.
В системе ППР используют следующие основные понятия и определения: – ремонтный цикл — наименьший повторяющийся период эксплуатации машины, в течение которого осуществляются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания и ремонта, предусмотренные нормативной документацией; – цикл технического обслуживания — наименьший повторяющийся период эксплуатации машины, в течение которого выполняют в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания, предусмотренные нормативной документацией; – под продолжительностью технического обслуживания каждого его вида понимают календарное время соответствующего ТО машины.
Система ППР, по которой машину останавливают на техническое обслуживание или ремонт после отработки установленного количества машино-часов, включает в себя работы по техническому обслуживанию и ремонту машины.
Техническое обслуживание машины проводят в принудительном порядке, ремонт — по потребности.
Техническое обслуживание машины — это комплекс работ для поддержания ее исправности или только работоспособности при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании путем предупреждения повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений всей машины.
Техническое обслуживание бывает следующих видов: – ежесменным (ЕО), выполняемым перед началом, в течение или после рабочей смены; – плановым (ТО), проводимым после отработки машиной установленного заводом-изготовителем количества часов; – сезонным (СО), выполняемым два раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).
Плановые ТО подразделяют на ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т. д. и проводят в установленнные для каждого номера сроки. При выполнении ТО-1 в него включают все работы, проводимые в процессе ЕО, при выполнении ТО-2 — все работы ТО-1; ТО-3 совмещают по времени с текущим ремонтом. Объемы и номенклатура работ, входящих в ТО, установлены заводом-изготовителем машины и приведены в инструкциях по эксплуатации машины.
В состав ЕО входит смазывание машины согласно схеме смазывания, подготовка к передаче при смене бригады, а также контрольный осмотр перед пуском в работу для проверки действия рабочих органов машины, ходовой части, тормозов, освещения, сигналов, автоматического управления. Затраты времени на ежесменное обслуживание учтены в Единых нормах и расценках на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.
При ТО производят очистку, мойку, осмотр (ревизию) и контроль технического состояния деталей, агрегатов, приборов, канатов, систем гидравлики, сменного рабочего оборудования и машины в целом; крепление деталей, регулирование механизмов, смазывание, заправку машины, опробование действия отдельных механизмов, рабочего оборудования и машины в целом, а также замену или восстановление изношенных деталей.
Смазывание машины, замену смазочных материалов, регулирование механизмов выполняют как при плановом техническом обслуживании, так и по отдельному графику в соответствии с указаниями заводских карт и таблиц смазывания.
При СО дополнительно промывают соответствующие системы, заменяют сезонные эксплуатационные материалы, устанавливают или снимают утепления и приборы предпускового подогрева двигателей.
Ремонт машин — комплекс работы для поддержания и восстановления исправности или работоспособности машин, обеспечивающий устранение повреждений и причин отказов.
Различают следующие виды ремонта.
Текущий ремонт (Т) осуществляют в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности машины до очередного планового вида ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц и деталей в объеме, определяемом техническим состоянием машины.
В общем случае текущий ремонт машин включает в себя помимо работ по их очистке от пыли и грязи, мойки и выполнения других операций технического обслуживания некоторые работы по восстановлению их работоспособности.
В процессе текущего ремонта проводят следующие виды работ: – восстановление изношенных деталей, в процессе которого им возвращают первоначальную форму и размеры или же их обрабатывают под ремонтные размеры, а также производят обработку под заданный класс шероховатости, реставрацию противокоррозионных покрытий, а в ряде случаев и повышение износостойкости поверхностей; – замену изношенных деталей и сборочных единиц, что требует проведения работ по разборке машин, осмотру и дефектовке деталей и сборочных единиц, комплектованию, сборке, установке и выверке их первоначального положения.
К типовым работам, выполняемым при текущем ремонте, относятся следующие: ликвидация подтекания в системах гидравлики, смазывания, охлаждения и топливоподачи; замена крепежных соединений с частичным завариванием и последующей рассверловкой отверстий под болты; подваривание металлоконструкций и наплавка изношенных поверхностей в местах появления трещин и разрывов; правка металлоконструкций и неответственных валов; замена зубчатых колес, цепей и ремней в открытых передачах; замена изношенных сборочных единиц и агрегатов.
Капитальный ремонт (К) осуществляют для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса машины путем замены или восстановления любых ее сборочных единиц и деталей, включая базовые.
Решение о проведении капитального ремонта машин принимают на основе результатов их осмотра комиссией, возглавляемой главным инженером или главным механиком организации, на балансе которой находится машина. Если на основании данных наружного осмотра и безразборной диагностики установлено, что машина сохранила определенный ресурс работоспособности, то комиссия может дать разрешение на ее дальнейшую эксплуатацию. С этой целью составляют специальный акт.
Капитальный ремонт сложных строительных машин (экскаваторов, самоходных скреперов, кранов) проводят централизованно на специализированных ремонтных заводах.
Различают два основных вида организации ремонта: необезличенный и обезличенный.
При необезличенном методе ремонта восстановительные операции производят с учетом принадлежности деталей и сборочных единиц к определенной машине. Отремонтированные и восстановленные до заданных параметров детали устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты. Машину ремонтирует одна комплексная бригада на универсальных и реже на специализированных постах.
При обезличенном методе ремонта восстановительные операции выполняют без учета принадлежности деталей и сборочных единиц к определенной машине. Этим методом можно восстанавливать как машину в целом, так и определенные агрегаты. Один из видов обезличенного метода ремонта — агрегатный, при котором машину восстанавливают путем замены изношенных сборочных единиц новыми или отремонтированными. Для выполнения такого ремонта организуют оборотный фонд. Его создают из сборочных единиц, получаемых от машиностроительных заводов, и из восстановленных отдельных сборочных единиц, снимаемых со списываемых машин. Потребность в оборотном фонде определяют для каждой строительной организации в зависимости от количества однотипных машин, времени оборачиваемости сборочных единиц и продолжительности их ремонта.
Сведения о проведенном капитальном ремонте заносят в технический паспорт машины, сведения о текущем ремонте и техническом обслуживании — в журнал учета технического обслуживания. При этом фиксируют вид ремонта или технического обслуживания, характер и объем выполненных работ, продолжительность пребывания машины в ремонте или техническом обслуживании, количество отработанных машиной машино-часов до данного вида ремонта или технического обслуживания.
К ремонтам, не предусмотренным системой ППР, относятся аварийный ремонт А, выполняемый для устранения последствий аварии, и восстановительный ремонт В, который осуществляют по специальному разрешению для уникальных машин или в случае, когда невозможно заменить машину. При этом полностью восстанавливают изношенные машины, исчерпавшие ресурс работоспособности.
Стоимость восстановительного ремонта равна или даже превышает стоимость новой машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система технического обслуживания и ремонта средств механизации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы