Для увеличения деловой отдачи конструкторов их рабочие места организуют и оснащают в соответствии с характером трудовых функций. Для различных категорий конструкторов эти функции не являются одинаковыми, хотя в процессе выполнения проекта они настолько взаимосвязаны, что в конце концов сливаются в единую коллективную деятельность по созданию конструкторской документации, составляющей в целом законченный проект разрабатываемой машины.
В ходе работы над проектом такая взаимосвязь требует надежного рабочего контакта между конструкторами и группами конструкторов, объединенных организационно-техническими принципами построения конструкторского коллектива. Исходя из этого, рабочие места конструкторов обычно размещаются в конструкторском зале в порядке, обеспечивающем их нормальную компоновку и оптимальное использование рабочей площади зала.
Типовое рабочее место конструктора обычно оснащают и приспосабливают применительно к разработке конструкторских чертежей и связанных с этим вспомогательных работ по ознакомлению с различными информационными материалами (чертежи, техническая литература), а также к разработке текстовой конструкторской документации (расчеты, программные документы по испытанию машин, паспорта машин, технические условия, спецификация и др.).
В соответствии с этим рабочее место конструктора компонуется, как правило, из чертежного и письменного столов, расположенных перпендикулярно друг другу. Современные чертежные столы представляют собой массивные металлические станки с прикрепленными к ним чертежными досками, на которых установлены приборы С линейками. Такое устройство чертежного стола придает ему чрезвычайную устойчивость и позволяет устанавливать доску с приколотым к ней чертежом на различную высоту от пола и с различным наклоном, что позволяет конструктору работать с чертежом в наиболее удобном положении — стоя или сидя. Выбранное положение доски надежно фиксируется с помощью специального устройства при нажатии ногой на педаль у основания станка.
Прибор с линейками, закрепленный на чертежной доске, позволяет конструктору перемещать линейки по всему полю доски (чертежа) в таком положении, при котором они всегда остаются параллельными первоначально выбранному положению, установленному и фиксируемому конструктором с помощью поворотной головки.
Современная промышленность поставляет такие приборы двух систем: пантографной и координатной. Каждая система имеет конструктивные особенности, учет которых при оснащении рабочих мест конструкторов и при размещении их в конструкторских залах является немаловажным делом.
Чертежный прибор первой системы представляет собой шарнирно соединенные рычаги, образующие пантографный механизм, который прикреплен на шарнирах к стойке-кронштейну привинченной к чертежной доске и являющейся несущей базовой деталью всего прибора. Кинематическая структура пантографного механизма обеспечивает неизменное вертикальное положение линии, соединяющей центры отверстий А и В при любом перемещении рычагов пантографного механизма, которое допускается конструкцией. С помощью винтов в отверстиях А и В к пантографно-му механизму крепится поворотная головка 4 с двумя чертежными линейками, перпендикулярными одна другой. Линейки вместе с поворотной головкой могут быть по желанию повернуты под соответствующим углом к линии А В. В какую бы область чертежной доски конструктор не переместил головку с линейками, их положение будет параллельно исходному. Это свойство пантографного механизма обеспечивает нужную при разработке чертежей параллельность наносимых линий. Устойчивое безразличное равновесие пантографа и головки с линейками в любой области доски обеспечивается противовесом.
Чертежный прибор второго типа в качестве несущей (базовой) детали имеет привинченный к чертежной доске горизонтальный рельс, по которому на рамках перемещается горизонтальная каретка с жестко закрепленным на ней вертикальным рельсом. Свободный конец вертикального рельса вместе с горизонтальной кареткой опирается вмонтированным в его окончание роликом на нижний край доски. Вдоль вертикального рельса перемещается вертикальная каретка с закрепленной на ней поворотной головкой, несущей чертежные линейки.
Такая конструкция обеспечивает перемещение поворотной головки с линейками в любую область доски — по горизонтали (за счет горизонтальной каретки) и по вертикали (за счет вертикальной каретки). Естественно, что при таком пермещении головки закрепленные на ней линейки сохраняют свою ориентацию по отношению к доске, что обеспечивает параллельность наносимых на чертеже линий. Во избежание самопроизвольного соскальзывания вертикальной каретки и головки вниз во внутренней полости вертикального рельса установлен противовес (иногда пружинный механизм), соединенный с кареткой тросиком (или капроновой ни)ью) через блок.
Поворотная головка с линейками, используемая в чертежных приборах как пантографной, так и координатной системы в процессе работы перемещается конструктором в нужную область чертежной доски (чертежа) левой рукой, так как в правой руке конструктор держит карандаш.
Обычная поворотная головка монтируется на пластине, жестко прикрепляемой винтами к пантографу (или вертикальной каретке) чертежного прибора и имеет возможность поворачиваться вокруг своей оси в обе стороны относительно нормального (нулевого) положения. Непосредственно на поворотной головке установлен кронштейн, с линейками и градуированный лимб5 для отсчета угла поворота. Поворот головки с линейками фиксируется автоматически через каждые 15° с помощью самозаклинивающейся защелки и делительного диска. Защелка размыкается с делительным диском при нажатии собачки. Разомкнутое положение защелки может быть зафиксировано специальной деталью (флажком).
Использование таких чертежных приборов значительно облегчает вычерчивание и техническое оформление конструкторской документации. Установлено, что на вычерчивание чертежа с помощью вышеуказанных приборов требуется времени примерно на 30% меньше, чем на вычерчивание этого же чертежа с помощью рейсшины и угольника. Из сопоставления указанных систем чертежных приборов видно, что они обладают различными особенностями, определяющими их рациональное использование. У приборов пантографной системы перемещение головки с линейками ограничено в горизонтальном направлении, что не позволяет устанавливать их на чертежные доски большой длины и затрудняет разработку на них общих видов машин с большой длиной (сборочные конвейеры с приспособленными к ним специальными видами оборудования для оснащения рабочих мест, некоторые виды автоматических и технологических линий и т. д.).
При необходимости выполнения чертежей большой длины на досках, оснащенных такими приборами, конструктор вынужден в процессе работы неоднократно откреплять чертеж от доски, перемещать, ориентировать и вновь закреплять кнопками, что создает большие неудобства в работе. Приборы координатных систем свободны от этого недостатка. Горизонтальное перемещение головки с линейками у них ограничено только размерами чертежной доски и длиной рельса, однако они громоздки, занимают много места. Руководствуясь характерными размерами чертежей, которые выполняются конструкторами, к оснащению их конструкторских мест следует подходить дифференцированно. На рис. 16 был показан пример такого рационального оснащения рабочих мест конструкторов.
В настоящее время чертежные столы, оснащенные вышеуказанными приборами, к сожалению, пока что остаются основным оборудованием, облегчающим конструктору изложение результатов его мыслительной деятельности на бумаге в форме конструкторских документов. Однако в ходе дальнейшего развития техники оснащение рабочего места конструктора, несомненно, будет значительно меняться благодаря внедрению механизации и автоматизации чер-тежно-оформительских работ, составляющих неотъемлемую часть деятельности конструктора при разработке проектов машин. Развернувшиеся в наши дни работы по созданию оборудования для механизации и автоматизации чертежно-оформительских работ уже дают практические результаты.
Сегодня на вооружении многих конструкторских бюро находятся разнообразные ЭВМ, значительно облегчающие решение сложнейших конструкторских задач, что заметно сказывается на характере деятельности конструктора и требует от него не только знания возможностей вычислительной техники, но и непосредственного участия в построении различных математических моделей, программ для ЭВМ и других связанных с этим работах. С расширением Kgyra задач, решение которых поручается ЭВМ, появилась возможность получать результаты их расчетов не в числовом, а в графическом виде. Основываясь на таких возможностях, советские специалисты создали ряд автоматических систем, которые по данным, поступающим от ЭВМ, строят на бумаге машиностроительные чертежи.
К числу таких автоматических систем относится графическое регистрирующее устройство ЕС-7051 (рис. 6). В этом устройстве двоичный код, в котором ЭВМ рассчитывает координаты точек будущего чертежа переводится в импульсы, способные управлять двумя шаговыми двигателями. Один из этих двигателей перемещает траверсу слева направо и справа налево, а другой перемещает на траверсе каретку с пишущим устройством. Чтобы графопостроитель, имеющий скорость 50 мм/с, не отнимал драгоценное время у машины, передающей данные с неизмеримо большей скоростью, у него есть буферная память емкостью четыре тысячи байтов. Порции данных, получаемой от машины примерно за 0,02 с, хватает графопостроителю для самостоятельной работы в течение 1 ч.
В пишущей головке графопостроителя установлено три чернильных пера, что позволяет осуществить трехцветную запись, причем изменение цвета происходит автоматически. Можно задавать разный масштаб вычерчивания (1:2, 1:1 и 2:1), которое производится сплошной, шриховой или штрихпунктирной линиями. Все построения ведутся на бумажном поле размером 1050X1000 мм.
Весьма обнадеживающие результаты получены также в области создания машин, которые могут читать чертежи, обобщать полученные данные и делать на этом основании необходимые для конструктора выводы.
Необходимо, однако, заметить, что положительные результаты, получаемые при внедрении ЭВМ в практику конструкторских работ, распространяются пока только на нетворческую часть этих работ, именуемую в теории творческого мышления (эвристике) «рутинной». ЭВМ сегодняшнего «поколения» хорошо справляются с задачами в области конструирования редукторов, турбин, самолетов и других машин. После введения в ЭВМ соответствующих зада, ний они сравнивают и анализируют несколько вариантов технических решений,, детально рассчитывают вариант, которому отдано предпочтение, определяют его конструктивные параметры и автоматически выдают всю необходимую документацию.
Для успешной работы ЭВМ необходимо иметь уже готовое техническое решение. Если же известные технические решения не удовлетворяют требованиям задания и для его выполнения требуется новая конструктивная схема, то она становится в тупик. Создание ЭВМ, способных синтезировать новые прогрессивные технические решения, на сегодня является проблемой, решение которой по прогнозам специалистов предполагается к 2000 г.
Следует также отметить, что конструкторские бюро все в большей степени оснащаются современными копировально-множительными машинами, позволяющими делать многочисленные копии чертежей непосредственно с карандашного оригинала, изменяя при желании масштаб чертежа согласно ГОСТ 2.302—68 «ЕСКД. Масштабы» и переводить карандашный оригинал на прозрачную кальку для последующего размножения фотохимическим методом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация рабочего места конструктора-машиностроителя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы