Разработка проекта современной машины представляет собой сложный трудоемкий процесс, требующий квалифицированной работы целого конструкторского коллектива. В ходе разработки проекта современной машины численность и качественный состав конструкторского коллектива меняется при переходе от одной стадии проектирования к другой. Эти изменения прежде всего обусловливаются спецификой конструкторских документов, разрабатываемых на различных стадиях проектирования. Естественно, что такие качественные и количественные изменения конструкторских документов влекут за собой изменения и состава исполнителей, разрабатывающих эти документы, так как для каждого из них требуется разработчик определенной квалификации.
В зависимости от квалификации конструкторы различаются следующим образом сообразно занимаемым должностным положениям.
Главный конструктор проекта должен иметь наивысшую квалификацию и возглавлять все работы по конструированию машины. Он решает все технические и организационные вопросы в ходе проектирования, начиная от разработки технического задания и кончая сдачей машины в эксплуатацию.
Ведущий конструктор (конструктор I категории) имеет высокую квалификацию, позволяющую ему руководить конструированием определенной части машины. В качестве ближайших помощников руководителя проекта ведущие конструкторы могут разрабатывать основополагающие конструкторские документы: чертежи общих видов машины, важнейшие схемы, технические условия, пояснительную записку, программу и методику испытаний, инструкции по эксплуатации и т. д. В ряде случаев ведущие конструкторы руководят проектами несложных машин.
Старший техник, техник разрабатывают конструкторскую документацию на стадии рабочего проектирования: чертежи несложных механизмов и частей, теоретические, габаритные и монтажные чертежи, чертежи деталей, спецификации, различные виды ведомостей и таблиц. Конструкторы этой категории по существу завершают конструкторское оформление машины и разрабатывают ту часть документации, по которой в конечном счете производится непосредственное изготовление машины. Поэтому требования к квалификации конструкторов, занимающих эти должности, высокие. В частности, они должны в совершенстве владеть не только графикой и правилами машиностроительного черчения, но и уметь также делать прочностные расчеты отдельных деталей, знать технологию изготовления этих деталей и учитывать ее в чертежах и т. д.
Чертежник выполняет графические работы под непосредственным руководством конструктора, в распоряжении которого он находится. От чертежника требуются знания правил машиностроительного черчения и умение пользоваться этими правилами.
Указанное разделение конструкторов на должностные категории с точки зрения их творческих возможностей является условным. В действительности этот вопрос значительно сложнее, так как занимаемая должность не может выражать личных способностей конструктора. Практика дает немало примеров, когда конструктор, наделенный соответствующими личными качествами более успешно справляется с порученной ему разработкой новой конструкции, чем конструктор, занимающий по сравнению с ним более высокое положение. Кроме того, в условиях конструкторской работы понятие «разработать чертеж» нельзя воспринимать обязательно в том смысле, что конструктор воспользовался только силой воображения и изложил свои технические идеи в виде конструкторских чертежей. Чаще при разработке новых конструкций проектировщики стремятся подобрать чертежи уже зарекомендовавших себя аналогичных конструкций и делают в них изменения применительно к заданным условиям. Такой прием работы значительно ускоряет сроки разработки чертежей, гарантирует работоспособность конструкции и снижает трудоемкость конструкторских работ. При этом конструктор формально ставит на чертеже свою подпись и считается его автором. В силу этих обстоятельств на практике можно встретить парадоксальные случаи, когда автором какого-либо сложного чертежа является конструктор низкой квалификации.
Состав конструкторского коллектива на стадиях проектирования машины изменяется следующим образом.
Техническое предложение. Поскольку на этой стадии проектирования решаются принципиальные вопросы устройства будущей
машины с согласованием и оформлением графического и тексто-вого материала, численность конструкторского коллектива является минимальной. Конструкторский коллектив состоит из руководителя проекта и одного или нескольких помощников.
Эскизный проект. Для выполнения эскизного проекта численность конструкторского коллектива значительно увеличивается, В его состав включаются ведущие конструкторы и старшие инженеры, выполняющие чертежи принципиальных схем, общих видов составных частей и машины в целом. Одновременно они производят необходимые расчеты и разрабатывают пояснительную записку-к проекту. Использовать на данной стадии труд конструкторов более низкой квалификации представляется весьма затруднительным.
Технический проект. Характер и состав конструкторской доку, ментации технического проекта позволяет использовать дополнительно труд менее квалифицированной части конструкторов, что еще больше увеличивает численность конструкторского коллектива. При техническом проектировании в работе могут принимать участие, помимо ведущих конструкторов и старших инженеров, также! инженеры, старшие техники и техники, хотя объем их работы на этой стадии весьма ограничен.
Рабочий проект. Конструкторские работы на данной стадии носят принципиально иной характер, чем на стадиях эскизного и технических проектов. В связи с тем, что все принципиальные вопросы конструкций машины в основном решены, при рабочем проектировании разрабатывается документация, которая конкретизирует технический проект, делая возможным изготовить по нему машину в металле. Обычно в рабочих проектах машин 60—80% всего объема конструкторской документации составляют чертежи деталей. Это говорит о том, что при рабочем проектировании, основная и наиболее трудоемкая часть проекта выполняется старшими техниками, техниками и чертежниками. Конструкторы высокой квалификации, разработавшие чертежи общих видов, руководят деятельностью младшего звена коллектива, которое разрабатывает чертежи деталей к общим видам. На стадии рабочего проекта конструкторский коллектив наиболее многочисленный.
На всех стадиях разработки проекта машины численность конструкторов одной и той же квалификации в составе конструкторского коллектива всегда определяется возможностью их параллельной работы над различными частями конструкции. Возрастающие требования к создаваемым машинам вынуждают включать в состав конструкторских коллективов, помимо конструкторов, также специалистов иного профиля; расчетчиков, специалистов по электроавтоматике и дизайнеров. Инженеры-расчетчики выполняют весьма ответственную работу, обеспечивающую точность кинематики и гарантийную прочность машины, максимальное снижение массы конструкций и т. д.
Обшая расчетная схема машины составляется в следующей последовательности: расчет кинематической схемы машины; расчет потребляемых и передаваемых мощностей; расчеты на прочность и долговечность элементов машины. При этом важно, чтобы в определении передаваемых мощностей и нагрузок, выборе форм, профилей и сечений деталей было учтено все многообразие факторов, влияющих на их прочность. Эта схема расчета дает возможность всем конструкторам, участвующим в проекте, быстро ориентироваться в исходных данных, необходимых для разработки порученных им частей. Руководствуясь исходными данными, конструкторы в ходе своих разработок рассчитывают сечения валов, долговечность подшипников, размеры шестерен, шкивов, цепных звездочек, длину шпонок и шляцев, жесткость пружин, размеры тоомозных колодок, усилия на рычагах и т. д. Необходимо отметить, что попытки централизованного проведения таких расчетов путем сосредоточения их в специально созданных расчетных группах в ряде случаев отрицательно сказывались на работе конструкторов.
В современных условиях конструкции новых машин все чаще включают системы автоматического контроля, регулирования и управления, различные виды предохранительных систем и другие системы, основанные на использовании электроавтоматики. При необходимости разработки таких систем в состав конструкторских коллективов включаются соответствующие специалисты. Они разрабатывают необходимые схемы электроавтоматики в тесном взаимодействии с конструкторами, на долю которых падает конструкторское оформление этих схем в чертежах. Схемы электроавтоматики входят в состав конструкторской документации проекта машины.
В ходе конструкторских работ для консультации могут привлекаться также химики, физики, психологи, социологи и другие специалисты, которые, однако, не являются членами конструкторского коллектива, поскольку никакой конструкторской документации они не разрабатывают. Исключение из этого правила — дизайнеры, которые, хотя и не разрабатывают конструкторскую документацию, все же являются членами конструкторских коллективов.
Дизайнеры (специалисты по художественному конструированию или просто художники-конструкторы) стали включаться в состав конструкторских коллективов недавно в связи с повышением требований к новым машинам с позиций промышленной эстетики. Непосредственными задачами дизайнера, участвующего в разработке конструкции машины, являются эстетическое решение компоновки узлов и машины в целом, технико-эстетические решения по оформлению отдельных деталей и цветовому оформлению. Эти задачи решаются дизайнером на всех стадиях разработки проекта, ричем вопросы компоновки узлов и машины в целом решаются на стадии эскизного проекта, технико-эстетическое оформление отдельных деталей — на стадии технического проекта, а цветовое оформление — в ходе рабочего проектирования.
Задачи, поставленные перед дизайнером, могут решаться дву. мя способами,
Первый способ, графический, является самым дешевым и заключается в том, что дизайнер разрабатывает пространственный рисунок будущей машины в нескольких вариантах, решая одновременно вопросы цветового оформления. Второй способ моделирования— связан с некоторыми дополнительными затратами и заключается в изготовлении дизайнером пространственных моделей будущей машины в масштабе. Выбранный вариант компоновки машины реализуется конструкторами при разработке конструкторской документации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы