Для комбайнов, врубовых, погрузочных и многих других машин длительность межремонтного периода или показатели выполненного объема работ не являются достаточными для оценки долговечности, особенно двух важнейших показателей ее — надежности работы машины в пределах межремонтного периода и расходов на поддержание работоспособности машины за весь период ее использования.
При изучении вопроса о критериях оценки долговечности машин исследователи чаще всего обращаются к экономическим параметрам, позволяющим дать обобщенную оценку качества машины.
Правильно подобранные и обоснованные критерии оценки долговечности машин позволят объективно судить о качестве машин, планировать работу заводов в этом направлении и повысить ответственность за сохранность оборудования в эксплуатации. Следует добавить, что при наличии объективных показателей долговечности машин можно правильно нормировать потребность промышленности в машинном оборудовании и запасных частях.
Для оборудования и горного инструмента, не подвергающегося ремонту, объективным показателем долговечности может служить машинное время работы и связанное с ним количество выпущенной продукции. Однако для оценки качества значительной части производственного оборудования угольных предприятий, кроме времени работы, необходимо введение дополнительных параметров.
Сформулируем условия, при которых данная машина может считаться долговечнойПрименительно к горным машинам имеются три основных условия, связанных с общим понятием о долговечности машин.
1. Работа машин в межремонтный период должна характеризоваться высокой степенью надежности (малой вероятностью непредвиденного выхода из строя).
2. Сроки службы отдельных деталей должны быть достаточно большими и равными (или кратными) межремонтному сроку службы машины (с учетом рассеивания фактических значений).
3. Затраты на восстановление работоспособности машины за все время ее работы должны быть минимальными.
Выбор критерия для оценки надежности работы, машины зависит, по-видимому, от того, какие последствия влечет за собой авария машины или ее простой, вызванный необходимостью замены вышедших из строя деталей. Для технологического оборудования некоторых отраслей промышленности надежность работы может однозначно характеризоваться потерей машинного времени из-за непредвиденных ремонтных работ.
Значение Кн — 1 характеризует абсолютную надежность работы машины и отвечает первому условию ее долговечности.
Следует отметить, что определение фактических коэффициентов надежности в известной мере затруднено, так как для этого необходимы непрерывные наблюдения за работой машины с фиксацией всех случаев выхода деталей из строя и времени простоя.
Некоторое, очень неточное представление о степени надежности работы машины можно получить, учитывая количество запасных частей, используемых в эксплуатации. Однако в этом случае из анализа исключается фактор времени и потому результаты такого анализа не являются в достаточной степени точными.
Непосредственно на месте эксплуатации комбайнов «Донбасс» расходуется до 45% всех выпускаемых запасных частей основной номенклатуры. Для менее сложной машины КМП-2 на шахтах используется около 42% всех запасных частей (по стоимости). Большая часть деталей заменяется в ремонтную смену и не вызывает простоев добычного участка.
Для породопогрузочных машин ЭМП-1 непосредственно в эксплуатации расходуется до 37% . выпускаемых запасных частей. В то же время запасные части для машины ПМЛ-5 шахты потребляют в очень ограниченном количестве.
Таким образом, расход запасных частей в эксплуатации может служить косвенным и притом только качественным показателем надежности работы машины.
Для обобщенной оценки долговечности машины в ВНИИПТУГЛЕМАШе был разработан экономический параметр — коэффициент долговечности Кд, определяющий время работы машины, за -которое расходы на запасные части достигают стоимости комплекта деталей (из основной номенклатуры запасных частей).
Экономический критерий долговечности машины связывает основные параметры, определяющие срок службы, надежность работы 1 и затраты на ремонт, что придает этому критерию обобщающий характер. Действительно, для машин, имеющих многие десятки и сотни деталей с разными сроками службы, различными коэффициентами вторичного использования и частой заменой деталей в эксплуатации, трудно дать оценку долговечности, не прибегая к обобщенным показателям.
По нормативным показателям породопогрузочные машины ЭПМ-1 и ПМЛ-5 можно считать равноценными (в отношении их долговечности). Между тем по среднему расходу запасных частей эти машины в целом различаются в 1,83 раза, а по редукторным узлам от 3,7 до 4,3 раза.
Определение коэффициентов долговечности имеет следующее практическое значение. Прежде всего необходимо отметить возможность оценки изменения долговечности машин и их узлов в связи с работами заводов по повышению качества своей продукции. На нормативных показателях прямо не сказывайся результаты различных улучшений в конструкции и технологии изготовления и ремонта деталей и узлов. В то же время на значении коэффициента долговечности улучшение качества деталей отражается непосредственно ипритом в такой форме, которая наиболее существенна для эксплуатации (простои оборудования, расход запасных частей, фактическая себестоимость ремонта). В качестве примера отметим, что за период 1954—1956 гг. межремонтные и амортизационные сроки службы комбайнов «Донбасс» и врубовых машин КМП-2 не изменились, но фактическое качество машин существенно повысилось. В табл. 6 приведены значения коэффициента долговечности для шестерен комбайнов, врубовых и породопогрузочных машин за три года.
Как видно, долговечность шестерен комбайна «Донбасс» за рассматриваемый период времени увеличилась на 36%, а зрубо-вых машин — всего на 5%.
Для сравнения долговечности шестерен разных машин коэффициент долговечности, выраженный в часах, необходимо разделить на годовой фонд машинного времени для каждой машины и тем самым перевести значения в календарное время. Как видно, для машины ПМЛ-5 расходы на приобретение запасных шестерен только через 3,7 года достигнут стоимости их комплекта на одну машину. Почти в 1,5 раза менее долговечны шестерни врубовой машины, еще ниже коэффициент долговечности для шестерен комбайна. Наихудшие показатели у зубчатых передач машины ЭПМ-1, для которых за один год меняется полный комплект шестерен (по стоимости). Различие в сроках службы деталей шестеренной группы породопогрузочных машин ЭПМ-1 и ПМЛ-5 определяется главным образом различием в динамике привода.
На величине коэффициента долговечности сильно сказываются и условия работы машин.
Для анализа путей повышения долговечности оборудования следует рассматривать в формуле влияние разных параметров на значение коэффициента долговечности.
Как видно, коэффициент КА дает общее представление о долговечности машин, но служить нормативным показателем в эксплуатации он не может. Для этой цели должны быть использованы наиболее простые и по возможности более близко связанные с производственным процессом показатели. Основное требование к таким показателям заключается в том, чтобы они достаточно точно отражали, выполняемую машиной работу (по общему объему и интенсивности), так как только при этом условии нормативы смогут отражать реальное состояние машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"К вопросу о критериях оценки долговечности забойных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы