Изоляция обмоток полюсных катушек и якоря электрической машины — один из наиболее важных ее элементов. Материалы, используемые для изоляции, не должны проводить ток и разрушаться под действием напряжения. Изоляция должна выдерживать температуру, повышающуюся при работе машины. К изоляционным материалам относят лаки, слоистые и непропитанные волокнистые материалы, минеральные диэлектрики и др.
Лаки. Изготовленную обмотку якорей и полюсных катушек электродвигателей пропитывают изоляционными лаками, для чего применяют: глифталевые лаки, получаемые синтетическим путем на основе глифталевых смол и используемые в качестве пропиточных, покровных, а также клеящих материалов при изготовлении различных видов миканита и микафолия; бакелит — искусственную смолу, легкорастворимую в спирте и используемую Для изготовления бакелитовых лаков, обладающих высокой теплостойкостью, механической и электрической прочностью; асфальтовые лаки, представляющие собой асфальто-минеральную смолу, растворенную в скипидаре или бензоле. Детали, покрытые этим лаком, хорошо противостоят перегибам и обладают высокой электрической прочностью
Перечисленные лаки различают по номерам, при этом каждая разновидность лака имеет свою характеристику и назначение при изготовлении обмоток и катушек электрических машин и аппаратов.
Слоистые материалы. Для изоляции электрооборудования и отдельных его деталей применяют слоистые пластики, в которых наполнителями являются листовые волокнистые материалы. К таким пластикам относят, например, гетинакс и текстолит.
Гетинакс — наиболее распространенный слоистый электроизоляционный материал, который изготовляют из прочной и стойкой к высокой температуре пропитанной бумаги, выработанной из древесной щелочной целлюлозы.
Текстолит в отличие от гетинакса изготовляется из пропитанной ткани, обладает повышенной удельной вязкостью и стойкостью к истиранию. Однако он значительно дороже гетинакса, поэтому применяется в отдельных случаях, например, для изоляции деталей, несущих ударную нагрузку или работающих на истирание (деталей переключателей).
Непропитанные волокнистые материалы. Электрокартон (прессшпан) марки ЭВ вырабатывают из древесной щелочной целлюлозы, тряпья или из их смеси и применяют при изготовлении каркасов, катушек, шайб и прокладок для изоляции пазов электродвигателей. Обычно используют картон толщиной до 3 мм.
Фибру изготовляют из тонкой бумаги, которую сначала пропускают через теплый раствор хлористого цинка, а затем наматывают слоями на барабан до получения общего слоя нужной толщины, при этом отдельные слои бумаги слипаются друг с другом. Излишек хлористого цинка смывают водой, после чего фибру прессуют. Фибру ФЛАК (листовая авиационная конструкционная), ОФ (техническая) и других марок выпускают в листах. Она обладает высокой механической прочностью и хорошо поддается механической обработке. Размоченную в горячей воде фибру можно формовать, после чего она сохраняет приданную ей форму.
Минеральные диэлектрики. В эту группу входят материалы, встречающиеся в недрах земли и используемые в качестве электрической изоляции в их естественном виде, без тепловой или химической обработки. К ним относят слюду, миканит, асбест, фарфор.
Слюда — важнейший минерал из природных электроизоляционных материалов, встречается в виде слоистых кристаллов, характерной особенностью которых является способность легко расщепляться на параллельные пластинки. Слюда большинства применяемых видов при нагреве сохраняет электрические и механические свойства и плавится при 1225—1300 °С.
Коллекторный миканит изготовляют из слюды флогопит, а связью служит шеллак или глифталь. При прессовании миканит благодаря малому содержанию смолы и давлению получает высокие механические свойства, в частности дает малую усадку при работе под давлением и повышенной температуре, что обеспечивает прочность коллектора электрических машин.
Асбест — минерал сложного химического состава волокнистого строения, способный расщепляться на гибкие и тонкие волокна с гладкой поверхностью, отличается от других минералов тем, что может быть подвергнут прядению и ткачеству аналогично текстильным материалам. Наиболее важными свойствами асбеста для его технического применения являются: высокая механическая и электрическая прочность, эластичность, жароупорность, стойкость к щелочам и кислотам, малая теплопроводность.
Электротехнический фарфор изготовляют из глины определенных сортов, называемых фарфоровой глиной (каолином), с добавлением полевого шпата и кварца. Применяют фарфор для изготовления изоляторов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Изоляционные материалы электротележек"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы