Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Методология конструирования машин

Публикация:
   Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины

Читать далее:




Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины

Разработка проекта современной машины представляет собой сложный трудоемкий процесс, требующий квалифицированной работы целого конструкторского коллектива. В ходе разработки проекта современной машины численность и качественный состав конструкторского коллектива меняется при переходе от одной стадии проектирования к другой. Эти изменения прежде всего обусловливаются спецификой конструкторских документов, разрабатываемых на различных стадиях проектирования. Естественно, что такие качественные и количественные изменения конструкторских документов влекут за собой изменения и состава исполнителей, разрабатывающих эти документы, так как для каждого из них требуется разработчик определенной квалификации.

В зависимости от квалификации конструкторы различаются следующим образом сообразно занимаемым должностным положениям.

Главный конструктор проекта должен иметь наивысшую квалификацию и возглавлять все работы по конструированию машины. Он решает все технические и организационные вопросы в ходе проектирования, начиная от разработки технического задания и кончая сдачей машины в эксплуатацию.

Ведущий конструктор (конструктор I категории) имеет высокую квалификацию, позволяющую ему руководить конструированием определенной части машины. В качестве ближайших помощников руководителя проекта ведущие конструкторы могут разрабатывать основополагающие конструкторские документы: чертежи общих видов машины, важнейшие схемы, технические условия, пояснительную записку, программу и методику испытаний, инструкции по эксплуатации и т. д. В ряде случаев ведущие конструкторы руководят проектами несложных машин.

Старший техник, техник разрабатывают конструкторскую документацию на стадии рабочего проектирования: чертежи несложных механизмов и частей, теоретические, габаритные и монтажные чертежи, чертежи деталей, спецификации, различные виды ведомостей и таблиц. Конструкторы этой категории по существу завершают конструкторское оформление машины и разрабатывают ту часть документации, по которой в конечном счете производится непосредственное изготовление машины. Поэтому требования к квалификации конструкторов, занимающих эти должности, высокие. В частности, они должны в совершенстве владеть не только графикой и правилами машиностроительного черчения, но и уметь также делать прочностные расчеты отдельных деталей, знать технологию изготовления этих деталей и учитывать ее в чертежах и т. д.

Чертежник выполняет графические работы под непосредственным руководством конструктора, в распоряжении которого он находится. От чертежника требуются знания правил машиностроительного черчения и умение пользоваться этими правилами.

Указанное разделение конструкторов на должностные категории с точки зрения их творческих возможностей является условным. В действительности этот вопрос значительно сложнее, так как занимаемая должность не может выражать личных способностей конструктора. Практика дает немало примеров, когда конструктор, наделенный соответствующими личными качествами более успешно справляется с порученной ему разработкой новой конструкции, чем конструктор, занимающий по сравнению с ним более высокое положение. Кроме того, в условиях конструкторской работы понятие «разработать чертеж» нельзя воспринимать обязательно в том смысле, что конструктор воспользовался только силой воображения и изложил свои технические идеи в виде конструкторских чертежей. Чаще при разработке новых конструкций проектировщики стремятся подобрать чертежи уже зарекомендовавших себя аналогичных конструкций и делают в них изменения применительно к заданным условиям. Такой прием работы значительно ускоряет сроки разработки чертежей, гарантирует работоспособность конструкции и снижает трудоемкость конструкторских работ. При этом конструктор формально ставит на чертеже свою подпись и считается его автором. В силу этих обстоятельств на практике можно встретить парадоксальные случаи, когда автором какого-либо сложного чертежа является конструктор низкой квалификации.

Состав конструкторского коллектива на стадиях проектирования машины изменяется следующим образом.

Техническое предложение. Поскольку на этой стадии проектирования решаются принципиальные вопросы устройства будущей

машины с согласованием и оформлением графического и тексто-вого материала, численность конструкторского коллектива является минимальной. Конструкторский коллектив состоит из руководителя проекта и одного или нескольких помощников.

Эскизный проект. Для выполнения эскизного проекта численность конструкторского коллектива значительно увеличивается, В его состав включаются ведущие конструкторы и старшие инженеры, выполняющие чертежи принципиальных схем, общих видов составных частей и машины в целом. Одновременно они производят необходимые расчеты и разрабатывают пояснительную записку-к проекту. Использовать на данной стадии труд конструкторов более низкой квалификации представляется весьма затруднительным.

Технический проект. Характер и состав конструкторской доку, ментации технического проекта позволяет использовать дополнительно труд менее квалифицированной части конструкторов, что еще больше увеличивает численность конструкторского коллектива. При техническом проектировании в работе могут принимать участие, помимо ведущих конструкторов и старших инженеров, также! инженеры, старшие техники и техники, хотя объем их работы на этой стадии весьма ограничен.

Рабочий проект. Конструкторские работы на данной стадии носят принципиально иной характер, чем на стадиях эскизного и технических проектов. В связи с тем, что все принципиальные вопросы конструкций машины в основном решены, при рабочем проектировании разрабатывается документация, которая конкретизирует технический проект, делая возможным изготовить по нему машину в металле. Обычно в рабочих проектах машин 60—80% всего объема конструкторской документации составляют чертежи деталей. Это говорит о том, что при рабочем проектировании, основная и наиболее трудоемкая часть проекта выполняется старшими техниками, техниками и чертежниками. Конструкторы высокой квалификации, разработавшие чертежи общих видов, руководят деятельностью младшего звена коллектива, которое разрабатывает чертежи деталей к общим видам. На стадии рабочего проекта конструкторский коллектив наиболее многочисленный.

На всех стадиях разработки проекта машины численность конструкторов одной и той же квалификации в составе конструкторского коллектива всегда определяется возможностью их параллельной работы над различными частями конструкции. Возрастающие требования к создаваемым машинам вынуждают включать в состав конструкторских коллективов, помимо конструкторов, также специалистов иного профиля; расчетчиков, специалистов по электроавтоматике и дизайнеров. Инженеры-расчетчики выполняют весьма ответственную работу, обеспечивающую точность кинематики и гарантийную прочность машины, максимальное снижение массы конструкций и т. д.

Обшая расчетная схема машины составляется в следующей последовательности: расчет кинематической схемы машины; расчет потребляемых и передаваемых мощностей; расчеты на прочность и долговечность элементов машины. При этом важно, чтобы в определении передаваемых мощностей и нагрузок, выборе форм, профилей и сечений деталей было учтено все многообразие факторов, влияющих на их прочность. Эта схема расчета дает возможность всем конструкторам, участвующим в проекте, быстро ориентироваться в исходных данных, необходимых для разработки порученных им частей. Руководствуясь исходными данными, конструкторы в ходе своих разработок рассчитывают сечения валов, долговечность подшипников, размеры шестерен, шкивов, цепных звездочек, длину шпонок и шляцев, жесткость пружин, размеры тоомозных колодок, усилия на рычагах и т. д. Необходимо отметить, что попытки централизованного проведения таких расчетов путем сосредоточения их в специально созданных расчетных группах в ряде случаев отрицательно сказывались на работе конструкторов.

В современных условиях конструкции новых машин все чаще включают системы автоматического контроля, регулирования и управления, различные виды предохранительных систем и другие системы, основанные на использовании электроавтоматики. При необходимости разработки таких систем в состав конструкторских коллективов включаются соответствующие специалисты. Они разрабатывают необходимые схемы электроавтоматики в тесном взаимодействии с конструкторами, на долю которых падает конструкторское оформление этих схем в чертежах. Схемы электроавтоматики входят в состав конструкторской документации проекта машины.

В ходе конструкторских работ для консультации могут привлекаться также химики, физики, психологи, социологи и другие специалисты, которые, однако, не являются членами конструкторского коллектива, поскольку никакой конструкторской документации они не разрабатывают. Исключение из этого правила — дизайнеры, которые, хотя и не разрабатывают конструкторскую документацию, все же являются членами конструкторских коллективов.

Дизайнеры (специалисты по художественному конструированию или просто художники-конструкторы) стали включаться в состав конструкторских коллективов недавно в связи с повышением требований к новым машинам с позиций промышленной эстетики. Непосредственными задачами дизайнера, участвующего в разработке конструкции машины, являются эстетическое решение компоновки узлов и машины в целом, технико-эстетические решения по оформлению отдельных деталей и цветовому оформлению. Эти задачи решаются дизайнером на всех стадиях разработки проекта, ричем вопросы компоновки узлов и машины в целом решаются на стадии эскизного проекта, технико-эстетическое оформление отдельных деталей — на стадии технического проекта, а цветовое оформление — в ходе рабочего проектирования.

Задачи, поставленные перед дизайнером, могут решаться дву. мя способами,

Первый способ, графический, является самым дешевым и заключается в том, что дизайнер разрабатывает пространственный рисунок будущей машины в нескольких вариантах, решая одновременно вопросы цветового оформления. Второй способ моделирования— связан с некоторыми дополнительными затратами и заключается в изготовлении дизайнером пространственных моделей будущей машины в масштабе. Выбранный вариант компоновки машины реализуется конструкторами при разработке конструкторской документации.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства